Предмет психология. Задачи и методы иследования в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет психология. Задачи и методы иследования в психологии.



Предмет психология. Задачи и методы иследования в психологии.

Психология -наука изучающая психику человека, закономерности её развития и функционирования в процессе деятельности.

Она подразделяется на общую и специальную. Общая исследует индивида(личность).

Общая психология - область псих науки, изучающей общие закономерности психики и поведения чел, разрабатывает основные понятия и представления главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека. Она изучает:

- психологию познавательных процессов- ощущение, восприятие, внимание, мышление, память воображение, речь(человек получает и перерабатывает информацию о мире с помощью их).

- изучает психологию личности (психологические свойства и состояние личности) - эмоции, способности, мотивация, темперамент, характер, воля (они определяют дела и поступки человека, регулируют его общение с другими людьми).

- изучает человеческое общение и поведение (в малой группе и коллективе, личность в группе, межличностное отношение). Спец. психология:

-генетическая психофизиология;

-социальная;

-медицинская;

-психодиагностика;

- психотерапия и др.

Морально - психологические особенности профессиональной деятельности

Спасателей.

Задачи морально-психологической подготовки - это приобретение знаний и навыков необходимы, чтобы оценивать опасность и угрозы, ориентироваться и действовать в ЧС, преодолевать их, владеть СИЗ и способами оказания помощи.

Морально-психологические особенности профессиональной деятельности спасателей:

-угроза для жизни и здоровья (обрушение конструкций здания и сооружений, взрывы, химическое воздействие, возможность поражения электрическим током);

-необходимость бысторого принятия решений в постоянно меняющейся опасной обстановки и высокая ответственность за их правильность.

-экстремально физические нагрузки, вызванные длительным выполнением трудоёмких работ без полноценного отдыха, работой в СИЗ, с задымлением, высокими или низкими температурами воздуха, неблагоприятные шумовые и световые эффекты.

-эмоциональные стрессы, обусловленные видом погибших и пострадавших людей, разрушения зданий и сооружений, пожарами.

З.Основные требования к личностным свойствам спасателей:

-быстрая адаптация к условиям ЧС;

-устойчивость к влиянию психотравмирующих факторов ЧС.

-способность принимать решения в условиях дефицита информации или времени её осмысления;

-надёжная работа при выполнении АСДНР в течение длительного времени и в СИЗ;

-устойчивость к экстремальным физическим и психолог нагрузкам;

-эффективная и безаварийная эксплуатация технических средств и аварийно -спасательных инструментов;

-эффективное воздействие и взаимозаменяемость при проведении АСДНР. 4.Психологическая работа: направления её деятельности, структура и пути

Достижения успеха.

Психологическая работа - это система мероприятий по формированию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих его психологическую готовность и устойчивость, способность выполнить задачи АСДНР в любых условиях обстановки.

Целью психологической работы является достижение профессиональной активности личного состава его способности переносить высокие нервно -психологические нагрузки при выполнении задач по ликвидации ЧС. Психологическая работа предполагает:

-изучение и анализ индивидуально -психологические характеристик личного состава;

-прогнозирование психологических потерь в коллективах спасателей и дивиантного поведения;

-выработка предложений и рекомендаций по управлению псих процессами в интересах поддержания высокого морально -психологического состояния;

-социально -психологический анализ трудовой дисциплины, выявления причин и условий происшествии, принятия мер профилактического характера;

-обеспечение оптимального психологического режима жизнедеятельности;

-обеспечение психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач в любой обстановке;

-вооружение спасателей знаниями об особенности и механизма воздействия обстановки ЧС на сознание, психику и поведение;

-проведение практических занятий и тренировок по адаптации психики личного состава;

-формирование постоянной психологической готовности к действиям в ЧС, способности преодолевать стрессовые расстройства;

-психологическое обеспечение устойчивости, навыков владения спасательной техники, выполнения спасателями своих профессиональных обязанностей;

-непосредственная подготовка психики спасателей к выполнению конкретных задач;

-проведение профилактических мероприятий по повышению эмоционально -психологической устойчивости, снижение психологических потерь, сохранение профессиональной деятельности личного состава.

