Навуковыя і тэхнічныя адкрыцці, якія паспрыялі вынаходніцтву радыё. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навуковыя і тэхнічныя адкрыцці, якія паспрыялі вынаходніцтву радыё.



Навуковыя і тэхнічныя адкрыцці, якія паспрыялі вынаходніцтву радыё.

За свою долгую историю радиовещание постоянно развивалось, трансформировалось, приобретало “вес” в общественно-политической жизни людей.

Первое техническое средство, пригодное для беспроволочной связи, родилось в итоге многочисленных научных исследований и технических изысканий учёных и инженеров: М.Фарадея, Дж. Максвелла, Г. Герца, Э. Бранли, О. Лоджа, В. Крукса,Н. Теслы, Д. Пойнтинга, Н. Умова, О. Хевисайда, И. Томсона, Т. Эдисона, И. Боргмана, А. Долбира, В. Приса, А. Риги, Д. Боса, А. Слаби, О. Хвольсона, А. Попова, Г. Маркони, В. Петрова, А, Столетова, Б, Якоби, П. Яблочкова и др. Каждый из них внёс вклад в развитие идей, представлений или технических решений, связанных с осуществлением беспроволочной телеграфии.

Эксперименты Фарадея (1831), открытие им электромагнитной индукции, введение понятий магнитных кривых имели фундаментальное значение для создания системы технических средств, предназначенных для передачи информации.

Представление об электромагнитном поле появились после публикации работы Дж. Максвелла, но его выводы долгое время не воспринимались как отражение материального мира. Считалось, что полученные им уравнения – не более чем плод математической абстракции.

Уже с начала 80-х гг. Появляются технические предложения по созданию устройств, с помощью которых возможно было бы осуществление беспроводной связи, одна из первых попыток такого рода была сделана американским учёным А. Долбиром (1882).

Анологичные работы были проведены Т. Эдисоном во второй половине 80ых – середине 90ых гг. Схема индукционной железнодорожной связи Т. Эдисона появилась в 1886 году, за год до окончательного публикования работ Г.Герца и, следоватльено, родились независимо.

Работы Герца – важнейший этап в предыстории радио. Учёный не только обосновал реальность теоретически открытых Максвеллом электромагнитных волн, но и создал важнейшие приборы – вибратор и резонатор, т.е. первый генератор высокочастотного электромагнитного поля и его индикатор. Однако эти устройства ещё нельзя отнести к изобретению радио. Герца интересовали исследуемые физические явления этой цели и служили его приборы.

Таким образом, после публикации работ Герца для создания приборов радиосвязи недоставало ясных представлений о возможности применения электромагнитных волн для беспрововолочной телеграфии и надёжного радиоприёмника.

Идею о применении электромагнитных волн для связи одним из первых высказал американский учёный Илайю Томсон 1889г. Затем в 1890 г. редакция журнала “Электричество” в примечании к статье русского учёного О.Д. Хвольсона об опытах Герца поместила сноску с указанием на возможность такого применения.

1892 г. В. Крукс – развёрнутое описание способа беспроволочной радиосвязи.

Никола Тесла – предложил резонанс-трансформатор и антенну, однако так и не создал радиоприёмника.

Э.Бранли – изучение влияния электромагнитного поля на проводимость металлических порошков.

В 1835 г. швед Т. Мунк оф Розеншольд – явление изменения сопротивления порошков вблизи разряжающейся лейденской банки.

В 1866 г. братья Варлей проводили эксперименты с угольным порошком

1884 г. – Кальцекки –Онести – исследовал изменение сопротивления различных металлических порошков

1890 г. – Бранли, постороение прибора для обнаружения поля, он ограничивался лабораторными целями.

7мая 1895 г. – Попов прибор – радиоприёмник.

 

Музей связи в Минске

Музей Связи в Минске – уникальное место. Здесь Вам расскажут, что когда-то существовала голубиная почта, а подписка на газеты была всегда. Здесь Вы познакомитесь с настоящим раритетом. И совершите путешествие в прошлое, увидев знаменитую «толстую сумку на ремне», старенькую штемпелевальную машинку и сургучницу, пробуждающую знакомый с детства запах. Так пахли посылки, бандероли, конверты. Так всегда пахло на почте...

Музейный экскурсовод встречает посетителей приветливой улыбкой, а сам музей – фирменным «белпочтовским» цветом. В голубых и синих тонах здесь оформлены стенды. Они появились в музее только в этом году и сразу приняли на себя важную миссию – демонстрировать посетителям новые экспонаты.

Летопись, которая рассказывает об эволюции почтовой связи от самых истоков и до наших дней, уникальна. В ней собраны редкие фотографии тех, кто работал на почте еще в конце XIX – начале XX веков, изображения первых марок, конвертов и почтовых ящиков, выдержки из архивных документов и много другой полезной и интересной информации, которую (бьюсь об заклад) Вы не найдете ни в одной другой книге.

