ТОП 10:

РУСЬ ВО ВРЕМЕНА ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА



РУСЬ ВО ВРЕМЕНА ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

Термины и понятия:

Православие — одно из главных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы сложились в Византии в IX—XI вв. Окончательно оформилось как самостоятельная церковь в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную. Особенности нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие — «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь. Провозглашает верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу учения положены Священное Писание — Библия (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание.

Первая попытка религиозной реформы Владимира.

«Повесть временных лет»(Извлечение)

« ...И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после».

 

Владимир поставил кумиры «на холме за теремным двором». Новый пантеон располагался рядом с княжеским двором, но не внутри его, а в самом центре Киева, что делало богослужение доступным не только узкому кругу князя и его приближенных. Приверженность князя Владимира Святославича языческой религии, возможно, привела к тому, что языческое население столицы выступило против христиан. В 983 г., согласно «Повести временных лет», происходит столкновение язычников и христиан, проживавших в Киеве.

Важнейшим элементом языческой реформы Владимира было провозглашение Перуна, покровителя князя и его дружины, верховным общегосударственным божеством Киевской Руси. Этим была подготовлена почва для последующего принятия христианства как государственной религии. Возможно, и сама реформа язычества происходила под влиянием христианства, уже получившего распространение на Руси.

Господство языческой религии препятствовало дальнейшему развитию централизованного государства, династическим бракам, сказывалось на отношениях с другими странами. Принятие христианства становится следующим закономерным и необходимым этапом на пути развития Киевского государства.

 

Проблема выбора религии может быть освещена одним из учащихся в ходе подготовленного заранее сообщения или доклада по теме «Владимир Святой и проблема выбора монотеистической религии». В процессе обсуждения доклада учащиеся отвечают на вопрос: какие факторы повлияли на выбор православной ветви христианства?

Учащимся также может быть предложено составить сравнительную характеристику католической и православной ветви христианской религии.

Православие Католичество
Учение, указывающее путь спасения для всех людей Спасение человека зависит от его собственной воли
Общество — единое целое, которому каждый человек обязан служить Самостоятельность и внутренняя свобода личности
Православная церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но и укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение Церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества

 

Владимир (980 – 1015)

· Крещение Руси

· Восстановление единства государства, прекращение междоусобиц (3 года)

· Изменение во внешней политике: западное направление. Борьба с Польшей.

· Стал строить оборонные укрепления для защиты от печенегов (Белгород). Появилась система светового оповещения.

· Первая русская церковь – Десятинная в Киеве.

· Система управления при Владимире – как при Святославе – сыновья великого князя становились наместниками в княжествах.

 

«Повесть временных лет» (извлечение. Владимир «выбирает» религию)

В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: „Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: „Какова же вера ваша?». Они же ответили: „Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. <…>»... Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: „Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: „Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: „Так говорит тебе папа: „Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево». Владимир же спросил их: „В чем заповедь ваша?». И ответили они: „Пост по силе: „если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», – как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: „Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: „Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». И спросил Владимир: „Что у вас за закон?». Они же ответили: „Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: „А где земля ваша?». Они же сказали: „В Иерусалиме». А он спросил: „Точно ли она там?». И ответили: „Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: „Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».

Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего: „Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их, и потонули, так вот и этих ожидает день погибели их, когда придет Бог судить народы и погубит всех, творящих беззакония и скверное делающих. <…>». Владимир спросил: „Зачем же сошел Бог на землю и принял такое страдание?». Ответил же философ: „Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю». Владимир же сказал: „Рад послушать». И начал философ говорить так…

…В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: „Вот приходили ко мне болгары, говоря: „Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?». И сказали бояре и старцы: „Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: „Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: „Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: „Зачем пришли?». Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. <…>

…И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. <…> И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, – сам крещусь!». <…> И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: „Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: „Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же». И едва принудили ее.

 

Причины принятия христианства на Руси:

· По языческой традиции, умерших сжигали, уничтожая при этом часть имущества (в том числе и рабов); самоубийство принималось как естественное решение каких-либо ситуаций;

· Растущий класс феодалов, который обеспечивал себя за счет бесконечных войн, стремился к еще большему обогащению. Возникла необходимость беспрепятственно обирать народ, отнимать весь излишек (прибавочную стоимость). Язычество же требовало, чтобы славянин обеспечил себе богатые похороны (язычник излишек не отдаст).

