Методика написания рефератов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика написания рефератов



Реферат (от латинского "докладывать", "сообщать") пред­ставляет собой доклад на определенную тему, включающий об­зор соответствующих литературных и других источников или изложение сути книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Реферат - это сокращенный пересказ содержания пер­вичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональ­ной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа раз­личных источников и точек зрения, обобщения материала, вы­деления главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные про­блемы курса теории государства и права, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, доклады­вать результаты своего труда. Подготовка рефератов способст­вует формированию правовой культуры у будущего специали­ста, закреплению у него юридических знаний, развитию уме­ния самостоятельно анализировать многообразные обществен­но-политические явления современности, вести научно-обосно­ванную полемику по вопросам государства и права.

Процесс написания реферата включает в себя:

выбор темы;

подбор литературы и иных источников, их изучение;

составление плана;

написание текста работы и ее оформление;

устное изложение реферата.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материа­ла сопоставляются различные взгляды авторов и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов.

Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные, проблемные вопросы теории государства и права. Они призваны отражать передовые научные идеи, обобщать тенденции юридической практики.

Рекомендованная ниже тематика примерна. Поэтому сту­дент при желании может сам предложить ту или иную тему, согласовав ее предварительно с руководителем семинара.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознаком­ления с темой путем прочтения соответствующего раздела учеб­ника, конспектов лекций. После того как общее представление о теме сложилось, студенту следует изучить литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако пе­речень этих источников не должен связывать инициативу сту­дента. Он может использовать работы, самостоятельно подоб­ранные в результате изучения библиографии. Особенно внима­тельно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за статьями в журналах "Государ­ство и право", ''Правоведение", "Общественные науки и совре­менность", "Журнал российского права" и т. п.

В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал.

План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значи­мость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и пути се решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Внимание в реферате акцентируется на новых сведениях, определяется целесообразность обращения к тем или иным про­блемам, книгам, статьям и т. п.

Изложение материала должно быть кратким, точным, по­следовательным. Необходимо употреблять термины, свойствен­ные данной науке, избегать непривычных понятий и символов, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовы­ми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Рекомен­дуется включать в реферат схемы и таблицы, если они помога­ют раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объ­ем реферата.

Объем реферата — от 5 до 10 машинописных страниц или 10—15 страниц написанного от руки текста.

На титульном листе студент указывает название вуза, ка­федры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и ини­циалы научного руководителя, дату написания работы.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (вни­зу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с указа­нием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы ав­тора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска). Для газетной статьи кроме названия и года издания указывают так­же дату.

Текст полностью написанной и оформленной работы под­лежит тщательной проверке. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.

Содержание реферата студент должен докладывать на се­минаре, кружке, научной конференции. Предварительно подго­товив тезисы доклада, студент в течение 7—10 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. Свободное изложение значительно улучшает восприятие материала слу­шателями. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее ознакомились с тек­стом реферата и отмечают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения написанного и доложенного реферата сту­денту выставляется соответствующая оценка.

 

Примерная тематика рефератов

 

1. Характеристика теорий происхождения государства.

2. Государственная власть как особая разновидность соци­альной власти.

3. Законодательство субъектов Федерации: понятие, про­блемы становления.

4. Дискуссионные вопросы предмета теории государства и права.

5. Частноправовые методы теории государства и права.

6. Правовые категории, понятия, термины.

7. Правовые презумпции и аксиомы.

8. Юридическая техника и язык законодательства.

9. Свобода и ответственность личности.

10. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

11. Правовое государство: понятие, принципы, формирование.

12. Проблемы понятия и классификация функций государ­ства.

13. Разделение властей как принцип правового государства.

14. Взаимная ответственность государства и личности как принцип правового государства.

15. Экологическая функция государства.

16. Формационный и цивилизационный подходы к типоло­гии государства: сравнительный анализ.

17. Особенности формы Российского государства на совре­менном этапе.

18. Конфедерация как форма государственного устройства.

19. Налогообложение как функция современного Россий­ского государства.

