Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конец хазарского государства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1 См. гл. 6. 2 У Балами сказано, что русы угрожали кавказским землям уже в 22/642—643 годах – об этом в гл. 3. Что касается даты появления русов, можно сослаться на известное произведение «Футух аш-Шам» (которое приписывается Вакиди, 207/823, но едва ли было написано до начала Крестовых походов). В нем упоминаются сакалибы, которые сражались на стороне греков в сражении на Ярмуке (15/636) под командованием русского царя Канатира. Это фантазия. 3 Проблема не так давно обсуждалась в России – в связи с позицией Артамонова, который отдает предпочтение хазарскому влиянию на русов. 4 Ibn-Rustah, 145. 5 Annales Bertiniani, a. 839, Mon. Germ. Scr., I, 434. 6 Заки Валиди считает, что титул хакана позаимствован руссами у гуннов. 7 Ibn-Fadlān, § 93. 8 Ibn-Faḍlān, 253. 9 Ср.: N.K. Chadwick, Beginnings of Russian History, 115. 10 Ср.: Vernadsky, Ancient Russia, 368. 11 Ibn-Isfandiyār, 199. 12 Там же. 13 Iṣtakhri-ibn-Ḥawqal, ср. гл. 5 и 8, п. 82. 14 Mas‛udi, см. выше. 15 Decline and Fall of the Roman Empire, с. 46, n. 5. 16 Сейчас некоторые авторы высказывают сомнение, была ли эта экспедиция. 17 Экспедиция, вероятно, имела место в 301/913 г., вскоре после воцарения русского князя Игоря. Масуди называет дату «через некоторое время после 300 г.», а Ибн-Исфандияр – 298 г. по хиджре. 18 Ибн-Мискавайя дает ценный рассказ, видимо, очевидца происходящего. 19 Так в «Худуд аль-Алам». Ибн аль-Факих упоминает о большом количестве деревень, в основном разрушенных, занятых русами в окрестностях берда. 20 Yāqūt, Buldān, s. v. Rūs. 21 В тексте – «к воротам». В другом месте ответа говорится о воротах Баб аль-Абваба. 22 Ср. п. 13. 23 Chronicle, c. 22. 24 Или «белый шатер», ср.: Marquart, Streifzüge, 3. 25 Греческий эквивалент Саркиля «Aspron Hospition» имеет то же значение, ср. гл. VII. 26 Marquart, Streifzüge, 1–3. 27 См. ниже. 28 Еd. Kramers, 15. 29 Еd. Kramers, 392. 30 У Истахри 4000, см. гл. 5. 31 Еd. Kramers, 393. 32 E.I., art. Bulghār. 33 Ibn-Fadlān, 319. 34 Текст: fa-lan tan ḍiya thalāt sinīn. 35 Marquart, Streifzüge, 2, 479. У Маркварта Kashak, Kāsakīāh; у Константина Пор. – Kasakhia. Также встречается форма Kasāk. 36 Гипотеза Греца, что Святослав совершил поход в Хазарию в 965 г., а потом еще раз в 968 г., не основана на источниках. 37 К примеру, Fr. Bodenstedt, Völker des Kaukasus, Frankfurt-am-Main, 1848. 38 Marquart, Streifzüge, 474. 39 Ed. Amedroz, II, 209. Согласно Бартольду, запись из Сабита ибн-Синана (ум. 365/975). 40 Marquart, Streifzüge, 4. 41 Строго по Масуди – «из окрестностей Хорезма». 42 Ibn-Faḍlān, 320, ср. XVII. 43 E.I., art. Khazar. 44 VIII, 196. Запись также есть у Диамашки (только ошибочная дата – 254 г. по хиджре). 