Научные и технические предпосылки изобретения телевидения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные и технические предпосылки изобретения телевидения.



Два технических достижения: «великий немой», как называли кино, и «великий невидимка» - радио - должны были соединиться, чтобы возникло телевидение. Путь к нему был долгим и сложным. Современная аппаратура, с помощью которой осуществляется видение на расстоянии, - это плод ума и рук многих и многих ученых, изобретателей, плод работы целых научных коллективов. Одни порождали идеи, другие воплощали эти идеи в приборы, третьи использовали эти приборы для тех или иных целей - в результате появилось телевидение.

Английский физик Д. Максвелл предположил существование в природе электромагнитных колебаний и вывел свое знаменитое уравнение, фигурирующее ныне во всех учебниках физики. Однако стройная теория электричества, магнетизма и света, содержащаяся в формуле Максвелла, оставалась неподтвержденной, пока немецкий физик Г. Герц экспериментально не доказал существование предсказанных Максвеллом электромагнитных колебаний. Герц по праву вошел в число ученых, чье имя стало научным термином и пишется теперь с маленькой буквы, подобно именам Вольта, Ампера, Гаусса и других великих.

Преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов и одновременно с ним итальянский изобретатель Г. Маркони заставили служить человечеству электромагнитные колебания, открытые Герцем: они независимо друг от друга изобрели радио.

История изобретения и развития техники кино широко известна. Скажем только, что авторы этого изобретения - французы Луи и Огюст Люмьеры и что датируется оно 1895 г., как и изобретение радио.

Но еще до того, как были изобретены радио и кино, в разных странах, в том числе и в России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но идея была высказана. В 1880 г. П. И. Бахметьев предложил схему, теоретически вполне реальную: для передачи на расстояние изображения его следует предварительно разложить на отдельные элементы, передать их, а затем снова собрать эти элементы в цельное изображение.

П. Нипков предложил осуществить разложение («развертку») изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд отверстий, расположенных по спирали. Запатентованный в 1884 г. диск Нипкова долго не находил практического применения; сам Нипков впервые увидел свой прибор в действии лишь в 20-х годах XX в., успев к тому времени позабыть о своем изобретении, сделанном сорок лет назад.

В 1888-1889 гг. профессор А. Г. Столетов, изучив так называемый «внешний фотоэффект» - способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны, создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую.

Опираясь на это открытие, преподаватель Петербургского технологического института Б. Л. Розинг в 1907 г. предложил (и запатентовал в России и за границей) принцип, который сохранен в действующих и сейчас телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Телеэкран сегодня - это не что иное, как дно катодной трубки.

Б. Л. Розинг по справедливости считается во всем мире основоположником электронного телевидения, именно от его работ ведет телевидение свою родословную. Он погиб в ссылке в 1933 г. Говоря о дальнейшей истории телевидения, следует прежде всего назвать ташкентского изобретателя Б. П. Грабовского, в 1925 г. заявившего патент на «аппарат для электрической телескопии», а также С. И. Катаева, П. В. Шмакова и В. К. Зворыкина (Зворыкин в 1919 г. эмигрировал в США, где и осуществил большую часть своих идей, в том числе создание кинескопа и иконоскопа). Об огромном значении работ В. Зворыкина говорит хотя бы тот факт, что первая в Москве станция электронного телевидения была оборудована американской аппаратурой, созданной им вместе с другим выходцем из России Д. Сарновым. Нельзя не вспомнить имена авторов первой в мире системы цветного телевидения русского ученого А. М. Полумордвинова, армянина А. А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда. Каждый из них, как и многие другие, здесь не названные, внес свой вклад в изобретение или совершенствование техники телевидения; усилия этих ученых и инженеров позволили создать материально-техническую базу телевизионного вещания.

39. Даты і прынцып першай перадачы відарысу, аўтар электронна-прамянёвай трубкі.
Большой вклад в развитие телевидения внес немецкий изобретатель Пауль Нипков. Именно он в 1884 году запатентовал «электрический телескоп» (позже известный как «диск Нипкова»), который затем будет широко применяться в механическом телевидении. Этот диск имел ряд небольших отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Свет, проникавший через отверстия, попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал свет в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Приемное устройство работало в обратном направлении. Принятые сигналы поступали на неоновую лампу, перед которой размещался «диск Нипкова», точно такой, какой стоял в передаточном устройстве. Быстрое вращение диска позволяло видеть зрителю целую картинку.

