Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии с курсом клинической лабораторной диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии с курсом клинической лабораторной диагностики



Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Иркутский государственный медицинский университет

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии с курсом клинической лабораторной диагностики

 

ДНЕВНИК

Врача - интерна

Специальность «Клиническая лабораторная диагностика»

 

Фамилия ___________________________________

Имя ___________________________________

Отчество ___________________________________

 

База интернатуры _____________________________________________________

_______________________________________________________

 

Начат ___________________20__г.

Окончен _________________20__г.

 

 

Иркутск


 

Составители:

зав. кафедрой госпитальной терапии ИГМУ, д.м.н.,

проф. Г.М. Орлова,

проф. кафедры госпитальной терапии ИГМУ,

д.м.н. Н.О. Сараева

 

Рецензент:

 

Печатается по решению Методического совета лечебного факультета и факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов ИГМУ

 


Интернатура рассматривается как основная форма первичной специализации по клинической лабораторной диагностике. Целью интернатуры по клинической лабораторной диагностике является приобретение знаний, умений и навыков по основным разделам клинико-диагностической лаборатории, подготовка специалистов по клинической лабораторной диагностике, готовых к самостоятельной работе с учетом потребностей органов практического здравоохранения, ориентированных на работу в условиях рыночной экономики. Врач-интерн в процессе подготовки должен совершенствовать практические навыки соответственно программе ВУЗа; отработать навыки по интеграции знаний и умений, полученных на различных кафедрах; освоить новые современные методы диагностики, необходимые в самостоятельной работе врача-лаборанта. В процессе обучения врач-интерн должен получить или закрепить общие и специальные знания и умения в объеме требований квалификационной характеристики специалиста врача клинической лабораторной диагностики.

Программа профессиональной подготовки интернов включает 12 разделов единой программы подготовки. Учебным и тематическим планами предусмотрено определенное время в часах и неделях на изучение каждого раздела программы, включая профессиональную подготовку, фундаментальные и смежные дисциплины, вопросы управления здравоохранения.

В индивидуальном плане конкретного интерна может быть изменена продолжительность и последовательность изучения отдельных разделов программы в зависимости от уровня исходной подготовки и предполагаемой последующей работы.

 

КВАЛИФИКАЦИОНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Врач клинической лабораторной диагностики должен знать и уметь:

 

1. Общие знания:

- законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий;

- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;

- основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;

- основы международной и отечественной классификации болезней (МКБ, ОКБ);

- современные направления развития медицины.

Специальные знания

2.1. По вопросам организации работы в клинико-диагностической лаборатории:

- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;

- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;

- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;

- современные методы лабораторной диагностики;

- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;

- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях.

2.2. По общим требованиям специальности:

- срочная и плановая лабораторная диагностика заболеваний;

- лабораторный контроль за течением болезни и восстановлением трудоспособности;

- лабораторный контроль за действием лекарственных препаратов;

- лабораторные исследования при диспансеризации;

- консультативная помощь врачам-лаборантам, врачам других клинических специальностей;

- профессиональная помощь лаборантам;

- организация лабораторных исследований в соответствии с характером лечебного учреждения;

- планирование методических программ клинико-диагностических лабораторий и диагностических лабораторных исследований в соответствии с инструктивной и нормативной документацией;

- оценка и интерпретация результатов исследования;

- работа по внедрению новых методов исследования и оборудования;

- участие в обучении и повышении квалификации специалистов со средним медицинским образованием;

- участие в работе по оптимизации лабораторно-диагностических методов и повышении значимости лабораторных исследований в диагностике заболеваний;

- проведение экспертной оценки (экспертизы) правильности назначения и интерпретации анализов;

- проведение ежегодного анализа работы лаборатории с учетом профиля лечебного учреждения.

2.3. По общим вопросам лабораторной диагностики:

- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем;

- строение и функция желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;

- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;

- правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований;

- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования;

- консервирование, хранение, обезвреживание и доставка биологических материалов;

- этиология, патогенез, клиника и лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения, кроветворения, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы:

- влияние терапии на лабораторные показатели;

- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты лабораторных исследований;

- основы клиники и ранней диагностики онкологических заболеваний;

- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных исследований.