-психодиагностика, психокоррекция, оказание оперативной психологической помощи и проведение психологической реабилитации спасателей;

-проведение мероприятий по снятию отрицательных последствий воздействий обстановки ЧС на личный состав, восстановление психологического здоровья.

Структура психологической работы:

- психологическая подготовка;

-психологическое сопровождение;

- психологическая помощь;

- психологическая реабилитация;

Психологическая подготовка личного к АСДНР предусматривает проведение практических занятий и тренировок по подготовке психики личного состава к действиям в обстановке ЧС.

Задачи психологической подготовки:

- психологическая адаптация личного состава к стрессогенным факторам обстановки;

-формирование у личного состава представлений о характере подготовки и проведении АСДНР;

-выработка у спасателей способности преодолевать страх и противостоять стрессогенных факторов;

-развитие у личного состава навыков владения спасательной техникой в различных видах спасательных работ.

5.Общая психологическая подготовка спасателей:

- общая;

-специальная;

- целевая.

Общая психологическая подготовка- это деятельность руководителей, начальников по формированию у личного состава уверенности в своих силах, профессионализма, готовности к самопожертвованию, те конкретные мотивации, целеустремлённости, направленности. Она предполагает вооружение спасателей необходимыми психологическими знаниями, формирование готовности и устойчивости к выполнению профессиональных задач. Общая психологическая подготовка достигается путём вооружения знаниями спасателей, в т.ч профессионально- психологическое формирование представлений об эффективности действия по ликвидации ЧС, о характере воздействия на психику и сознание, формирование у спасателей положительной направленности и нормативов для добросовестного выполнения своего долга.

б.Специальная психологическая подготовка.

Она предусматривает выработку у спасателей психологической готовности и устойчивости при подготовке к конкретным видам АСДНР. Она осуществляется путём формирования высокой эмоционально-волевой устойчивости (способность не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях, готовности к решительным коллективным и одиночным действиям).Спец подготовка осуществляется в процессе учёбы, проведения специальных психофизических тренировок.

Постоянное пребывание спасателя в ситуациях опасности, актуализация необходимых психологических качеств личности формирует многочисленные модели поведения в условиях ЧС, личный состав должен владеть простейшими приёмами разрядки напряжения, психологической саморегуляции, волевой мобилизации, восстановление психических и физических сил, снятие угнетающего воздействия возможных неудач. Специальная психологическая подготовка предполагает:

1. Адаптация психики спасателя к обстановке ЧС;

2. Формирование способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам ЧС;

3. Приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и выработку на этой основе психологической устойчивости;

4. Формирование навыков психологической адаптации для стимуляции психологических процессов и состояний;

5. Выполнение задач в условиях дефицита времени, необходимости принятия самостоятельных ответственных решений в экстремальных условиях.

7.Целевая психологическая подготовка

Целевая психологическая подготовка- это деятельность руководителей, командиров формирований по формированию у личного состава качеств личности, направленных на выполнение конкретной задачи.

Осуществляется с целью непосредственной подготовки психики личного состава и формированию положительного психологического состояния, а также подъёма функциональной активности путём создания чёткой установки на совершение конкретных действий.

Психогигиена и её задачи

Психогигиена- это отрасль гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека, по предупреждению возникновения у него психических расстройств.

В обстановке ЧС она решает слеующид задачи:

1. Изучение внимания различных условий ЧС на психику спасателей;

2. Разработка оптимальных норм деятельности спасателей в обстановке ЧС;

3.Внедрение в практику работы командиров, мероприятий по укреплению нервной си подчинённых;

4. Проведение пропаганды психогигиенических знаний.

Деятельности спасателей.

Группа А: это факторы, оказывающие непосредственное эмоциональные воздействия: опасность, внезапность, неопределённость, новизна обстановки, негативная эмоциональная реакция.

Группа Б: это факторы, оказывающие опосредованное воздействие, которое зависит от профессиональных возможностей командира, начальника, дефицит времени, увеличение темпа действий, совмещение нескольких видов деятельности, крайняя интеллектуальная сложность, степень слаженности действий специалистов МЧС, находящихся в непосредственном взаимодействий с командиром.