А в 1887 году происходит знаменательно событие — немецкий физик Генрих Герц обнаружил явление фотоэффекта, когда из вещества под воздействием света вырываются электроны. Сам Герц объяснить увиденное не сумел, зато русский ученый Александр Столетов в феврале 1888 года осуществил успешную демонстрацию влияния света на электричество. Он же создал «электрический глаз». Успехи Столетова открыли путь к преобразования световой энергии в электрическую. Розинг создал такую трубку, где катодный луч (поток электронов), вызванный фотоэффектом, «бомбардирует» ее торец, изнутри покрытый слоем вещества, обладающего способностью светиться под воздействием катодного луча. В мае 1911 года Розингу удалось показать на стеклянном экране электронно-лучевой трубки настоящее телеизображение. Переданной картинкой было изображение решетки, размещенной перед объективом передатчика. Принимающая трубка Розинга обладала катодом, анодом, люминесцирующим экраном и диафрагмой, что позволяет назвать ее «отцом» современных кинескопов. Передающая телевизионная трубка, в которой оказалось возможным практически использовать эффект накопления электрических зарядов, была изобретена в 1931 г. в СССР С. И. Катаевым. Несколько позже, в том же 1931 г. аналогичная трубка, названная иконоскопом, была разработана независимо от Катаева американским специалистом В. К. Зворыкиным бывшим учеником Б. Л. Розинга по Технологическому институту. Иконоскоп Зворыкина не имел каких-либо принципиальных отличий или технических преимуществ по сравнению с трубкой Катаева. Изобретение иконоскопа явилось поворотным пунктом в истории телевидения, определившим направление его дальнейшего развития. Стало совершенно ясно, что никакая из существовавших в то время оптико-механических систем, несмотря на все усовершенствования, не может конкурировать с электронной телевизионной системой. Иконоскоп обеспечивал телевизионные передачи с большим числом строк. Технологии телевидения не были изобретены одним человеком и за один раз. Иконоскоп — первая электронная передающая телевизионная трубка, позволившая начать массовое производство телевизионных приёмников. Его изобретение было запатентовано также советским учёным Семёном Катаевым в 1931 году, однако Зворыкин смог создать работающую модель на год раньше советских учёных — в 1933 году. Движущееся изображение впервые в истории было передано на расстояние 26 июля 1928 года в Ташкенте изобретателями Борисом Грабовским и И. Ф. Белянским. Изображения были грубые и неясные, но именно ташкентский опыт можно считать рождением современного телевидения.

 

40. Калі, дзе і як была ажыццёўлена першыя вопытныя тэлевізійныя перадачы ў Савецкім Саюзе
1.05.1931 — первая опытная телепередача в СССР. Живое лицо и фотография — передача. А 30 апреля 1931 г. газета «Правда» сообщила: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метров будет передаваться изображение живого лица и фотографии». Действительно, 1 мая 1931 г. в эфир переданы сигналы, несущие изображения сотрудников лаборатории и фотопортреты, но без звукового сопровождения, «немые». Примерно в то же время, что и в Москве, начались передачи «механического» телевидения и в Ленинграде, чуть позже – в Одессе. Москва вела передачи 12 раз в месяц по 60 минут, Ленинград и Одесса – нерегулярно. Телепередача шла по двум каналам: для изображения и для звука. Так как не у всех зрителей был второй приемник (для звука), на экранах время от времени давались пояснительные надписи (как в «немом» кино), занимавшие весь кадр. Надписи делались на бумажной ленте, которая в процессе передачи перематывалась с одной катушки на другую.

 

41. Дата пачатку рэгулярнага тэлевяшчання ў СССР. Аднаўленне тэлевяшчання пасля вайны.

В Ленинграде регулярные передачи электронного ТВ начались в 1939 г. Ленинградский телецентр был рассчитан на передачу изображения с разло-жением в 240 строк. В 1940 г. в продажу поступили первые отечественные телевизоры марки «17-Т-1» (только в 1949 г. промышленность начнет выпуск дешевый, но весьма надежный телевизор марки «КВН-49»).