20. Формы осуществления функций государства.

21. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

22. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

23. Правопонимание: разные подходы.

24. Диалектика взаимосвязи классового и общечеловече­ского в сущности государства,

25. Диалектика взаимосвязи классового и общесоциальногов сущности права.

26. Статика и динамика права.

27. Характеристика основных правовых семей современности.

28. Рецепция права.

29. Дискуссионные вопросы понятия и структуры правовой системы.

30. Противоречия между правом и моралью и пути их пре­одоления.

31. Проблемы взаимодействия правосознания и права.

32. Особенности правовой культуры современного российского общества.

33. Правовой нигилизм

34. Дискуссионные вопросы структуры норм права.

35. Юридический прецедент как форма права.

36. Нормативный договор как форма права.

37. Правовой обычай.

38. Консолидация как форма систематизации законодатель­ства.

39.Специализация и унификация российского законода­тельства.

40. Частное и публичное право; дискуссионные вопросы их разграничения.

41. Правовой режим: понятие и виды.

42. Правовые средства: понятие, признаки, виды.

43. Механизм правового регулирования.

44. Стимулы и ограничения в праве.

45. Соотношение поощрений и наказаний в праве.

46. Право и закон: проблемы их соотношения,

47. Виды правоотношений.

48. Понятие и структура субъективного права.

49. Понятие и структура юридической обязанности.

50. Правовой статус личности.

51. Единство прав и обязанностей личности.

52. Юридические коллизии и способы их разрешения.

53. Проблемы эффективности права.

54. Проблемы соотношения законности и целесообразности.

55. Дисциплина и демократия.

56. Дискуссионные вопросы юридической ответственности.

57. Юридическая практика: понятие и виды.

58. Юридический процесс.

59. Юридический состав правонарушения.

60. Преступление и проступок.

61. Юридическая ответственность и государственное при­нуждение.

62. Обстоятельства, исключающие юридическую ответст­венность.

63. Соотношение государства и права.

64. Федерализм в России: проблемы развития.

65. Нормативность права.

66. Государство, право, собственность.

67. Причины правонарушений и пути их предупреждения и устранения.

68. Правовые акты: понятие, признаки, виды.

69. Тенденции развития современного российского законо­дательства.

70. Соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства.

71. Марксистская теория права.

72. Социологическая теория права.

73. Естественно-правовая доктрина,

74. Психологическая теория права.

75. Нормативистская теория права.

76. Историческая школа права.

77. Реалистическая школа права.

78. Право, законность, правопорядок: проблемы соотношения.

79. Льготы в праве: понятие, признаки, виды.

80. Запреты и приостановления в праве.

81. Проблемы принципов права.

82. Основные требования правильного применения права.

83. Дискуссионные вопросы юридических фактов и факти­ческих составов.

84. Юридические лица как субъекты права.

85. Система российского права и международное право.

86. Проблемы совершенствования правотворческой деятель­ности в Российской Федерации.

87. Проблемы кодификации законодательства.

88. Система нормативных актов в России.

89. Принципы организации и деятельности государствен­ного аппарата.

90. Взаимодействие органов государства и местного самоуправления.

91. Законные интересы личности.

92. Юридическая квалификация.

93. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды, сти­мулы.

94. Справедливость как принцип права.

95. Гуманизм как принцип права.

96. Проблемы пробелов и путей их устранения и преодоления.

97. Политический и государственно-правовой режимы.

98. Право как мера свободы.

99. Способы (приемы) толкования права.

100.Отрасли российского права: проблемы развития.


Перечень тем

И методика написания

Выпускных квалификационных

(дипломных) работ

Выполнение дипломной работы является заключительным этапом обучения студентов-выпускников в вузе и имеет своей целью:

систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности;

применение их при решении конкретных научных и про­фессиональных задач;

дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы с литературой и законодательством, овладение методикой науч­ного анализа.