· Новая религия примиряла людей с существующим строем, оправдывала богатство одних, нищету других, способствовало закрепощению, удержанию крестьян на землях феодалов, обещая воздаяние после смерти;

· Христианство проповедует воздаяние за грехи, представление об аде и рае, способствует распространению моральных, религиозных норм. Страх наказания за грехи и вознаграждения за полную тягот земную жизнь стало частью сознания древнерусского человека;

· Новая религия помогала поднятию и распространению престижа князей;

· Часто среди народа вспыхивали восстания из-за непомерных поборов киевских князей. Христианство помогало отвлекать производителей от классовой борьбы, бороться с утаиванием части урожая, угрожая небесными карами; служение феодалу стало считаться долгом каждого;

· Часть дружины была христианской, а другая – языческой. Это было не удобно при произношении клятвы до боя, воздаяния после победы;

· Христианство выступило как духовная объединяющая сила полиэтнического государства;

· От этого зависел международный авторитет страны, его экономические, торговые связи с другими странами и в первую очередь, с Европой.

Мономашичи

Всеволод Ярославич (1030 – 1093) + Мария (Анна -?), дочь византийского императора Константина IХ Мономаха.

 

Владимир Мономах Ростислав (ум. 1093)

(1053 – 1113 – 1125)

Жена – дочь англосаксонского короля Гарольда

 

 


Мстислав Великий Юрий Долгорукий

(1076 – 1125 – 1132) (ум. 1157)

 

 


Волынская ветвь Смоленская ветвь

Изяслав Ростислав Новгород

 


Мстислав Роман

 


Роман Мстислав Киевский

(1199 – 1205) (ум. 1223 г.)

 

 

Даниил Галицкий

(1201 – 1264)

 

Владимир Мономах – князь смоленский (с 1067 г.); черниговский (с 1078 г.); переяславский (с 1093 г.); киевский (с 1113 г.)

1076 – с Олегом Святославичем участвовал в походе против чехов с поляками.

1078 – Всеволод – киевский князь, а Владимир получил Чернигов.

1080 – освободил Черниговские земли от половцев, нанес поражение кочевникам-торкам.

Подавил восстание владимиро-волынского князя Ярослава против отца.

1093 – умер Всеволод, Владимир уступил Киев по старшинству святополку, а сам занял черниговский престол.

1093 – боролся с половцами и их союзником Олегом Святославичем.

1094 – уступил Олегу Чернигов, занял Переславль.

1095 – заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном, вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей (переяславский посадник, воевода) и киевского боярина Словята. (заложником у половцев был 10-летний сын его Святослав)

1097 – Любечский съезд, он инициатор. Другие съезды – 1100, 1103 (Долобский) гг.

1103, 1107. 1111 – военные походы против половцев, которые после поражений переслали надолго совершать набеги на Русь.

1113-1125 – великий киевский князь.

Принятие нового свода законов – «Устав Владимира Мономаха»: защита права собственности, облегчение положения бедных, снижение %%, облегчение долговых обязательств и запрет на обращение должников в рабство. Это закон воссоединенной Руси.

Персоналии:
Изяслав, Святослав и Всеволод— сыновья Ярослава Мудрого, создатели Правды Ярославичей.

Владимир Мономах(1053—1125 гг.) — князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.
Мстислав Великий (1076 – 1132 гг.) – сын Владимира Мономаха, князь новгородский (1088-1093 и 1095-1117гг.), ростовский и смоленский (1093-1095 гг.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117-1125 гг.), киевский (1125-1132 гг.). Продолжил политику отца, сохранил единство Руси, присоединил в 1127 г. к Киеву Полоцкое княжество, организовал ряд выступлений против Литвы, половцев, Олега Святославича.

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить". И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".

РУСЬ ВО ВРЕМЕНА ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

Термины и понятия:

Православие — одно из главных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы сложились в Византии в IX—XI вв. Окончательно оформилось как самостоятельная церковь в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную. Особенности нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие — «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь. Провозглашает верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу учения положены Священное Писание — Библия (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание.

Первая попытка религиозной реформы Владимира.

«Повесть временных лет»(Извлечение)

« ...И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после».

 

Владимир поставил кумиры «на холме за теремным двором». Новый пантеон располагался рядом с княжеским двором, но не внутри его, а в самом центре Киева, что делало богослужение доступным не только узкому кругу князя и его приближенных. Приверженность князя Владимира Святославича языческой религии, возможно, привела к тому, что языческое население столицы выступило против христиан. В 983 г., согласно «Повести временных лет», происходит столкновение язычников и христиан, проживавших в Киеве.

