Характеристика общих основ управления активами предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика общих основ управления активами предприятия



Политика управления оборотными активами.

Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной их классификации.

Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла.

Операционный цикл представляет собой период полного оборота оборотных активов, в процессе которого происходит изменение отдельных их видов (первая стадия).

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность.

На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений).

В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие:

1) производственный цикл предприятия, характеризующий период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса;

2 ) финансовый цикл (или цикл денежного оборота) предприятия, представляет собой период полного оборота денежных средств, которые инвестированы в оборотные активы.

Политика управления оборотными активами предполагает следующие этапы:

1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.

2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.

3. Оптимизация объема оборотных активов.

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной части оборотных активов.

5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.

6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов.

7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.

8. Формирование определенных принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.

9. Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов.

 

Управление необоротными активами

Низкая мобильность средств, вложенных в необоротные активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые инвестиции), не означает отказа от комплекса управленческих задач.

Основная цель управления необоротными активами заключается в обеспечении их своевременного обновления и эффективного использования.

В процессе управления необоротными активами решаются следующие задачи:

- определение возможных форм обновления основных производственных средств на простой и расширенной основе;

- определение потребности в наращивании необоротных активов для расширения объемов деятельности;

- определение возможных способов расширения основных производственных средств (строительство, создание, покупка, аренда, лизинг);

- обеспечение эффективного использования ранее сформированных и вновь вводимых основных средств и нематериальных активов;

- формирование необходимых финансовых ресурсов для воспроизведения необоротных активов и оптимизация их структуры.

Организационными формами обновления производственных средств на простой основе являются: текущий ремонт; капитальный ремонт; приобретение новых видов основных средств.

При расширенном воспроизводстве формирование (строительство, создание, приобретение) новых видов необоротных активов осуществляется с привлечением дополнительных финансовых ресурсов (сверх накопленной амортизации): прибыли, долгосрочных займов, выпуска ценных бумаг.

Для определения потребности в приросте необоротных активов в случае их расширенного воспроизводства анализируются:

- необходимые дополнительные площади и мощности для увеличения объемов деятельности (если нельзя повысить коэффициент сменности использования имеющихся производственных средств);

- остаток необоротных активов на начало планового периода;

- плановое выбытие необоротных активов в связи с их физическим и моральным износом.

При этом необходимо обладать в достаточном объеме информацией о цене ресурсов и учетных оценках производственных средств, поскольку в практике финансового менеджмента прирост необоротных активов всегда определяется только в стоимостных показателях (для планирования потребности в финансовых ресурсах).

Важным источником простого и расширенного воспроизводства является амортизация основных средств и нематериальных активов. Ее формирование связано с основными стадиями кругооборота необоротных активов (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Круговорот необоротных активов

 

В зависимости от принятой на предприятии учетной политики могут использоваться различные методы начисления амортизации основных средств.

Амортизацияэто систематическое распределение стоимости необоротных активов, которая амортизируется (первоначальная минус ликвидационная стоимость) на протяжении срока их полезного использования (эксплуатации).

Метод суммы единиц продукции предусматривает, что первоначальная стоимость основного средства обесценивается с каждой изготовленной с его помощью единицей продукции.

Этим методом целесообразно пользоваться в случае, если:

- срок полезного использования основных средств непосредственно определяется количеством выпущенной продукции;

- объем выпуска продукции надежно определяется (поштучно);

- моральный износ основных средств незначителен.

Метод уменьшенного остатка (ускоренной амортизации) используется для тех основных средств, которые имеют максимальную отдачу в начале срока эксплуатации. Это означает, что стоимость активов уменьшается гораздо быстрее под влиянием морального износа, чем в процессе их физического старения. В пользу этого метода говорит и тот факт, что в первые годы службы основные средства могут приносить больше дохода в связи с меньшими затратами на техническое обслуживание и ремонт.

Проведение на предприятии ускоренной амортизационной политики является важным стимулом для развития научно-технического прогресса и активного внедрения инноваций в производственный процесс. В результате ускоренной амортизации сокращается срок окупаемости оборудования, ускоряется выбытие старых основных средств, интенсивнее происходит процесс накопления амортизации, что позволяет вовремя купить новое оборудование и избежать морального износа технических средств.

