Возрастные характеристики речевого развития детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные характеристики речевого развития детей



Возраст детей Характеристика
3-4 лет Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
4-5 лет Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
5-6 лет Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
6-7 лет Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим;

- создавать условия для доверительного общения с другими;

- поддерживать потребность в общении со взрослым как источником раз­нообразной информации о мире;

- приобщать к празднованию основных знаменательных дат государ­ства;

- раскрывать мир чувств и переживаний людей (взрослых и сверстни­ков);

- формировать умение играть и заниматься каким-либо делом (рисовать, конструировать, рассматривать книги) рядом с другими, поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе интереса к игре, создавать обстановку, в которой дети легко всту­пают в контакт друг с другом:

- воспитывать начала культурного общения (приветливо здороваться и про­щаться, называть сверстника по имени, доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение, выражать от­каз, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого);

- приобщать к культуре поведения в быту, давать образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, высказывая похвалу-одобрение, выражать свои чувства.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

- продолжать развивать представления об устройстве человеческого жилья (в городе и деревне), предметах домашнего обихода;

- формировать первичные представления о труде взрослых, хозяйственной деятельности (в доме, на улице, городе, деревне);

- более расширенно и углубленно знакомить с предметами мебели, одеж­дой, домашней утварью, транспортом и учить правильному поведению на улице,

- развивать элементарные представления о вежливом поведении (уметь здороваться, прощаться, извиняться, предлагать свою помощь);

- воспитывать стремление узнавать новое, задавать вопросы об устройстве и назначении различных приспособлений, сделанных руками человека;

- развивать и поддерживать интерес к природе как первоначальную осно­ву экологического образования;

- формировать первые представления о целостности природы и о связи человека с ней;

- инициировать проявления эмоционально-положительного отношения к окружающему, стремление поделиться своими впечатлениями со взрос­лыми и другими детьми, способность любоваться красотой природы, со­переживать живым существам;

Образовательная область «Речевое развитие»

В нее включается знания по языку, которые являются базовыми для развития и усовершенствования умения общаться в устной форме.

Устная форма общения предполагает формирование умения слушать – понимать собеседника, усвоение украинской этикетной лексики, форм обращения с ровесниками, взрослым, умение вежливо общаться с собеседником в процессе диалога, вежливо спрашивать и отвечать, просить, выражать согласие и несогласие с услышанным.

Речевое развитие направлено на осознание общего в обоих языках и некоторых отличий. Знание языка подчиняется формированию и совершенствованию частично-речевых умений: орфоэпических, лексических, некоторых грамматических, которые лежат в основе правильной устной речи.

Ознакомление дошкольников с национальной культурой украинского народа, усвоение лексики, обозначающей национальную одежду, посуду, еду, обереги, постоянных народных высказываний, пословиц и поговорок, и умения их правильно употреблять, знакомство с украинскими детскими играми, песнями, сказками, выдающимися писателями, другими представителями культуры, историческими деятелями – главное задание этнокультурной линии программы.

На начальной стадии изучения украинского языка необходимо учитывать, что дети не владеют умениями устной украинской речи. Задача заключается в развитии умения аудирования и формирования частично-речевых умений – орфоэпических, обогащения и обновление словарного запаса и на этой основе – развитие коммуникативной речи.

Развитие умения слушать – понимать украинскую речь – важнейшая задача, связанная не только с формированием устной речи, но и с обще-учебными умениями, такими как умение сосредоточиться, вникнуть в смысл услышанного, следить за развитием сюжета, понимать смысл задания воспитателя.

Формирование умений аудирования тесно связано со словарной работой. Осознанное понимание необходимо проверять путем беседы, дидактической игры, использовать рисунки, короткие диалоги.

Говорение должно осуществляться на репродуктивном уровне, когда дошкольники отображают образец, который дает воспитатель, пересказывают, составляют отдельные словосочетания, предложения по рисункам, рассказывают наизусть и др.

На продуктивном уровне – умеют самостоятельно строить фразу, вопросы, рассказывать про кого-то, что-то. Репродуктивные умения способствуют формированию продуктивной речи, поскольку на этом этапе осуществляется активное усвоение словаря и формирование всех частично-речевых умений, которые лежат в основе языка.

Формируя умение коммуникативной речи, необходимо учитывать его составляющие (мотив, желание что-то сообщить, о чем-то проинформировать, ориентация в ситуации общения, собеседника и слушателей).

