Г. – крещение Новгорода «огнем и мечом» Добрыней и Путятей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. – крещение Новгорода «огнем и мечом» Добрыней и Путятей



Двоеверие – особенность русского православия в начальный период крещения – сочетание христианских догматов, правил с традициями и представлениями язычества.

 

Последствия ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ДРЕВНЕЙ РУСЬЮ
    Следствия в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии
Ускорило консолидацию 1древнерусской народности
Ускорило социальную дифференциацию 2древнерусскогообщества. Формирование господствующего слоя вокруг князя
Способствовало возникновению и укреплению 3земельной собственности на Руси
Оказало влияние на политическую структуру 4Древнерусского государства. Рост международного престижа Руси
Способствовало формированию 5 единой древнерусской культуры (письменность, литература, архитектура и др.)
Церковь как новая политическая организация поддерживала княжескую власть, укрепляла единство страны, оправдывала существующую социальную несправедливость, следила за моральным состоянием общества, способствовала распространению письменности.

 

Династические браки всегда способствовали укреплению мира и дружбы между народами, а также являлись важными показателями роста международного авторитета государства. В XI в. браки представителей Киевской династии Рюриковичей свидетельствовали о том, что Русь заняла видное место в системе европейских государств, а ее связи с латинским Западом были самыми тесными. Ярослав Мудрый сосватал сыну Изяславу дочь польского короля Мешко II, сыну Святославу - дочь немецкого короля Леопольда фон Штаде. Младший из трех Ярославичей Всеволод женился на дочери императора Византии Константина Мономаха. Среди дочерей Ярослава старшая, Агмунда-Анастасия, стала венгерской королевой, Елизавета - норвежской, а затем датской королевой, Анна - французской королевой. Чем же были обусловлены действия Ярослава Мудрого при выборе династий для установления родственных связей? Одним из критериев выбора невесток стало стремление великого князя скрепить мирные договоры узами брака. По такому принципу была подобрана жена для четвертого сына – Всеволода Ярославича. Ею стала византийская принцесса Анна, дочь Константина Мономаха. Неудивительно, что Царьград оказывал особое покровительство этой семье. Другой сын Ярослава Мудрого – Изяслав был женат на польской принцессе Гертруде-Елизавете, которая в последствии помогла ему возвратить потерянный киевский престол. В 1068 г. киевляне потребовали, чтобы великий князь Изяслав Ярославич, роздал им оружие и коней для продолжения войны с половцами. Изяслав отказался подчиниться постановлению веча, так как его дружины ещё не успели оправиться от предыдущего поражения. Тогда толпа разграбила княжий двор. Изяслав был свергнут и бежал в Польшу, а народ избрал на киевский престол полоцкого князя Всеслава Чародея, освобожденного из киевской тюрьмы. Здесь и понадобилась изгнанному князю поддержка своих польских родственников. Призвав на помощь войска короля Болеслава, своего тестя, Изяслав двинулся на Русь. Киевляне выступили навстречу, изготовившись к битве. Но Всеслав не собирался защищать чужую отчину. Он бежал в Полоцк. А со временем киевляне всё же открыли ворота Киева и вернули князя Изяслава на престол. Таким образом, династический брак сына Ярослава Мудрого сыграл значительную роль для Киевской Руси. Другие три сына Ярослава были женаты на католичках – немецких принцессах, но значительного сближения христианской Руси с католической Германией не последовало. Святослав Ярославич был женат на немецкой графине Оде, Вячеслав Смоленский – на Оде Леопольдовне, графине Штаденской, Игорь Ярославич – на Кунигунде, дочери саксонского маркграфа. Дочери Ярослава Анна, Елизавета и Анастасия гораздо более выгодным образом заключили браки, став королевами Франции, Норвегии и Венгрии. Старшая дочь Анна Ярославна вышла замуж за французского короля Генриха I. У них родился сын Филипп I. После смерти Генриха I Анна стала регентшей при своем малолетнем сыне и почти 10 лет самолично управляла Францией. Анастасия-Агмунда Ярославна была замужем за венгерским королем Андреем I. Но самое яркое впечатление оставляют династические браки Елизаветы Ярославны. Легенда гласит: служил в дружине у Ярослава молодой варяг Харальд потомок конунга Норвегии, волею судеб покинувший свое отечество. Однажды увидел Харальд молодую княжну Елизавету Ярославну. Увидел и полюбил на веки вечные. Елизавете он тоже по сердцу пришелся, но Ярослав запретил дочери даже думать об том нищем скитальце. Тогда Харальд снарядил корабль, собрал храбрую дружину и отправился в далекие страны. И слава о нем загремела по всему свету. Захватив добычу богатую, отсылал он в дар красавице злато-серебро, каменья самоцветные, ткани узорные. Летели годы. И вот под стенами Киева показались однажды корабли варягов. В сиянии славы и золота прибыл Харальд вновь просить руки Елизаветы Ярославны. Теперь князь принял его милостиво и отдал за него дочь. А когда призвали норвежцы Харальда на царство, уехала с мужем и Елизавета. С той поры и имена всегда звучали в сагах рядом… Но это - легенда. В реальности все обстояло несколько иначе… Харальд Беспощадный был потомком первого объединителя Норвегии – конунга Харальда Прекрасноволосого – и продолжателем его дела. Он пытался и мечом, и словом объяснить необходимость единой государственной власти своим свободолюбивым и воинственным соплеменникам. В 1030 г. он с братом Олавом Толстым участвовал в битве при Стиклестадире, где был ранен. Окрепнув, он отправился на Восток – в Гардарики, то есть на Русь, где норвежские войны и купцы в ту пору чувствовали себя в полном смысле слова как дома. Конунг Ярицлейв – князь Ярослав Мудрый – радушно принял знатного гостя: князь не так давно занял русский престол благодаря поддержке варягов. Молодой и воинственный Харальд, неплохой собеседник и талантливый скальд (поэт), быстро добился выгодного положения при дворе. В течение нескольких лет он командовал войсками князя Ярослава: водил их на поляков и поморских славян, возвращался с победой и с восточных рубежей Русской державы. Считается, что в то время в сердце молодого викинга и проснулась любовь к дочери Ярослава Елизавете. Правда, княжне в то время было не больше 9 лет, а значит, скорее всего, Харальдом двигал именно династический интерес. Отец девочки не считал перспективу семейного союза с Харальдом радужной. Будущее молодого конунга ему представлялось весьма туманным: в Норвегии тянулись усобицы, и никакого желания выдавать Елизавету за храброго, но безземельного северянина у Ярослава не было. Тогда Харальд отправился проторенной викингами дорогой – в Константинополь. Харальд и здесь пришелся ко двору и проявил себя в морских походах на Сицилию, покорил Иерусалим. А Елизавета Ярославна все это время ждала. Из сицилийского похода Харальд при каждом удобном случае посылал трофеи киевскому князю: у него они были в большей безопасности и, кроме того, каждый теперь знал, что в зятья к Ярославу набивается не какой-то бедный викинг. Как потом говорили, столько добра не было в северных странах ни у кого. После паломничества норвежец решил завершить службу и отправиться домой. Вот тогда и предстала перед Харальдом красавица Елизавета. Теперь уже Ярослав благосклонно выслушал своего давнего знакомого, когда тот завел разговор о женитьбе. Елизавету отдали за варяга, и вместе с ним и его воинами отправилась она в Норвегию. Там Харальд собирался завоевать норвежский трон, занятый его племянником Магнусом Добрым. И это ему удалось. Елизавета стала Норвежской королевой. У Харальда и королевы Эллисив (так ее называли в Норвегии) родились две дочери: Мария и Ингигерд, названная в честь матери Елизаветы, шведской принцессы Ингигерды. В свой последний поход на Британские острова в 1066 году король Харальд взял с собой королеву Эллисив, дочерей и сына от другого брака, Олава. В битве на Стэмфордском мосту король Харальд погиб, пораженный стрелой прямо в горло. В тот же день скончалась его старшая дочь Мария, а Эллисив, вместе с Ингигерд и Олавом, вернулись в Норвегию. Впоследствии Елизавета стала женой Датского короля Свейна Эстридсона. Дочь Харальда и Елизавета, Ингигерд, вышла замуж за датского конунга Олава Свейнссона и тоже стала королевой Дании. Подводя итоги, можно выявить следующие преимущества династических браков детей Ярослава: - Материальная поддержка Руси - Укрепление международных отношений - Урегулирование конфликтов между государствами - Увеличение влияния киевского княжеского дома среди государств Европы  
  На иллюстрации: Елизавета Ярославна, королева Норвегии, потом Дании.
 
