Социально-психологические барьеры в реализации творческого потенциала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические барьеры в реализации творческого потенциала



Барьеры личности и общности. В роли социально-психо­логического барьера на пути реализации творческого потен­циала личности может оказаться свойственное в тех или иных случаях человеку как состояние высокой, зашкаливающей пси­хической напряженности и скованности, так и, наоборот, со­стояние беспочвенной эйфории, благодушия, а соответственно и невключенности в сложную ситуацию, требующую собран­ности и полной концентрации сознания, воли и внимания на решение предстоящей задачи.

Психологический же барьер невключенности или явно не­достаточной включенности в действие на почве недооценки сложности складывающейся ситуации чаще возникает у инди­вида, склонного к завышенной оценке своих сил и способнос­тей. Но личность может быть носителем и психологических барьеров, доставшихся ей от общности, с которой она себя отождествляет. Например, психологический барьер, контроли­рующий дистанцию общения представителей одной общности с другими, является психологическим барьером общности. Та­ков, в частности, внешне ориентированный психологический барьер любой общности, который проявляется в конфронтации или противопоставлении "мы" и "они".

Социально-психологические барьеры деятельности. Наи­более многообразны психологические барьеры деятельности. Они могут дифференцироваться по видам последней. Это со­ответственно психологические барьеры: коммуникативной или познавательной, трудовой или управленческой, рекреактивной или творческой, экономической или политической, правовой или духовно-нравственной деятельности людей.

Социально-психологические барьеры общения. Особое ме­сто в системе социально-психологических барьеров человека занимают барьеры общения. Они столь же многообразны, как и само общение между людьми. По своей природе эти барьеры могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особен­ностей партнеров по общению.

 

42. Методы стимуляции творческой активности: организация внешнего и внутреннего пространства субъекта творчества

Известные методики

Мозговой штурм

Мозговой штурм — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Метод был изобретён одним из основателей рекламной компании BBDO Алексом Осборном и описан в его книге «Как придумать» (англ. How to Think Up) в 1942 году.

Теория решения изобретательских задач (Генрих Альтшулер)[

Теория решения изобретательских задач — основана изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером в 1946 году. ТРИЗ является методологией, набором инструментов, базой знаний и технологией моделирования для генерации инновационных идей и решений проблем. ТРИЗ предоставляет инструменты и методы для формулирования проблемы, системного анализа, анализа отказов и паттернов эволюции (от «как есть» до «как должно быть»). В отличие от методики мозгового штурма (в котором неупорядоченно формулируются идеи и варианты решения проблемы), целью методики ТРИЗ является создание алгоритмического подхода к изобретению новой системы или улучшения старой.

Метод Дельфи

Метод Дельфи — методика, позволяющая с помощью опросов, интервью, мозговых штурмов, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и прогнозирует результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположных позиций, так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты).

Субъекты:

· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме

· организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.005 с.)