Першыя формы мастацкага вяшчання на бел. Радые. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Першыя формы мастацкага вяшчання на бел. Радые.



Першапачаткова перадачы складаліся з перадавіцы, дзе ўзнімаліся важныя грамадскія праблемы, затым ішла надзенная інфармацыя, паведамленні партыі і ўрада. Паступова стала практыкавацца мастацк. частка: на радые чыталі літ. творы і запрашалі ў студыю аркестр Белдзяржтэатра.

“Савецкая Беларусь” расказвала, як рыхтавалася першая паэтычная перадача літаб’яднання “Маладняк”: вершы чыталі П. Трус, А.Якімовіч, А. Дудар, А. Вольны, Я. Пушча і К. Крапіва. Гэта было каштоўнае пачынанне - на радые прыйшла бел літ-ра. Яе мастацкае слова знаходзіла асаблівы эмацыянальны водгук сярод простага народа, таго, хто, не ўмеў чытаць і пісаць. Літаратурныя перадачы на радые заваявалі аўтарытэт у слухачоў.

 

16. Мастацк. калектывы, артысты тэтраў- удзельнікі радыеперадач.

Бел радые фарміравала свядомага, палітычна адукаванага грамадзяніна. Выхаванню грамадзянскіх пачуццяў садзейнічала мастацкае вяшчанне, якое ў даваенныя гады атрымала шырокае развіцце: музыка, тэтр, літ-ра сталі дасягненнем слухачоў усей рэспублікі. Літ аддзел на радые ў 1930-е меў значны радыйны час. Творчыя вечары вядомых пісьменнікаў (напрыкад, дома ў Янкі Купалы), вершы, празаічныя творы перадаваліся рэгулярна. Радые прапаноўвла сваей аўдыторыі лепшыя новыя творы бел пісьменнікаў (П. Трус, А.Якімовіч, А. Дудар, А. Вольны, Я. Пушча і К. Крапіва), знаеміла з прадстаўнікамі нац літ-р ССР і замежнымі аўтарамі. Мастацкае вяшчанне раскрывала перад слухачамі свет новых пачуццяў, эстэтыку чалавечых адносін і хараство ўспрымання рэчаіснасці.

 

 

17. основной формой регулярного общественно-политического радиовещания в стране были так на-
зываемые радиогазеты, т. е. на первом этапе радио выступало как сред-
ство озвучивания газетных материалов.Почему радиогазета? При существующих различиях общим было глав-ное. присущие им социальная роль, социальные функции.Создание радиогазеты как постоянной общественно-политической пе-
редачи. один из важных факторов в истории радиовещания. Процесс со-единения разнообразных материалов в одной передаче не был механичес-ким. Это была качественно новая форма, учитывающая специфические требования звучащей журналистики.В рамках старой формы шел активный процесс выявления собственныхвозможностей: верстка материалов, их краткость, разговорная манера. И этидва процесса. освоения газетного опыта и поиски собственных средств вы-
ражения. шли, тесно переплетаясь, взаимодействуя, влияя друг на друга.Путь становления радиожанров можно определить так: от газетныхжанров. через радиогазетные. к жанрам современной радиожурналистики. Затем форма устарела, была ликвидирована, а все жанры, которые с ней появились на радио, продолжали жить и развиваться.В 30-е гг. радио активно выступает как средство вовлечения трудящих-ся в различные политические и производственные кампании, актуальныеобщественные мероприятия. В практику вещания входят новые формы:радиомитинги, радиопереклички, радиорейды, радиосуды, производственные радиособрания и т. д. Появление их было вызвано необходимостью
организации и популяризации в первую очередь развивающегося тогда социалистического соревнования.Всевозможные радиособрания городов, радиопоходы, всесоюзные радио-суды обсуждали вопросы бесхозяйственности, требовавшие немедленного решения, например, радиопереклички, посвященные проблемам газификации. Звучали радиомитинги лесорубов, радиоконкурсы на лучший сельсовет(проведенный М. И. Калининым) и т. д. В часы, когда в эфире шла переклич-
ка между отдельными заводами и колхозами, радио превращалось в общественную трибуну, в гигантский дискуссионный клуб.Радио открывало огромные возможности для эстетического воспитания масс уже в первые годы. Оно позволяло познакомить огромную аудиторию с мастерством актеров, писателей, поэтов. Художественное слово прочно занимает место в радиопрограммах. Но этого было недостаточно. Поиски жанров литературных радиопередач приводят к созданию радиоспектакля, к рождению советского радиотеатра. В декабре 1975 г. в эфир вышла передача «Вечера у Марии Волконской». Это была первая пьеса, написанная специально для радио и сыгранная актерами у микрофона. В конце
20-х гг. возникают так называемые радиотеатры с публикой в зале (в Ленинграде и Москве).С начала 30-х гг. начинается сравнительно небольшой этап в истории радиотеатра, когда в практику вещания все более стала внедряться так на-
зываемая «теория радиоискусства» как какого-то особого искусства, отделяющего радио от других областей художественного творчества. Это привело к образованию своеобразной стены между работниками радио и «про-
сто» писателями и драматургами.Итак, в 20.30-е гг. появляются и развиваются все виды вещания: информационное, общественно-политическое, детское и молодежное, музыкальное и литературно-драматическое; все основные формы радиопередач:радиогазеты, доклады, лекции, консультации, ответы на вопросы радиослушателей, трансляции собраний, съездов, диспутов, концертов; радиопереклички и радиомитинги; радиоуниверситеты. Появляются и утверждаются различные жанры передач: информационные выпуски новостей, беседы, фельетоны, корреспонденции, очерки, интервью, репортажи.