2.4. По контролю качества лабораторных исследований:

- организация контроля качества (КК), порядок проведения, основные требования, предъявляемые к проведению КК;

- возможные источники погрешностей при лабораторных исследованиях;

- классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случайные, систематические;

- внутрилабораторный, межлабораторный КК. Методы КК (контроль воспроизводимости, контроль правильности), основные статистические показатели;

- порядок проведения внутрилабораторного КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;

- контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и коммерческие, сыворотки животных и человека, аттестованные и неаттестованные сыворотки. Контрольные материалы по гематологии, общеклиническим методам исследования, цитологии, микробиологии. Требования, предъявляемые к контрольным материалам;

- межлабораторный КК. Варианты межлабораторного КК, оценка работы лабораторий.

2.5. По биохимическим исследованиям:

- взятие биоматериала. Правила взятия крови, мочи, других биологических материалов, правила транспортировки и хранения, стабилизация биоматериала;

- методы клинической биохимии: физико-химические и биохимические методы; основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии; принципы работы автоматизированных аналитических систем; основные принципы иммуноферментного анализа;

- обмен белков. Биосинтез и структура белка, функция белков; физико-химические свойства белков; - метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков, особенности метаболизма отдельных аминокислот; образование конечных продуктов обмена белков, образование аммиака, мочевины, креатинина, азотистый баланс, клинико-диагностическое значение определения фракций остаточного азота и других азотсодержащих продуктов; белки плазмы крови, альбумины, альфа(1), альфа(2), бетта-, ипсилон-глобулины, белки "острой фазы", гипо-, гипер-, диспротеинемии, парапротеинемии, иммунодефицитные состояния, клинико-диагностическое определение отдельных белков плазмы крови;

- ферменты. Строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность процесса катализа; принципы международной классификации ферментов; регуляция ферментативной активности; гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные энзимопатии; клинико-диагностическое значение определения активности ферментов и их изоформ в биологических жидкостях при патологии; энзимодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, поджелудочной железы, костной ткани, мышечной ткани и др. патологии; общие принципы определения активности ферментов;

- обмен углеводов. Метаболизм углеводов, пути превращения глюкозы: переваривание и всасывание, расщепление глюкозы; гликолитическая цепь, гликогенолиз, пентофосфатный цикл, окислительное фосфорилирование, образование и расход энергии АТФ; обмен глюкозы, галактозы, фруктозы. Гипо- и гипергликемии. Клинико-диагностическое значение определения глюкозы в крови и моче; регуляция и нарушения обмена гликогена. Гликогенозы. Гликозаминогликаны; патохимические основы и диагностика сахарного диабета. Характеристика нарушений обмена веществ при сахарном диабете. Клинико-лабораторные показатели при сахарном диабете. Гликозилированный гемоглобин и другие гликозилированные белки. Гипо- и гипергликемические комы при сахарном диабете;

- обмен липидов. Основные классы липидов: жирные кислоты, триглицериды, холестерин и его эфиры, фосфолипиды; усвоение липидов в пищеварительной системе: эмульгирование, переваривание, всасывание липидов; транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов; патология обмена липидов. Гипо- гиперхолестеринемии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, печени. Роль гормонов в регуляции липидов. Алкоголизм и жировой гепатоз; липопротеиды: структура и функция липопротеидов. Апопротеиды. Классификация липопротеидов крови человека. Изменения спектра липопротеидов при различных заболеваниях; дислипопротеидемия, классификация гиперлипопротеидемий. Семейные гиперлипопротеидемии. Дислипопротеидемии при заболеваниях внутренних органов: диабет, нефротический синдром, заболевания щитовидной железы, панкреатит, алкоголизм; атеросклероз;