Обосновывая целесообразность использования отдельных методов начисления амортизации, финансовый менеджер должен пытаться максимизировать не только объем накопленной амортизации, но и обеспечить как можно большее значение чистого денежного потока, остающегося в распоряжении предприятия (сумма чистой прибыли от основной деятельности и амортизационных отчислений в текущем периоде).

В то же время, важным объектом финансового управления является эффективность использования необоротных активов, о чем свидетельствует приведенная ниже схема причинно-следственных связей (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Схема причинно-следственных связей

 

Постоянный финансовый мониторинг за эффективностью использования основных средств необходимо осуществлять с помощью таких аналитических показателей, как фондоотдача, фондорентабельность, относительная экономия основных средств в результате повышения фондоотдачи, прирост продукции за счет повышения фондоотдачи и т. д.

В то же время, финансовый менеджер должен обеспечивать эффективное формирование денежных потоков, связанных с приобретением и арендой (лизингом) основных средств.

При выборе между этими альтернативными вариантами необходимо взвешивать все преимущества и недостатки арендных (лизинговых) операций.

Преимущества лизинга:

- возможность расширения объемов деятельности без существенного увеличения объемов финансирования;

- существенная экономия финансовых ресурсов на начальном этапе;

- уменьшение риска потери финансовой устойчивости;

- уменьшение риска морального износа активов (при операционном лизинге).

Недостатки лизинга:

- увеличение уровня текущих затрат за счет лизинговых платежей;

- не возможность существенной модернизации имущества без согласия;

- более высокая стоимость финансового лизинга по сравнению с банковским кредитом.

При оценке денежных потоков, связанных с различными способами формирования необоротных активов, предпочтение отдается тому варианту, который обеспечивает минимальный поток платежей в периоде, который равен сроку аренды. Сравнивая отдельные денежные потоки (приобретение оборудования на условиях лизинга, за счет банковского кредита, за счет собственных финансовых ресурсов) руководствуются следующими правилами:

- сравнение денежных потоков осуществляется путем их приведения к настоящей стоимости;

- ставка дисконта берется одинаковой для всех альтернативных вариантов;

- для более объективной оценки альтернативных денежных потоков учитывается возможность получения налоговой экономии (при лизинге – за счет отнесения на себестоимость продукции лизинговых платежей, при покупке за счет кредита – за счет процентов за кредит и амортизационных отчислений).

 

Управление запасами

Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Типы запасов зачастую рассматривают в контексте конкретной организации (в отношении банка – это запасы денег, школы – запасы учебных средств, больницы – лекарств). Подробнее остановимся на типах запасов промышленного предприятия:

- сырье (это ингредиенты, которые превращаются в конечный продукт, и характер которых зависит от назначения продукции и особенностей производственного процесса);

- вспомогательные материалы (те, которые не являются частью готового изделия: масло, моющие средства и т.д.);

- незавершенное производство (изделия, не прошедшие полный технологический цикл обработки);

- готовая продукция (нереализованные конечные продукты, которые хранятся на складах предприятия-производителя или на предприятиях розничной торговли).

Запасы создаются с целью:

- содействия обслуживанию потребителей (наличие запасов – важный фактор удержания потребителей, связанный с возможностью поставки продукции в любое время);

- содействия гибкости производства (способность быстро переходить на производство другой продукции благодаря запасам, возможность удовлетворить спрос на продукцию, которая в настоящее время не производится)

- содействия определенности производства (чем более неопределенная ситуация на рынке, тем больше необходимость страхования созданием резервных запасов);

- содействия сглаживанию производства (способность удовлетворять спрос в периоды максимального сбыта без увеличения объема производства);

- получения прибыли путем ценовой спекуляции (в период инфляции можно получить прибыль покупкой запасов по более низкой цене и продажей их в будущем).

Создание и хранение запасов потребует значительных затрат, и ежегодная их сумма превышает четверть стоимости самих запасов. Поэтому важно управлять запасами, чтобы эти расходы были минимальными, и чтобы обеспечивался тот уровень обслуживания и удовлетворения запросов клиентов, к которому стремится компания.