В зависимости от доминирования тех или иных психогенных факторов профессиональной деятельности спасателей делятся на след типы:

1. Характеризуется острой психотравматизацией с факторами кратковременного воздействия (взрыв жилых домов, землетрясения)

Факторы - реальная угроза жизни, вид обезображенных тел, рушащиеся на глазах дома.

2. Характеризуется продолжительным по времени психотравмирующим воздействиям психогенных факторов (оказание помощи беженцам, лицам оставшимся без жилья).

3. Смешанный - комплексная психотравматизация общими экстремальными и специфическими факторами различной интенсивности продолжительного воздействия. Имеет место при выполнении задач в условиях ЧС в связи с изменением оперативно-тактических обстановки на месте аварии, катастрофы и стихийного бедствия.

14. Психологические качества. К группе психологических качеств относятся: внимание, мышление, воля, самооценка и самоконтроль, мотивация. Внимание - позволяет спасателям осуществлять контроль за соблюдением порядка своей деятельности, за работой технических средств, за изменениями обстановки в зоне ЧС.

Наиболее важные его характеристики:

- объем взимания - способность удерживать в центре 'внимания несколько объектов наблюдения;

- устойчивость внимания - способность сосредоточить внимание на конкретном объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

- переключаемостъ внимания - способность (при необходимости) быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Недостаточный уровень развития внимания у спасателей может привести к нарушениям порядка выполнения работ, ошибкам, ослаблению контроля за своей деятельностью, которые в свою очередь могут повлечь за собой травматизм и выход из строя технических средств.

Память - позволяет использовать на практике имеющиеся опыт, знания, умения и навыки действий: Основными характеристиками памяти являются:

- оперативная (кратковременная) память - способность запоминать

на непродолжительное время один раз увиденную или услышанную информацию;

- долговременная память - способность в течение длительного времени удерживать в памяти большой объем информации;

- непроизвольное запоминание - способность запоминать

информацию без специальных волевых усилий, направленных на ее запоминание.

Мышление - определяет способность спасателей принимать обоснованные решения с» учетом изменений, происходящих в ходе выполнения АСР. Конечные результаты работ по ликвидации ЧС и работоспособность спасателей зависят от таких аспектов деятельности, как: прогнозирование развития событий, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения, выявление и анализ основных взаимосвязей при выполнении задачи.

И их характеристика

Воля - играет решающую роль в формировании устойчивости спасателя к воздействиям поражающих факторов и психотравмирующих условий ЧС. От уровня развития волевых характеристик зависит способность спасателя действовать в условиях, связанных с риском для его здоровья и жизни.

Наиболее важной из таких характеристик является эмоционалъно-волеваяустойчивостъ, под которой понимается не отсутствие у человека эмоций, а соответствующая условиям

степень его эмоционального возбуждения. Согласно экспериментальным данным, за счет оптимального уровня эмоционально-волевой устойчивости можно полностью компенсировать недостаточное развитие других психологических профессионально важных качеств спасателя.

Недостаточный уровень развития волевых характеристик может вызвать повышенную восприимчивость человека к воздействию психотравмирующиих условий ЧС, затрудненную его адаптацию, психические и физические

травмы и расстройства, даже полную неспособность действовать

в условиях ЧС, которая может проявляться в форма паники или полного бездействия.

Важным условием успешного выполнения спасателями АСР в

ЧС является их уверенность в собственных возможностях, способность

к самостоятельному осуществлению профессиональных обязанностей. Это условие зависит от самооценки спасателя и уровня самоконтроля.

Самооценка способность объективно оценивать результаты своей деятельности, а под уровнем самоконтроля - умение действовать в расчете только на собственные силы, а также отвечать за свои поступки. Низкий уровень развития у спасателя этих характеристик влечет за собой его не спо собность самостоятельно действовать, снижает работоспособность при выпол нении сложных и ответственных задач. л

Мотивация - побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность на определенный вид деятельности.

Эргономические качества

В современных условиях выполнение спасателями работ по ликвидации ЧС немыслимо без широкого применения различных технических средств. В связи с этим особую значимость приобретают профессионально важные качества спасателей, от которых зависят эффективность, уровень и надежность их работы при взаимодействии с техническими средствами - эргономические качества.