Музейный фонд постоянно пополняется. И в этом немалая заслуга нынешнего руководства РУП «Белпочта». Филателисты приносят сюда конверты с оттисками почтовых штемпелей, старые почтовые карточки, а бывшие и нынешние работники почты рады поделиться своими памятными фотоснимками, личными вещами, документами, вырезками из газет – абсолютно всем, что может рассказать посетителям музея о том, как работала почта много лет назад и чем она живет сегодня.

 

См вопросы:12

32.

 

Музычная рэдакцыя в 70-80

У 1970-я гг. у структуры рэдакцыі дзейнічалі два асноўных аддзелы, якія забяспечвалі вяшчанне: беларускай музыкі і музычна-літаратурных праграм і масавай работы. У апошнім было сваё нефармальнае падзяленне супрацоўнікаў (музычных рэдактараў) у адпаведнасці з музычнымі стылямі і блокамі музычнага радыёвяшчання, якія яны забяспечвалі: рэдактары праграм класічнай, савецкай музык.

Акрамя таго, ў структуры музычнай рэдакцыі радыё знаходзілася і такое самабытнае структурнае ўтварэнне, як аддзел музычных калектываў і салістаў. У яго ўваходзілі эстрадна-сімфанічны аркестр (пераўтвораны ў сімфанічны, мастацкі кіраўнік і дырыжор Б.Райскі, 65-70 артыстаў), акадэмічны хор (мастацкі кіраўнік і дырыжор В.Роўда; 30 артыстаў), камерны інструментальны ансамбль (на чале з Л.Смялкоўскім, 7 артыстаў), група салістаў-вакалістаў (Т.Раеўская, Г.Радзько, Т.Пячынская, А.Падгайскі, В.Кучынскі, Ю.Смірноў, у 80-я гг. – Л.Барткевіч) і дзве піяністкі-акампаніятары (Т.Міянсарава, Л.Максімава).

. І з поўнай падставай можна сцвярджаць, што ў той перыяд Галоўная рэдакцыя музычнага вяшчання Беларускага радыё, па сутнасці, узначальвала выніковы музычна-творчы акт у рэспубліцы, якім з’яўляўся працэс стварэння, арганізацыі запісу і выдачы ў эфір музычных твораў розных жанраў і стыляў.

 

28. "Дом радио" на ул. Красной, 4: дата постройки; студии; техническое и электронное обеспечение.
Дом радио в Минске - первое здание на постсоветском пространстве, построенное специально под радиовещательный центр.

Дом Радио хоть и не ветеран, но уже в почтенном возрасте. Был построен в кратчайшие сроки: в 1959 году прошлого столетия Москва «подписала» проект, а в октябре 63-го уже было начато регулярное вещание.

Раньше было одно большое государственное радио. Сегодня Белорусское радио — это современная высокотехнологичная структура, которая включаетв себя два общенациональных канала и 3 радиостанции. 1-й национальный, «Столица», «Культура», зарубежное вещание.

Одним из главных приоритетов новой вещательной политики Белорусского радио является популяризация национальной и мировой культуры. Эту задачу сегодня успешно выполняет канал «Культура».

БзЮС мая 1962 года БР ведет регулярное вещание на страны дальнего зарубежья. Сегодня программы радиостанции «Беларусь» звучат в эфире 5 часов в сутки на четырех языках: белорусском, русском, английском и немецком. С 3 января 2005 г. радиостанция «Беларусь» начала вещание в Интернете на английском языке.

Белорусское радио постоянно развивается. 12 июля 2003 года начала работать новая радиостанция «Радиус-FM», ежедневное эфирное вещание которой составляет 23 часа в сутки (с 5 утра до 4-х часов ночи).

Пользуется популярностью у слушателей и радиостанция «Столица», которая вещает в УКВ-диапазоне на частоте 72,89 МГц 20 часов в сутки (с 06.00 до 02.00).

«Визитная карточка» Белорусского радио - Первый Национальный канал. В основе вещательной политики - массовость и доступность, огромный объем информации, оперативность и актуальность. С 1 сентября 2005 года канал перешел на круглосуточное вещание.

Существенно увеличено информационное вещание. Выпуски «Новостей» выходят в режиме реального времени в начале каждого часа.

Эфир стал динамичным и «живым». Новый формат вещания обеспечил максимальный охват слушательской аудитории. Сегодня это практически все возрастные и социальные группы. Это учтено при формировании концепции вещания, художественной и музыкальной политики канала. Как показывают регулярные социологические исследования, программам Белорусского радио доверяют миллионы людей.

Первый Национальный канал слушает более 80% населения страны. Это самый высокий рейтинг среди электронных СМИ.