Затраты, связанные с созданием и хранением запасов, включают:

- затраты на поддержание запасов, то есть связанные с владением запасами;

- затраты, связанные с размером партий, то есть затраты, пропорциональные количеству заказанных партий, а не количеству произведенной продукции;

- затраты, связанные с дефицитом запасов, то есть такие, что возникают при отсутствии необходимых материалов;

- затраты на управление запасами.

Эффективность системы управления запасами зависит от вида спроса на конкретный тип запасов. Эффективное управление запасами позволяет:

- снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла;

- уменьшить текущие затраты на их хранение;

- высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.

Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

Этапы формирования политики управления запасами:

1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем году.

2. Определение целей формирования запасов.

3. Оптимизация размера основных групп текущих активов.

4. Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов.

5. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии.

6. Реальное отражение в финансовом учете запасов товарно-материальных ценностей в условиях инфляции.

Управление дебиторской задолженностью

Политика управления дебиторской задолженностью – это часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политикой предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и этой задолженности, что заключается в оптимизации общего размера и обеспечении своевременной ее инкассации.

В процессе осуществления различных производственных и коммерческих операций у предприятия может возникать дебиторская задолженность по расчетам с покупателями продукции, персоналом, собственниками, бюджетом и внебюджетными фондами. Но хозяйственная практика показывает, что на расчеты с покупателями за отгруженную продукцию (выполненные работы и услуги) приходится более 80% общего объема дебиторской задолженности предприятий, что делает ее основным объектом финансового управления.

Основная цель управления дебиторской задолженностью заключается в минимизации ее объема и сроков инкассации долга.

В современной практике хозяйствования дебиторскую задолженность классифицируют следующим образом:

- дебиторская задолженность за товары, работы и услуги срок оплаты которых не наступил;

- дебиторская задолженность за товары, работы и услуги неуплаченных своевременно;

- дебиторская задолженность по полученным векселям;

- дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

- дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

- другие виды дебиторской задолженности.

В процессе управления дебиторской задолженностью решаются следующие задачи:

- определение объема инвестиций в дебиторскую задолженность по коммерческим и потребительским кредитом;

- формирование принципов и условий кредитной политики в отношении покупателей продукции;

- определение круга потенциальных дебиторов;

- обеспечение инкассации дебиторской задолженности;

- ускорение платежей с помощью современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Иногда ошибочно полагают, что задачи управления дебиторской задолженностью сводятся к сбалансированию ее объемов с кредиторской задолженностью предприятия. На самом деле, совершенно недостаточно, чтобы сумма дебиторской задолженности не превышала сумму кредиторской задолженности. Ведь предприятие обязано рассчитаться по своим долгам перед кредиторами независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. Более принципиальное значение, с точки зрения финансового менеджмента, имеет обеспечение доброкачественной дебиторской задолженности и ускорения ее оборачиваемости.

Обосновывая целесообразность предоставления отсрочек платежа покупателям продукции, необходимо оценить, каким образом увеличение инвестиций в дебиторскую задолженность повлияет: на общий уровень дебиторской задолженности предприятия (ее долю в совокупных оборотных активах) коэффициент просроченной дебиторской задолженности (ее долю в общей дебиторской задолженности); средний период инкассации и количество оборотов дебиторской задолженности; объем дополнительных доходов, текущих затрат и прямых финансовых потерь.

В процессе принятия решений о предоставлении коммерческого кредита покупателям продукции необходимо взвесить все плюсы и минусы такой тактики и определить общий эффект от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.

К преимуществам широкого применения кредитной политики в отношениях с покупателями продукции следует отнести увеличение реализации продукции и увеличения доходов и прибыли предприятия в условиях высокой рыночной конкуренции.

Но в кредитной политике существуют некоторые недостатки (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Недостатки кредитной политики

 

Выполнение обязательств дебитором означает, что в результате этого предприятие-продавец получит дополнительную выручку (реализационный доход) и за счет него компенсирует дополнительные текущие расходы, связанные с проведением кредитной политики. Чистый доход в этом случае равен приведенной (настоящей) стоимости от величины превышения доходов над расходами.

