Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два столетия хазарской истории

Поиск

1 Theophanes, ed. Bonn, 566; Nicephorus, ed. Bonn, 44.

2 Возможно, до 704 г.; ср.: Bury, Later Roman Empire, II, 360.

3 Theophanes, 571; Nicephorus, 46.

4 Bousēros или Ibouziros. Заячковский предпочитает Bazīr, а Прицак приводит имя Караханида IX века – Bazir Arslan Khan.

5 Как в случае с Ириной, женой Константина V, см. ниже.

6 Так у Бьюри, L.R.E., II, 358.

7 Иначе Таматарха объясняется «тарханат на заливе». В русских хрониках это Тмутаракань.

8 Имя обычно сравнивают с Бул-ш-ци в Кембриджском документе.

9 Никифор говорит о ее отце.

10 Tanbīh, 164.

11 Theophanes, 575.

12 Так в анонимном Parastaseis Suntomoi Khronikai (ок. 750 г.). Имя хакана – Bousērou Gliabarou, его вторая часть передается Заячковским как Yalbars, Jilbar(s).

13 Theophanes, 578.

14 Ср.: Nicephorus, 50.

15 Согласно Бьюри, Боспор был завоеван хазарами в VI веке. Это слишком рано. В отрывке из Менандра, который Бьюри имел в виду, сказано, что Боспор был атакован западными тюрками, объединившимися с утигурами ок. 575 г.

16 Феофан, 578, Никифор, 51. Тудун – это титул, а не имя собственное, как указывают некоторые авторы. Васильев производит слово от китайского tudunj – «провинциальный командир», и предполагает, что хазары переняли его у китайцев в далекой древности, когда были кочевым племенем в Центральной Азии и контактировали с китайцами. Тудун – правитель, назначенный центральной властью хазар, в отличие от эльтебера – полунезависимого наследного князя, как у булгар. Но система, очевидно, все же не была единообразной. Согласно Ибн-Русте, буртасы были подчинены царю хазар и обладали конной армией в 10 000 всадников. У них не было вождя, т. е. ни тудуна, ни эльтебера, но в каждой местности один или два старейшины рассматривали тяжбы.

17 Ср.: Bury, L.R.E., II, 359.

18 Так у Никифора. По Феофану: флот действительно отправили.

19 Bury (L.R.E., II, 363) определенно ошибается. Очевидно, у Феофана пропущены какие-то важные слова.

20 Практика подтверждается у скифов Геродота, гуннов и др.

21 Ср.: Theophanes, 583.

22 Ср. гл. 3.

23 Bury, L.R.E., II, 326–327, 388.

24 Bury, Указ. соч., II, 431.

25 Ср. гл. 5, ad init.

26 Бьюри отмечает, что хазарская принцесса, которая вышла замуж за Константина V в 732 г., была дочерью или сестрой хакана, победившего Марвана. «В этот период были обстоятельства, которые влекли хазар в противоположном направлении от Христа и Мухаммеда. Именно на этот период указывает ответ Иосифа, говоря об обращении хазар в иудаизм».

27 Комментатор Константина Порфирогенета объясняет слово tzitzakion – предмет парадной одежды – как хазарское слово, произошедшее от имени императрицы Чичак.

28 Theophanes, 631.

29 Ed. Bonn, III, 265.

30 Ср. гл. 4., ad finem.

31 Syrias Chronicle, trans. Budge, 113.

32 Ed. Bonn, 83, 87.

33 Это представляется определенным из слов, описываемых его смерть, там же, 84.

34 У Гиббона есть ремарка о «женитьбе Льва, или, скорее, его отца Константина IV на дочери царя хазар». Вероятно, таким образом он исправляет ошибку венценосного автора. Гиббон, как правило, не освещает отношения с хазарами, и в этом случае должен был быть назван Константин V. В другом отрывке от говорит о Константине, выбравшем жену из варваров. Это маловероятно, поскольку жениху было не больше тринадцати лет, и брак был явно устроен его отцом.

35 Там же, 83.

36 Ṭabari, III, 80.

37 Ya‛qūbi, II, 446; Balādhuri, 210. Он был сыном помощника Марвана в 737 г.

38 Согласно Левонду, она была дочерью хакана.

39 Ṭabari, III, 647.

40 Ibn-A‛tham al-Kūfi.

41 Ṭabari, loc. cit.

42 Здесь предполагается, что Табари повествует о хазарской принцессе, ставшей невестой Бармакида Фадля ибн-Яхья, тогда правителя Армении. И было это в 145 г. В 182–183 гг. Табари предлагает альтернативные причины хазарского вторжения. Судя по всему, война из-за смерти дочери хакана – путаницы с 145 г.