Дипломная работа представляет собой самостоятельное теоретическое исследование одной из наиболее актуальных, наиболее сложных проблем по специальности, имеющее выход на практику. Поэтому каждая дипломная работа должна содер­жать элементы новизны, поиска собственных путей разреше­ния современных научно и практически значимых вопросов. Выводы автора работы должны быть в достаточной степени убедительны и аргументировании.

Тематика дипломных работ составляется кафедрой, пере­дается в деканат и утверждается советом вуза. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки.

Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. Поскольку кафедрой устанавливается лишь пример­ный перечень тем, студент может предложить для дипломной работы свою тему с необходимым обоснованием целесообразно­сти ее разработки.

Закрепление темы дипломной работы оформляется прика­зом ректора вуза на основе личного письменного заявления сту­дента на имя заведующего кафедрой.

Каждому студенту назначается руководитель дипломной работы из числа соответствующего преподавательского состава (прежде всего профессоров и доцентов). Руководитель:

дает студенту задание на дипломную работу;

помогает в разработке календарного графика на весь пери­од выполнения дипломной работы;

рекомендует необходимую основную литературу, справоч­ные и архивные материалы, законодательные акты и другие источники по теме;

проверяет выполнение работы (по частям или в целом).

По предложению руководителя дипломной работы кафед­ре в случае необходимости предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы, за счет времени, отведенного на руководство дипломной работой. Консультантами могут назначаться профессора и преподавате­ли других высших учебных заведений, а также высококвали­фицированные специалисты и научные работники других уч­реждений и государственных органов. Консультанты проверя­ют соответствующую часть выполненной студентами работы и ставят на ней свою подпись.

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изуче­ния литературы по специальности (учебников, учебных посо­бий, курсов лекций, монографий, статей из научных сборников, журналов "Государство и право", "Правоведение", "Обществен­ные науки и современность", "Законность", "Российская юсти­ция" и др.), анализа нормативных, правоприменительных и ин­терпретационных актов, обобщения юридической практики.

Студент должен составить календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов, и после одобрения руководителем представить на ут­верждение заведующему кафедрой (декану факультета).

Декан факультета устанавливает сроки периодического отчета по выполнению дипломной работы. В эти сроки студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности работы и сообщают об этом декану.

Законченная дипломная работа, подписанная студентом и консультантами (если они назначаются), представляется руко­водителю. После просмотра и одобрения дипломной работы ру­ководитель подписывает ее и вместе со своим отзывом пред­ставляет заведующему кафедрой (декану факультета). В отзы­ве должна быть характеристика всех разделов дипломной ра­боты. Заведующий кафедрой (декан факультета) на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на дипломной работе. В случае, если заведующий кафедрой (декан факультета) не счи­тает возможным допустить студента к защите дипломной рабо­ты, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с уча­стием руководителя. Протокол заседания кафедры представ­ляется на утверждение ректору вуза.

Дипломная работа должна быть отпечатана через два ин­тервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги с полями для брошюровки по левой стороне. Размер шрифта, используемого при электронном наборе материала (на компью­тере), необходимо приблизить к стандартному машинописному, так, чтобы при распечатке текста через 1,5 — 2 интервала на странице помещалось не более 30—43 строк по 60—70 знаков в каждой.

Титульный лист начинается с указания на Министерство общего и профессионального образования РФ, содержит полное наименование вуза и кафедры, учебной дисциплины (по кото­рой выполнена работа), тему дипломного исследования, фами­лию и инициалы дипломанта, ученое звание, ученую степень, фамилию и инициалы руководителя, место (город, в котором находится вуз) и год написания работы.

Рукопись переплетается или вкладывается в специальную папку "для диплома". Общий объем работы составляет 50—80 машинописных страниц (без учета схем, приложений и списка используемой литературы). Работа, представленная в наруше­ние предъявляемых требований, к защите не допускается.