В случае если дебитор не рассчитается по долгам, предприятие-продавец будет иметь убыток в объеме понесенных расходов, который также приводится к настоящей стоимости. Для определения общего эффекта решения о предоставлении отсрочки платежа суммируются результаты по двум альтернативам.

В зависимости от уровня доходности и риска могут применяться различные стратегии кредитной политики: консервативная, умеренная и агрессивная.

Консервативная кредитная политика направлена на минимизацию кредитного риска. Осуществляя такую ​​кредитную политику, предприятие не пытается получить дополнительный высокий доход за счет расширения объемов реализации продукции.

Умеренная кредитная политика характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивная кредитная политика. Приоритетная цель кредитной деятельности является максимизацией дополнительного дохода, за счет расширения объема реализованной продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.

Выбор конкретного типа кредитной политики должен осуществляться с учетом:

- платежеспособности покупателей;

- конъюнктуры на рынке готовой продукции;

- потенциальных возможностей увеличения объемов производства при расширении объемов реализации за счет предоставления отсрочек платежей;

- правовых основ взыскания дебиторской задолженности;

- финансовых возможностей инвестирования средств в дебиторскую задолженность с соответствующим изъятием их из оборота;

- допустимого уровня риска.

Важным моментом в управлении дебиторской задолженностью является повышение ее качества. Достичь этой цели управления можно путем:

- всесторонней оценки финансового состояния потенциальных кредиторов, их платежеспособности, репутации, срока существования, конъюнктурной стадии в отрасли, где партнеры осуществляют свою деятельность;

- диверсификации клиентуры;

- определения максимальной суммы долга в целом и на одного клиента (лимитирование дебиторской задолженности);

- использование различных форм обеспечения возврата долга (залог, страхование, гарантии банков или третьих лиц, оформление обеспеченным векселем и т.п.);

- повышение действенности штрафных санкций к должникам.

Для определения платежеспособных дебиторов целесообразно осуществлять периодические обследования.

В процессе управления дебиторской задолженностью с целью ускорения расчетов целесообразно использовать современные формы ее рефинансирования. Под рефинансированием понимают перевод дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов предприятия (денежные средства или высоколиквидные ценные бумаги) с целью ускорения расчетов.

К основным формам рефинансирования дебиторской задолженности можно отнести: спонтанное финансирование, факторинг, учет векселей или их продажа на фондовом рынке.

Независимо от вида операции рефинансирования ее использование базируется на единых принципах:

- общие затраты на рефинансирование не должны превышать ожидаемый доход от использования высвобожденных средств в хозяйственном обороте;

- расходы на рефинансирование не должны превышать стоимости краткосрочных кредитов для поддержания платежеспособности предприятия к инкассации дебиторской задолженности;

- расходы на рефинансирование не должны превышать инфляционные потери в случае задержки платежей.

Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью:

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту.

4. Формирование системы кредитных условий.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм финансирования дебиторской задолженности.

8. Построение эффективной системы контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Управление денежными активами

Размер остатка денежных активов, которым оперирует предприятие в процессе хозяйственной деятельности, определяет уровень его абсолютной платежеспособности (готовность предприятия немедленно рассчитаться по всем своим неотложным финансовым обязательствам), влияет на продолжительность операционного цикла (а следовательно и на размер финансовых средств, инвестированных в оборотные активы), а также характеризует в определенной мере его инвестиционные возможности (инвестиционный потенциал осуществления предприятием краткосрочных финансовых вложений).

Целью управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. Объектами финансового управления являются денежные средства (в кассе, на банковских счетах, в пути) и их резервы в форме текущих финансовых инвестиций в денежные инструменты и ценные бумаги.

Денежные средства – средства в кассе и на текущем счете в банке, которые могут быть использованы для текущих операций.