45 У Васильева другая гипотеза, которая подтверждает дату разрушения Хазарана-Итиля, указанную у Ибн-Хаукаля (968), но меняет дату нападения Святослава на Белую Вежу (Саркиль) на 963 г. Утверждение основано на фрагментах готского топарха, которые, по заявлению Васильева, дают точную дату – 1 января 963 г. Якобы хазары в 962 г. попытались восстановить свое прежнее господство в Крыму (которое закончилось из-за возвышения печенегов и их поддержки Византией в X веке), используя большое число конников, пеших солдат. Они разорили в Крыму 10 городов и более 500 деревень. Зимой 962 г. готский топарх выехал в Киев, чтобы заручиться помощью Святослава. Упомянутая выше дата – 1 января 963 г. – застала его на пути домой. (Визит к Святославу в Киев – более чем рискованная гипотеза, даже, скорее, плод воображения.) Святослав якобы выступил на противника в следующем сезоне – в 963 г., взял город Белая Вежа, но до 965 г., а потом сражался с ясами и касогами. Позже – в 60-х годах X века – дружины сокрушили Хазарское государство. Если хазарское нападение на Крым действительно состоялось в 962 г., это вряд ли то же самое событие, которое описывается в Кембриджском документе, который иначе должен был быть написан раньше. Л. Шмидт считает, что хазары в 962 г. уничтожили Дорос, после чего топарх сделал Манкуп своим главным городом. 46 См. выше гл. 4. 47 Muqaddasi, 361; ср.: De Goeje in loco. 48 Barthold, Turkestan, (G.M.S.), 11. 49 Он говорит о Булгаре, где ночи короткие, который был ближе к Каспию, чем хазарская столица. Заки Валиди пытается защитить это мнение, относя его к новому поселению булгар на Нижней Волге, возникшему после разрушения их городов. Но у Мукаддаси не было ясного представления о Хазаране-Атиле, и, вполне возможно, он не располагал информацией о местонахождении Булгара. 50 Ed. De Goeje, 282. 51 Ибн-Хаукаль назвал его «островом Баб-аль-Абваб». 52 Ср. выше гл. 7. 53 Еd. Kramers, 397. 54 Ремарка относительно ширваншаха считается парентезой. 55 Ed. De Goeje, 361. 56 E.I., art. Khazar. 57 В других источниках нет указаний на подобное деяние халифа Мамуна из Аббасидов. Маркварту пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти соответствующее место в халифате Мамуна. С другой стороны, удивительно, что Мукаддаси мог называть Мамуна ибн-Мухаммеда в 375/985 г. просто «Мамун», как будто не было возможности спутать его с кем-то другим – за десять лет до того, как он стал хорезмшахом. 58 Ed. De Goeje, 371. 59 Так у Бартольда. Его титул «Ṣāḥib Shirwān Shāh» вовсе не обязательно vitium ab auctore comissum. Скорее здесь «Ширваншах» может быть названием места. 60 Loc. cit. 61 Ибн-Хаукаль четко отметил, что русы ушли. 62 В работе «Открытие Азии». 63 Согласно Гиббону, Святослава в этой кампании сопровождали хазары. 64 См. выше. 65 Ср.: Zeki Validi, Ibn-Fa ḍlān, 206. 66 Так у Минорского. Полиак считает что Саксин находился в окрестностях современного Сталинграда (Царицына), и был до 965 г. важным городом. И хотя представляется вполне вероятным то, что у хазар существовал некий укрепленный пункт, контролирующий переправу волоком между Доном и Волгой, в источниках точного указания на это нет. Полиак основывает свое мнение, что Саксин существовал до 965 г., на том, что он упоминается в Иосиппоне и Книге Яшара, после того как Гаркави идентифицировал некоторые формы в этих трудах с «Саксин», в первую очередь Мешех. Но это рискованно. Если действительно Мешех = Саксин, то в более поздний период. 67 Zeki Validi, Ibn-Fa ḍlān, 206. 68 Такое же указание есть у Казвини, который называет Саксин «большим и населенным городом хазар», занятым сорока племенами гузов. 