Дипломное исследование должно иметь план, с помощью которого материал структурируется, излагается в логической последовательности. Содержание работы состоит из введения (где обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, научная и практическая значимость, показывается степень раз­работанности рассматриваемой проблемы, обозначаются цели, задачи и методы исследования и т. п.), основной части (в кото­рой анализируются вопросы плана, доказываются те или иные провозглашаемые положения и пр.) и заключения (в котором кратко излагаются полученные автором выводы, обобщения, достижения; устанавливаются основные направления даль­нейшего анализа данной проблемы). Библиография начинается после заключения и состоит из следующих частей: 1) норма­тивных актов; 2) книг; 3) научных статей; 4) авторефератов на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется на рецензию. Состав рецензентов утвер­ждается деканом факультета по представлению заведующего соответствующей кафедры из числа сотрудников правоохрани­тельных органов и иных юридических учреждений. В качестве рецензентов могут привлекаться как преподаватели своего вуза (но не работающие на выпускающей кафедре), так и препода­ватели иных вузов. По дипломной работе представляется не менее одной рецензии.

Декан факультета знакомит с рецензией заведующего со­ответствующей кафедрой, студента-выпускника и направляет дипломную работу с рецензией в итоговую аттестационную ко­миссию для защиты. Порядок защиты дипломных работ опре­деляется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Феде­рации.

Дипломная работа после защиты хранится в библиотеке высшего учебного заведения.

 

 

Темы дипломных работ

1. Причины происхождения государственности

2. Сущность государства

3. Проблемы механизма современного Российского государ­ства

4. Разделение властей как принцип правового государства

5. Проблемы формы современного Российского государства

6. Государство и право: проблемы соотношения

7. Правовое государство; проблемы становления в совре­менной России

8. Нормотворчество: федеральный и региональный уровни

9. Право и мораль: проблемы соотношения, взаимодействия и противоречий

10. Социальная ценность права

11. Действие права

12. Правовое регулирование и правовое воздействие: про­блемы соотношения

13. Механизм правового регулирования: понятие и струк­тура

14. Правовые стимулы

15. Правовые ограничения

16. Статика и динамика права

17. Правовые режимы

18. Цели и средства в праве

19. Льготы в праве

20. Поощрение как юридическое средство

21. Эффективность правового регулирования

22. Формы российского права

23. Публичное и частное право

24. Международное и национальное право: проблемы соот­ношения

25. Правовая система: понятие и структура

26. Качество закона

27. Проблемы правовых отношений

28. Механизм правотворчества

29. Механизм правоприменения

30. Правовой нигилизм и правовая культура

31. Правовой статус личности

32. Проблемы правопонимания

33. Марксистская теория права

34. Естественно-правовая теория

35. Историческая школа права

36. Социологическая теория права

37. Психологическая теория права

38. Нормативистская теория права

39. Проблемы правосознания

40. Пробелы в праве и пути их устранения и преодоления

41. Проблемы систематизации нормативных актов

42. Юридический процесс как общетеоретическая кате­гория

43. Юридический прецедент как форма права

44. Преемственность и обновление в праве

45. Право как мера свободы личности

46. Предмет и метод теории государства и права: основные проблемы

47. Государство, право, экология

48. Государство, право, собственность

49. Государство, право, религия

50. Проблемы типологии государства и права

51. Предмет и метод правового регулирования

52. Нормативный договор как форма права

53. Запреты в праве

54. Субъективное право

55. Юридическая обязанность

56. Законные интересы личности

57. Правовые категории: понятие и система

58. Юридическая техника и язык права

59. Цели, задачи и функции государства

60. Правовой обычай как форма права

61. Общая характеристика российской правовой системы

62. Англо-саксонская правовая семья
63. Романо-германская правовая семья

64. Религиозная правовая семья

65. Традиционная правовая семья

66. Юридические коллизии и способы их разрешения

67. Права человека как общетеоретическая проблема

68. Убеждение и принуждение в праве

69. Справедливость как принцип права

70. Гуманизм как принцип права

71. Современные проблемы юридической ответственности

72. Проблемы юридических фактов

73. Объективно противоправное деяние

74. Система нормативных актов в России

75. Проблемы функций права

76. Соотношение права и закона

77. Закон как приоритетная форма права

78. Проблемы системы современного российского права

79. Принципы организации и деятельности современного Российского государства

80. Проблемы российского федерализма

81. Подзаконные нормативные акты

82. Акты официального толкования норм права

83. Проблемы толкования норм права

84. Субъекты права: современный аспект

85. Проблемы правонарушений

86. Механизм реализации законов

87. Проблемы стимулирования правомерного поведения

88. Взаимная ответственность государства и гражданина как принцип правовой государственности