Возможности передающих устройств обеспечивают устойчивый прием программ не только на всей территории Беларуси, но и в приграничных районах Польши, Литвы и Латвии.

С 15 июня 1998 года Белорусское радио начало ретранслировать передачи на регионы Российской Федерации. Голос Беларуси в России можно услышать ежедневно с 06.00 до 08.00.

Голос Беларуси на Украине звучит ежедневно 06.00-01.00.

Быть всегда среди своих слушателей, вместе решать важные проблемы, интересно и с пользой отдыхать обязывает девиз самого популярного народного радио - «Будем вместе!».

 

Радио в 90-е гг. ХХ в.

После распада СССР в начале 1990-х гг. перестала существовать система Всесоюзного радиовещания. В новых социально-политических условиях Белорусское радио сохранило своё традиционное место в системе Белгостелерадио, а его развитие носило поступательный характер. Основными его чертами оставались высокий уровень централизации, строгий контроль за трансляционной сетью и информационным потоком. Существенно снизилось количество программ районного (регионального) радио (в 1991 г. осталось 40 радиопрограмм). Разработанная в начале 1990-х годов долгосрочная творческая программа позволяла оперативно информировать радиослушателей об актуальных и насущных вопросах, которые интересовали граждан Беларуси. Центральными темами стали вопросы социально-экономического развития страны, государственного строительства, медицинского обслуживания населения, социальной защиты всех категорий граждан, в первую очередь ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов и др.

Государственному радио, которое с 1 января 1992 года работало на самостоятельной национальной программе, в этих условиях приходилось перестраиваться, еще более активно искать новые направления в вещании. Широкие перспективы в этом плане открывало активное использование прямого эфира, которому была отведена роль демократизации всего вещания. Этот процесс еще в 1990 — 1991 годах был начат на радиостанции «Беларуская маладзёжная», в гуманитарно-информационном канале «Шанс», а также в программе Главной редакции информации «Радыёфакт», которые стали первопроходцами в данной области и активно работали в этом направлении в последующие годы.

В мае 1994 г. радиостанции «Крынща» и «Беларуская маладзёжная» были объединены в новую программу «Радыё-2» (вещание на средних волнах 5 часов в будние дни и 2 часа в выходные). Популярными были ее рубрики «Жыццяпіс» (про историю страны), «Мястэчка» (рассказы про малые города Беларуси), «Сто пытанняў i адказаў, як стаць здаровым i шчаслівым», «Эдельвейс» (туристическая программа), «Слова для душы» (передача для верующих).

21 сентября 1998 года белорусский эфир пополнился новой программой: в FМ-диапазоне с новым форматом вещания вышло в эфир одно из подразделений Белтелерадиокомпании — радиостанция «Сталiца». До того времени в Беларуси не было государственной FМ-станции. Прежде проблему расширения информационного пространства вещания пытались решить простым путем: в Минске на частоте 103,7 FМ дополнительно транслировалась первая программа государственного радио. Однако слушателей, она привлекала немного, т.к. «соседние» коммерческие станции «Радио Би-Эй», «Радио рокс» отличались большим разнообразием и привлекали к себе значительную часть молодежной аудитории. Тогда и было решено создать государственную радиостанцию современного образца.Перед открытием нового эфира на радиостанции была проведена большая подготовительная работа: создана современная компьютерная сеть; станция была оснащена самой современной на тот день в Беларуси студийной техникой.

Во второй половине 90-х годов Белорусское радио пережива­ло кризис: из эфира исчезли многие передачи, в том числе и известные старожилы эфира «Беларуская маладзёжная», «Крыніца», детские и юношеские программы, шла смена поколений радиожурналистов, молодые проходили учебу прямо в эфире. Результат — падение уровня профессионализма. Многочисленные реорганизации не принесли желаемых результатов: интерес аудитории к программам национального радио падал. С одной стороны, сказалось появление новых FМ-каналов, с другой — все еще трудно преодолеваемые старые стереотипы вещания.

Чтобы удержать своего слушателя, необходима была дальнейшая реструктуризация, пересмотр программной концепции, корректировка сетки вещания.

Указом Президента Республики Беларусь от 28.09.1994 г. утверждено Положение о Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, которая начала осуществлять руководство всем процессом от создания до выхода в эфир телерадиопрограмм. Разработана новая структура и концепция эволюционного реформирования национального телевидения и радио. С принятием Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» от 13.01.1995 г. и Указа Президента «О государственной комиссии по радиочастотам» от 17.11.1995 г. в Беларуси начало развиваться и коммерческое радиовещание.

 

 

31. Структура сістэмы радыёвяшчання ў Рэспубліцы Беларусь у ХХІ ст.