К ним относятся: состояние центральной нервной системы, монотоноустойчивость, импульсивность (рефлексивность).

Достижения современной науки по исследованию взаимодействия человека с техническим средством при осуществлении различных видов профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что наиболее информативным для прогнозирования эффективности такого взаимодействия является состояние центральной нервной системы (ЦНС) человека. Когда характеристики данного качества находятся на оптимальном уровне, взаимодействие человека и технических средств протекает с высокой степенью реализации потенциала последнего. Если же они оказываются недостаточными, то у спасателей могут возникать психические и физические расстройства и травмы, что приведет к резкому снижению уровня и темпа выполнения работ, а порой и к полной неспособности осуществлять свои обязанности.

Состояние центральной нервной системы человека оценивается тремя показателями: силой, лабильностью и подвижностью ЦНС.

Сила ЦНС - это свойство, характеризующее способность клеток коры головного мозга выдерживать либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. Она проявляется в меньшей утомляемости, в большем самообладании в экстремальных условиях и большей сопротивляемости влиянию посторонних для данной деятельности раздражителей. Вместе с тем сильная нервная система более подвержена отрицательному воздействию однообразных раздражителей (например, при простой монотонной деятельности).

Лабильность ЦНС - это свойства, характеризующие скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность имеет значение в деятельности, когда требуется быстро принимать решения, часто переключать внимание с одного объекта на другой.

Подвижность ЦНС - это свойства, характеризующие способность ЦНС быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

Необходимо отметить, что взаимодействие спасателей с техническими средствами в процессе выполнения АСР может быть продолжительным и однообразным, и это важно учитывать при оценке способности спасателя эффективно осуществлять однообразную работу в течение длительного времени.

Одним из эргономических качеств является также импульсивность (ре­флективность). Оно заключается в склонности человека действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все "за" и "против". Он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

От импульсивности следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но она связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее обоснованных и целесообразных решений. 18. Социально-психологические качества

Проведение АСР в чрезвычайных ситуациях - сложный процесс. Наряду эффективной работой каждого спасателя здесь требуется их тесное взаимодействие при совместном выполнении работ, а также определенное взаимодействие спасателей с местным населением, оказавшимся в зоне бедствия(очаге поражения). Из качеств данной группы главными для спасателей являются - когнитивный стиль, коммуникабельность и эмпатия.

Когнитивный стиль - определяет такие особенности деятельности спасателей, как их способность отвлечься от внешних условий, умение выделять в той или иной ситуации наиболее существенные, а не самые заметные черты, ориентация при принятии решения на объективную ситуацию, а не на имеющиеся знания и опыт, если они противоречат один другому, стремление постоянно контактировать (взаимодействовать) с другими людьми.

Есть такое понятие - экстраверту,-рованностъ. Это одна из характеристик когнитивного стиля человека, в соответствии с которой внешние обстоятельства

гораздо больше влияют на его поступки, чем собственное мнение о них.

А интровертированность свидетельствует о том, что человек ориентируется в основном на свою оценку событий или действий. Оптимальным является определенное сочетание параметров обеих этих характеристик. В противном случае существенными негативными последствиями могут быть нарушении внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность

спасателей к самостоятельным решениям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе выполнения профессиональных задач.

Коммуникабельность - характеризует такие особенности поведения и деятельности

спасателей, как общение с людьми и интерес к ним. От этого качества зависит

способность человека трудиться в коллективе. Недостаточный уровень развития коммуникабельности приводит к неспособности и отсутствию стремления общаться, к скованности и плохой ориентации в незнакомых ситуациях, к тому, что спасатель не проявляет инициативу, избегает принимать самостоятельные решения.

Эмпатия - это способность человека понимать психическое

состояние другого и сопереживать ему. В то же время это в основном

пассивно созерцательное ртношение к переживаниям другого, сопереживание

или сочувствие без проявления' активности с целью оказать ему действенную

помощь. Качество эмпатии, безусловно, должно быть развито у спасателя, иначе

у него возникает состояние безразличия к страданиям других людей, что негативно скажется на выполнении им АСР в чрезвычайной ситуации.

Человека.

