ТОП 10:

Сбор научной информации по теме,



подготовка библиографии,

Изучение литературы

И нормативного материала

 

В основе успешного выполнения курсовой работы лежит сбор научной информации. По каждой теме рекомендованы ос­новные источники, которые имеются в библиотеке вуза. Для расширения круга источников полезно использовать возмож­ности различных библиотек, в том числе и личных.

Помимо монографической литературы можно почерпнуть полезную информацию из различных журналов: "Государство и право", "Правоведение", "Журнал российского права", "Вест­ник Конституционного суда", "Вестник МГУ, серия "Право", "За­конность", "Право и экономика", "Российская юстиция", "Рос­сийский юридический журнал", "Человек и закон", "Человек: преступление и наказание" и периодической печати.

Выбрать источники до 1968 года поможет работа М. Н. Кулажникова "Теория государства и права" (библиографический указатель 1917—1968 гг.). М., 1969.

Информацию о литературе последних лет издания можно получить в библиографических журналах Института Научной информации (ИНИОН) "Зарубежное государство и право" и "Государство и право".

Для подбора и составления списка литературы необходимо внимательно ознакомиться с каталогом библиотеки вуза и учеб­ного кабинета кафедры.

Список используемой литературы должен быть полным и включать основополагающие монографические работы, учебные пособия, нормативный материал и журнальные статьи. После консультации с научным руководителем по отобранным источ­никам студент приступает к углубленному изучению необходи­мой литературы.

 

Анализ собранного материала,

Изложение темы

 

После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы — чтение и конспектирование литературных источников.

Для того, чтобы получить цельное представление об изу­чаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения записи соответствующей лекции или главы в учебнике. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, следует прочитать произведение или его законченную часть полностью, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся у вас планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в спе­циально отведенных для этого тетрадях. Изучение иной специ­альной литературы, нормативных актов и т. п. проводится в таком же порядке.

Рекомендованные для подготовки курсовых работ источ­ники подобраны с учетом существования различных точек зре­ния по избранной теме, поэтому не следует увлекаться частым цитированием работы одного (особенно научного руководителя) или нескольких авторов. Следует изучить и рекомендованные журнальные статьи, где отражены новые взгляды на государ­ственно-правовую действительность. Некоторые источники про­шлых лет рекомендованы для изучения с целью выработки на­выков критического осмысления отраженных в них позиций авторов. При этом необходимо помнить, что и в старых издани­ях многие проблемы и категории теории государства и права разработаны с научных позиций и не являются политически и идеологически конъюнктурными. Сопоставление различ­ных суждений — непременное условие выполнения научной работы.

Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки курсовой работы должна отражать имеющиеся взгля­ды на поставленную проблему, т. е. необходимы элементы на­учной полемики.

При сборе информации нельзя пренебрегать яркими при­мерами из художественной и публицистической литературы, что свидетельствует не только о глубине знаний, увлеченности данной проблемой, но и о широком кругозоре.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного мате­риала, используемого в курсовой работе.

Каждый студент должен показать свое умение работать с нормативными актами. Ссылки на международно-правовые до­кументы, Конституцию России, законы и подзаконные акты не­обходимо использовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативной регламентации. При этом сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт.

Изложение темы должно проводиться в определенных рам­ках. Во-первых, уточняется категориальный аппарат, на кото­рый следует опереться при анализе, четко и конкретно излага­ется предмет исследования, дается формулировка того или иного теоретического постулата в виде развернутого определения. На­пример, при рассмотрении места и роли государства в полити­ческой системе нужно дать понятие "политическая система". Во-вторых, раскрывается содержание вопроса, показывается роль и значение изучаемого вопроса, его место в системе теоре­тических положений и категорий. В-третьих, весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выво­дов фактами практической деятельности, политической реаль­ности, примерами из юридической практики. В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль, по общему правилу, скрывает бедность мысли. Профессор А. И. Денисов отмечал, что мнимое глубокомыслие и манерничанье — болезнь, прили­пающая, к сожалению, не только к молодым. В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, ибо нельзя развивать новые взгляды иначе как полемически, без этого невозможно представить развитие науки.