Сегодня Белорусское радио - это современная высокотехнологичная структура, которая включает в себя 2 общенациональных канала и 3 радиостанции:

· общереспубликанский Первый Национальный канал белорусского радио,

· радиоканал "Культура",

· радиостанция "Беларусь",

· радиостанция "Столица",

· радиостанция "Радиус FM",

Кроме того, национальная государственная телерадиокомпания обеспечивает деятельность пяти областных телерадиокомпаний. Ориентировочное число сотрудников (вместе со штатом технического персонала) - около 1500 человек.

Одним из главных приоритетов вещательной политики Белорусского радио является популяризация национальной и мировой культуры - канал "Культура". С мая 1962 года ведется регулярное вещание на страны дальнего зарубежья - программы радиостанции "Беларусь" звучат в эфире на пяти языках: белорусском, русском, польском, английском и немецком более чем на 70 стран.

Первый национальный канал – крупнейший радиоканал Беларуси. В основе вещательных приоритетов – оперативность, массовость, доступность. Канал имеет самую широкую трансляционную сеть, обеспечивают охват 100% территории республики и приграничных районов России, Украины, стран Евросоюза. Эфирное вещание канала ведётся круглосуточно. Сетка вещания основана на сочетании информационных, тематических и музыкальных передач, ориентированых на аудиторию 35+.

Сегодня в Минске работает 14 станций, вещающих в FM-диапазоне. Некоторые радиостанции охватывают всю территорию Беларуси (Первый национальный канал, "Радиус-FM"), некоторые вещают только на отдельные города и области ("Юнистар", "Альфа Радио"). В каждом областном центре существуют местные радиостанции, которые в некоторых городах более популярны, чем столичные ("Радио Гродно", "Радио Брест"). Станции работают как подразделения Национальной Белтелерадиокомпании.

Хит-FM Минск - Белорусская музыкально-информационная FM-радиостанция, изначально транслировавшая московский эфир одноимённой радиостанции, ныне имеющая 24-часовое местное наполнение, сохранившее лишь московский бренд и несколько эфирных рубрик, выходящих в записи с московского сигнала.

Радиус-FM - государственная радиостанция. Начала свое вещание 12 июля 2003 года в 6 часов утра в Минске на частоте 103.7 FM, а также на всех FM частотах, где до этого вещало радио "Столица"

"Новое радио" - это белорусская радиостанция, созданная в августе 2003 года, и запущенное в эфир 1 мая 2004 года Федерацией профсоюзов Беларуси, на частоте 98.4 FM в Минске.

"Радио-Минск" - это белорусская радиостанция, запущенная в марте 2004 года. Основной аудиторией "Радио-Минск" являются семейно ориентированные люди от 25 до 45 лет.

"Минская волна" - Белорусская информационно-музыкальная областная FM-радиостанция, запущенная в сентябре 2004 года.

"Русское Радио" - первая музыкальная станция в Беларуси, использующая в своем эфире музыкальные произведения только на русском языке.

Помимо этого существует онлайн-радиовещание.

1. http://radio.tut.by

Радио ТУТ – это проект, расширяющий спектр мультимедийных услуг, доступных посетителям белорусского портала TUT.BY. Интернет-радио предлагает своим слушателям краткие оперативные новости, актуальные информационные и музыкальные программы.

2. http://radio.aplus.by/

Радио Аплюс - первое интернет-радио Беларуси. Дата выхода в эфир: 12 апреля 2004г. Время вещания: Круглосуточно (24h). Формат станции регулируют сами слушатели. Лучшее (по мнению слушателей) из присланного ставиться в эфир и слушатели постоянно голосуют он лайн.

3. http://www.netradio.by/

NETradio — первое профессиональное интернет-радио в Беларуси.

 

Минский телекомплекс начали строить в 1953 году. Работали над проектом два года. Опыта строительства подобных объектов в Беларуси не было. Над чертежами телецентра работали в архитектурно-конструкторской мастерской «Белгоспроекта».

Началось строительство Минского телецентра на ул. Мопра, 6 (что расшифровывается как Международная организация помощи борцам революции). Затем здание, не меняя месторасположения, оказалось на ул. Коммунистической, 6. Впрочем, новое название получилось не менее идеологическим. Ну что ж поделаешь, ведь рядом домик РСДРП, а это обязывает отображать политику партии.

Телебашня На этот символ не пожалели ни денег, ни металла. Монтировалась конструкция из труб диаметром 35 см, толщиной 2 см, длинной по 8 м. Завершалась она шпилем и антенной, за что ее любили сравнивать с Эйфелевой башней.

С минской телебашни с 1 января 1956 г начала осуществляться трансляция Республиканской телевизионной студии. Радиус действия уверенного приема достигал 70 км. История сохранила слова, с которыми диктор белорусского телевидения Тамара Бастун впервые обратилась к зрителям.

 

44.Пачатак рэгулярнага тэлевяшчання ў БССР у перыяд з 1956 па 1961 гг. (тэхналогіі, змест, формы).