43 Так у Якуби. Далее Якуби называет его царем хазар. У Якуби нет варианта Халис-Тархан, несмотря на утверждения Бартольда и Заки Валиди. В тексте Houtsma Ḥalīs – вариант для Ḥalbas, а не Rās. Есть свидетельства, подтверждающие форму Якуби Рас-тархан, которую, по мнению Маркварта, можно получить из армянских источников. Варианты армянской формы – Tarkhan Rai и Razh Tarkhan. Последняя форма взята из Левонда, который утверждает, что хакан хазар послал большую армию под командованием полководца с таким именем из орды Khatiriltber. Таким образом, Якуби ошибается, называя Рас-тархана царем хазар, если при этом имеется в виду хакан. Не был он и беком, если Khatiriltber включает титул этельбер, что представляется вероятным. (Заки Валиди считает, что Khatiriltber – благородная семья среди хазар.) Табари добавляет после имени Астархан уточнение «из Хорезма». Это снова предполагает Арсию «из окрестностей Хорезма».

44 Якуби относит событие к 141 г., а Табари считает, что вторжение под предводительством Астархана из Хорезма произошло в 147 г. Но Табари относит хазарскую атаку на Армению через Баб к 145 г. Этот же год дает Бар-Эбрей. Возможно, описываемые события длились несколько лет. У Якута даты нет.

45 Согласно Бар-Эбрею, хазары взяли 50 000 пленных. В K. al‘Uniwān al-Manbiji та же цифра.

46 Его звали Муса ибн Каб.

47 Ya‛qūbi, II, 447.

48 Assemani, Bibl. Orient., II, 113, цит.: Dionysius of Tel Makre.

49 См.: K. Schultze, Das Martyrium des heiligen Abo von Tiflis, Texte u. Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Neue Folge, 13, 1905.

50 Schultze, 23.

51 Цит. в: Marquart, Streifzüge, 44, n. 4.

52 Schultze. Там же.

53 Заячковский обращает внимание на интерес, проявленный при хазарском дворе к официальной должности Константина и его статусу до того, как ему определили место за царским столом, считая это признаком существования древних тюркских традиций у хазар.

54 Schultze, 24.

55 Васильев утверждает, что путешествие заняло три месяца.

56 Дорос обычно идентифицировали с Мангуп-Кала, но теперь российские археологи утверждают, что Дорос – это Эски-Кермен.

57 Op. cit., 91; ср.: 106.

58 Первичный источник – Житие Святого Иоанна Готского, который был опубликован с комментариями Васильевского.

59 О топархе Готии после 795 г. – ср.: Васильев, указ. соч., 105.

60 Ya‛qūbi, II, 515.

61 Ṭabari, III, 648. Табари предлагает два альтернативных рассказа о событиях. Первый относится к более раннему инциденту, ср. п. 42. Согласно второму, хазар позвал некий ибн аль-Мунаджим, вероятно, «сын астронома, хотя Мунаджим – это также имя собственное. Не исключено, что его необходимо исправить на ибн аль-Нажм (см. далее). Кажется маловероятным, что утрата дочери дала хазарскому хакану повод для войны против халифата более чем один раз. Путаница могла быть вызвана сходством имен правителей Армении.

62 Ya‛qūbi, II, 518.

63 Согласно Вейлю, одной причиной вторжения хазар в 183 г. стало убийство хакана арабом, который мстил за своего отца. Возможный источник – аль-Яфии. Ибн аль-Асир и Ибн-Хальдуну ничего об этом не известно. Ошибку заметил Васильев.

64 Ṭabari, loc. cit.

65 Так у ибн аль-Джаузи.

66 Де Гуэ упоминает также Кузаймаха ибн Хазима. Храбрость Язида ибн Мазияда в борьбе против хазар воспевалась поэтами.

67 Ср.: Marquart, Streifzüge, 416ff.

68 Marquart, там же, 417, п. 2.

69 Marquart, там же, 417.

70 Ibn-Faḍlān, гл., 5.

71 Marquart, Streifzüge, 422. Ср.: Barthold, E.I., art. Abkhāz.

72 De Admin. Imp., c. 42.

73 Точное место сомнительно. Вернадский помещает ее на левый берег Дона в устье реки Цимла. По Маркварту, Саркил в устье Дона.

74 Ср. гл. 9.

75 В ответе Иосифа (L.V.) Саркиль (Шаркиль).