69 Ахмад Туси жил в XII веке. 70 Джувейни упоминает, что владения Чучи (Джучи), старшего сына Чингисхана, протянулись от Каялига (у оз. Балхаш?) и Хорезма до окраин Саксина и Булгара. Рашид ад-Дин пишет, что, когда Огодай (Угэдэй) стал преемником Чингисхана, он послал 30 000 всадников против хорезмшаха, а потом отправил Кукотая и Субудая Багатура (Субэдэй) с такими же силами против Кипчака, Саксина и Булгара. После смерти Огодая Бату-хан отказался прибыть на монгольскую ассамблею из своих западных владений в Саксине и Булгаре. Можно привести также следующий отрывок из Джувейни: «Когда каан [Огодай] воссел на престол царства, он покорил сплошь все те края, которые были по соседству его: остальную часть кипчаков, аланов, асов, русов и другие страны, как то: Булгар, М-к-с и другие». Волжские булгары, вероятно, сохранились до монгольских времен, но хазары – едва ли. Минорский показал, что М-к-с – это страница алан на Кавказе. 71 Так у Бакуви. 72 Так у Вассафа. 73 Если верить Абу Хамиду аль-Андалучи, в его время в Саксине были ученые мусульмане, мечети, рынки и дворцы. Пленники из Саксина были в руках турок (кипчаки или гузы). Дата – ок. 545/1150 г. 74 Ed. Reinaud, De Slane, 203. 75 Позже Куник изменил свою позицию и утверждал, что Хазария продолжала существовать. 76 «Khazars, were they Ugrians or Turks?» 3rd Int. Congress of Orientalists (1879), II, 138. 77 Marquart, Streifzüge, 5.27. 78 Профессор Минорский указал, что отсутствие каких-либо упоминаний о хазарах в связи с миграцией племен из Монголии в XI веке может означать, что они перестали существовать как значимое государство во второй половине X века. 79 J.A., I, V (1824), 306. 80 «Conversion», Khazaria, passim. 81 Ср.: Poliak, «Conversion», § 1. 82 Chronicle, c. 40. 83 Ср.: замечания Leger, Chronique dúte de Nestor, 389. 84 Geschochte, V, 341–342. 85 Ср.: J.E., art. Jacob b. Reuben (Abraham ben-Simha of Kertch – предполагаемый автор – персонаж, выдуманный Фирковичем). С другой стороны, Гретц утверждает: «Каждое слово в этом документе несет на себе печать подлинности». 86 Ср. п. 88 ниже. 87 Chronicle, c. 43. 88 Ed. Bonn, II, 464. Grousset пишет о Георгии Цулосе, хане Тамани. 89 Биографию Стефана, епископа города Сурож (Судак), цитирует Полиак. 90 Geschochte, V, 342. 91 Ср.: Poliak, «Conversion», § 1, Khazaria, 210. 92 Ср. Санбариб ибн-Савадах аль-Санари – христианский принц, правивший на Кавказе в X веке. 93 Мнение Талмуда о Синахерибе, ср.: Sanhedrin, 94b. 94 Ср.: Vasiliev, Goths, 134. 95 Ср. п. 63 выше. 96 Chronicle, c. 52. 97 IX, 142. 98 E.I., art. Khazar. 99 «Conversion», § 1 (ср. Khazaria, 218). 100 Цит. Бартольд, там же. 101 Chronicle, c. 70–71. 102 Russian Chronicle, s. anno, цит. Чэдвик. Миссис Чэдвик, безусловно, права, отмечая, что комбинация важна. Ср. ниже п. 151. 103 Barthold, loc. cit. 104 J.A., I, III (1823) 155. 105 Еврейский путешественник Ибрагим ибн Якуб действительно пишет так, словно хазары в его время продолжали процветать (ок. 973). 106 Так у Вестберга. 107 R.E.J., 71 (1920), 89–93. Я не видел статью Манна, на которую ссылается Полиак. 108 Предположение Полиака см. далее. 109 Khazaria, 232. 110 J.Q.R., IX (1896–1897), 27. 111 Ezek. 20, 35; Khazaria, 232. 112 Khazaria, 233–234. 113 Критика Ландау представляется мне излишне суровой. 