89. Гражданское общество и государство

90. Институт и подотрасль права

91. Проблемы законности в современном Российском госу­дарстве

92. Правопорядок; проблемы становления в России

93. Лоббизм в правотворческой и правоприменительной деятельности

94. Проблемы юридического состава правонарушений

95. Государственный орган как элемент механизма госу­дарства

96. Взаимодействие системы государственных и муници­пальных органов

97. Государство в политической системе общества

98. Личность в политической системе общества

99. Защита права как юридическая категория

100.Нормы права: понятие, структура, виды


Словарь основных понятий

Теории государства и права

 

Абсолютные права — такие субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от на­рушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности).

Абсолютные правоотношения — такое урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомо-ченной стороне противостоит неопределенно большое количе­ство пассивно обязанных субъектов.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная го­сударственная власть, принадлежащая одному лицу — мо­нарху.

Автономия — форма самоуправления части территории государства, характеризующаяся правом самостоятельного ре­шения внутренних вопросов.

Автономная область в составе Российской Федерации — область, самостоятельно осуществляющая государственную власть на соответствующей территории, отличающаяся особен­ностями быта и национального состава и входящая непосредст­венно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная область),

Автономный округ в составе Российской Федерации — на­циональное государственное образование, входящее в область или край и отличающееся особым национальным составом и бытом населения (например, Корякский автономный округ).

Авторитаризм — один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным ли­цом (класс, партия, элитная группа и т. д.) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Административно-территориальная единица Российской Федерации — структурный элемент административно-терри­ториального деления, в качестве которого выступают край, область, район, город, район города, поселок и сельский населен­ный пункт.

Административно-территориальное деление — это сис­тема территориальной организации государства, на основе ко­торой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

Административно-территориальное устройство Россий­ской Федерации — разделение территории России на опреде­ленные части (районы, города, районы города, поселки, сель­ские населенные пункты), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.

Администрация — система исполнительно-распорядитель­ных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.

Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъ­ектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Акт применения права (правоприменительный акт) — пра­вовой акт, который содержит индивидуальное властное пред­писание, вынесенное компетентным органом в результате ре­шения конкретного юридического дела,

Акт толкования права (интерпретационный акт) — пра­вовой акт, который содержит разъяснение смысла юридиче­ских норм и выносится специальными компетентными орга­нами.

Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, даваемое тем же органом, кото­рый принял данную норму.

 

 

Бездействие преступное — разновидность преступного дея­ния, представляющая собой общественно опасное и прот ис­правное пассивное поведение, выражающееся в несовершении общественно ценного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него юридических обя­занностей.

Буквальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением.

 

 

Важнейшие полномочия — установленные Конституцией и законами специальные права для конкретных государствен­ных органов и должностных лиц, позволяющие оптимальным путем достигать наиболее значимые социальные цели,

Вето — отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

Вина — психическое состояние, характеризующееся отно­шением правонарушителя к совершенному им деянию (см. умы­сел и неосторожность).

Власть социальная — присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опи­рающееся на принуждение.

Властные решения — правовые акты, принимаемые госу­дарственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влеку­щие юридические последствия.

Вменяемость — нормальное психическое состояние лица, при котором оно способно оценить свое место в обществе и от­давать отчет своим действиям.

Воинская дисциплина — соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, уставами, приказами.

Воля народа — концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме).

Вотум — решение, принятое большинством голосов изби­рательного корпуса или представительного учреждения по оп­ределенному вопросу (например, вотум недоверия правитель­ству).

Временное правительство — центральный орган исполни­тельной власти, созданный в переходный период конкретного государства в условиях его экономической или политической нестабильности.