76 Можно объяснить, по Зачковскому, от общего, т. е. шаз, тюркского.

77 Ср. гл. 5.

78 Barthold, E.I., art. Bulghār.

79 Ср. гл. 5.

80 См. ниже.

81 Речь идет о «тюркских» печенегах. «Тюркские» печенеги жили к востоку от Волги и к западу от огузов до начала миграции. «Худуд аль-Алам» отличает их от «хазарских» печенегов Кавказа, которые покинули свой регион в Азии раньше.

82 Murūj, II, 18ff.

83 Marquart, Streifzüge. Согласно Ибн-Русте, в ранние времена хазары защищались от мадьяр и других соседей с помощью рва.

84 Так у Васильева. Но Бьюри был раньше.

85 Мукаддаси приводит список девяти хазарских городов, причем в двух местах. Это Итиль (Атиль), Булгар, Самандар, Сувар, Ал-Байда, Хамлидж, Баланджар, а также Б-х-нд и К-ишв-и. Б-х-нд – это может быть Байканд – процветающий город в провинции Саксин. К-ишв-и – одно из хазарских названий из «Дербен-наме», например К-иван. Оставшиеся семь нам хорошо знакомы. В «Худуд аль-Алам» (десять хазарских городов, из которых пять упоминаются у других авторов – Итиль (Атиль), Самандар, Хамлидж, Баланджар, Байда.

86 Полиак («Conversion», § 2) не пытается доказать, что Хазарская империя была разделена именно так, и вообще изменил свои взгляды на Хазарию.

87 К примеру, Slouschz в Mėlanges H. Derenburg, 72, 76.

88 Al-Tanūkhi, K. al-Musrajād min Fa‛alāt al-Ajwād, ed. L. Paully, Stuttgart, 1939.

89 Дата – не позднее 202/818 – года смерти аль-Фадля.

90 Zahr al-Ādāb, ed. Zeki Mubarak, I, 254–255.

91 Sirāj al-Mulūk, ed. Cairo, 1306, 152, цит.: Zeki Validi, Ibn-Faḍlān, 264.

92 Гаркави в Kohut Memorial Volume, 244.

93 Ср.: E.M. Wright, «Bābak of Badhdh and al-Afshīn during the years 816–841», Muslim World, 1948, 43–59.

94 Ṭabari, III, 1305.

95 Ṭabari, Ikhtilāf al-Fuqahā’, ed. Schacht, Leiden, 1933, 200.

96 Заки Валиди предполагает возможность наличия буддистов среди хазар, однако представляется определенным, что ни буддизм, ни зороастризм на них существенно не повлияли.

97 Enciclopedia Italiana, art. Chazari.

98 XV, 107.

99 Ср.: Zeki Validi, Ibn-Fa ḍlān, 109.

100 Шамкур (Балазури).

101 Ср.: Sam‛ani, Ansāb (G.M.S.), fol. 198.

102 Например, хазары в Самарре.

103 Ср.: Dunlop, «Muḥammad ibn-Mūsā al-Khwārismi», J.A.R.S., 1943, 248–250.

104 Ed. De Goeje, 362.

105 Заки Валиди использовал для рассказа о путешествии Саллама дополнительные ссылки в ibn-Khurdādhbih, Idrīsi, Mujmal al-Tawārīkh и Мукаддаси. К этому можно добавить ibn-Rustah, Qazwīni и Nuwayri.

106 Ibn-Rustah, 149; ibn-Khurdādhbih, 163.

107 По преданию, Мухаммед тоже проявлял из-за этого беспокойство.

108 О губернаторе Армении в халифате Васика, вероятно, упоминал Мовсес Калантукский.

109 Ibn-Khurdādbih, 163.

110 Qazwīni, I, 128.

111 Ср.: «хакан, царь хазар», к примеру, у Якуби, II, 518.

112 Ср. гл. 4.

113 См. выше.

114 Тем не менее в «Худуд аль-Алам» мы читаем, что царь хазар называется Тархан Хакан.

115 Qazwīni, loc. cit.

116 Там же, ср.: II, 418.

117 Marquart, Streifzüge, 90.

118 Sur. 18, 91–97.

119 Ср. гл. 1.

120 В гл. 3.

121 Последовательное чередование рядов светлого и темного материала (медь и железо) – главная черта обоих повествований, что, конечно, могло быть влиянием отрывка из Корана, где упоминается железо и расплавленная медь. Некоторые авторы считают, что Саллам ездил к Великой Китайской стене. Другие придерживаются мнения, что стена Гога и Магога находилась где-то на Урале, но это крайне маловероятно.