1 января 1956 года диктор Тамара Бастун впервые обратилась к телезрителям Минска: “Добры вечар, дарагія таварышы! Віншуем вас з Новым годам! Пачынаем нашы пробныя перадачы. Сення вы ўбачыце кіначасопіс “Навіны дня” і ў 19 гадзін 40 мінут – мастацкі фільм “Пакаленне пераможцаў”. Так начался первый год жизни Белорусского телевидения. Передачи тогда принимали чуть более 4 тысяч зрителей, а Минский телецентр был рассчитан на однопрограммное вещание со среднесуточным объемом 6 часов и радиусом действия 60 км. У 1957 годзе ў Мінску было 6 тысяч тэлевізараў. Праз два гады ў рэспубліцы будзе зарэгістрыравана 30 тысяч тэлевізараў, ахоп тэлевізійным вяшчаннем складзе каля 1 млн. чалавек.

Пачаўся першы год жыцця Беларускага тэлебачання, перадачы якога прымалі на той час 4,5 тысячы гледачоў. Перадачы перадаваліся не кожны дзень і былі не вельмі працяглымі і ў асноўным складаліся з паказу канцэртаў і тэлеспектакляў на кінаплёнцы, якая дасылалася з масквы, а таксама кінафільмаў і часопісаў, што былі ў мясцовым кінапракаце. Але з першых крокаў вялася настойлівая работа па пераўтварэнню тэлебачання ў сапраўдны сродак массавай прапаганды, шукаліся спецыфічныя формы выразнасці, каб шырэй і паўней адлюстроўваць жыцце нашай рэспублікі.

 

45. Арганізацыйная структура Беларускага тэлебачання ў пачатковы перыяд (1956–1961 гг.)

50 – 60-е гг. были временем возникновения массового ТВ, которое в последующие годы станет общесоюзным и многопрограммным. Вехой в развитии стал 1954 год, когда началось документальное вещание. Важным событием стало создание передвижных телевизионных станций – ПТС, на телеэкран пришел внестудийный репортаж. Первая внестудийная передача состоялась в Москве в июне 1949 г. (футбольный матч на московском стадионе «Динамо»). В марте 1951 г. Создана Центральная студия телевидения, после – в ЦТ СССР. Его структура: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция передач для детей. И общественно-политическая редакция. С 1954 г. – редакция научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных, спортивных передач и киноредакции. Пришли работать журналисты. В феврале 1955 первый в истории репортаж с промышленного предприятия. 1 мая 1956 г. Впервые проведен репортаж о параде и демонстрации на Красно площади. Рождаются тележурналы – «Юный пионер», «Искусство». Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 г. повлиял на становление и развитие информационной службы на ТВ. В это время создается Комитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР. В 1956 г. на ЦСТ создана Главная редакция политвещания, в этом же году образована редакция «Последних известий», которая в 1960 г. переименуется в «Телевизионные новости». С 1957 г. «Последние известия» стали выходить ежедневно, возросла их оперативность. Постепенно вводились информационно-публицистические жанры, осваивались художественно-публицистические жанры, попытки персонификации сообщений, база для телекино, развивается телепублицистика. На первое место выдвигаются разговорные жанры. Создается КВН и «Эстафета новостей» (1961), «Рассказы о героизме» и «Голубой огонек» (1962).

46. Інфармацыйнае тэлевяшчанне ў пачатковы перыяд. Фарміраванне жанраў і форм тэлежурналістыкі.

Первые информационные сообщения стали появляться в программах Московского и Лининградского телецентров в 1934 – 1941 гг. (с введением электронного телевидения). Это были радийные выпуски, которые читали в кадре дикторы радио. После войны редакция последних известий была создана на Центральной студии телевидения в 1956 г. (в 1960 г. – в «Телевизионные новости»). Она тоже занималась лишь простым повторением (в дикторском чтении) радийных последних известий, дополненных двумя-тремя кинозаметками. Прямо и непосредственно на дальнейшее развитие телевизионной информации повлиял Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 г. С начала фестиваля выпуски «Последних известий» стали ежедневными, резко возросла оперативность сообщений. После фестиваля выпуски «Последних известий» оставались ежедневными, но не имели точного места в программе дня, значит – теряли часть аудитории. С 1 января 1968 г. в эфир начала выходить информационная программа «Время», которая в 1972 г. получила свое постоянное место в программе (с 21.00 до 21.30), была призвана объединить разрозненные выпуски «Телевизионных новостей» в единое целое. Постепенно вводились информационно-публицистические жанры, осваивались художественно-публицистические жанры, попытки персонификации телесообщений, создана база телекино. Но ТВ в то время не могло дать полную картину действительности – отражались только положительные аспекты жизни страны.