 

18. Радыевяшчанне Беларусі ў даваенны перыяд: студыйнае і пазастудыйнае вяшчанне (арганізацыя рэпартажаў, трансляцый, канцэртаў, радыемітынгаў, радыепераклічак)

Да канца першай пяцігодкі імклівае развіцце радыевяшчання паказала, што газетныя рамкі перадач абмяжоўваюць магчымасці радые. Спецыфіка радые патрабавала не толькі перадачы нейкага паведамлення, але і ўсе больш ужываліся сваеасаблівыя “радыйныя” формы і метады падачы ін-цыі. Як кажуць, “мікрафон настойліва прасіўся да бяседы з героем, патрабаваў выйсці на вуліцу, пабываць у цэху, у калгаснай брыгадзе”. Праз радыеатэрыялы да слухача прыходзіла жыцце ў рэальнай гукавай афарбоўцы. На мітынгах гучала музыка, песні. Ударнік працы каля свайго станка мог пачуць рабочы рытм усяго цэха, а да слухача даносіўся “жывы голас” субяседніка-журналіста.

На прадпрыемствы, у раены выязджалі спецыяльныя брыгады, якія рыхтавалі на месцах перадачы, вывучалі перадавы вопыт, асвятлялі незвычайныя падзеі. Насельніцва не толькі слухала перадачы, але і ўдзельнічала ў іх. Актыўнасць радые асабліва праявілася ў час абмеркавання праекта новай Канстытуцыі СССР 1936г. слухачы ўносілі прапановы, змяненні, дапаўненні. Бел радые станавілася поўнай і цікавай панарамай шматграннага жыцця бел народа, аналіт формай адлюстравання рэчаіснасці.

 

19. Радыё ў час вайны.

О начале войны страна узнала именно по радио: правительственное сообщение было передано 22 июня в 12 часов дня, экстренные же выпуски газет вышли лишь к вечеру. В начале войны сильно сократилось общее количество газет, поэтому роль радио значительно возросла. Была проведена реорганизация радио: 1. Изменилась вещательная сетка, значительно больше стало фронтовых передач. Появились новые отделы (фронтовые и др.) 2. Основное место занимали сообщения Советского информационного бюро 3. Одновременно с общими передачами из Москвы и Ленинграда были организованы специальные передачи для населения временно оккупированных районов и партизан 4.Крупные радиостанции были эвакуированы в тыл; центральное вещание перешло на короткие волны; вместо трех программ была оставлена одна.

В истории Великой Отечественной войны различают четыре основных периода, для них есть характерные особенности вещания. В начальный период: лето 1941 г. - осень 1942 г. радио мобилизовало все свои силы, были найдены и освоены формы и жанры вещания, существовавшие на протяжении всего военного времени. В эфире появились новые передачи, которые составили основное содержание программ общественно-политического радиовещания. Это выпуски «От Советского Информбюро»- здесь была сосредоточена вся военная информация. Это ежедневная часовая передача «Слушай, фронт!», в которой рассказывалось о том, как советские люди трудятся в тылу, помогая Красной Армии. Передавались информационные сообщения, короткие очерки, репортажи с предприятий, из колхозов; выступления передовиков труда, директоров фабрик и заводов, ученых и т. д. Была создана и выездная редакция фронтового вещания «Говорит фронт!». Здесь звучали голоса самих фронтовиков. В годы войны родилась новая форма ежедневных документальных передач «Письма с фронта и на фронт» (за годы войны было передано более двух миллионов писем, в эфир вышло около девяти тысяч передач).