122 Имя Саллам нередко носили евреи.

123 Ибн-Хардадбех говорит о двухмесячном путешествии из Хазарии до стены.

124 Balādhuri, 203.

125 Georgian Chronicle, цит. у Маркварта, 412.

126 Ср.: Minorsky, Ḥudūd, 400ff.

127 Ya‛qūbi, II, 598.

128 Georgian Chronicle, там же.

129 Marquart, Streifzüge, 13ff и др. Заячковский часто ссылается на работу Дворника (Les légendes de Constantin et de Méthode vues de Byzance, Byzantino-Slavica Supplementa, I, Prague, 1933).

130 Еще его называют Кириллом, апостолом славян.

131 Symeon Magister, ed. Bonn, 678.

132 Ср.: Bury, E.R.E., 394, n. 6.

133 Так называемый «хазарский путь».

134 Маркварт (Streifzüge, 21) приводит короткое Житие Константина, где хакана зовут Захариас. Больше нигде подтверждения нет.

135 Вернадский это подтверждает.

136 Или серия диспутов. Ср.: Bury, E.R.E., 395, n. 2.

137 «Culture», § 4.

138 Ср. п. 129.

139 Вернадский и другие считают, что окончательное обращение хазар в иудаизм произошло через несколько лет после этого.

140 De Administrando Imperio, с. 37.

141 Regionis Abbatis Prumiensis Chronicon – см. Худуд, 313, п. 2.

142 De Administrando Imperio, с. 38.

143 Marquart, Streifzüge, 33.

144 Или Салмуц.

145 Константин, вероятно, приспосабливает практику, существующую у хазар и кок-тюрок, к классике – поднятию полководца на щит.

146 Вернадский сравнивает zakanos и славянское слово «закон».

147 У других авторов – кавары.

148 Op. cit., c. 39.

149 Это отвергает J. Benzing в: «Die angeblichen bolgar-tütkischen Lehnwörter im Ungarischen», Z.D.M.G., B. 98 (1944), 24–27.

150 C. 12.

151 Совет старейшин у хазар вроде бы нигде больше не упоминается. Выражение «всем старикам нашей страны» из ответа Иосифа имеет только общее значение.

152 По мнению Вернадского, хазары появились в Киеве ок. 840 г.

153 Russien Chronicle, c. 14.

154 Там же, с. 15.

155 Там же, с. 18.

156 Согласно «Notary of King Bela» (XIII век), жители Киева были покорены мадьярами под командованием воеводы Олома. Олом, вероятно, то же имя, что Алмуш (Алмиш) и Алмуц. О дворце Алмуша рассказывается в русской хронике – он стоит на холме возле Киева. Положение кафедрального собора Святого Илии в Киеве тоже связано с хазарами. Легенда об основании Киева упоминает некоего Хорива – то есть, возможно, Хореба – со ссылкой на хазарских иудеев. Еще один знак связи с хазарами – Хазарские ворота.

157 Russien Chronicle, c. 32.

158 Ср. п. 83 выше.

159 Marquart, Streifzüge, цит. Hincmar of Rheims.

160 Marquart, Streifzüge, 30.

161 Ср. п. 156.

162 Marquart, Streifzüge, 34.

163 E.R.E., 423ff.

164 См. выше.

165 E.R.E., 491.

166 Там же, 426.

167 Marquart, Streifzüge, 52. Предположение представляется неверным. В другом отрывке той же книги Маркварт цитирует Симона де Кеза, согласно которому Алмус, отец Арпада, был «de generel Turul».

168 H. Grégoire, «Le nom et l’origine des Hongrois», Z.D.M.G., B. 91 (1937), 633.

169 Vernadsky, Anc. Russ., 240–242.

170 Отношения между мадьярами и булгарами, вероятно, одно время были близкими. Даже при Константине Порфирогенете (X век) одно из венгерских племен носило имя Koutourgermat-ou, что, предположительно, то же самое, что кутигуры, и др., которые появились среди булгар. Мадьяры и башкиры, в каком-то смысле, взаимозаменяемые названия. Некоторые авторы считают, что последние изначально были венгерским племенем, которое мигрировало на север с Кавказа, причем это произошло примерно в то же время, когда оногундуры были оттеснены на запад. Во время Ибн-Фадлана (310/922) булгарский правитель на Волге, очевидно, назывался Алмиш – представляется, что это есть Алмуц у мадьяр. Хотя тюркское происхождение мадьяр оспаривается, разница может заключаться лишь в том, что основная часть булгар вышла из-под хазарского влияния намного раньше, чем мадьяры. Между миграциями на запад этих двух народов прошло не менее 200 лет.