 

47. Мастацкае тэлевяшчанне ў пачатковы перыяд. Фарміраванне мастацкай тэлежурналістыкі і тэхнагеннага віду мастацтва тэлебачання (тэледраматургіі, тэлекіно, тэлекакампазіцыі)

Разрабатывалась с начала 50х гг и теория телевизионных жанров. В качестве основных групп выделялись информационно-публицистические (репортаж, очерк, информация и т. д.), документально-художественные жанры (беседа, документальная драма, телеконкурсы и т. д.), художественно-игровые жанры (телевизионный спектакль, подразделяемый на драматический, литературный, эстрадный, музыкальный, кукольный; концерт, художественный телевизионный фильм). Особая жанровая группа — образовательные передачи (лекция, учебный театр, телеэкскурсия и т.д.). Перспективная форма телевизионного творчества — многосерийные произведения (телеповесть, телероман, телехроника) и цикловые передачи.

Начали складываться и развиваться два важнейших вида телевещания: телевизионный кинематограф и служба информации. Впервые слово «телефильм» было произнесено, когда Мосфильм начал снимать для демонстрации по телевидению наряду с фильмами-спектаклями кинокартины по оригинальным сценариям. Регулярное их производство началось в 60-е годы, со времени создания творческого объединения «Телефильм». Вслед за игровыми появились и документальные телефильмы. Большинство их по жанру относилось к очеркам.

Широкую панораму жизни Советской страны и всего мира содержали телепередачи, посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 50-летию образования СССР, 30-летию победы в Великой Отечественной войне - «Летопись полувека», «По ленинским местам». Большое место уделяется международным проблемам (передачи «Международная панорама», «Содружество»), выступлениям передовиков и новаторов производства, встречам с ветеранами войны и труда (передача «От всей души» и др.).

Были ответы на вопросы трудящихся, в этих передачах выступали видные учёные, публицисты, общественные деятели. Познавательные программы «Клуб кинопутешествий», «В мире животных». Для молодёжи — «В эфире — молодость», «А ну-ка, девушки» и др. Телевизионные игры - 8 ноября 1961 г. передачи «Клуба веселых и находчивых» (КВН). Но уже к концу 60-х годов создатели КВН начали отходить от импровизационности как основы формы. КВН был подчинен жесткому сценарию.

Готовились передачи для детей разного возраста: «Спокойной ночи, малыши», «Умелые руки» и др. В рубриках «Литературные беседы» велся разговор о роли и месте деятелей литературы и искусства в жизни страны. Телевидение вело большую работу по созданию «золотого фонда» театральных спектаклей. Музыкальные передачи знакомили зрителей с важнейшими событиями в музыкальной жизни страны и за рубежом, пропагандировали образцы современной, классической и народной музыки (передачи циклов «Музыкальный киоск», «Ваше мнение»). Большое место в телепрограммах занимали спортивные передачи, репортажи с международных чемпионатов, Олимпийских игр и др.

 

49 Дзейнасць творчага аб’яднання “тэлефільм”

У ліку ўзнікшых у рэспубліцы аб’яднанняў і творчае аб’яднанне тэлефільмаў кінастудыіі “Беларусьфільм”, арганізаванае у 1966 годзе, і аб’яднанне “Тэлефільм” Беларускага тэлебачання Дзяржкамітэта СМ БССР па тэлебачанню і радыёвяшчанню, створанае ў 1967 годзе. Сёння ў іх творчым спісе дзесяткі паўметражных (у тым ліку і шматсерыйных) і кароткаметражных стужак, сярод якіх найбольш знаёмыя нам “Руіны страляюць” І. Чацверыкава; “Доўгія вёрсты вайны” А. Карпава; “Прыгоды Бураціна”, “Чырвоны Капялюшык”, “Зорны хлопчык” Л. Нечаева; “Крах” В. Карпілава і ішныя.

Станаўленне тэлекіно было нялёгкім. Тэлефільм паступова набываў сваю самастойнасць у русле адзінай цэласнай тэлевізійнай праграмы, у цесным яе кантакце з інфармацыйна-публіцыстычнай зонай. Тэлефільм, у адрозненне ад кінафільма, усе больш адчуваў сябе неад’емнай часткай тэлевізійнай праграмы з яе пэўнымі рысамі дня, тыдня, месяца, года, яе разгорнутасцю перад гледачамі ў цэлым па часе. У канцы 60-ых гадоў тэлефільм як новае адгалінаванне экраннага мастацтва набыў новыя магчымасці ў параўнанні з кінафільмам: унутраную арыентаванасць на формы дыялога з гледачом (адсюль нярэдкае ўвядзенне каментатара, асобы ад аўтара і г. д.), цыклічнасць, дзяленне на асобныя серыі.