С позиций теории инвестирования денежные средства – это отдельный вид инвестиций в товарно-материальные ценности, а поэтому управление ими должно осуществляться на таких общих основаниях:

- поддержание минимального остатка денежных средств для бесперебойного осуществления текущих расчетов;

- учет диапазона сезонных изменений остатка денежных средств;

- создание резерва свободных денежных средств на случай возможного расширения объемов деятельности;

- формирование резерва денежных средств для компенсации непредвиденных расходов и возможных потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности;

- своевременная трансформация свободных денежных средств в высоколиквидные финансовые инструменты и их обратная конвертация для пополнения остатка денежных средств.

Для этого могут использоваться все возможные источники пополнения денежных средств:

- поступления выручки от реализации продукции на условиях немедленной оплаты;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа резервных денежных активов в форме текущих финансовых инвестиций;

- продажа материальных и нематериальных активов (запасов, основных средств, объектов незавершенного производства, патентов, ноу-хау и т.д.);

- получение банковских кредитов;

- привлечение инвестиций путем выпуска акций, облигаций, дополнительных паев и тому подобное.

Причем первые четыре способа пополнения остатка денежных средств является более целесообразными, поскольку не ведут к увеличению валюты баланса. В этих случаях денежные средства формируются путем реструктуризации активов. И, наоборот, два последних способа могут использоваться для поддержания текущей платежеспособности лишь в крайних случаях, поскольку они приводят к отвлечению привлеченных ресурсов от целевого использования.

Минимальный остаток денежных средств определяется исходя из планового объема платежного оборота и скорости оборота денежных средств, сложившихся на предприятии с учетом особенностей его деятельности.

Оптимизировать платежный оборот предприятия можно путем корректировки потоков платежей, введение режима экономии, уменьшение потребности в финансовых ресурсах.

К основным мероприятиям нормализации платежного оборота следует отнести:

- исключение лишних платежей за сырье, тепло-, водо- и энергоресурсы за счет их более экономного и рационального использования;

- оптимизацию базы налогообложения прибыли;

- приобретение необходимых предприятию основных средств на правах аренды и лизинга;

- покупку товарно-материальных ценностей на условиях отсрочки платежа;

- пролонгации кредитов и переноса срока отдельных платежей по договоренности с поставщиками и т.

В то же время, уменьшение платежного оборота не должно негативно влиять на финансово-хозяйственную деятельность и ограничивать ее объемы.

Ускорить оборачиваемость денежных средств удается за счет:

- уменьшения продолжительности операционного и финансового циклов;

- своевременной инкассации выручки;

- уменьшения объемов наличных расчетов;

- сокращения доли тех форм расчетов с поставщиками, которые требуют временного резервирования денежных средств на банковских счетах (аккредитивы, чеки) и т. д.

Задача повышения эффективности использования денежных средств может быть достигнута путем инвестирования в высоколиквидные финансовые инструменты (денежные и фондовые). В то же время, предприятие может перейти к хранению временно свободных денежных средств на комбинированных банковских счетах.

Так, контокоррентный счет дает возможность совместить текущее хранение денежных средств предприятия с выплатой депозитного процента. Его применение является достаточно удобным и позволяет не только обеспечить противоинфляционную защиту денежных активов, но и повысить рентабельность их использования.

Другим аспектом повышения эффективности использования денежных активов является минимизация совокупных затрат на их содержание и обратную конвертацию краткосрочных финансовых вложений в готовые средства платежа.

Решается эта задача с помощью нахождения оптимального размера остатка денежных средств. Для этого в международной практике финансового менеджмента используются количественные модели Баумоля и Миллера-Орра.

Этапы формирования политики управления денежными активами предприятия:

1. Анализ денежных активов в предыдущем периоде.

2. Оптимизация среднего остатка денежных активов.

3. Дифференциация среднего остатка денежных активов в разрезе национальной и иностранной валюты.

4. Выбор эффективных форм регулирования среднего остатка денежных активов.

5. Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных средств.

6. Построение эффективных систем контроля за денежными активами предприятия.

7. Управление финансированием оборотного капитала.

Управление финансированием оборотных активов

Политика финансирования оборотных активов представляет собой часть общей политики управления его оборотными активами, заключается в оптимизации объема и состава финансовых источников их формирования с позиций обеспечения эффективного использования собственного капитала и достаточной финансовой устойчивости предприятия.