Второй период Осень 1942 г. - конец 1943 г. был периодом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Поэтому в эфире постоянно звучит тема битв под Сталинградом и на Курской дуге и тема восстановления районов, освобожденных от врага. В это время, когда Советская Армия перешла в наступление и одерживала победы, появляется и утверждается такая форма передач, как «Приказы Верховного Главнокомандующего» (о награждении фронтовиков орденами и медалями, о присвоении званий Героев Советского Союза). С августа 1943 г. возникла и традиция трансляций по радио праздничных салютов в честь крупных побед.

В конце 1941 г. на базе белорусской редакции Центрального вещания в Москве была организована радиостанция «Савецкая Беларусь». Первая передача из Москвы на белорусском языке прозвучала в эфире 1 января 1942 г. Велись они по 20 сентября 1944 г. Подсчитано, что радиостанция «Савецкая Беларусь» работала 1000 дней и провела 3270 радиопередач. Объем ежедневного вещания первоначально был два с половиной часа, затем семь часов. Передачи вели на белорусском языке хорошо знакомые по довоенным передачам дикторы Белорусского радио Л. Ботвинник и В. Юревич. Передачи предназначались всем слоям населения. Основные рубрики: «Советы партизанам», «Советы деда Талаша», «Письма из неволи» и др. Все партизанские отряды в ходе войны были снабжены из-за линии фронта портативными приемными радиостанциями, обеспечены радистами.

 

20. Я.Купала,Я.Колас,А.Куляшоў, інш- удзельнікі перадач р/с “Савецк. Беларусь”

Бел радые ў перыяд “будаўнцтва развітога сацыялізму” ўнесла асабліва вялікі уклад у азнаямленне з савецкім мастацтвам і фарміраваннем нац свядомасці беларусаў. Самыя яркія творы шматнацыянальнай савецкай і беларус прозы, паэзіі, драматургіі, музыкі, тэатра і кіно былі інсцыніраваны на радые і сталі вядомыя для мільенаў слухачоў. На беларускім радые гучалі творы Я. Купалы, Я. Коласа, А. Куляшова. Асабліва шырока бел радые прадстаўляла маладых празаікаў і паэтаў Яўгенню Янішчыц, Генадзя Пашкова, сяргея Законнікава і інш.

Бел радые выконвала важны сацыяльны заказ па выхаванні мастацка-эстэтычнага густу радыеслухачоў, і ў першую чаргу, бел моладзі.

 

21 беларуския музыканты у эфиры “Савек беларусь”. Музычны эфір на Беларускім радыё забяспечвала рэдакцыя радыёвяшчання, якая ўзнікла спачатку як музычны сектар літаральна ў першыя месяцы пасля пачатку рэгулярнага радыёвяшчання ў Беларусі.

Музычная структура Беларускага радыё была ад самога пачатку непарыўна звязана з музыкай і музычнай творчасцю (музычны аддзел або, як тады ён называўся, музычны сектар), якія разам з інфармацыйным блокам (“Радыёгазетай”) склалі базу, аснову ўсяго радыёвяшчання. Нагадаем, што менавіта “пры” музычным сектары быў у 1928 годзе арганізаваны і яму падпарадкаваны сімфанічны аркестр – першая дзяржаўная аркестравая структура (з 1930 года ў штаце Радыёстанцыі імя Саўнаркома БССР)7. Толькі ў 1937 годзе сімфанічны аркестр радыё быў “перададзены” як самастойная структурная прафесійная адзінка ў штат Беларускай дзяржаўнай філармоніі.

У 1939-м годзе пры музычным аддзеле Беларускага радыё пачаў працаваць вядомы ў гісторыі беларускага ансамблевага выканальніцтва секстэт домраў, які потым быў пераўтвораны ў камерна-інструментальны ансамбль (пра яго гаворка далей).

Музычны аддзел амаль ад пачатку свайго існавання на радыё арганізоўваў і выдаваў у эфір выступленне харавых калектываў, у тым ліку хораў і вакальных ансамбляў з БДТ-І і БДТ-ІІ. А каб паменшыць залежнасць ад графіку выступленняў гэтых і іншых пазаштатных харавых калектываў, пасля вайны на радыё пры музычнай рэдакцыі быў створаны свой хор і невялікі штат салістаў-вакалістаў са сваімі канцэртмайстрамі.

