Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕКСТ письма Владимира Мономаха Олегу Гориславичу ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Но всё наущение дьявольское. Вот ведь были рати при умных дедах наших, при добрых и блаженных отцах наших. Дьявол ведь не хочет добра роду человеческому, ссорит нас. А написал я это тебе, потому что принудил меня сын твой, которого ты крестил, что сидит возле тебя; прислал ко мне мужа своего с грамотой, [так] говоря: "Уладимся и смиримся. А братцу моему суд [Божий] пришел. Так не станем мстителями за него, но положимся на Бога, когда предстанут они пред Богом. А Русской земли не погубим". И я, видя смирение сына своего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: он, молод и неразумен, так смиряется, на Бога уповает — я же человек грешен, грешнее всех людей. Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ее с добром или с поруганием, об этом узнаю из твоего писания. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от Бога [отпущения] прежних своих грехов. Ибо [и] Господь наш, не человек, но Бог всей вселенной — что захочет, во мгновение ока все сотворит, — Сам претерпел насмешки, и плевание, и побои; и на смерть предал себя, владея жизнью и смертью. А мы что суть, люди грешные и злые: сегодня живы, а наутро мертвы; сегодня в славе и чести, а назавтра в гробу и в забвении, [и] другие собранное нами разделят. Посмотри, брат, на отцов наших: что взяли они и на что им одежды их? Но только и есть у них, что сделали душе своей. Такими словами, брат, следовало тебе, пославши ко мне, опередить меня. Когда же убили дитя мое и твое пред тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее, словно цветок, только что расцветший, словно агнец заколотый, сказать, стоя над ним, проникнув [в] помыслы души своей: "Увы мне, что сотворил! Воспользовавшись неразумием его, ради неправды мира сего призрачного, добыл грех себе, [а] отцу и матери — слезы". Подобало тебе сказать вслед за Давидом: "Знаю, грех мой всегда предо мною" (Пс. 50, 5). Не из-за пролития крови, [но] свершив прелюбодеяние, помазанник Божий Давид посыпал голову свою и плакал горько — тот час отпустил ему согрешения его Бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне грамоту написать утешительную, а сноху мою послать ко мне — ибо нет в ней ни зла ни добра, — обняв ее, оплакал бы мужа ее и ту свадьбу их, вместо пения — ибо не видел я первые радости их, ни венчания их за грехи мои. Бога ради пусти ее ко мне скорее, с первым послом, чтобы, испустив слезы с нею, поселил ее рядом. И сядет она, словно горлица на сухом дереве, жалеючи, а я утешусь о Боге.
Тем ведь путем шли деды и отцы наши. От Бога ему суд пришел, а [не] от тебя. Если бы ты тогда свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова не занимал, но послал ко мне, то мы бы отсюда уладились. Но сам рассуди: мне ли подобало к тебе посылать, или тебе ко мне? Да если бы ты велел дитя [моему]: "Сошлись с отцом", десять раз я бы послал. Дивно ли, если муж погиб на войне? Так умирали лучшие в роду нашем. Не надо было ему выискивать чужого и меня в стыд и печаль вводить. Научили ведь его отроки, чтобы себе добыть, — а ему добыли зло. Да если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою — тогда и волость добром получишь, и сердце наше обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел я ведь крови твоей видеть у Стародуба. Но не дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления своего, ни от кого-нибудь из братьев. Если же я лгу, то Бог меня ведает и крест честной! Если же в том я грех совершил, что пошел на тебя к Чернигову из-за поганых, то в том я каюсь и о том братии печалился и еще им поведал, потому что человек есмь. Если тебе добро, то… Если же худо, то вот сидит сын твой крестный с малым братом своим, хлеб едят дедовский. А ты в своем сидишь — об этом и рядись. А если хочешь убить их — то вот они у тебя. Ибо не хочу зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь силой взять, то мы давали тебе и у Стародуба… отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, да не может он без тебя рядиться. И не сделали мы ничего дурного, не сказали: ссылайся с братом, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, то не дано будет от Бога душе его узреть мира на том свете. Не от нужды говорю тебе, не из-за беды какой по Боге, сам услышишь. Но душа моя дороже мне всего света сего.
"На Страшном суде без обвинителей себя обличаю", и прочее. Вопросы: 1. Каким здесь мы видим Владимира Мономаха? 2. Какова причина, по которой между Олегом Святославичем и русскими князьями, Рюриковичами, возникла междоусобица? 3. Как аргументирует свои предложения Владимир, почему наши симпатии именно на его стороне?
Юрий Долгорукий (Владимирович) (ум. 1157) (Суздаль 1125 – 1157) (Киев 1154 – 1157)
Андрей Боголюбский Всеволод III Большое Гнездо (1157 – 1174) (1176 – 1212)
Ярослав II Юрий (1190 – 1246) (1187 – 1238)
Ярослав Александр Невский Андрей Ярославич (ум. 1271) (1221 – 1263) (ум. в 1264) (Тверская ветвь) (Суздальско-Нижегородская ветвь) Василий (ум. 1309) Михаил Тверской Константин (ум. 1355) (1271 – 1318) Дмитрий Суздальский (1324-1383) Даниил (1261 - 1276 – 1303) Евдокия (ум. 1407) (жена Дмитрия Донского)
Юрий Иван I Калита (1281 - 1303 – 1325) (1325 – 1340)
Семен Гордый Иван II Красный (1340 – 1353) (1353 – 1359)
Дмитрий Донской (1359 – 1389)
Дмитрий Донской (1350-1359-1389)
Василий I Юрий Галицкий и Звенигородский (1371-1389-1425) (1374-1434)
Василий II Темный Василий Косой Дмитрий Шемяка (1415-1425-1462) (умер в 1448) (умер в 1453)
Иван III (1440-1462-1505) Мария Тверская Зоя (Софья) Палеолог
Иван (1490) Василий III Андрей Старицкий Дмитрий (1509) (1479-1505-1533) (1490-1537)
Иван Грозный Владимир (1530-1533-1584) (1533-1569)
Федор Иванович (1557-1584-1598)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.009 с.) |