После окончания Великой Отечественной войны, ТВ в СССР стало бурно развиваться. Именно 50-60-е гг. были временем возникновения массового ТВ, которое в последующие годы станет общесоюзным и многопрограммным. Начальный период технического экспериментирования закончился, начинался новый: активные и плодотворные поиски специфических телевизионных средств выражения. Вехой в развитии стал 1954 г., когда, по существу, началось документальное вещание. Но еще до этого важным событием стало создание передвижных телевизионных станций - ПТС. С их помощью телевидение начало выходить за пределы студии. Возникла возможность принципиального видоизменения вещания - на телеэкран пришел внестудийный репортаж. Первая внестудийная передача состоялась в Москве в июне 1949 г. (репортаж о футбольном матче на московском стадионе «Динамо»).

В марте 1951 г. происходит еще одно важное событие: постановлением СМ СССР была создана (в составе Всесоюзного комитета по радиоинформации) Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в ЦТ СССР. Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция передач для детей и общественно-политическая редакция. Впоследствии, в 1954 г., были созданы редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных, спортивных передач и киноредакция. Впервые в практике ТВ в редакции пришли работать журналисты. И уже в ноябре 1954 г. в телевизионный кадр «вошел» журналист Е. Рябчиков, который являлся автором и ведущим передачи о начавшемся строительстве электростанций на Ангаре. В феврале 1955 г. состоялся первый в истории ТВ репортаж с промышленного предприятия. Его вел Ю. Фокин. 1 мая 1956 г. был впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации на Красной площади. Первые информационные сообщения стали появляться в программах Московского и Ленинградского телецентров в 1934-1941 гг. (с введением электронного телевидения). Это были радийные выпуски, которые читали в кадре дикторы радио. С 1 января 1968 г. в эфир начала выходить информационная программа «Время», которая в 1972 г. получила свое постоянное место в программе (с 21.00 до 21.30) и, таким образом, была призвана объединить разрозненные выпуски «Телевизионных новостей» в единое целое. Таким образом, если говорить в целом о 50-х г., в структуру творческого вещания постепенно вводились информационно-публицистические жанры; началось освоение жанров художественно-публицистических; были осуществлены первые попытки персонификации телевизионного сообщения; создана первоначальная база телекино. Конечно, следует помнить, что ТВ, поднимаясь в профессиональном плане на новые ступеньки, в то время не могло давать полную картину действительности - отражались только положительные аспекты жизни страны, что было характерным для советской журналистики в целом.

42. В 1941—1945 годах телевидение не работало. Передачи были возобновлены 7 мая 1945 года, а 15 декабря москвичи первыми в Европе перешли на регулярное вещание. Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского союза, культурным мероприятиям, науке, спорту. В декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции. 16 июня 1949 года с Шаболовки началось вещание по стандарту 625 строк.22 марта 1951 года была создана Центральная студия телевидения. Программа не имела чётко выраженной тематики, транслируя как новостные, так и музыкальные программы, и кинофильмы, мультфильмы киностудии «Союзмультфильм», а также образовательные программы.

 

43. Пачатак будаўніцтва апаратна-студыйнага комплексу па вул. Камуністычнай, 6.

Паспяховае развіцце савецкага тэлебачання спыніла вайна. У перыяд барацьбы з фашысцкімі акупантамі тэлевізійныя перадачы не праводзіліся ні ў адной краіне Еўропы, у тым ліку і ў Савецкім Саюзе. Толькі ў 1945 годзе Маскоўскі тэлецэнтр першы ў Еўропе аднавіў свае рэгулярныя тэлевізійныя перадачы.

У 1951 годзе пачаў працаваць яшчэ адзін тэлевізійны цэнтр - у Кіеве. Асабліва хуткі рост перадаючай і прымаючай тэлевізійнай сеткі пачаўся з сярэдзіны пяцідзесятых гадоў. У гэты час паспяхова вяліся будаўнічыя работы па ўзвядзенню тэлецэнтраў у Рызе, Харкаве, Свярдлоўску, у сталіцы нашай рэспублікі - Мінску.У 1955 годзе на беразе ракі Свіслач вырас чатырохпавярховы будынак з калонамі. У ім размясціўся апаратна-студыйны комплекс, памяшканні для рэдактарскага і рэжыссёрскага саставу, рэпетыцыйныя фае. І хоць яшчэ не ўсе работы былі закончаны, у нядзелю 1 студзеня 1956 года дыктар Т. П. Бастун упершыню звярнулася да тэлегледачоў Мінска: "Добры вечар, дарагія таварышы! Віншуем вас з Новым годам! Пачынаем нашы пробныя перадачы. Сення вы ўбачыце кіначасопіс "Навіны дня" і ў 19 гадзін 40 мінут - мастацкі фільм "Пакаленне пераможцаў"...