Группа А', это факторы, оказывающие непосредственное эмоциональные воздействия: опасность, внезапность, неопределённость, новизна обстановки, негативная эмоциональная реакция.

Группа Б: это факторы, оказывающие опосредованное воздействие, которое зависит от профессиональных возможностей командира, начальника, дефицит времени, увеличение темпа действий, совмещение нескольких видов деятельности, крайняя интеллектуальная сложность, степень слаженности действий специалистов МЧС, находящихся в непосредственном взаимодействий с командиром.

В зависимости от доминирования тех или иных психогенных факторов профессиональной деятельности спасателей делятся на след типы:

1. Характеризуется острой психотравматизацией с факторами кратковременного воздействия (взрыв жилых домов, землетрясения)

Факторы - реальная угроза жизни, вид обезображенных тел, рушащиеся на глазах дома.

2. Характеризуется продолжительным по времени психотравмирующим воздействиям психогенных факторов (оказание помощи беженцам, лицам оставшимся без жилья).

3. Смешанный - комплексная психотравматизация общими экстремальными и специфическими факторами различной интенсивности продолжительного воздействия. Имеет место при выполнении задач в условиях ЧС в связи с изменением оперативно-тактических обстановки на месте аварии, катастрофы и стихийного бедствия. 21. Особенности поведения пострадавшего населения в первый период развития

ЧС.

Изучение и анализ психических расстройств, вызываемых различными условиями развития чрезвычайных ситуаций, позволяет выделить три основных периода последних, при которых у пострадавших наблюдаются разного рода психические нарушения.

Первый период связан с внезапно возникающей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, наводнение, ураган и т.д.). Он обычно ограничен временными рамками - от момента возникновения этой угрозы (начала ЧС) до момента начала проведения аварийно-спасательных работ. Как показывает анализ, его продолжительность обычно не превышает 5 часов. В это время мощные стрессовые воздействия чаще всего вызывают у человека реакции страха, паники, оцепенения различной степени тяжести.

В момент начала чрезвычайной ситуации у большинства пострадавших появляется состояние растерянности, непонимания смысла происходящего. Вслед за этим коротким временным интервалом у людей при простых реакциях страха наблюдается умеренное повышение активности: движения ста­новятся четкими, экономичными, увеличивается мышечная сила. Это позволяет значительному числу людей переместиться в безопасное место.

Одновременно несколько нарушается речь. Это проявляется в увеличении ее темпа, запинках, повышении силы и звонкости голоса. Для человека в каком состоянии характерны мобилизация воли, внимания, двигательных функций. Что касается памяти, то ее отклонения от нормы проявляются разве что в снижении четкости фиксации происходящего вокруг. Собственные же действия и переживания человека, как правило, запоминаются в полном объеме. Типичным для него является также изменение восприятия времени: продолжительность короткого периода воспринимается пострадавшим в не­сколько раз длиннее реального.

При сложных реакциях страха в первую очередь происходят двигательные расстройства, которые могут проявляться в активной и пассивной формах. При активной - человек беспорядочно и бесцельно мечется, делая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место. В ряде случаев наблюдается паническое бегство^Вассивная форма характерна тем, человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке оказать ему помощь он либо невольно подчиняется, либо реагирует негативно, оказывая сопротивление. Речь у него в таких случаях бывает отрывочной, ограничивается в основном краткими, лишенными смысловой нагрузки восклицаниями, или она полностью отсутствует.

Как при простой, так и при сложной реакциях страха у человека наблюдается значительное сужение сознания, 'непроизвольное самоустранение от происходящего. Хотя при этом частично сохраняются доступность внешним воздействиям, избирательность поведения, способность самостоятельно находить выход из создавшейся ситуации.

Наиболее тяжелые психические расстройства могут возникать у лиц, получивших закрытые травмы или ранения. В этих случаях требуется тщательно анализировать связь развившихся психических нарушений как с психотравмирующими условиями, так и с полученными повреждениями (черепно-мозговая травма, интоксикация вследствие ожога и т.д.).