Ігравы тэлефільм у Беларусі пачаў сваё існаванне з “малых форм” – мініяцюры, навелы і іншых. А вось у ліку першых на “Тэлефільме” Мінскай тэлестудыі былі пастаўлены навелы “Снежны конь” (1966) і “Зімні дуб”(1967) – своеасаблівыя тэлевершы з лірычным, паэтычным аўтарскім светаадчуваннем.

Тэлесерыялы – былі цікавымі з пункту гледжання сюжэтнай арганізацыі і прынцыпаў злучэння асобных серый у адзінае мастацкае цэлае. Першая ластаўка ў стварэнні арыгінальнага дакументальна-ігравога відовішча быў у 1967 годзе тэлевізійны фільм - спектакль “Крах”. У 1971 годзе з’явілася “Уся каралеўская раць”, пазней – “Вашынгтонскі карэспандэнт”.

Экранізацыі. Першая экранізацыя была у 1970 годзе (Я. Купала “За шчасцем, за сонцам”). Пазней былі экранізіраваны многія творы беларускіх аўтараў: Я. Купала “Гусляр”, “Паўлінка”; В. Быкаў “Жураўліны крык”, “Воўчая зграя”.

Дакументальныя фільмы. Станаўленне прыходзіца на 60-ыя гады і адбылося яно на базе інфармацыйна-публіцыстычных праграм эфірнага тэлебачання. З аб’яднаннем арганізацыі “Тэлефільм” сістэматычна пачынаюць стварацца тэлевізійнныя дакументальныя стужкі, як поунаметражныя, так і кароткаметражныя. Першы дакументальны фільм выйшаў у 1945 годзе (“Гнашы дзеці”).

Шмат фільмаў гэтага жанру было пра Вялікую айчынную вайну (“Дзеці Брэсцкай крэпасці”, “Хлапчукі, хлапчукі”)

Дзіцячыя фільмы. У пасляваенныя гады разгарнулася работа па стварэнню кінастужак для дзяцей на кінастудыі “Беларусьфільм”. “Дзеці партызана” - першы фільм, які быў прадстаўлены увазе маленькіх гледачоў у 1954 годзе. Потым з’явіліся “Міколка-паравоз”, “вуліца малодшага сына”, “Увага! У горадзе – чараўнік!” і іншыя.

Мастацкія фільмы. Самыя першыя ў гэтым жанры – “Новы дом” (1947); “Канстанцін Заслонаў” (1949). Да нашых дзён дайшлі такія мастацкія стужкі, як “Гадзіннік спыніўся апоўначы”, “Хто смяецца апошнім”, “Палесская легенда”, “Наперадзе – круты паварот” і іншыя.

51.Пачатак каляровага тэлевяшчання ў СССР і БССР.

В 1956 г. в лаборатории Ленинградского электротехнического института связи им. М. А. Бонч-Бруевича разработали и изготовили под руководством П. В. Шмакова установку цветного телевидения с одновременной передачей цветов.

В течение ряда лет в Советском Союзе и в других странах проводились испытания различных систем цветного телевидения. В марте 1965 г. было подписано соглашение между СССР и Францией о сотрудничестве в области цветного телевидения на основе системы СЕКАМ. 26 июня 1966 г. было принято решение избрать для внедрения в Советском Союзе совместную советско-французскую систему цветного телевидения СЕКАМ-111. Первые передачи по совместной советско-французской системе начались в Москве с 1 октября 1967 г., к этому же времени был приурочен выпуск первой партии цветных телевизоров.

 

52. Эксперыментальнае тэлевяшчанне на БТ у 90-я гг. ХХ ст. (студыі “Эфір” і “Тэлесябрына”).
Эксперыментальная студыя "Тэлесябрына" дзейнічала пры дырэкцыі праграм Беларускага тэлебачання з 1991 па 1997 гг.