 

Минский телекомплекс начали строить в 1953 году. Работали над проектом два года. Опыта строительства подобных объектов в Беларуси не было. Над чертежами телецентра работали в архитектурно-конструкторской мастерской «Белгоспроекта».

Началось строительство Минского телецентра на ул. Мопра, 6 (что расшифровывается как Международная организация помощи борцам революции). Затем здание, не меняя месторасположения, оказалось на ул. Коммунистической, 6. Впрочем, новое название получилось не менее идеологическим. Ну что ж поделаешь, ведь рядом домик РСДРП, а это обязывает отображать политику партии.

Телебашня На этот символ не пожалели ни денег, ни металла. Монтировалась конструкция из труб диаметром 35 см, толщиной 2 см, длинной по 8 м. Завершалась она шпилем и антенной, за что ее любили сравнивать с Эйфелевой башней.

С минской телебашни с 1 января 1956 г начала осуществляться трансляция Республиканской телевизионной студии. Радиус действия уверенного приема достигал 70 км. История сохранила слова, с которыми диктор белорусского телевидения Тамара Бастун впервые обратилась к зрителям.

 

44.Пачатак рэгулярнага тэлевяшчання ў БССР у перыяд з 1956 па 1961 гг. (тэхналогіі, змест, формы).

1 января 1956 года диктор Тамара Бастун впервые обратилась к телезрителям Минска: “Добры вечар, дарагія таварышы! Віншуем вас з Новым годам! Пачынаем нашы пробныя перадачы. Сення вы ўбачыце кіначасопіс “Навіны дня” і ў 19 гадзін 40 мінут – мастацкі фільм “Пакаленне пераможцаў”. Так начался первый год жизни Белорусского телевидения. Передачи тогда принимали чуть более 4 тысяч зрителей, а Минский телецентр был рассчитан на однопрограммное вещание со среднесуточным объемом 6 часов и радиусом действия 60 км. У 1957 годзе ў Мінску было 6 тысяч тэлевізараў. Праз два гады ў рэспубліцы будзе зарэгістрыравана 30 тысяч тэлевізараў, ахоп тэлевізійным вяшчаннем складзе каля 1 млн. чалавек.

Пачаўся першы год жыцця Беларускага тэлебачання, перадачы якога прымалі на той час 4,5 тысячы гледачоў. Перадачы перадаваліся не кожны дзень і былі не вельмі працяглымі і ў асноўным складаліся з паказу канцэртаў і тэлеспектакляў на кінаплёнцы, якая дасылалася з масквы, а таксама кінафільмаў і часопісаў, што былі ў мясцовым кінапракаце. Але з першых крокаў вялася настойлівая работа па пераўтварэнню тэлебачання ў сапраўдны сродак массавай прапаганды, шукаліся спецыфічныя формы выразнасці, каб шырэй і паўней адлюстроўваць жыцце нашай рэспублікі.

 

45. Арганізацыйная структура Беларускага тэлебачання ў пачатковы перыяд (1956–1961 гг.)

50 – 60-е гг. были временем возникновения массового ТВ, которое в последующие годы станет общесоюзным и многопрограммным. Вехой в развитии стал 1954 год, когда началось документальное вещание. Важным событием стало создание передвижных телевизионных станций – ПТС, на телеэкран пришел внестудийный репортаж. Первая внестудийная передача состоялась в Москве в июне 1949 г. (футбольный матч на московском стадионе «Динамо»). В марте 1951 г. Создана Центральная студия телевидения, после – в ЦТ СССР. Его структура: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция передач для детей. И общественно-политическая редакция. С 1954 г. – редакция научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных, спортивных передач и киноредакции. Пришли работать журналисты. В феврале 1955 первый в истории репортаж с промышленного предприятия. 1 мая 1956 г. Впервые проведен репортаж о параде и демонстрации на Красно площади. Рождаются тележурналы – «Юный пионер», «Искусство». Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 г. повлиял на становление и развитие информационной службы на ТВ. В это время создается Комитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР. В 1956 г. на ЦСТ создана Главная редакция политвещания, в этом же году образована редакция «Последних известий», которая в 1960 г. переименуется в «Телевизионные новости». С 1957 г. «Последние известия» стали выходить ежедневно, возросла их оперативность. Постепенно вводились информационно-публицистические жанры, осваивались художественно-публицистические жанры, попытки персонификации сообщений, база для телекино, развивается телепублицистика. На первое место выдвигаются разговорные жанры. Создается КВН и «Эстафета новостей» (1961), «Рассказы о героизме» и «Голубой огонек» (1962).