Временное правление — система высших органов государ­ства, осуществляющая в определенный промежуток времени политическую власть в обществе.

Всенародное голосование (референдум) — принятие непо­средственно гражданами управленческого решения по наибо­лее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.

Всенародное обсуждение — форма демократии, заключаю­щаяся в непосредственном участии граждан в процессе управ­ления государством, выработке и принятии оптимальных госу­дарственных решений путем выражения мнений и оценок по наиболее общественно значимой проблеме (например, при об­суждении законопроектов с целью выявить самый широкий спектр предложений и рекомендаций, поступающих от различ­ных групп, слоев, отдельных граждан общества).

Всеобщее избирательное право — признак демократии и избирательной системы, означающей предоставление активно­го (быть избранным) и пассивного (избирать) права всем дее­способным гражданам страны независимо от их происхожде­ния, социального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отно­шения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий.

 

 

Гарантии законности — средства и условия, обеспечи­вающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепят­ственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Гипотеза правовой нормы — элемент нормы права, ука­зывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юри­дических фактов.

Глава государства — высшее должностное лицо в государ­стве, являющееся носителем его исполнительной власти и од­новременно верховным официальным представителем всего дан­ного общества в сфере внешних сношений.

Государственная власть — публично-политическое отно­шение господства и подчинения между субъектами, опираю­щееся на государственное принуждение.

Государственная дисциплина — определенные требования к поведению людей, связанные с выполнением правил, предъ­являемых к государственным служащим.

Государственно-правовой режим — система методов, прие­мов и средств, с помощью которых осуществляется государст­венная власть.

Государственное принуждение — осуществляемое органи­зованно, персонифицированно и в пределах юридических пред­писаний физическое, психологическое либо идеологическое воз­действие государственной власти на членов общества, обеспе­чивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совер­шении.

Государственный аппарат - система органов, призван­ных осуществлять задачи и функции государства.

Государственный суверенитет - присущее государству верховенство на своей территории и независимость в междуна­родных отношениях.

Государство — организация политической власти, содей­ствующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, нацио­налистических, расовых и т. п.) в пределах определенной тер­ритории.

Гражданское общество — совокупность нравственных, ре­лигиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с го­сударством, выражающаяся в совокупности мх взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Грамматический способ толкования — прием разъясне­ния правовых норм, осуществляемый с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т. п.

Гуманизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интере­сов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человечных отношений между людьми.

 

 

Давностъ — установленный в нормативном акте срок, ис­течение которого влечет определенные юридические послед­ствия.

Дееспособность — установленная (признанная) в законе возможность лица собственными действиями осуществлять свои права и обязанности.

Действие права — содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способ­ность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитатель­ное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.

Декларация — провозглашение основных принципов; пра­вовой документ, имеющий силу рекомендации.

Декрет — наименование особо важных нормативных актов.

Деликтоспособностъ — способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правона­рушение.

Демократизм права — один из важнейших принципов пра­ва, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, братства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, подлежащих правовому регулированию.

Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении госу­дарственной власти посредством прямой (когда граждане, на­пример, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представитель­ной демократии (когда народ реализует свою власть через вы­бираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Диктатура - безраздельная политическая, экономиче­ская и идеологическая власть, не ограниченная законом и осу­ществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе в лидером).

Динамизм права — способность права изменяться адек­ватно изменившимся общественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в различных сферах жизнедеятельности.

Диспозитивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный с равноправием сторон, ко­ординацией, основанный на дозволениях.

Диспозииия правовой нормы - основной элемент.нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.

Дисциплина— определенные требования к поведению субъ­ектов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.

Догма права (специально-юридическая теория) — наибо­лее стабильная, неизменная часть общей теории права, изу­чающая его с позиции специально-юридических свойств и про­явлений.

Договор нормативный — соглашение между правотворче­скими субъектами, в результате которого возникает новая нор­ма права (например, Федеративный договор РФ 1932 г.).

Договорная дисциплина — соблюдение субъектами обяза­тельств, предусмотренных в хозяйственных и иных договорах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.223 с.)