Важнейшим элементом языческой реформы Владимира было провозглашение Перуна, покровителя князя и его дружины, верховным общегосударственным божеством Киевской Руси. Этим была подготовлена почва для последующего принятия христианства как государственной религии. Возможно, и сама реформа язычества происходила под влиянием христианства, уже получившего распространение на Руси.

Господство языческой религии препятствовало дальнейшему развитию централизованного государства, династическим бракам, сказывалось на отношениях с другими странами. Принятие христианства становится следующим закономерным и необходимым этапом на пути развития Киевского государства.

 

Проблема выбора религии может быть освещена одним из учащихся в ходе подготовленного заранее сообщения или доклада по теме «Владимир Святой и проблема выбора монотеистической религии». В процессе обсуждения доклада учащиеся отвечают на вопрос: какие факторы повлияли на выбор православной ветви христианства?

Учащимся также может быть предложено составить сравнительную характеристику католической и православной ветви христианской религии.

Православие Католичество
Учение, указывающее путь спасения для всех людей Спасение человека зависит от его собственной воли
Общество — единое целое, которому каждый человек обязан служить Самостоятельность и внутренняя свобода личности
Православная церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но и укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение Церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества

 

Владимир (980 – 1015)

· Крещение Руси

· Восстановление единства государства, прекращение междоусобиц (3 года)

· Изменение во внешней политике: западное направление. Борьба с Польшей.

· Стал строить оборонные укрепления для защиты от печенегов (Белгород). Появилась система светового оповещения.

· Первая русская церковь – Десятинная в Киеве.

· Система управления при Владимире – как при Святославе – сыновья великого князя становились наместниками в княжествах.

 

«Повесть временных лет» (извлечение. Владимир «выбирает» религию)

В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: „Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: „Какова же вера ваша?». Они же ответили: „Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. <…>»... Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: „Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: „Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: „Так говорит тебе папа: „Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево». Владимир же спросил их: „В чем заповедь ваша?». И ответили они: „Пост по силе: „если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», – как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: „Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: „Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». И спросил Владимир: „Что у вас за закон?». Они же ответили: „Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: „А где земля ваша?». Они же сказали: „В Иерусалиме». А он спросил: „Точно ли она там?». И ответили: „Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: „Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».

Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего: „Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их, и потонули, так вот и этих ожидает день погибели их, когда придет Бог судить народы и погубит всех, творящих беззакония и скверное делающих. <…>». Владимир спросил: „Зачем же сошел Бог на землю и принял такое страдание?». Ответил же философ: „Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю». Владимир же сказал: „Рад послушать». И начал философ говорить так…

…В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: „Вот приходили ко мне болгары, говоря: „Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?». И сказали бояре и старцы: „Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: „Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: „Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: „Зачем пришли?». Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. <…>

…И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. <…> И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, – сам крещусь!». <…> И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: „Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: „Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же». И едва принудили ее.

 

Причины принятия христианства на Руси:

· По языческой традиции, умерших сжигали, уничтожая при этом часть имущества (в том числе и рабов); самоубийство принималось как естественное решение каких-либо ситуаций;

· Растущий класс феодалов, который обеспечивал себя за счет бесконечных войн, стремился к еще большему обогащению. Возникла необходимость беспрепятственно обирать народ, отнимать весь излишек (прибавочную стоимость). Язычество же требовало, чтобы славянин обеспечил себе богатые похороны (язычник излишек не отдаст).

· Новая религия примиряла людей с существующим строем, оправдывала богатство одних, нищету других, способствовало закрепощению, удержанию крестьян на землях феодалов, обещая воздаяние после смерти;

· Христианство проповедует воздаяние за грехи, представление об аде и рае, способствует распространению моральных, религиозных норм. Страх наказания за грехи и вознаграждения за полную тягот земную жизнь стало частью сознания древнерусского человека;

· Новая религия помогала поднятию и распространению престижа князей;

· Часто среди народа вспыхивали восстания из-за непомерных поборов киевских князей. Христианство помогало отвлекать производителей от классовой борьбы, бороться с утаиванием части урожая, угрожая небесными карами; служение феодалу стало считаться долгом каждого;

· Часть дружины была христианской, а другая – языческой. Это было не удобно при произношении клятвы до боя, воздаяния после победы;

· Христианство выступило как духовная объединяющая сила полиэтнического государства;

· От этого зависел международный авторитет страны, его экономические, торговые связи с другими странами и в первую очередь, с Европой.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.022 с.)