22. Особенности поведения пострадавшего населения в период проведения АСДНР

Период проведения АСДНР, является вторым периодом. Психические нарушения у людей здесь связаны не только с личностными особенностями пострадавших и осознанием ими продолжающейся или пережитой опасной для жизни и здоровья ситуации, но и с появлением новых стрессовых воздействий. Они обусловлены потерей или неизвестностью судьбы родных и близких, разобщением семьи, утратой имущества и жилья^Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и выраженной депрессией.

Психические нарушения у пострадавших могут иметь различные виды расстройств: психозы и неврозы более опасны для пострадавшего и требуют квалифицированной медицинской и психиатрической помощи. Они, как правило, не позволяют человеку осуществлять целенаправленную деятельность. 23.Особенности поведения поведения населения после эвакуации в БР или

После ликвидации ЧС.

Структура психических расстройств.

Третий триод развития ЧС для пострадавших начинается после их эвакуации в безопасные районы или после ликвидации чрезвычайной ситуации. С точки зрения психических нарушений он характеризуется возникновением так называемых посттравматических стрессовых расстройств

(ПТСР). Появляются они, когда человек переживает события, способное травмировать психику практически любого здорового гражданина. Это могут быть, например, серьезная угроза жизни и здоровью (своему или близких), внезапное разрушение жилья или общественного здания, потеря родных, близких и т.п. Характерным признаком ПТСР является то, что пережитое событие сопровождалось сильными эмоциями страха; или ощущением беспомощности перед лицом обстоятельств.

Структура расстройств психической деятельности включает в себя две взаимосвязанные подгруппы нарушений:

1. Симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, вызывающих у человека сильный психологический дискомфорт;

2. Симптомы "избегания", проявляющиеся в стремлении устраниться от мыслей, чувств, ^ разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о психотравмирующем событии.

Эти симптомы в основном сопровождаются такими явлениями, как уменьшение1 ТТилы эмоционального реагирования, снижение интереса к ранее значимым видам "деятельности, чувство зависимости или отчужденности от людей. Для ПТСР также свойственны не существовавшие у постра­давшего ранее (до ЧС) нарушения сна, раздражительность, вспышки внезапного гнева, трудности сосредоточения внимания, повышенная (не соответствующая обстоятельствам) бдительность, готовность к оборонительной реакции ("бей или беги").

Кроме перечисленных общих признаков, ПТСР могут сопровождаться ощущениями эмоциональной зависимости, притуплением или отсутствием эмоционального реагирования, неспособностью вспомнить какой-либо важный аспект психотравмирующего события.

Еще одна типичная характеристика ПТСР - они нарушают социальную.ТТрофессиональную или иную значимую деятельность это связано со снижением работоспособности пострадавшего, ухудшением качества его жизнедеятельности Спасатели, привлекаемые к ликвидации ЧС, должны учитывать, что психические нарушения, которые в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации могут развиться у 25-30 процентов людей, оказавшихся в зоне бедствия (очаге поражения), затруднят, а иногда и сделают невозможным эффективное использование местного населения для проведения аварийно-спасательных работ.

Проявления.

Социализация - это двусторонний процесс, включает в себя, с одной стороны усвоение индивидом социального опыта, путём вхождения в социальную среду, с другой стороны- процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счёт активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Психологическая адаптация личности взаимосвязана с социализацией, но не тождественна ей. Общие между социализацией и адаптацией является идея о двухсторонней связи личности и общества.

Отличие:

- дезадаптация предполагает наличие конфликта между личностью и средой;

- степень дезадаптации может меняется на различных уровнях развития групп, социализация в свою очередь это менее подвижное явление.

- процессы социализации и социально - психологической адаптации (дезадаптации)находятся в различных соотношениях: социализация может стать основой, как для социально- психологической адаптации так и для социально-психологической дезадаптации.

Дезодаптация - процесс, протекающий вне патологии и связанный с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкания к другим. Важнейшим признаком социально-психолгической дезодаптации личности сотрудника МЧС является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов, без нахождения психических форм поведения, необходимых для её разрешения. Дезодаптация - нарушение или утрата взаимодействие специалиста МЧС РФ с окружающей средой. Она негативно сказывается на его деятельности, связана с резким изменением жизни специалиста, наличием стойкой психотравмирующей ситуации, которая ведёт к патологическому разложению личности, к психопатии. Социально-психологическая адаптация проявляется в различных нарушениях деятельности в резком снижении творческой активности, в выполнении своих функциональных обязанностей, апатии, чувство тревоги неуверенности, неудовлетворённости и бесперспективности службы. Таких нарушениях дисциплины, как халатное отношение к исполнению служебных обязанностей, невыход на службу, употребление спиртных напитков в служебное время, грубость по отношению к подчинённым, хищение государственного имущества.