 

Обработка собранного

Материала в целом

 

Обработка материала в целом представляет собой процесс написания курсовой работы "вчерне", иначе говоря, составле­ние ее, т. е. систематизацию и сопоставление различных частей собранного материала, приводящую к уяснению логики всей ра­боты, структурных граней каждого вопроса.

Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по ка­ждому разделу плана. Выписки и запись работы в черновом варианте удобно вести на отдельных листах, что дает возмож­ность разрезать их и вносить необходимые изменения.

Целесообразно использовать и возможности компьютера в системе "INTERNET". Собранную информацию можно ввести в компьютер в режиме Word или текстовом редакторе "Лекси­кон", присвоив имя файлу, соответствующее своей фамилии (латинским шрифтом), а в расширении файла поставить номер своей группы. Для удобства использования и хранения информации желательно иметь личную дискету. В дальнейшем имею­щуюся информацию можно обрабатывать, систематизировать, редактировать, размножать, что значительно повышает эффек­тивность работы.

В соответствии с планом работы следует определить пре­делы каждого вопроса, в котором целесообразно вначале систе­матизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с раз­личными точками зрения, а затем анализируют, подкрепляют аргументами и примерами и вырабатывают собственную пози­цию, делают необходимые выводы.

На этом этапе уточняется материал и откладывается в сто­рону второстепенная или не имеющая отношение к теме иссле­дования информация. Студентам нередко сложно самостоятельно отделить какую-либо информацию и очертить круг изыскания, поэтому на данном этапе необходимо посоветоваться с научным руководителем.

Как правило, курсовую работу выполняют в машинопис­ном варианте, ее объем устанавливается в пределах 1 печатно­го листа (22 страницы машинописного текста через 2 интерва­ла). Компьютерный вариант работы выполняется через 1,5 — 2 интервала. Как исключение, допускается рукописный вариант. Записи ведутся только на одной правой странице без выделе­ния полей. Левая сторона листа остается свободной для замеча­ний рецензента. Писать нужно разборчиво, без ошибок, пома­рок и исправлений. Сокращение слов не допускается.

Курсовая работа в соответствии с планом начинается с вве­дения, где показывается значение избранной темы для госу­дарственно-правовой практики, ее место в курсе теории госу­дарства и права. Отмечается актуальность, указываются моти­вы избрания данной темы, показывается степень ее разрабо­танности в различных трудах ученых. Необходимо также ука­зывать цель и задачи курсовой работы.

В основной части работы логически последовательно рас­крываются поставленные вопросы. Прежде всего, необходи­мо учитывать особенности теории государства и права как ме­тодологической дисциплины. В первом вопросе особое внима­ние обращается на понятия и категории, которые рассматрива­ются в данной теме. Нужно соблюдать логику изложения, ис­пользуя основные способы — от общего к частному или от част­ного к общему. Любой вопрос, как и работа в целом, должен состоять из введения, основной части и заключения (вывода).

В основной части работы показывается глубокое понима­ние сущности избранной темы, знание используемых источни­ков, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездо­казательная критика, а стремление к тому, чтобы главные мо­менты были подкреплены теоретическими положениями, фак­тами и примерами практической деятельности. При добротном владении материалом не возникает излишней необходимости частого цитирования авторов, исчезает фрагментарность изло­жения.

Поскольку курсовая работа является результатом самостоя­тельного изучения слушателями избранной темы, она должна быть написана своими словами, содержать необходимые лич­ные обобщения и выводы.

В заключении автор подводит итог сделанной работы, ука­зывает, с какими трудностями пришлось столкнуться при из­ложении избранной темы, выделяет узловые или вызвавшие интерес проблемы. Следует отметить, какие вопросы имеют практическую значимость для деятельности юридических ор­ганов, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами.

Курсовая работа имеет титульный лист, который разме­щается на обложке. На титульном листе студент указывает название кафедры, темы, свою фамилию и инициалы, номер учебной группы, а также должность, научное звание руководи­теля.

На первой странице размещается план курсовой работы и указывается, на каких страницах размещены главы, парагра­фы, подзаголовки.

Каждая страница должна быть пронумерована. Текст каж­дого раздела курсовой работы начинается с названия и его по­рядкового номера в соответствии с планом.

Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами, а в сносках (внизу страниц) указыва­ется цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата (см. приложение 3).