114 Относительно датировки см. Худуд Минорского. 115 См. гл. 1, п. 61. 116 Ср.: V. Minorsky, «Khāqānī and Andronicus Comnenus», B.S.O.A.S., 1945, XI/3, 550–578. 117 «Lettre de M. Khanykov a M. Dorn, 8/20 May, 1857», Mélanges Asiatiques, III, 120–121. 118 E.I., art. Derbend; ср. там же, art. Khazar. 119 Khanykov, там же, 117, 121. 120 Или из Дербента. Минорский следует предположению Пахомова, что русско-хазарское вторжение в Ширван было инициировано независимым эмиром Дербента Бек-Барсом ибн Муззафаром. 121 Khanykov, там же, 125. 122 Там же, 127. Еще одна ссылка: «Русы и хазары бежали, они все смешались в неразберихе, на море Хазар, благодаря милосердию его [победителя] руки». Есть и другая: «Баку все время своего существования взимал дань с хазар, Рея и Зиригирана». Последнее название – это, вероятно, Зиригаран на Восточном Кавказе. 123 См. далее. 124 По Маркварту – в XII веке. 125 В источниках, описывающих монгольский период, регулярно встречается Dasht-i Qipchāq – пустыня кипчаков, как эквивалент более старого Dasht-i Khazar – пустыня хазар. 126 History of Jalāl al-Dīn, ed. Houdas, text 48, transl. 81. 127 Rashīd al-Din, ed. Blochet, 44–45, ср. Juwayni, II, 9—11. 128 Если верить Казвини, саксин в какой-то момент перешел в руки гузов, но нет сомнений в том, что впоследствии его контролировали кипчаки – как и весь регион. 129 Chasaren, 104. 130 Ibn-Fa ḍlān, XXVII. 131 Арабский текст редактировал Аббас аль-Аззави, он же написал предисловие. 132 Tafdīl, 10. 133 Там же, 45. 134 Там же, 49–50. 135 IX, 162, s. anno 432. 136 § 33. 137 Или Мульк-наме. Claude Cahen сравнивает Шахнаме и предполагает, что работа могла быть посвящена Алп-Арслану, для которого и была создана, когда он имел титул малика – до того, как стал султаном после смерти Тугрул-Бега. 138 Syriac Chronicle, ed. Budge, текст fol 69, col 1 = transl. 195. 139 Zeki Validi, Ibn-Fa ḍlān, 143, также XXVI. 140 Turkestan (G.M.S.), 256. 141 Многие авторы считают, что хазарский царь брал заложников у гузов. Однако вряд ли можно утверждать, что Сельджук во времена Ибн-Фадлана был одним из них. 142 Ср.: E.I., art. Seldjuks. 143 Zunz, «Namen der Juden», Gesammelte Schriften, Berlin, 1875, B. 2, 21, 25. 144 Cahen обсудил сельджукские имена и упомянул некого тюрка по имени ал-Хадж Исраил. Это имя, вероятно, связано с Исраилом ибн Сельджуком или имеет такое же происхождение. 145 Ed. Wüstenfeld, II, 395. 146 Kutschera, Chasaren, цит. антрополога К. Фогта. Вопрос в высшей степени интересовал Полиака. Уже говорилось о мнении Заячковского, что караимы Польши и Крыма – потомки древних хазар. 147 W.E.D. Allen, History of the Georgian People (London, 1932), 323. 148 Mieses, Historical Grammar of Yddish (1924), цит. H. Smith, Transactions of the Glasgow University Oriental Society, V, 67. 149 H. Smith, там же. 150 См. гл. 7. 151 Говорят, что в X веке венгерский герцог Таксони пригласил хазар обосноваться в его владениях. Хазары приходили к Владимиру Мономаху в поисках убежища от куманов (кипчаков, половцев) и построили город, который назвали Белая Вежа, возле Чернигова. Если так, вероятно, эти хазары раньше жили в Белой Веже (Саркиле) и потом, ориентировочно в 1117 г., обосновались в Чернигове. Еще раньше евреи, возможно хазары, были введены Святополком в Киев. 152 При подходе монгола Бату (в русской традиции Батый) куманы предложили Беле, царю Венгрии, чтобы он впустил их в свою страну при условии, что они станут христианами, и получили его согласие. Говорят, их было 40 000 вместе со слугами. Возможно, они впоследствии присоединились к монголам против мадьяр. А евреи Восточной Европы в это время получили существенное подкрепление от своих единоверцев. 