Личности.

Руководителю формирования МЧС необходимо знания форм проявления ССПДА (состояние социальной психологической дезодаптированности), как у себя так и у подчиненных состояние ССПДА при лёгких и умеренных нарушениях личностной система преодолевается личностью путём актуализации комплексных механизмов по нескольким направлениям. Это три универсальные формы поведения, при помощи которых восстанавливается нарушенная адаптация:

1. Сотрудник МЧС пытается перестроить свою внутреннюю структуру личности (тренировка- морально- волевых качеств, повышение требовательности к себе, путём лишения себя привычных удовольствий. Это форма компенсации -«интервальная».

2. «Экстериальная» отличается направленностью личности на изменение обстоятельств окружающей среды вызвавших ССПДА. Попытки перестроить среду нередко выражаются в поступках и действиях, идущих в разрез с существующей нормой поведения. Это служит причиной конфликтов этой личности с окружающими. Это форма также проявляется в поисках покровительства, в стремлении добиться для себя щадящего режима в желании снизить по отношению к себе требование, предъявляемые условиями среды.

Выражается в стремлении покинуть среду, сменить её на другую более соответствующую адаптивным способностям индивида. Только таким образом результат может быть достигнут без перестройки внутренней структуры личности и без изменения окружающей действительности.

Характеристика.

1 фаза:

Острый эмоциональный шок развивается в след за оцепенением и длится 3-5 часов, характеризуется общим психическим напряжением, предельных мобильных психофизиологических резервов, обострением восприятия и повышения скорости скорости мыслительных процессов, появления безрассудной смелости при одновременном понижении критической оценки ситуации, при этом сохраняется опасность целесообразной деятельности. В итоге в этот период преобладает чувство отчаянности, преобладает чувство головокружения, головные боли, сердцебиение, чувство жажды и затрудненное дыхание.

2 фаза:

Стадия психофизической демобилизации. Длится до Зх суток, связанна с контактами с теми кто получил травмы, с видом погибших, с пониманием масштабов трагедии; характеризуется ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния, с преобладанием чувства растерянности, паники, понижения моральной нормативности поведения и понижения эффективности деятельности, депрессией, изменением функций внимания и памяти, возможна тошнота, тяжесть в голове, снижение аппетита, неприятные ощущения в желудочно-кишечном тракте.

3 фаза:

Стадия разрешения длиться 3-12 суток, построение нормализуется, самочувствие становится лучше, у большинства пострадавших понижен эмоциональный фон, ограниченный контакт с окружающими, движения замедленны, речь не эмоциональна, к концу фазы появляется желание выговориться, появляются сновидения, которые отсутствуют в первой и второй фазе.

4 фаза:

Стадия восстановления начинается с 12го дня, активизируется межличностное общение, нормализуется эмоциональная окраска речи и т.д.

Предмет психология. Задачи и методы иследования в психологии.

Психология -наука изучающая психику человека, закономерности её развития и функционирования в процессе деятельности.

Она подразделяется на общую и специальную. Общая исследует индивида(личность).

Общая психология - область псих науки, изучающей общие закономерности психики и поведения чел, разрабатывает основные понятия и представления главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека. Она изучает:

- психологию познавательных процессов- ощущение, восприятие, внимание, мышление, память воображение, речь(человек получает и перерабатывает информацию о мире с помощью их).

- изучает психологию личности (психологические свойства и состояние личности) - эмоции, способности, мотивация, темперамент, характер, воля (они определяют дела и поступки человека, регулируют его общение с другими людьми).

- изучает человеческое общение и поведение (в малой группе и коллективе, личность в группе, межличностное отношение). Спец. психология:

-генетическая психофизиология;

-социальная;

-медицинская;

-психодиагностика;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.102 с.)