В библиографии указывается список использованной ли­тературы, включающий разделы: 1) законодательные и другие официальные материалы; 2} книги; 3) статьи; 4) авторефераты и диссертации; 5) литература на иностранных языках.

Б законодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, ука­зы, постановления правительства, приказы министерств, ве­домств, государственных комитетов и т. п. в соответствии с ус­тановленной последовательностью. В раздел "Книги" включа­ется вся использованная монографическая, публицистическая и другая литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет сбор­ник, научных статей, — то по первой букве его названия. В разделе "Статьи" перечисляются научные работы, опублико­ванные в журналах, сборниках научных трудов, в периодиче­ской печати.

В библиографии указываются все использованные источ­ники, а не только цитируемая по тексту литература. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то сколько страниц в этой работе; если это научная статья, то на каких страницах в журнале она размещена. (С образцами оформ­ления титульных листов можно ознакомиться в учебном каби­нете кафедры).

Курсовая работа подписывается автором, ставится дата ее завершения и работа сдается для регистрации методисту ка­федры.

 

Устранение указанных

В рецензии замечаний

 

Устранение указанных в рецензии замечаний и после­дующая защита представляет собой завершающую часть рабо­ты над исследованием и в некоторой степени выступает ее итогом.

Получив письменную рецензию, студент внимательно изу­чает ее, а также замечания, указанные в тексте работы.

Замечания, требующие письменного дополнения, заносят­ся на левую сторону страницы или в конец курсовой работы. Отдельные замечания, указанные в рецензии, могут не нуж­даться в письменном изложении, а требуют лишь подкрепле­ния аргументами, которые приводятся при защите.

Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыты вопросы, все переписано из одного источника и т. д.), то курсовая работа направляется на доработку. Только после устранения указанных замечаний и доработки студент допускается к защите.

Получив допуск к защите, студент должен обновить в па­мяти содержание курсовой работы, выделить узловые вопросы и найти дополнительные аргументы на высказанные замеча­ния.

Защита курсовой работы проводится в, установленные ка­федрой сроки и принимается комиссией в составе 2 — 3 препо­давателей, включая научного руководителя. В течение 7 — 10 минут, в соответствии с планом, кратко и убедительно излага­ется содержание работы, делается обзор использованной науч­ной литературы, обобщаются основные выводы, вытекающие из темы исследования. Даются полные и аргументированные ответы на замечания рецензента и заданные в ходе защиты вопросы.

Оценка выставляется с учетом качества выполненной ра­боты и результатов ее защиты. В случае оценки курсовой рабо­ты "неудовлетворительно" слушатель должен подготовить ра­боту заново по той же самой теме или другой, по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой, пройти ту же самую процедуру защиты. Оценка за курсовую работу вы­ставляется в зачетную книжку, а затем с выпиской прилагает­ся к диплому. Студенты, не написавшие курсовую работу, счи­таются имеющими академическую задолженность.

 

Примерная тематика

Курсовых работ

 

1. Предмет и методология теории права и государства.

2. Развитие и современное состояние теории права и госу­дарства.

3. Происхождение государства и права.

4. Общая характеристика теорий происхождения государ­ства и права.

5. Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала.

6. Государственная власть, ее свойства и формы осуществления.

7. Соотношение права, государства и экономики.

8. Типология государства.

9. Социалистический тип государства: действительность и модель.

10. Тоталитарное государство.

11. Правовое государство и гражданское общество.

12. Теория политической системы общества.

13. Форма государства.

14. Механизм государства.

15. Теория разделения властей.

16. Система правоохранительных органов.

17. Цели, задачи и функции государства.

18. Теория прав человека.

19. Современные подходы к пониманию права.

20. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.

21. Формы (источники) права.

22. Основные правовые системы современности.

23. Нормотворчество.

24. Норма права.

25. Система права.

26. Правовые отношения.

27. Объекты правоотношений.

28. Субъекты правоотношений.

29. Реализация норм права.

30. Толкование норм права.

31. Механизм правового регулирования.

32. Правосознание и правовая культура.

33. Правомерное поведение.

34. Правонарушение: понятие, признаки.

35. Юридическая ответственность.

36. Законность и правопорядок.

37. Социальные корни правонарушений.

 

 

Примерные планы курсовых работ

и литература к ним







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.013 с.)