153 Ср. гл. 1, п. 34, 35. 154 N. Slouschz считает, что скорее потомками хазар являются саббатические секты. Библиография и сокращения a. – anno. Abu-al-Fidā’ – Geography, ed. Reinaud, De Slane, Paris, 1840. Abu-Ḥāmid al-Andalusi – Tuḥfat al-Albāb, ed. Ferrand, Journal Asiatique, tome 207 (1925). Ad fin. – ad finem – в конце. A.H. – anno hegirae – год по хиждре. Ad init. – ad initum – в начале. A.K.M. – Abhandlungen für die Kunde des Morgenlandes. A.M. – Anno Mundi – год от Сотворения мира. Arne – La Suède et l’Orient, Archives d’Étude Orientales, Upsala, 1914. Art. – article – статья. Assemani – Bibliotheca Orientalis, Rome, 1719–1728. Balādhuri – Futūh al-Buldān, ed. De Goeje, Leiden, 1866. Bal‛ami – Chronicle, ed. Dorn, nachrichten über die Ghazaren, Memoirs of the Russian Academy, 1844. Bar Hebraeus – Syriac Chronicle, ed., tr. Sir E.A. Wallis Budge, Chronography, Oxford, 1932. Barthold, Découverte de l’Asie. Французский перевод B. Nikitine (Paris, 1947) в «Истории изучения Востока Бартольда», 1925. Bashmakov – «Une solution nouvelle du problèm des Khezares», Mercure de France, July, 1931. Baumstark – Geschichte der syrischen Literatur, Bonn, 1922. B. – band – полоса. B.G.A., Bibl. Geog. Arab. – Bibliotheca Geographorum Arabicorum, ed. De Goeje. Bibl. Ind. – Bibliotheca Indica. B.R.A. – Bulletin of the Russian Academy. Bretschneider, Researches – Mediaeval Researches from East Asiatic Sources, 1910. Brochelmann – Geschichte der arabischen Litteratur, Weimar, 1898–1902, Leiden, 1937, etc. Browne – Literary History of Persia, London, Cambridge, 1902–1930. B.S.O.A.S. – Bulletin of the School of Oriental and African Studies, London. Bury, L.R.E. – J.B. Bury, A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene, London, 1889. Bury, E.R.E. – J.B. Bury, A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil I, London, 1912. Bury, Gibbon – Gibbon’s Decline and Fall of the Roman Empire, edited by J.B. Bury. Bury, Theodosius – History of the Later Roman Empire from the Death of Theodosius I to the Death of Justinian, London, 1923. Buxtorf – Cosri (Kuzari), ed. Buxtorf, Basle, 1660. c. – chapter, circa – глава или приблизительно. Carmoly – Des Khozars, в: Itinéraires de la Terre Sainte, Brussels, 1847. Carra de Vaux – Le livre de l’avertissement et de la revision, Paris, 1896. Chabot – Chronique de Michel le Grand, ed., tr. J.B. Chabot, Paris, 1899, etc. Chadwick, Beginnings – Mrs. N.K. Chadwich, Beginnings of Russian History, Cambridge, 1946. Chavannes, Documents – E. Chavannes, Documents sur les T’ou-Kiue occidentaux, St. Petersburg, 1903. Chronicle – Russian Chronicle, tr. Leger, Publications de l’École des Langues Orientales, II série, XIII (1884). col. – column. Constantine Por. – Constantine Porphirogenitus – Константин Порфирогенет. Darband Nāmah – «Дербент-наме» – издание Казем-Бега в Memoirs of the Russian Academy, Divers Savants, 1851. Découverte – см. Barthold. Dorn; Dorn, Bal’ami – Nachrichten über die Chazaren, Memoirs of the Russian Academy, 1844. Dubnov, Geschichte – Weltgeschichte des jüdischen Volkes, Berlin, n.d. ed. – edited by, edition of – под редакцией. ed. Bonn – Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae, Bonn. edd. – редакторы. E.I. – Encyclopaedia of Islam. Enc. Jud. – Encyclopaedia Judaica. Eranshahr – см. Marquart, Eranshahr. E.R.E. – см. Bury, E.R.E. Ferrand – см. abu Ḥāmid al-Andalusi. flor. – florvint. fol. – folio. Fragmente – Westberg, Die Fragmentie des Toparca Goticus, Memoirs of the Russian Academy, 1902. Frähn, Khazars – Veteres Memoriae Chasarorum, Memoirs of the Russian Academy, 1822. G.A.L. – см. Brockelmann. Gardīsi – ed. Barthold в: Memoirs of the Russian Academy, 1897. Gibb, Arab Conquests – H.A.R. Gibb, The Arab Conquests in Central Asia, Royal Asiatic Society, 1923. G.M.S. – Gibb Memorial Series. Grégoire – H. Grégoire, «Le nom et l’orogone des Hongrois», Z.D.M.G., B. 91 (1937). Grätz – Geschichte der Juden, ed. 3. Harkavy, Denkmäler – Altjüdische Denkmäler aus der Krim, Memoirs of the Russian Academy, 1876. Historische Glossen – см. Markuart, Historische Glossen. Ḥudūd – см. Minorsky, Ḥudūd. ib., ibid. – ibidem – там же. Ibn-A‛tham al-Kūfi – Kitāb al-Futūḥ, Seray mṣ 2956, цитируется в Zeki Validi, Ibn-Faḍlān. Ibn al-Athīr – ed. Cairo, A.H. 1303. Ibn-Faḍlān – ibn-Faḍlān’s Riḥlah, ed. Zeki Validi. Ibn al-Faqīh – ed. De Goeje, Bibl. Geogr. Arab., V. Ibn-Ḥajar, Isābah-al-Iṣābah fi Tamyīz al-Sahābah, Bibl. Ind., 1856–1873. Ibn-Ḥawqal – 1 ed. De Goeje, Bibl. Geog. Arab., II, 2 ed. Kramers, 1939. Ibn-Isfandiyār – History of Ṭabaristān, tr. E.G. Browne, Gibb Memorial Series. Ibn-Khaldūn – ed. Būlāq, A.H. 1284. Ibn-Khurdādhbīh – ed. De Goeje, Bibl. Geog. Arab., VI. Ibn-Qutaybah, Ma‛ārif-Kitāb al-Ma‘ārif, ed. Wüstenfeld, Göttingen, 1850. Ibn-Rustah – ed. De Goeje, Bibl. Geog. Arab., VII. Ibn-Sa‛d – Tabaqāt, ed. E, Sachau, Leiden, 1904–1917. id. – idem – он же. Istakhri – ed. De Goeje, Bibl. Geog. Arab., I. J.A. – Journal Asiatique. J .A.O.S. – Journal of the American Oriental Society. J.E. – Jewish Encyclopedia. J.Q.R. – Jewish Quarterly Review. J.R.A.S. – Journal of the Royal Asiatic Society. Juwayni – Ta’rīkh-i Jihān-gushāy, ed. Mirza Muḥammad, Gibb Memorial Series. K – сопоставление Kahle с манускриптом Истахри из Честер-Битти. Kasem-Beg – Darband-Nāmah (ed.), Memoirs of the Russian Academy, 1851. Kmosko, «Araber» – «Araber und Chasaren», Kőrösi Csoma-Archivum, 1924–1925. Kmosko, «Quellen» – «Die Quellen Iṣtachri’s in seinem Berichte über die Chasaren», Kőrösi Csoma-Archivum, 1921. Kokovtsov – Коковцов. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Ленинград, 1932. Kutschers – Die Chasaren, ed. 2, Vienna 1910. l. – lege. Landau, Beiträge – Beiträge zum Chazarenproblem, Breslau, 1938. Landau, «Present Position» – «The present position of the Khazar problem», Zion, 1942 – в Hebrew. Lat. – Latin – латинский. Leger – см. Chronicle. L.V. – Long Version of the Reply of Joseph – длинная версия ответа Иосифа. Mann, texts and Studies – Texts and Studies in Jewish History and Literature, vol. I, Cincinnati, 1931; vol. II, Philadelphia, 1935. Marquart, Eranshahr – Ērānšahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenac‛i, Abhandlungen der königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, Neue Folge, III, 2, Berlin, 1901. Marquart, Historische Glossen – «Historische Glossen zu den alttürkischen Inschriften», Vienna Oriental Journal (Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes), XII, 1808. Marquart, Streifzüge – Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge, Leipzig, 1903. Ma‛sūdi; Ma‛sūdi, Murūj – Murūj al-Dhahab, ed. Barbier de Meynard, Pavet de Courteille, Paris, 1861–1878. Ma‛sūdi, Tanbīh – ed. De Goeje, Bibl. Geog. Arab, VIII. Minorsky, Ḥudūd – Ḥudūd al-‛Ālam, Gibb Memorial Series. Minorsky, Marvazi – Sharaf al-Zamān Ṭāhir Marvazi on China, the Turks and India, Royal Asiatic Society, 1942. Minorsky, «Tamīm» – «Tamīm ibn-Bahr’s Journey to the Uyghurs», Bulletin of the Sachool of Oriental and African Studies, 1948, XII/2, 275–305. Mon. Germ. Scr. – Monumenta Germaniae Historica: Scriptores. M.R.A. – Memoirs of the Russian Academy. MS. – манускрипт. MSS. – манускрипты. M.T. – Massoretic Text. Muqaddasi – ed. De Goeje, Bibl. Geog. Arab, III. n. – note – сноска, ссылка. n. d. – no data – нет информации. Neubauer – «Where are the Ten Tribes?» Jewish Quarterly Review, I, 1889. Nicephorus – ed. Bonn. Nöldeke, Beiträge – Beiträge zur Geschichte des Alexander-romans, Denkschriften der Wien, Akad., XXXVIII, 5. ob. – obiit – умер. Pelliot, Noms turcs – Paul Pelliot, «Quelques noms turcs d’hommes et de peuples finissant en „ar”?» Oeuvres posthumes de Paul Pelliot, II, Paris, 1950. Platonov, Russie Chrétienne – S.F. Platonov, La Russie Chrétienne в: Avaignac, Histoire du Monde, t. VII, (Paris, 1931). Poliak, «Conversion» – «The Khazar Conversion to Judaism», Zion, 1941 – в Hebrew. Poliak, Khazaria – Khazaria, Tel Aviv, 1944. Qāmūs – al Qāmūs al-Muḥīṭ of al-Fīrūzābādi, 4 vols., Cairo 1358/1935. Qazwīni – Cosmography, 2 vols., ed. Wüstenfeld, Göttingen, 1948. Qudāmah – ed. De Goeje, Bibl. Geog. Arab., VI. Rashīd al-Dīn, ed. Blochet, Gibb Memorial Series. R.E.J. – Revue des Études Juives. Schultze – Das Martyrium des heiligen Abo von Tiflis, Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Neue Folge, XIII (1905). s. – sub – ниже. ser. – series – серия. Strack – Firkovictch und seine Entdeckungen, Leipzig, 1876. S.V. – Short Version of the Reply of Josef – короткая версия ответа Иосифа. s. v. – sub voce – под словом. t. – tome – том. Ṭabari – ed. De Goeje и др., Leiden, 1879–1901. Tafḍīl-Kitāb Tafḍīl al-Atrāk, ed. ‘Azzāwi, reproduced Ş. Yaltkaya, Belleten, № 14–15, Istambul, 1940. Theophanes – ed. Bonn. Theophanes Con. – Theophanes Continuatus, ed. Bonn. Vasiliev; Vasiliev, Goths – The Goths in the Crimea, Cambridge, Mass., 1936. ver. – verso – оборотная сторона. Vernadsky; Vernadsky, Anc. Russ. – Ancient Russia, Yale, 1943. vol. – volume – том, книга. Westberg, B eiträge – Stadt und Volk Saksin, Beiträge zur Klärung orientalischer Quellen über Osteuropa, Bulletin of the Russian Academy, 1899. Westberg, Ibrāhīm ibn-Ya‛qūb – Ibrâhîm’s-ibn-ja‛kûb’s Reisebericht über die Slawenlande aus dem Jahre 965, Memoirs of the