Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые особенности современного состояния сектора неправительственных организаций в Республике Казахстан

Поиск

В Казахстане за более, чем двадцать лет суверенитета сформировался неправительственный сектор, который состоит из общественных объединений, фондов, некоммерческих учреждений, которые занимаются социальными вопросами. Обзорный анализ развития сектора неправительственных организаций в Республике Казахстан показывает, что процесс становления неправительственных организаций в республике прошел несколько этапов.

Первый этап охватывает период с конца 80-х годов по 1994 г. За это время, по оценкам отечественных и международных экспертов, было организовано более 400 неправительственных организаций. При этом они были в основном правозащитного направления, что связано с периодом становления независимости и суверенитета Казахстана и обусловлено началом процесса демократических преобразований. Основная характеристика — отсутствие системности, стихийность в создании неправительственных организаций. Кроме того, в рассматриваемый период со стороны государства шел процесс выработки общих подходов и приоритетов по отношению к неправительственному сектору.

Второй этап — качественного и количественного роста неправительственных организаций — охватывает временные рамки с 1994 по 1997 гг. Численность неправительственных организаций за этот период возросла с 400 до 1600. Следует отметить не только количественный рост неправительственного сектора, но и дифференциацию по видам деятельности. Количественный рост неправительственных организаций в первую очередь можно объяснить массированной финансовой поддержкой со стороны международных фондов и организаций через систему грантов (index99.kiev.ua.)

Грантовая поддержка международных фондов и организаций была направлена в основном на проведение семинаров, «круглых столов», тренингов, носила организационно-технический, обучающий и методический характер.

Вместе с тем в эти годы была обозначена лишь общая позиция государства в отношении неправительственного сектора, не выработана в полном объеме единая государственная политика по взаимодействию с неправительственными организациями (statbase.kz.). Анализ второго этапа показывает, что неправительственные организации возникали в основном за счет грантов, основными центрами развития неправительственных организаций были крупные города, особенно Алматы, а с переездом столицы в Астану стал активно развиваться неправительственный сектор. К концу второго этапа наметившийся рост неправительственных организаций постепенно переходит в новое качественное состояние. Неправительственный сектор страны нашел свое место в общественном процессе.

Третий этап начинается с 1998 г. и продолжается в настоящее время. Это качественно новый этап, характеризующийся конкретной постановкой вопроса о реализации механизма взаимодействия государства с неправительственными организациями.

Количественный рост неправительственного сектора привел к тому, что сейчас существует около 3500 неправительственных организаций. Сегодня в «третьем секторе» работают на постоянной основе около 35 тысяч человек, на временной (консультанты, эксперты) — до 50 тысяч человек и добровольцев — более 100 тысяч человек.

Анализ развития неправительственных организаций Казахстана показывает, что в настоящее время сложились довольно устойчивые группы неправительственных организаций по различным направлениям: экологические — 15 %, детские и молодежные — 13,6, женские — 13,3, медицинские — 13,1, в области культуры, искусства, науки, образования — 12,5, правозащитные — 7,6, по социальной защите — 6,8, по поддержке общественных инициатив — 6, многопрофильные — 4,7, общества инвалидов — 4,4, по реабилитации детей-инвалидов — 3 % (dialog.kz.).

Возникает, в первую очередь, проблема качественной, организационно-практической поддержки общественного сектора. Массированное выделение международных грантов для неправительственных организаций к 1998 г. ограничивается и идет на снижение. В этих условиях важное значение приобретает реальное сотрудничество неправительственного сектора с государством на принципах равноправного партнерства.

Неправительственный сектор в Казахстане за время своего развития в основном сформировался, стал реальной общественной силой и важным ресурсом дальнейшей демократизации страны. Государство оказывает действенную поддержку неправительственным организациям. Одним из свидетельств этого является принятие Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях Республики Казахстан».

Вместе с тем слабым местом в развитии неправительственных организаций в настоящее время является неравномерность развития неправительственного сектора в регионах, особенно в сельской местности. Анализ показывает активизацию неправительственного сектора в основном в крупных областных центрах и городах Астане и Алматы. Всего 8 % неправительственных организаций представлено на районном уровне, что совершенно недостаточно для развития общественной инициативы.

К общей характеристике третьего сектора следует добавить следующие отрицательные его черты:

– явная ориентация на политические или государственные структуры;

– «лидеральный» характер многих объединений;

– фрагментарность проявления их социально-политической активности.

Сюда же следует отнести отсутствие популярных массовых периодических изданий. Слабой остается материальная база общественных организаций. Это, в свою очередь, вызывает их зависимость от материальных вливаний со стороны коммерческих структур или государства.

Все эти негативные моменты существенным образом сковывают развитие гражданского общества в Республике Казахстан. Однако этот процесс неотвратим, его уже невозможно повернуть вспять, как, впрочем, и невозможно искусственно подстегнуть. Казахстанское общество выходит на путь естественного развития и самоорганизации.

 


Список использованной литературы

Аристотель. Политика. — М.: Наука, 1965. — С. 34..

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. — М.: Наука, 1997. — С. 403.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. — М.: Центр, 1999. — С. 113.

Жетписбаев А.О. Неправительственные организации: основные типы, функциии место в политической системе // Вестник Каргу. Серия «Политология», № 3. – Караганда, 2006.

Краснин Ю.А. Долгий путь к демократии и гражданскому обществу: Политические исследования. — М., 1996. — С. 235.

Алексеева О.А. Тенденции в развитии третьего сектора в России. — М.: Центр, 1998 — С. 237.

Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис. — 1992. — № 1–2. — С. 226–233.

Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. - М.: Прометей, 2005. - 160 с.

Юдина Е.Н. Медиапространство как новая социологическая категория // Преподаватель XXI век. -М.: 2008. № 2. - С. 151-154. - с. 151.

Чернявская О.С. Социальное пространство: обзор теоретических интерпретаций // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. И. И. Лобачевского. - 2008, № 5. - С. 329-335., с. 334

Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории. // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. - М.: Изд. «Территория будущего», 2006. - С. 7-42, с. 11.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003. - 528 с.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 304 с.

Лефевр А. Социальное пространство // Неприкосновенный запас. - 2010. - № 2. - С. 3-14.

Латур Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Вестник МГУ. Серия 7. - Философия. - 2003. - № 3. - С. 20-39.

Филиппов А.Ф. Социология пространства. - СПб.: Владимир Даль, 2008. - 285 с.

Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. - 336 с., с. 55-56.

Бурдье П. Социология социального пространства. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с. – С. 44.

Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. -Т. 3. - № 4, сентябрь. - 2002. - С. 20-32. - с. 20.

Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - 407 с.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2003. - 174 с.

Шелонаев С.И. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиа-агентов// Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. №4. - С.81-85

Степанов, Ж. Интродучере ын студиул журнализмулуй. - Кишинэу, 2010, с. 160.

Фролова, Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге: учебное пособие. - М., 2003, с. 9.

Boucher, J.-D. Le reportaje. - Paris, 1995, с. 36.

Макашина, Г. Социальная журналистика как новый тип журналистской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cip.nsk.su. - Дата доступа: 01.03.2012.

Степанов, Ж. Импликацииле масс медия ын сфера сочиалэ // Крештеря имрактулуй чер- четэрий ши дезволтаря капачитэций де иноваре. - Кишинэу, 2011, с. 83.

Вылку, В. Журнализмул сочиал. - Яшь, 2007. с. 42.

Charity, A. Doing public journalism. - New York; London, 1995, с. 78].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.011 с.)