Усвоение этикетной лексики, соответствующего речевого поведения – это составная часть коммуникативного общения.

Развитие умения разговаривать на украинском языке осуществляется как на готовых образцах речи – озвученных текстах диалогического и монологического характера, - так и с помощью дидактических материалов, опорных слов, вопросов, воображаемых ситуаций, созданных воспитателем в непосредственно образовательной деятельности и т.д.

Важным условием развития коммуникативной речи является обеспечение потребности в общении на украинском языке. Этому эффективно содействует организация праздников и развлечений в виде «Праздника украинского слова», «Дерево нашего рода», «Слово к слову – родился язык», подготовка и проведение праздников народно-календарного цикла, инсценировка сказок, тематические праздники на украинском языке. В доступной форме детям формируют представление об украинском языке, доносят понятие родства и близости русского и украинского языков, знакомят с элементарными различиями (ударение, некоторые окончания).

Необходимо делать акцент на общем, используя украинский речевой материал.

Особое значение уделяется упражнениям орфоэпического характера, поэтому каждое занятие имеет практическую направленность, систематически проводится работа по обогащению словарного запаса как отдельными словами, так и грамматическими конструкциями, стойкими словосочетаниями, пословицами, поговорками и их пониманием и правильным употреблением в речи. Важно обратить внимание на лексическом и грамматическом согласовании (дякую Вам – благодарю Вас; зачинити двері – закрыть дверь) и некоторые случаи употребления предлогов, прилагательных, окончаний прилагательных и др.

Закреплять навыки составления словосочетаний, предложений разных типов, расширять их в соответствии с поставленной целью.

Необходимо:

- знать слова по темам, которые рассматривались в непосредственно организованной деятельности, несколько скороговорок, 1-3 стихотворения, 2-3 детские игры, 3-4 загадки, имена детских писателей, чьи произведения читались, слушались в фонозаписях или заучивались наизусть; научиться слушать и отвечать на вопросы по прослушанному тексту;

- уметь объяснять значение некоторых слов из текста;

- правильно поставить вопрос по содержанию услышанного и отвечать на вопросы других детей;

- вежливо и правильно обращаться к ровесникам, родителям, воспитателям, старшим;

- умение поддерживать диалог 2-3 репликами;

- дословно передавать небольшой отрывок услышанной сказки, рассказа;

- рассказывать по аналогии (по рисунку, по образцу 2-3 фразы, предложения).

Задания на развитие речи детей выборочно включаются в содержание других НОД.

Выбор форм проведения образовательной деятельности по обучению украинскому языку, форм и методов обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями дошкольников.

Активно используются вариативные формы обучения: коллективная, подгрупповая, индивидуальная, парная, игровая.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- формировать привычку к книге как постоянному элементу жизни, источ­нику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым;

- развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к художественному слову, желание участвовать в соответствую­щих игровых действиях, отвечать на простые вопросы, высказывать свое отношение к персонажам, вступать в ролевой диалог; вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников выразитель­ное чтение или рассказы воспитателя;

- учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потеш­ках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), передавать словами, действиями, жестами содержание произведения; поддерживать стремление повторять ритмически организованные стро­ки и воспроизводить небольшие стихотворения;

- помогать узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении и рассказывании, драматизации, в иллюстрациях в знакомых и незнакомых книгах, игрушках (колобок, волк, козлята, Маша, медведь, лиса и др.).
знакомить с произведениями разных видов искусства (живопись, графи­ка, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обо­гащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

- формировать представления о художественных ремеслах (резьба и рос­пись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.д.);

- обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами других образовательных областей, стимулировать самостоятель­ный выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, бытовых, обществен­ных и природных явлениях;

- учить создавать выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передавать характерные признаки предметов и явлений, на­строение персонажей;

- использовать в театрализованной игре элементы музыкальной игры-дра­матизации.

 

 

Образовательная область «Физическое развитие»

- Формирование интереса к физической культуре

- Воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств: активности, настойчивости, самостоятельности, смелости, честности, взаимопомощи, выдержки и организаторских навыков

- Формирование некоторых норм здорового образа жизни, элементы оздоровительных упражнений

- Развивать ритмические движения под музыку

- Использовать физкультурные паузы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.023 с.)