46. Інфармацыйнае тэлевяшчанне ў пачатковы перыяд. Фарміраванне жанраў і форм тэлежурналістыкі.

Первые информационные сообщения стали появляться в программах Московского и Лининградского телецентров в 1934 – 1941 гг. (с введением электронного телевидения). Это были радийные выпуски, которые читали в кадре дикторы радио. После войны редакция последних известий была создана на Центральной студии телевидения в 1956 г. (в 1960 г. – в «Телевизионные новости»). Она тоже занималась лишь простым повторением (в дикторском чтении) радийных последних известий, дополненных двумя-тремя кинозаметками. Прямо и непосредственно на дальнейшее развитие телевизионной информации повлиял Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 г. С начала фестиваля выпуски «Последних известий» стали ежедневными, резко возросла оперативность сообщений. После фестиваля выпуски «Последних известий» оставались ежедневными, но не имели точного места в программе дня, значит – теряли часть аудитории. С 1 января 1968 г. в эфир начала выходить информационная программа «Время», которая в 1972 г. получила свое постоянное место в программе (с 21.00 до 21.30), была призвана объединить разрозненные выпуски «Телевизионных новостей» в единое целое. Постепенно вводились информационно-публицистические жанры, осваивались художественно-публицистические жанры, попытки персонификации телесообщений, создана база телекино. Но ТВ в то время не могло дать полную картину действительности – отражались только положительные аспекты жизни страны.

 

47. Мастацкае тэлевяшчанне ў пачатковы перыяд. Фарміраванне мастацкай тэлежурналістыкі і тэхнагеннага віду мастацтва тэлебачання (тэледраматургіі, тэлекіно, тэлекакампазіцыі)

Разрабатывалась с начала 50х гг и теория телевизионных жанров. В качестве основных групп выделялись информационно-публицистические (репортаж, очерк, информация и т. д.), документально-художественные жанры (беседа, документальная драма, телеконкурсы и т. д.), художественно-игровые жанры (телевизионный спектакль, подразделяемый на драматический, литературный, эстрадный, музыкальный, кукольный; концерт, художественный телевизионный фильм). Особая жанровая группа — образовательные передачи (лекция, учебный театр, телеэкскурсия и т.д.). Перспективная форма телевизионного творчества — многосерийные произведения (телеповесть, телероман, телехроника) и цикловые передачи.

Начали складываться и развиваться два важнейших вида телевещания: телевизионный кинематограф и служба информации. Впервые слово «телефильм» было произнесено, когда Мосфильм начал снимать для демонстрации по телевидению наряду с фильмами-спектаклями кинокартины по оригинальным сценариям. Регулярное их производство началось в 60-е годы, со времени создания творческого объединения «Телефильм». Вслед за игровыми появились и документальные телефильмы. Большинство их по жанру относилось к очеркам.

Широкую панораму жизни Советской страны и всего мира содержали телепередачи, посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 50-летию образования СССР, 30-летию победы в Великой Отечественной войне - «Летопись полувека», «По ленинским местам». Большое место уделяется международным проблемам (передачи «Международная панорама», «Содружество»), выступлениям передовиков и новаторов производства, встречам с ветеранами войны и труда (передача «От всей души» и др.).

Были ответы на вопросы трудящихся, в этих передачах выступали видные учёные, публицисты, общественные деятели. Познавательные программы «Клуб кинопутешествий», «В мире животных». Для молодёжи — «В эфире — молодость», «А ну-ка, девушки» и др. Телевизионные игры - 8 ноября 1961 г. передачи «Клуба веселых и находчивых» (КВН). Но уже к концу 60-х годов создатели КВН начали отходить от импровизационности как основы формы. КВН был подчинен жесткому сценарию.