Различают две тактики выбора величины оборотных активов в зависимости от их соотношения с объемами реализации (рис. 3.4):

 

Рис. 3.4. Тактики выбора величины оборотных активов

 

При использовании ограничивающей тактики поддерживается объем оборотных активов на минимально возможном уровне, то есть предприятие не создает дополнительных резервов, поддерживает строгую дисциплину расчетов с поставщиками. Такая тактика уменьшает расходы на обслуживание оборотных активов, минимизирует риск потерь при использовании оборотных средств. Но при этой модели предприятие имеет ограниченные возможности увеличения доходов за счет расширения объемов деятельности, не может быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. При этом увеличивается риск, связанный с формированием оборотных средств. Что касается ликвидности, то если предприятие имеет небольшой объем текущих обязательств и старается как можно быстрее уменьшить лишние запасы и безнадежную дебиторскую задолженность, эта политика может поддерживать необходимый уровень ликвидности.

При значительных размерах текущих обязательств и ограниченных объемах оборотных активов ликвидность предприятия будет низкой.

Гибкая тактика заключается в обеспечении высокого уровня соотношения между текущими активами и объемом реализации, то есть предприятие увеличивает такие статьи баланса, которые обеспечивают возможность увеличения объемов производства при соответствующем изменении конъюнктуры рынка и позволяют стимулировать объем продаж за счет предоставления отсрочки платежей. К таким статьям можно отнести: денежные средства, ценные бумаги, страховые и резервные запасы. В результате ликвидность предприятия (при условии формирования большей части его оборотных средств на долгосрочной основе) увеличивается. Однако эта политика является затратной и управление оборотными активами должно строиться на выборе между затратами, связанными с увеличением оборотных активов, и выгодами от увеличения оборотных активов.

Стратегии финансирования оборотных активов зависят от возложенных в их основу принципов финансирования переменной части. При этом постоянная часть оборотных активов определяется на уровне минимальной потребности в оборотных активах в исследуемом периоде. Переменная часть – разницей между фактической и минимальной потребностью в оборотных активах.

Та часть оборотных активов, которая финансируется за счет собственного и долгосрочного заемного капитала, называется чистым оборотным (рабочим) капиталом.

 

Чистый оборотный капитал = Оборотные активыТекущие обязательства.

 

Чем больше чистый оборотный капитал, тем меньше риск потери ликвидности.

В зависимости от выбора финансовым менеджером источников покрытия переменной части оборотных активов, выделяют четыре стратегии финансирования оборотных активов:

1. Идеальная стратегия – текущие активы финансируются за счет текущих обязательств.

2. Агрессивная стратегия заключается в финансировании на долгосрочной основе необоротных активов и постоянной части оборотных активов. Переменная часть оборотных активов полностью покрывается за счет краткосрочной задолженности.

 

Долгосрочные пассивы (капитал) = необоротные активы +

постоянная часть оборотных активов.

Чистый оборотный капитал = постоянная часть оборотных активов

 

Риск, связанный с агрессивной стратегией, высокий. Такую стратегию может позволить себе только предприятие, которое не имеет проблем с восстановлением краткосрочных кредитов или с получением коммерческих кредитов от поставщиков.

3. Консервативная стратегия заключается в финансировании почти всех активов за счет долгосрочных источников.

Как правило, консервативная стратегия применяется на начальных стадиях существования предприятия при условии достаточной величины капитала собственников предприятия и доступности долгосрочных кредитов для инвестиционного финансирования.

4. Компромиссная стратегия заключается в финансировании необоротных активов, постоянной части оборотных активов и примерно половины переменной части оборотных активов за счет долгосрочных источников. Другая часть оборотных активов финансируется на краткосрочной основе.

Долгосрочные пассивы (капитал) = необоротные активы +

постоянная доля оборотных активов + половина переменной части оборотных активов.

Чистый оборотный капитал = постоянная часть оборотных активов +

половина переменной части оборотных активов.

 

Модель является наиболее реальной, однако в отдельные периоды предприятие может иметь лишние оборотные активы, что уменьшает их доходность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.119.159 (0.153 с.)