171 Balādhuri, 203. Событие имело место, когда «Язид ибн-Усайд оставил Армению».

172 Vernadsky, Anc. Russ, 271. Вернадский отвечает на этот вопрос, указывая на норманнов, но сказанное им не убедительно.

173 De Admin. Imp., c. 37.

174 Op. cit., 638.

175 De Admin. Imp., c. 38.

176 Там же, c. 40.

177 Мадьяры упоминаются в Кавказском регионе в «Худу аль-Алам», § 22.

178 Op. cit., 635–636.

179 De Admin. Imp., c. 40.

180 Ср. п. 141 выше.

181 Brockelmann, G.A.L., I, 145.

182 Ср. гл. 9.

183 А не Джидан, как в парижском издании. Хайдан был самым опасным из кавказских царств, но не сумел подчинить некоторых арабов, которые жили между ними и Баб аль-Абвабом. Царь Хайдана, хотя и был мусульманин и претендовал на арабское происхождение, имел титул С-л-ифан, который кажется тюркским. Минорский сравнивает титул Се-ли-фа в китайских источниках.

184 Та же фраза используется далее в рассказе о буртасах.

185 Согласно Истахри, от Баба до Самандара четыре дня пути, что, если Самандар – это Кизляр на Тереке, более правдоподобно.

186 В произведении Tanbīh Масуди утверждает, что Баланджар – хазарская столица. С ним согласен Насир ад-Дин аль-Туси. Якут дает такую же информацию, как здесь, цитируя аль-Ажари, то есть абу-Мансура Мухаммеда ибн Ахмада.

187 В источниках ничего не сказано о нападении на Самандар Салмана ибн Рабиа.

188 В парижском издании Масуди вместо Атиль – Амуль.

189 Так у Истахри. Но в другом месте он указывает, что между Атилем и Самандаром восемь дней пути.

190 «Рукав» – это Дон.

191 Масуди согласен с ответом Иосифа, что царь хазар (хакан) жил на острове.

192 Неясно, имеется ли в виду второе здание.

193 Здесь следует ссылка на хазар как иудеев.

194 Заки Валиди показал, что сакалибы – это не просто эквивалент славян, а применимо также к тюрко-финским, финским и даже германским народам. В гл. 6 сакалибами явно называли саксов.

195 Рассказ очевидца о церемонии, проведенной после смерти вождя русов на территории волжских булгар, приводится Ибн-Фадланом.

196 Ср. аналогичную фразу у Истахри и ниже.

197 В парижском издании есть варианты Ларсия – ларисия, арисия и др.

198 Вероятно, Масуди здесь преувеличивает.

199 Или Гуйа, Гувайх, Кувайх.

200 Ср. цифры у Истахри и Ибн-Русте, данные в гл. 5, и, с другой стороны, большие цифры во время войны, указанные мусульманскими историками.

201 Ср. Истахри, там же. Согласно «Худуд аль-Алам», «этот царь имел в этом городе семь судей, принадлежащих к семи разным верам».

202 Неверное понимание. Должно быть, имелся в виду некий церковный принцип.

203 Здесь используются слова qa ḍāya ‛aqlīyah. Ибн-Фадлан, говоря о гузах, утверждал: «Они не поклоняются Богу и не подчиняются велениям разума».

204 Это не подтверждается случаем, упомянутым Ибн-Хаукалем, см. ниже.

205 Я следовал тексту – не переводу – парижского издания с некоторым сомнением.

206 Бодлианский манускрипт (n. 184) добавляет kathīr.

207 См. ниже в следующей цитате из Масуди.

208 Это или преувеличение, или относится к традиции более поздних времен. Однако Истахри утверждает, что хакан принимал участие в военных действиях. То же самое сказано в ответе Иосифа.

209 Ср. выше, когда «хатун хазар» успокаивает народный гнев.

210 Хакан при определенных обстоятельствах мог также лишить жизни бека – так пишет Ибн-Фадлан.

211 Заки Валиди пишет о двойном царствовании как об институте, существовавшем среди караханидов и авар и имевшем параллель среди нетюркских народов (сегун у микадо в средневековой Японии). Параллель между хазарским хаканом и микадо было проведена Шлехтером. Приходит в голову и двойное царствование в Спарте. Широко принята и теория Альфёльди о том, что двойное царствование у кочевников соответствует раздельному командованию двух флангов орды, приведшему к разделению племен.