Готовились передачи для детей разного возраста: «Спокойной ночи, малыши», «Умелые руки» и др. В рубриках «Литературные беседы» велся разговор о роли и месте деятелей литературы и искусства в жизни страны. Телевидение вело большую работу по созданию «золотого фонда» театральных спектаклей. Музыкальные передачи знакомили зрителей с важнейшими событиями в музыкальной жизни страны и за рубежом, пропагандировали образцы современной, классической и народной музыки (передачи циклов «Музыкальный киоск», «Ваше мнение»). Большое место в телепрограммах занимали спортивные передачи, репортажи с международных чемпионатов, Олимпийских игр и др.

 

49 Дзейнасць творчага аб’яднання “тэлефільм”

У ліку ўзнікшых у рэспубліцы аб’яднанняў і творчае аб’яднанне тэлефільмаў кінастудыіі “Беларусьфільм”, арганізаванае у 1966 годзе, і аб’яднанне “Тэлефільм” Беларускага тэлебачання Дзяржкамітэта СМ БССР па тэлебачанню і радыёвяшчанню, створанае ў 1967 годзе. Сёння ў іх творчым спісе дзесяткі паўметражных (у тым ліку і шматсерыйных) і кароткаметражных стужак, сярод якіх найбольш знаёмыя нам “Руіны страляюць” І. Чацверыкава; “Доўгія вёрсты вайны” А. Карпава; “Прыгоды Бураціна”, “Чырвоны Капялюшык”, “Зорны хлопчык” Л. Нечаева; “Крах” В. Карпілава і ішныя.

Станаўленне тэлекіно было нялёгкім. Тэлефільм паступова набываў сваю самастойнасць у русле адзінай цэласнай тэлевізійнай праграмы, у цесным яе кантакце з інфармацыйна-публіцыстычнай зонай. Тэлефільм, у адрозненне ад кінафільма, усе больш адчуваў сябе неад’емнай часткай тэлевізійнай праграмы з яе пэўнымі рысамі дня, тыдня, месяца, года, яе разгорнутасцю перад гледачамі ў цэлым па часе. У канцы 60-ых гадоў тэлефільм як новае адгалінаванне экраннага мастацтва набыў новыя магчымасці ў параўнанні з кінафільмам: унутраную арыентаванасць на формы дыялога з гледачом (адсюль нярэдкае ўвядзенне каментатара, асобы ад аўтара і г. д.), цыклічнасць, дзяленне на асобныя серыі.

Ігравы тэлефільм у Беларусі пачаў сваё існаванне з “малых форм” – мініяцюры, навелы і іншых. А вось у ліку першых на “Тэлефільме” Мінскай тэлестудыі былі пастаўлены навелы “Снежны конь” (1966) і “Зімні дуб”(1967) – своеасаблівыя тэлевершы з лірычным, паэтычным аўтарскім светаадчуваннем.

Тэлесерыялы – былі цікавымі з пункту гледжання сюжэтнай арганізацыі і прынцыпаў злучэння асобных серый у адзінае мастацкае цэлае. Першая ластаўка ў стварэнні арыгінальнага дакументальна-ігравога відовішча быў у 1967 годзе тэлевізійны фільм - спектакль “Крах”. У 1971 годзе з’явілася “Уся каралеўская раць”, пазней – “Вашынгтонскі карэспандэнт”.

Экранізацыі. Першая экранізацыя была у 1970 годзе (Я. Купала “За шчасцем, за сонцам”). Пазней былі экранізіраваны многія творы беларускіх аўтараў: Я. Купала “Гусляр”, “Паўлінка”; В. Быкаў “Жураўліны крык”, “Воўчая зграя”.

Дакументальныя фільмы. Станаўленне прыходзіца на 60-ыя гады і адбылося яно на базе інфармацыйна-публіцыстычных праграм эфірнага тэлебачання. З аб’яднаннем арганізацыі “Тэлефільм” сістэматычна пачынаюць стварацца тэлевізійнныя дакументальныя стужкі, як поунаметражныя, так і кароткаметражныя. Першы дакументальны фільм выйшаў у 1945 годзе (“Гнашы дзеці”).