Музычная рэдакцыя, як менавіта дзяржаўна-ідэалагічны орган, праз сваё кіраўніцтва (старшыню Камітэта і яго намеснікаў) падпарадкоўвалася ЦК КПБ. Як структура Дзяржтэлерадыё непасрэдна падпарадкоўвалася намесніку старшыні Камітэта. Як музычна-журналісцкі орган, музычная рэдакцыя мела стасункі з Міністэрствам культуры, мастацкі савет якога зацвярджаў пакупку новых твораў членаў Саюза кампазітараў. Адпаведна рашэнне мастацкага савета Мінкультуры з’яўлялася і інфармацыйнай падставай для журналісцкага асвятлення новага твору як музычнай з’явы у радыёэфіры, для арганізцыі яго выканання і запісу ў студыі радыё.

 

22. Арганізацыя радыёвяшчання Беларусі ў 1942–1944 гг.
С первых дней войны значительная территория Беларуси была оккупирована захватчиками. И на оккупированной территории советское радио было, естественно, запрещено. На неоккупированной территории беларуси радиовещание велось параллельно и из москвы. Необходима была коренная перестройка радиовещания в условиях военного времени. Основные направления перестройки: 1. по-иному стала строиться вещательная сетка, место многих традиционных рубрик заняли фронтовые передачи. Появились новые отделы (военный и др.), 2. централизация информации сосредоточена в передаче «От Советского Информбюро». Сводки Совинформбюро составляли основное содержание программ общ-полит радиовещания. 3. с общими передачами из Москвы и Ленинграда были организованы специальные передачи для населения временно оккупированных районов и партизан. 4. Крупные радиостанции были эвакуированы в тыл (Куйбышев, Свердловск, Комсомольск-на-Амуре); центральное вещание перешло на короткие волны; вместо трех программ была оставлена одна. Объем ежедневного вещания первоначально был два с половиной часа, затем семь часов. Передачи вели на белорусском языке хорошо знакомые по довоенным передачам дикторы Белорусского радио Л. Ботвинник и В. Юревич. Передачи предназначались всем слоям населения. Основные рубрики: «Советы партизанам», «Советы деда Талаша», «Письма из неволи» и др. Все партизанские отряды в ходе войны были снабжены из-за линии фронта портативными приемными радиостанциями, обеспечены радистами. С января 1942 г. ежедневно, в утреннее, дневное и вечернее время, в эфире звучали слова: «Увага! Гаворыць радыёстанцыя.Савецкая Беларусь.». Заканчивались передачи сообщением о времени начала очередной передачи и призывами: «Смерть немецко-фашистским оккупантам. Пусть живет свободная Советская Белоруссия!» Обеспечивал редакцию необходимыми данными с оккупированных районов Белоруссии ЦК КПБ. Это были листовки и подпольные газеты, информация из донесений руководителей партизанских соединений, материалы радиоперехватов, трофейные документы, которые широко использовались в информационных выпусках, в передачах, разоблачающих фашистскую пропаганду. Коллектив радиостанции «Савецкая Беларусь», в свою очередь, стремился оперативно информировать партизанские отряды, подпольные партийные и комсомольские организации, все население Белоруссии о положении на фронтах и в тылу, стремился всесторонне показывать всенародную партизанскую борьбу на оккупированной территории. В передачах постоянно звучал призыв к белорусским партизанам: «Ни на минуту не оставлять в покое врага! Взрывать его коммуникации, средства связи! Уничтожать живую силу и технику!» 8 сакавика 1943 была вызвалена частка гом.вобласци: У белице было адноулено радыё (у вагонах). Да верасня 1944 вялося паралельное вяшчанне з Масквы и па Бел. 3 мая 1945- пастанова саунаркома СССР аб Дни радыё (7 мая) у ваенны перыяд самыми радыё перадачами были “апошния паведамленни”(звестки аб жывых, навины з линии фронту),музычная частка(патрыатычные песни для падтрымки ваеннага духу саодат),”письма з фронту и на фронт” радыёрасказы.Пасля вайны у Минск прыйшли 1-3 вагонау нямецкая тэхникай для радыё. Аднауляецца студыя па вул. Рэвалюцыйнай 3. Таксама студыя у будынку опернага тэатра. Утэатры и жыли артысты, танцоры.Накирунки, якия замацавалися пасля вайны.1.журн.публ.- информ.2.мастацкия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.012 с.)