212 Это не могли быть очень маленькие лодки. Некоторые беспокойные ханбалиты перевозились на таких плавсредствах из Багдада до Омана.

213 Так в Бодлианском манускрипте. Разные авторы предлагали разные варианты чтения этого сложного слова. Представляется, что прав Минорски, идентифицируя это слово урмания – урмана – норманны.

214 Керченский пролив.

215 Так, а не «море Хазар», как в Бодлианском манускрипте и парижском издании. В другом месте Масуди старается показать, что нет связи между Черным морем (Nītas) и Каспийским (baḥr al-Khazar).

216 Имеется в виду скорее Таматарха, чем Саркиль.

217 Требуется ед. число.

218 Масуди имеет в виду, что хазарский гарнизон был уязвим перед нападением гузов со стороны суши, до того как они достигли хазарской территории. Это возможно, если имеется в виду крепость на Дону.

219 Маркварт полагает, что русы плыли вниз по Днепру и вокруг Крыма.

220 Река Дон.

221 Или Гилян.

222 До этого был поход русов на Каспий.

223 Некоторые из этих названий можно прочитать только в каирском издании 1303 года по хиджре.

224 Абу-аль-Касим Юсуф ибн аби аль-Садж, ум. 315/928.

225 Позже он был убит в войне против хазар.

226 Это означает, что в Хазарии не было военно-морского флота.

227 То есть на суше.

228 Если первоначально было 50 000 русов, 35 000 вполне объясняется.

229 Масуди ничего не знает о более поздних экспедициях русов в 943 и 965 гг.

230 Предположительно, здесь имеются в виду мадьяры.

231 Возможно, здесь речь идет о лангобардах. Но Маркварт задает вопрос: какое отношение имеют лангобарды к печенегам и мадьярам?

232 Ибн аль-Асир вслед за Масуди дает 322/934. Согласно Георгию Монаху, в 934 г. мадьяры вторглись во Фракию и достигли Константинополя.

233 См. ниже.

234 Присутствие купцов из земель ислама на востоке и в центральной части Европы подтверждается в других источниках.

235 Ed. De Goeje, 180.

236 Ср. гл. 3.

237 Заки Валиди превращает «большой греческий город Валанадар» в горную крепость в Абхазии.

238 Op. cit., 642.

239 См. ниже.

240 Ср:. Marquart, Streifzüge, 521.

241 См. гл. 5.

242 Ibn-Ḥawqal, ed. De Goeje, 279ff; ibn-Ḥawqal, ed. Kramers, 391ff.

243 Подразумевается западная часть двойного города.

244 Которые, вероятно, вели предварительные слушания.

245 Вероятно, смысл рассказа в том, что только soi-disant сын захотел осквернить могилу отца.

246 Цитируется выше.

247 Возможно, название Хазаран, как царской резиденции, иногда применялось и к хазарской столице в целом. С другой стороны, хазаран встречается как персидская форма множественного числа для названия народа.

248 Marquart, Streifzüge, 517.

249 Ed. Ferrand, в: J.A., 1925.

250 Ferrand, 194–195.

251 Brockelmann, G.A.L., Sup. I, 878.

252 Ferrand, 195.

253 Или скорее это название места.

254 Ferrand, 87.

255 Там же, 195.

256 Brockelmann, loc. cit.

257 Чтобы статус абу-Хамида стал окончательно ясен, необходимо полное исследование книг, на которых стоит его имя. Такую работу обещал выполнить профессор Гарсия Гомес из Мадрида.

258 Marquart, Streifzüge, 10.

259 Brockelmann, loc. cit.

260 Ibn-Rustah, 120.

261 De Caer. Aul. Byz., ed. Bonn, 693.

262 Бьюри подсчитал, что хазар гвардии платил за вступление £302.8.0.

263 Ср. гл. 8, п. 67.

264 Op. cit., 749.

265 Там же, 772.

266 Ибн-Русте дает необычное описание государственной процессии императора к церкви Святой Софии, согласно которому его сопровождало 10 000 (!) турецких и хазарских пажей, облаченных в золотые нагрудные пластины, с золотыми копьями и щитами.

267 Коковцов отметил, что академия в Суре продолжала работать до 943–953 г. После этого осталась только одна вавилонская академия, и эта ситуация отражена в ответе Иосифа.

268 Ср. гл. 8, п. 64.

269 Benjamin of Tudela, ed. Adler, Introduction, XII.

270 Ed. Benisch, London, 1856, 46ff.

271 Отдельно упомянуты ученые из Египта.