Шмат фільмаў гэтага жанру было пра Вялікую айчынную вайну (“Дзеці Брэсцкай крэпасці”, “Хлапчукі, хлапчукі”)

Дзіцячыя фільмы. У пасляваенныя гады разгарнулася работа па стварэнню кінастужак для дзяцей на кінастудыі “Беларусьфільм”. “Дзеці партызана” - першы фільм, які быў прадстаўлены увазе маленькіх гледачоў у 1954 годзе. Потым з’явіліся “Міколка-паравоз”, “вуліца малодшага сына”, “Увага! У горадзе – чараўнік!” і іншыя.

Мастацкія фільмы. Самыя першыя ў гэтым жанры – “Новы дом” (1947); “Канстанцін Заслонаў” (1949). Да нашых дзён дайшлі такія мастацкія стужкі, як “Гадзіннік спыніўся апоўначы”, “Хто смяецца апошнім”, “Палесская легенда”, “Наперадзе – круты паварот” і іншыя.

51.Пачатак каляровага тэлевяшчання ў СССР і БССР.

В 1956 г. в лаборатории Ленинградского электротехнического института связи им. М. А. Бонч-Бруевича разработали и изготовили под руководством П. В. Шмакова установку цветного телевидения с одновременной передачей цветов.

В течение ряда лет в Советском Союзе и в других странах проводились испытания различных систем цветного телевидения. В марте 1965 г. было подписано соглашение между СССР и Францией о сотрудничестве в области цветного телевидения на основе системы СЕКАМ. 26 июня 1966 г. было принято решение избрать для внедрения в Советском Союзе совместную советско-французскую систему цветного телевидения СЕКАМ-111. Первые передачи по совместной советско-французской системе начались в Москве с 1 октября 1967 г., к этому же времени был приурочен выпуск первой партии цветных телевизоров.

 

52. Эксперыментальнае тэлевяшчанне на БТ у 90-я гг. ХХ ст. (студыі “Эфір” і “Тэлесябрына”).
Эксперыментальная студыя "Тэлесябрына" дзейнічала пры дырэкцыі праграм Беларускага тэлебачання з 1991 па 1997 гг.