     

На иллюстрации: Анна Ярославна, королева Франции

Мономашичи

Всеволод Ярославич (1030 – 1093) + Мария (Анна -?), дочь византийского императора Константина IХ Мономаха.

 

Владимир Мономах Ростислав (ум. 1093)

(1053 – 1113 – 1125)

Жена – дочь англосаксонского короля Гарольда

 

 


Мстислав Великий Юрий Долгорукий

(1076 – 1125 – 1132) (ум. 1157)

 

 


Волынская ветвь Смоленская ветвь

Изяслав Ростислав Новгород

 


Мстислав Роман

 


Роман Мстислав Киевский

(1199 – 1205) (ум. 1223 г.)

 

 

Даниил Галицкий

(1201 – 1264)

 

Владимир Мономах – князь смоленский (с 1067 г.); черниговский (с 1078 г.); переяславский (с 1093 г.); киевский (с 1113 г.)

1076 – с Олегом Святославичем участвовал в походе против чехов с поляками.

1078 – Всеволод – киевский князь, а Владимир получил Чернигов.

1080 – освободил Черниговские земли от половцев, нанес поражение кочевникам-торкам.

Подавил восстание владимиро-волынского князя Ярослава против отца.

1093 – умер Всеволод, Владимир уступил Киев по старшинству святополку, а сам занял черниговский престол.

1093 – боролся с половцами и их союзником Олегом Святославичем.

1094 – уступил Олегу Чернигов, занял Переславль.

1095 – заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном, вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей (переяславский посадник, воевода) и киевского боярина Словята. (заложником у половцев был 10-летний сын его Святослав)

1097 – Любечский съезд, он инициатор. Другие съезды – 1100, 1103 (Долобский) гг.

1103, 1107. 1111 – военные походы против половцев, которые после поражений переслали надолго совершать набеги на Русь.

1113-1125 – великий киевский князь.

Принятие нового свода законов – «Устав Владимира Мономаха»: защита права собственности, облегчение положения бедных, снижение %%, облегчение долговых обязательств и запрет на обращение должников в рабство. Это закон воссоединенной Руси.

Персоналии:
Изяслав, Святослав и Всеволод — сыновья Ярослава Мудрого, создатели Правды Ярославичей.

Владимир Мономах (1053—1125 гг.) — князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.
Мстислав Великий (1076 – 1132 гг.) – сын Владимира Мономаха, князь новгородский (1088-1093 и 1095-1117гг.), ростовский и смоленский (1093-1095 гг.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117-1125 гг.), киевский (1125-1132 гг.). Продолжил политику отца, сохранил единство Руси, присоединил в 1127 г. к Киеву Полоцкое княжество, организовал ряд выступлений против Литвы, половцев, Олега Святославича.

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить". И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.025 с.)