Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе у детей?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Посттравматический стресс – это тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся снижением настроения, ухудшением памяти, пессимистической оценкой перспектив, депрессией, невозможностью устанавливать глубокие контакты с окружающими, высокой возбудимостью или, напротив, слабой активностью детей. Но главная особенность посттравматического стресса – это его продолжительность. После первой острой фазы страха и последующего шока наступает довольно длительный период внешне нормального поведения, когда ребенок ведет себя «как всегда». Единственное, чего он избегает, так это ситуаций и разговоров, связанных с предыдущим шоком. Он как бы «забывает» все. Доходит до абсурда. Ребенок может настаивать на том, что он никогда не был на представлении «Норд‑Оста», несмотря на три дня ада и последующую длительную госпитализацию. Но проходит время, годы (иногда два, иногда десять), и с уже взрослым человеком начинается истерика, его мучают воспоминания, все переживается как вчера – ярко, эмоционально насыщенно и также пугающе. И становится ясно: все это время травма жила в душе и влияла на восприятие человека, на его отношения с родными, на его карьеру, – словом, на его судьбу. Массовым посттравматический стресс становится в результате войн, катастроф, землетрясений. Свое название этот синдром (почти заболевание, но позволяет жить в обычных условиях, без госпитализации) получил после того, как психологи стали работать с ветеранами войн – вьетнамской, афганской, чеченской. Но, конечно, психологические последствия войн и катастроф были и раньше. Просто психическому здоровью уделяли меньше внимания. Печально, но именно войны стимулировали развитие психологии как науки и практики. И совсем недавно стали обращать внимание на детей. Виной тому – подлый терроризм, который делает уязвимыми нас и наших детей на улицах, в школе, дома, в метро и в больницах. Но, кроме прямых, первичных, жертв терроризма, есть еще и те, кто стал свидетелем и травмирован увиденным. Количество вторичных жертв и среди взрослых, и среди детей несопоставимо выше, чем прямых. В этом и состоит основной расчет террористов. Дети, которые смотрели телевизор во время захвата заложников в Беслане и потом не спали по ночам, отказывались выходить на улицу и, конечно, идти в школу на следующий день, оказались наиболее заметными вторичными жертвами.
Памятка родителям • Если дети боятся идти в детский сад или школу, нужно найти способ оставить их дома на 1–3 дня. Учиться они все равно не смогут. Более того, испуганные дети будут индуцировать друг друга, заражать своими страхами и невероятными предположениями. • С ребенком нужно поговорить о том, что его пугает. И первое, что нужно сделать, – это прижать его к себе: «Не бойся, я с тобой! Я никому не дам в обиду своего малыша». Не бойтесь взять его на ночь к себе в кровать. За одну‑две ночи он не привыкнет, но зато почувствует себя защищенным и успокоенным. • Нужно рассказывать детям о том, что другие дети нуждаются в помощи и прививать им солидарность. Отнести игрушку в пункты сбора помощи пострадавшим, написать письмо или сделать открытку – хороший способ активного противостояния беде. • Но! Если ребенок шокирован, испуган, не нужно на него давить и мучить разговорами. Когда пройдет самая острая фаза, вы обязательно поговорите. А пока нужно просто побыть с ним и попробовать чем‑то порадовать или отвлечь: игрушкой, фильмом, книжкой. • Не забудьте сказать, что бояться террористов (равно, как и других опасностей) – это нормально: «Любой бы испугался на твоем месте!», «Взрослых людей специально учат жить и работать в условиях опасностей. Врачи, пожарные, спасатели специально и долго этому учатся. А когда они были маленькими, они тоже боялись. Может, даже больше всех, поэтому и решили вырасти и помогать людям».