53. Арганізацыя і дзейнасць Агенцтва тэлевізійных навінаў (АТН).
Штодня больш за дзвесце спецыялістаў знаёмяць гледачоў "Беларусь 1" і спадарожнікавага "Беларусь-ТБ" з аглядамі найбольш значных падзей у краіне і за мяжой. Дасягненні беларускага народа, жыццё простых людзей - усё, чым жыве Беларусь. Агенцтва тэлевізійных навін - адно з асноўных падраздзяленняў Белтэлерадыёкампаніі, інфармацыйная крыніца нумар адзін у краіне. Гледачам "Беларусь 1" і тэлеканала "Беларусь-ТБ" даступная ўся цікавіць іх інфармацыя аб палітычнай, эканамічнай, сацыяльнай і культурнага жыцця Беларусі і за яе межамі. Агенцтва тэленавін першым з нацыянальных інфармацыйных службаў пачынае сваю працу ў эфіры ў 7 гадзін раніцы і заканчвае далёка за поўнач. АТН - гэта не толькі "Навіны". Каманда АТН рыхтуе 10 пастаянных тэлевізійных праектаў. Усе яны заслужылі прызнанне і знайшлі свайго тэлегледача.Асноўныя праекты Агенства тэленавінаў:Форум, ыялогі аб цывілізацыі, Арэна, Спецыяльны рэпартаж, Ведай нашых, Зямля беларуская, Сфера інтарэсаў, Вакол планеты, Дзелавое жыццё, Зона Х, Камандзіроўка, Праект "і", Пра мастацтва, Зямельнае пытанне, Клуб рэдактараў, Мая Беларусь, Канчатковая станцыя. Так, напрыклад, праект "Ведай нашых" - праграма пра беларусаў, якія дабіліся поспеху за мяжой і больш вядомых па-за сваёй краіны. Гэта навукоўцы, бізнесмены, спартсмены. Героямі праграмы ўжо сталі чэмпіён па баях без правілаў, беларус з азербайджанскімі каранямі Забіт Самедаў, кардыяхірург Юрый Астроўскі, кулінар Віктар Радзевіч і інш. "Няма прарока ў сваёй Айчыне" - фраза, якая актуальная для сучаснай Беларусі. Мы больш цэнім замежных спецыялістаў у любой сферы, хутчэй за звернемся да іх, чым парадуемся поспехам грамадзян сваёй краіны. Праграма "Ведай нашых" заклікана нагадаць, што ёсць дзесяткі людзей, якімі мы можам ганарыцца, якія ўвасобілі, няхай і за мяжой, сваю "беларускую мару". Праект "Вакол планеты" - праграма, якая пашырыць кругагляд тэлегледача да планетарнага маштабу і дасць ежу для разважанняў. Спазнаваць свет, здзейснім ваяж "Вакол планеты" - гэта вельмі цікавы занятак! Кожную суботу ў 14:15 у эфіры тэлеканалаў "Беларусь 1" і "Беларусь-ТБ". Адзін з самых папулярных і вядомых праектаў "Зона Х" - самая аўтарытэтная праграма крымінальнай хронікі на беларускім тэлебачанні. Выключна рафінаваная рэпарцёрская работа - трэба знайсці факт і доказы, а высновы робяць гледачы. Журналісты праграмы не вучаць як жыць, яны паказваюць, як вучыць жыццё тых, хто з ёй гуляе. Глядзіце і рабіце высновы. Карэспандэнты крымінальнай хронікі працуюць кругласутачна, заўсёды гатовыя не толькі выехаць на месца падзей, але і, калі трэба, прыйсці на дапамогу. У вячэрнім эфіры "Беларусь 1" адкрыўся "Клуб рэдактараў". Новы праект Агенцтва тэленавін стане дыскусійнай пляцоўкай, на якой галоўныя рэдактары самых аўтарытэтных беларускіх выданняў будуць весці адкрыты дыялог без купюр аб самых важных і актуальных грамадска-палітычных падзеях у краіне і ў свеце. Аўтар ідэі і вядучы праекта - Старшыня Белтэлерадыёкампаніі Генадзь Давыдзька. Тэмы для абмеркавання ў "Клубе рэдактараў" - самыя разнастайныя, не выключаючы і самых вострых, галоўны крытэр - надзённасць і значнасць. Гэта ўсё тое, пра што пісалі кожны тыдзень беларускія СМІ і абмяркоўвалі іх чытачы. Праект "Клуб рэдактараў" выходзіць па нядзелях у 14:15 на канале "Беларусь 1". Паўтор праграмы можна праглядзець па панядзелках у вячэрнім эфіры. Калі мы зроабім выснову, то яшчэ раз упэўнімся, што Агенства тэленавінаў – гэта стварэнне якаснага канкурэнтаздольнага тэлепрадукт, які адпавядае духу, менталітэту і густам сучаснага беларускага гледача.


54. Рэарганізацыя БТ у канцы ХХ ст.
К началу 90-х годов две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории СССР (свыше 95% всего населения). Затем началась реорганизация телевещания, появились первые автономные формы - общественное вещание и коммерческое вещание, существующее за счет рекламы. С 1 января 1996 года в состав БРТПЦ были переданы передающие средства телевидения и радиовещания, а так же сеть проводного вещания. С 1996 по 2006 год РУП «БРТПЦ» проделан большой объем работы по дальнейшему развитию передающей сети телевидения и радиовещания. Введено в действие 88 телевизионных станций и 119 радиовещательных. Проводились работы по модернизации технических средств и инфраструктуры эфирного телевидения радиовещания, внедрению новых технологий.

 

55. Сучасная структура БТ, асноўныя цыклы, праекты, праграмы.

Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь сегодня - это:

- Беларусь 1

- Телеканал "Беларусь 2"

- Канал "Беларусь-ТВ"

- Телеканал "НТВ-Беларусь";

- Первый Национальный канал Белорусского радио

- Радиоканал "Культура"

- Радиостанция "Беларусь"

- Радиостанция "Сталіца"

- Радиостанция "Радиус-FM"

- Пять областных телерадиокомпаний.

 

Национальное телевидение и радио, как неотъемлемая часть истории и культуры страны, вобрали в себя такие присущие белорусам качества, как открытость, искренность, дружелюбие.

Программы:

"Панорама", "Зона Х", Сфера интересов",Деловая жизнь","Арена"

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.052 с.)