Russian Academy, 1898. Westberg, Gothic Toparch – см. Fragmente. W.Z.K.M. – Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. Ya‛qūbi; Ya‛qūbi, Historiae – Historiae, ed. Houtsma, Leiden, 1883. Ya‛qūbi, Buldān – ed. De Goeje, Bibl. Geog. Arab, VII. Yāqūt, Buldān – Mu‛jam al-Buldān, ed. Wüstenfeld, Leipzig, 1866–1870. Zajączkowski, «Culture» – The Khazar Culture and its Heirs, Myśl Karaimska, Breslau, 1946. Zajączkowski, «Problem» – The Problem of the Language of the Khazars, Proceedings of the Breslau Society of Sciences, 1946. Zajączkowski, Studies – Studies on the Khazar Problem, Polish Academy, Cracow, 1947. Zambaur – Manuel de Généalogue et de Chronologie, Hanover, 1927. Z.D.M.G. – Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Zeki Validi; Zeki Validi, Ibn-Faḍlān – Ibn-Faḍlān’s Reisebericht, Abhandlungen für die Kunde des Morgenlandes, XXIV (1939). Zeki Validi, Völkerschaften – «Völkerschaften des Chazarenreiches im neunten Jahrhundert», Kőrösi Csoma-Archivum, 1940. Zeki Validi, «Die Schwerter der Germanen» – в: Z. D.M.G., B. 90 (1936), 19–37. Zeuss, Die Deutschen – Die Deutschen und die Nachbarstämme, Munich, 1937. Zh.M.N.P. – см. Z.M.N.P. Zichy – «Le voyage de Sallâm l’interprète», Kőrösi Csoma-Archivum, 1921. Z.N.M.P. – Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosveschenia – Журнал Министерства народного просвещения. Zotenberg – Сronique de Tabari, Paris, 1867–1874. Примечания Библиографическая ссылка к гл. 4: в последней части главы часто используется источник, как правило именуемый персидским вариантом Табари, созданным Балами. Необходимо пояснение: ясно, что Балами не просто перевел Табари. Он его во многом дополнил, при этом иногда использовав материалы других авторов – ибн аль-Асира, Балазури, Якуби и др. Насколько мне известно, вопрос дополнений к Табари никогда не рассматривался системно, но неблагоприятные мнения о них высказывались неоднократно. Отдавать должное информации лично Табари и отвергать всю остальную – методологически неверно, и это мнение является общепринятым. Балами использовал других авторов, к примеру описывая заключительные годы арабо-хазарского конфликта, поскольку в них больше подробностей, но в то же время такая компиляция создает и существенные трудности. Во-первых, он не уделил должного внимания именам собственным, да и цифры представляются сильно преувеличенными. Некоторые моменты, например подвиги Саида ибн-Амра, по крайней мере частично вымышлены. С другой стороны, многие трудности связаны с передачей информации, а не с ошибками Балами и удивительно часто находят подтверждение в других источниках. Если же подтверждения нет, а то, что сказано Балами или другим автором, труды которого он использовал, представляется разумным, мы вправе такой материал использовать. Здесь, безусловно, присутствует элемент субъективизма – без этого обойтись невозможно. Пытаясь реконструировать события, мы старались избегать не только излишней доверчивости, но и никому не нужного скептицизма. Вполне релевантным можно считать следующее соображение: деяния Масламы, Марвана ибн Мухаммеда и Омейядов, как правило, вызывают мало симпатии у сторонников следующей династии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.228 (0.015 с.) |