272 Мешех = Саксин. Петахия также повествует о стране Кедер, Е. с Днепра. Возможно, в обоих случаях мы имеем дело с более или менее спорным использованием библейских имен.

273 Ср. Harkavy, Kohut Memorial Volume, 244ff.

274 Гаркави упоминает, что видел ссылку на хазарского хакана у Бируни. Лично я не знаю, какой отрывок он имеет в виду.

275 «Исход», 19.9.

276 Во время изгнания, добавляет автор. Он имеет в виду, что все это было очень давно.

277 Обе ссылки взяты из одной статьи Гаркави.

278 R.E.J., XX (1889), 144–146.

279 Интересно, что Дратмар, самый ранний латинский автор, писавший об иудаизме хазар, намного предвосхитил все эти ссылки.

Глава 8

ПРИЧИНЫ УПАДКА ХАЗАР

1 Мунк (1865) упоминает о хазарской общине в Чуфут-Кале, что недалеко от Бахчисарая в Крыму. Заячковский считает, что караимы – современные представители хазар. Карачаевцев обычно считают кавказским народом, наиболее близким к хазарам. Джордж Сава описал визит к горским евреям, но не сообщил детали.

2 Розенталь писал: «Хазары пользовались всеми преимуществами цивилизованных наций: хорошо организованное и терпимое правительство, процветающей торговлей, дисциплинированной регулярной армией. В то время, когда в Западной Европе царили фанатизм, невежество и анархия, хазарское царство могло похвастать справедливой и отличающейся широкими взглядами администрацией».

3 Marquart, Streifzüge, 27, ср. 5.

4 Ср.: Истахри, процитированный в гл 5.

5 Ed. De Goeje, 361.

6 Как и булгары, очевидно. У буртасов были не только верблюды, но также скот.

7 Zeki Validi, Ibn-Fa ḍlān, 15, n. 3.

8 Ed. De Goeje, 355.

9 Bal’ami, 540, ср.: Zeki Validi, Ibn-Fadlān, 304.

10 Ибн-Саид объясняет этот факт холодным влажным климатом.

11 Ed. Barthold, 96.

12 Ср. историю у Мирхонда.

13 Ср.: Истахри, гл. 5.

14 Ed. De Goeje, 361, ср. 359.

15 Iṣtakhri, там же.

16 Ed. De Goeje, 355.

17 Ed. Barthold, 96.

18 Там же.

19 Abu-Ḥāmid al-Andalusi, 212.

20 Истахри упоминает бобровые шкуры, причем в двух местах. В одном из них манускрипт из библиотеки Честера Битти заменяет шкуры бобра на шкуры выдры.

21 Ed. De Goeje, 141.

22 Ed. Barthold, 97.

23 Abu-Ḥāmid al-Andalusi, loc. cit.

24 Масуди упоминает, что шкуры черных лис, которые поставляли буртасы, были лучшими в мире. Масуди упоминает и о других лисах – белых и рыжих. Халиф Махди, готовясь к восхождению на престол, проверял различные меха на тепло, для чего запечатывал их в бутыль и оставлял на морозе ночь. Так он пришел к выводу, что мех черной лисы самый теплый, поскольку он после такого испытания не замерз. У кади Алеппо, очень старого человека, была мантия из мехов, добытых буртасами.

25 Ibn-Rastah, 141.

26 Ed. De Goeje, 154. Ср. гл. 5, п. 44.

27 Ed. De Goeje, 270–271.

28 У ибн аль-Факиха «залив хазар».

29 Ed. De Goeje, 50 (цит. Zeki Validi, Ibn-Faḍlāb, 210).

30 Ср. гл. 7, п. 195.

31 Там же.

32 Ed. De Goeje, 281, ed; Kramers, 392.

33 Гл. 7.

34 Mas‛ūdi, Tanbīh, 63.

35 Iṣtakhri, там же.

36 § 77, 83.

37 Истахри пишет: «Рабы в Хазарии – суть язычники, они продают собственных детей и друг друга в рабство». Вероятно, продажа велась в Хазаране-Итиле. Абу аль-Фида утверждает, что Сарай был большим невольничьим рынком.

38 Истахри говорит о саклабах и хазарских рабах, которые вместе с рабами других тюркских наций попадали в Хорезм. У Ибн-Хаукаля хорезмийцы совершали набеги на земли булгар и сакалибов, грабили их и уводили в плен.