53. Арганізацыя і дзейнасць Агенцтва тэлевізійных навінаў (АТН).
Штодня больш за дзвесце спецыялістаў знаёмяць гледачоў "Беларусь 1" і спадарожнікавага "Беларусь-ТБ" з аглядамі найбольш значных падзей у краіне і за мяжой. Дасягненні беларускага народа, жыццё простых людзей - усё, чым жыве Беларусь. Агенцтва тэлевізійных навін - адно з асноўных падраздзяленняў Белтэлерадыёкампаніі, інфармацыйная крыніца нумар адзін у краіне. Гледачам "Беларусь 1" і тэлеканала "Беларусь-ТБ" даступная ўся цікавіць іх інфармацыя аб палітычнай, эканамічнай, сацыяльнай і культурнага жыцця Беларусі і за яе межамі. Агенцтва тэленавін першым з нацыянальных інфармацыйных службаў пачынае сваю працу ў эфіры ў 7 гадзін раніцы і заканчвае далёка за поўнач. АТН - гэта не толькі "Навіны". Каманда АТН рыхтуе 10 пастаянных тэлевізійных праектаў. Усе яны заслужылі прызнанне і знайшлі свайго тэлегледача.Асноўныя праекты Агенства тэленавінаў:Форум, ыялогі аб цывілізацыі, Арэна, Спецыяльны рэпартаж, Ведай нашых, Зямля беларуская, Сфера інтарэсаў, Вакол планеты, Дзелавое жыццё, Зона Х, Камандзіроўка, Праект "і", Пра мастацтва, Зямельнае пытанне, Клуб рэдактараў, Мая Беларусь, Канчатковая станцыя. Так, напрыклад, праект "Ведай нашых" - праграма пра беларусаў, якія дабіліся поспеху за мяжой і больш вядомых па-за сваёй краіны. Гэта навукоўцы, бізнесмены, спартсмены. Героямі праграмы ўжо сталі чэмпіён па баях без правілаў, беларус з азербайджанскімі каранямі Забіт Самедаў, кардыяхірург Юрый Астроўскі, кулінар Віктар Радзевіч і інш. "Няма прарока ў сваёй Айчыне" - фраза, якая актуальная для сучаснай Беларусі. Мы больш цэнім замежных спецыялістаў у любой сферы, хутчэй за звернемся да іх, чым парадуемся поспехам грамадзян сваёй краіны. Праграма "Ведай нашых" заклікана нагадаць, што ёсць дзесяткі людзей, якімі мы можам ганарыцца, якія ўвасобілі, няхай і за мяжой, сваю "беларускую мару". Праект "Вакол планеты" - праграма, якая пашырыць кругагляд тэлегледача да планетарнага маштабу і дасць ежу для разважанняў. Спазнаваць свет, здзейснім ваяж "Вакол планеты" - гэта вельмі цікавы занятак! Кожную суботу ў 14:15 у эфіры тэлеканалаў "Беларусь 1" і "Беларусь-ТБ". Адзін з самых папулярных і вядомых праектаў "Зона Х" - самая аўтарытэтная праграма крымінальнай хронікі на беларускім тэлебачанні. Выключна рафінаваная рэпарцёрская работа - трэба знайсці факт і доказы, а высновы робяць гледачы. Журналісты праграмы не вучаць як жыць, яны паказваюць, як вучыць жыццё тых, хто з ёй гуляе. Глядзіце і рабіце высновы. Карэспандэнты крымінальнай хронікі працуюць кругласутачна, заўсёды гатовыя не толькі выехаць на месца падзей, але і, калі трэба, прыйсці на дапамогу. У вячэрнім эфіры "Беларусь 1" адкрыўся "Клуб рэдактараў". Новы праект Агенцтва тэленавін стане дыскусійнай пляцоўкай, на якой галоўныя рэдактары самых аўтарытэтных беларускіх выданняў будуць весці адкрыты дыялог без купюр аб самых важных і актуальных грамадска-палітычных падзеях у краіне і ў свеце. Аўтар ідэі і вядучы праекта - Старшыня Белтэлерадыёкампаніі Генадзь Давыдзька. Тэмы для абмеркавання ў "Клубе рэдактараў" - самыя разнастайныя, не выключаючы і самых вострых, галоўны крытэр - надзённасць і значнасць. Гэта ўсё тое, пра што пісалі кожны тыдзень беларускія СМІ і абмяркоўвалі іх чытачы. Праект "Клуб рэдактараў" выходзіць па нядзелях у 14:15 на канале "Беларусь 1". Паўтор праграмы можна праглядзець па панядзелках у вячэрнім эфіры. Калі мы зроабім выснову, то яшчэ раз упэўнімся, што Агенства тэленавінаў – гэта стварэнне якаснага канкурэнтаздольнага тэлепрадукт, які адпавядае духу, менталітэту і густам сучаснага беларускага гледача.


54. Рэарганізацыя БТ у канцы ХХ ст.
К началу 90-х годов две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории СССР (свыше 95% всего населения). Затем началась реорганизация телевещания, появились первые автономные формы - общественное вещание и коммерческое вещание, существующее за счет рекламы. С 1 января 1996 года в состав БРТПЦ были переданы передающие средства телевидения и радиовещания, а так же сеть проводного вещания. С 1996 по 2006 год РУП «БРТПЦ» проделан большой объем работы по дальнейшему развитию передающей сети телевидения и радиовещания. Введено в действие 88 телевизионных станций и 119 радиовещательных. Проводились работы по модернизации технических средств и инфраструктуры эфирного телевидения радиовещания, внедрению новых технологий.

 

55. Сучасная структура БТ, асноўныя цыклы, праекты, праграмы.

Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь сегодня - это:

- Беларусь 1

- Телеканал "Беларусь 2"

- Канал "Беларусь-ТВ"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.084 с.)