В нескольких московских школах учащиеся 3–4 классов написали послания детям Беслана, в которых были слова поддержки, восхищения мужеством ровесников: «Это большое горе, которое объединяет нас»; «Трагедия для всех нас»; «Террористы – это нелюди, звери, которые посягнули на самое дорогое – жизнь, которая у многих только началась»; «Все самое плохое, злое и ничтожное попыталось взять верх над самым светлым и добрым»; «Терроризм – это самое страшное, что есть в мире»; «Москва, Буденовск, Волгодонск, Дагестан, а теперь к этому списку прибавился еще один город нашей родины – Беслан». Дети писали: «Вы должны быть сильными и мужественными»; «Поскорее выздоравливайте»; «Здоровья, радости, быстрого выздоровления и возвращения домой»; «Держитесь, вы – настоящие герои». Все школьники демонстрировали солидарность, поддержку и разделяли горе своих сверстников. Миротворческие акции проводились и в провинции: «Подарим игрушку тем, у кого ее нет!», «Письмо мира». Показать сплоченность, неравнодушие окружающих людей – значит придать детям уверенности в том, что с горем можно справиться, не нужно отчаиваться, нужно действовать. Но эти акции не обязательно должны быть коллективно организованными, они могут носить характер частных инициатив. По иронии некоторые психологи рекомендовали играть с детьми в террористов, как это делают в Израиле. Всему свое время и свое место. В первые дни после шока, нужно максимально удалить психологически ребенка от источника страхов. Игры, разговоры будут уместны потом, на фазе рационализации шока. Хочу рассказать в двух словах об уникальных «невербальных» методах реабилитации детей, созданных российскими специалистами. В 2000 году в одном из детских садов на Каширском шоссе был создан Реабилитационный центр коррекционной педагогики «Сломанный Цветок» – для детей от 2 до 15 лет. Я побывала там по совету моих коллег социальных работников, и с тех пор мы дружим. Для организации и проведения коррекционных мероприятий были привлечены психологи, психиатры, педагоги и журналисты. На территории небольшого детсада был создан игровой городок с уникальными методиками под общим названием «Мозартика». Я считаю основным достижением моих коллег то, что они выводят вовне детскую травму и учат детей с нею справляться даже тогда, когда ребенок стал совсем неконтактным. Переживший трагедию малыш иногда не может говорить о ней. Он просто молча смотрит в одну точку. Шок – это мощная защитная реакция организма. Но в случае, если она затянется, деятельность всего организма может быть парализована. Раскладывая мозаику, дети инстинктивно воссоздают образ «беды». Это может быть сбившая ребенка машина, сгоревший дом, погибшие родственники. Если «беду» можно складывать и раскладывать, значит, с нею можно справляться. «Мозартика» (от слов мозаика и art – искусство) – это набор конструкторов, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детям вне зависимости от их состояния, возраста, национальности в игровой форме. Например, там есть комната страха, город Изюм, Кенгуру с Большим Ухом, чтобы ему могли жаловаться дети, и т. д. Задача игрового комплекса – помочь ребенку за несколько занятий восстановить картину мира, обозначить проблему, пройти курс реабилитации. В одной из комнат бывшего детского сада, на территории которого раскинулась мозартика, размещены несколько больших столов. Они и служат основанием для создания новых миров. Фигурные края, абстрактные образы. В фоновой окраске столов прочитываются космические просторы, луга и очертания мегаполиса. Они провоцируют фантазию детей, ничем ее не ограничивая. Создатели «Мозартики» запустили в производство настольную версию своей методики. Ее можно купить в магазинах детских игрушек. В комнате Страха, напротив, нет ничего, кроме темноты. В ней нет окон, а дверью служит тяжелый занавес. Стены, потолок этой маленькой каморки, в прошлой жизни кладовки, оклеены темно‑синими обоями, символизирующими темное небо. Весь фокус этого метода, который может быть использован родителями и в домашних условиях, в том, чтобы вместе с ребенком провести некоторое время в «страшном месте». Не испугаться, не убежать, не разрыдаться, а притаиться, внимательно оглядеться и поговорить о том, что пугает. Важно взяться за руки и побыть вместе. Специалисты «Сломанного цветка», который работает как официальный центр московского правительства, приглашаются во все точки, где происходят крупные теракты. Их работа поддерживается международными организациями. Однако общение с коллегами после трагедии в Беслане лишний раз убедило меня в том, что успех реабилитации наших детей зависит в наибольшей степени от родителей. Сила рода, большой семьи очень сильна в восточной традиции. Некоторые семьи хоронили по 6–8 детей. Иногда психологически сильные дети восстанавливаются быстрее взрослых и «вытаскивают» своих родных сами. Другие, психологически слабые, будут идти на дно вместе с родными. Мой коллега из Италии, детский доктор Владимир Обозинский, писал в канун 2005 года, что он и его жена взяли к себе несколько детей, организовали для них елку, приготовили подарки, потому что родители «забыли» это сделать. Самое лучшее, для детей таких «забывчивых» родителей – это переселиться жить в семьи родственников или уехать жить и учиться подальше от места трагедии. Очень важно, чтобы дети не обозлились, не выросли в кровавых мстителей. Но и здесь специалисты указывают на роль семьи и ближайшего окружения.
Памятка родителям • Основным источником формирования установок на терпимое отношение к иным, не похожих на нас людей является семья, а позже уже и среда сверстников. • Установлено, что существует устойчивая взаимосвязь между полом и возникновением посттравматического стресса у детей. У девочек посттравматический стресс возникает чаще и его признаки выражены сильнее. • Уровень интеллекта имеет наибольший вес среди индивидуально‑психологических характеристик, связанных с возникновением посттравматического стресса у детей. Существует обратная зависимость: чем ниже интеллект, тем интенсивнее проявления посттравматического стресса. • Внимание! Отсутствие адекватной поддержки, нормального функционирования и крепкой структуры в семье способствует возникновению посттравматического стресса у детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.012 с.) |