39 В Шотландии в 1178 г. и даже в 1258 г., см. Cunningham, Church Historu of Scotland (1882), I, 110.

40 Там же.

41 См.: Худуд аль-Алам, § 36, 40.

42 Maqqari, I, 92.

43 Ed. Kasem-Beg, 477. «Возле Клизляра был золотой (?) рудник, а в устье Терека – серебряный».

44 Ср.: Kasem Beg, 465.

45 У Истахри 4000, у Ибн-Хаукаля – 40 000.

46 Ed. Barthold, 96.

47 Iṣtakhri, там же.

48 Цит. в гл. 5.

49 Эта информация, очевидно, относится к времени известного визиря Али ибн аль-Фурата (288/900), и Хилал ас-Саби цитирует современных ему авторов. Но это может значить, что морская стена изначально была построена против хазар Ануширваном, и тогда это легенда. Мы ничего не знаем о нападениях хазар с моря на каспийское побережье.

50 Цит. в гл. 7.

51 Там же.

52 Ed. De Goeje, 365.

53 § 77.

54 Масуди утверждает, что большие суда ходили по Волге из Хорезма с самыми разными товарами.

55 См. гл. 7.

56 Сава ссылается на замечание аль-Мусиди (так!), что цари хазар не имели кораблей на Каспии и хазары не были мореплавателями.

57 Ed. De Goeje, 226–227.

58 Гл. 7.

59 Mas‛ūdi, Tanbīh, 138.

60 Ибн-Фадлан подразумевает, что по маршруту, выбранному его группой, не было регулярного движения. Ср. п. 38.

61 См. гл. 7.

62 Bekri, 39 (цит. в: Marquart, Streifzüge, 192).

63 См. гл. 7.

64 Ed. Adler, 12, 76. В редакции Ашера нет ссылок.

65 K. al-Buldān, 234.

66 Ср. гл. 6, п. 69.

67 Buldān, 262.

68 Mas‛ūdi, цит. в гл. 7.

69 См. гл. 5.

70 Истахри противопоставляет длинные куртки хазар с короткими куртками русов.

71 Ibn-Faḍlān, § 25.

72 Истахри упоминает о регулярном сообщении между Астарабадом и Хазарией. Вероятно, значительную часть перевозимых грузов составлял шелк, производимый в окрестностях Астарабада.

73 La Suède et l’Orient (Archives d’Études Orientales, 8), Upsala, 1914, 96–99.

74 Там же, 157.

75 Там же, 143.

76 E. von Zambaur, «Orientalische Münzen in Nordund Ost-Europa» (Vortrag in der Wiener Numism, Gesellsch., 1902); «Die Münzen der Chazaren» (Monatsblatt der numism, Gesellschaft in Wien, VIII, 1911), цит. Arne, там же, 86.

77 Découverte, 196, цит. Р. Хеннинг.

78 Ср. гл. 6., п. 18.

79 См. гл. 5, п. 17.

80 Ibn-Ḥawqal, ed. Kramers, 396.

81 См. гл. 5, выше.

82 Ibn-Ḥawqal, ed. Kramers, 392.

83 См. гл. 5, п. 99.

84 См. гл. 7, п. 199.

85 Ibn-Rustah, Iṣtakhri, см. гл. 5.

86 Mas‛ūdi, гл. 7.

87 См. гл. 7.

88 Russian Chronicle, c. 12, 14, 15, 32.

89 По Ибн-Фадлану каждое хозяйство вносило соболью шкуру. Их ялтавар впоследствии переправлял хазарским властям. У Якута вместо собольих шкурок – лисьи, вероятно по ошибке.

90 С. 15. Ср. Платонов, указ. соч., 497, 498.

91 § 36, 48, 78.

92 Слова Бартольда о хазарах со ссылкой на булгар.

93 Русские археологи уже раскопали несколько стоянок хазар или родственных им народов. К сожалению, подробную информацию о них получить очень трудно. Краткий обзор того, что было сделано за десять лет (до 1914 г.), в первую очередь в местечке Верхний Салтов, что на Донце, был дан Арне со ссылкой на русскую литературу. Некоторые находки описывает Полиак. Важные работы были выполнены в Булгаре и Суваре. Известно, что в Суваре были получены ценные результаты. Заки Валиди цитирует А. Смирнова, описавшего найденный двухэтажный дворец X века и множество монет. Это прольет свет на проблему хазарского воспроизводства арабских монет, обозначенную ранее. Можно добавить, что сейчас нет единого мнения относительно того, действительно ли в Верхнем Салтове было хазарское поселение.

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.017 с.)