- гормоны. Гормоны: химическая природа и биологическое действие. Взаимодействие гормонов с рецепторами клеток. Внутриклеточные посредники гормонов; действие гормонов гипотоламо-гипофизарной системы, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез; взаимосвязь гормонов гипофиза и гипоталамуса. Гипо- и гиперпродукция гормонов гипотоламо-гипофизарной системы. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы. Первичный и вторичный гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной части поджелудочной железы. Этиология и патогенез инсулинозависимого и инсулинонезависимого сахарного диабета. Гипо- и гиперфункция мозгового слоя надпочечников. Феохромоцитома, клинические симптомы. Гипо- и гиперфункция коры надпочечников. Дифференциальная диагностика первичного и вторичного гиперальдостеронизма. Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность. Лабораторные методы определения глюкокортикоидов и минералокортикоидов и их клинико-диагностическое значение. Гипо- и гиперфункция половых желез, связь половых желез с гипотоламо-гипофизарной системой. Определение эстрогенов и андрогенов. Использование ИФА и радиоиммунологического анализа для характеристики гормонального профиля больных;- водно-минеральный обмен. Водный обмен, регуляция водного обмена; патология водного обмена, клинико-диагностическое значение определения водных пространств при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях почек, печени, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, мышечной систем; минеральный обмен, физиологическая роль ионов; распределение в организме, регуляция обмена ионов. Клинико-диагностическое значение определения минеральных веществ: натрия, калия, кальция, магния, фосфора, хлора и микроэлементов; концентрация и активность ионов, общее содержание и ионизированный Ca и Mg; особенности обмена железа, содержание его в организме, процессы всасывания; транспортные и депонированные формы железа, роль трансферрина, ферритина, гемосидерина; механизмы развития железодефицитной анемии. Лабораторная диагностика абсолютного и относительного дефицита железа. Гемохроматоз, лабораторная диагностика;

- кислотно-основное состояние (КОС). Характеристика кислот и оснований, буферные системы крови; физиологические системы регуляции КОС; показатели КОС в норме и патологии, клинико-диагностическое значение определяемых показателей; формы нарушений: ацидозы, алкалозы, виды нарушений: респираторные, метаболические. Динамика лабораторных показателей. Особенности КОС при заболеваниях легких, почек, др. органов и систем;

- обмен гемоглобина. порфирины: структура, функция, биологическая роль; нарушение обмена порфиринов, порфирии, порфинурии, лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий; образование желчных пигментов, конъюгированный и неконъюгированный билирубин; обмен стеркобилиногена и уробилиногена; патология обмена желчных пигментов, клинико-диагностическое значение показателей обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная диагностика желтух;

- коагулология. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы свертывания, факторы форменных элементов крови, их роль в свертывании крови; плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их биологическое действие, каскадный механизм активации плазменных факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин; антикоагулянты, гепарин, фибринолитическая система и ее биологическая функция; продукты деградации фибрина, их биологическое действие; регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой стенки, тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой систем, системы комплемента; нарушения системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, тромбозы; особенности гемостатической терапии, контроль за антикоагулянтной терапией; ДВС-синдром, тромбоэмболитические состояния; особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, при гипокоагуляции. Клинико-диагностическое значение коагулограмм.

2.6. По гематологическим исследованиям:

- учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция гемопоэза;

- эритропоэз нормобластический, мегалобластический;

- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов. Эритроцитозы. Эритроцитопении. Эритроцитопатии;

- обмен гемоглобина, обмен витамина В(12), фолиевой кислоты;

- лейкопоэз. Морфологическая и функциональная характеристика лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика лейкоцитов, роль гликогена, липидов, миелопероксидазы и других ферментов в дифференциальной диагностике клеток лейкопоэза. Показатели внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза. Патогенез эритроцитопатии;

- клинио- лабораторные показатели крови и костного мозга;

- энзимопатии эритроцитов. Гемоглобинопатии. Иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии;

- клинико-лабораторные показатели периферической крови и костного мозга и дополнительных лабораторных исследований;

- болезнь Маркиафавы-Микеле, патогенез, морфологические, биохимические, иммунологические исследования крови, костного мозга;

- лабораторные показатели гемолитического криза, компенсированного и декомпенсированного гемолиза. Клинико-диагностическое значение гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике гемолитических анемий;

- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадии заболевания;

- агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и патогенез. Клинико-гематологические показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в разных стадиях заболевания и процессе лечения. Дифференциальная диагностика с острыми лейкозами и другими заболеваниями кроветворной системы;

- геморрагические диатезы, гемофилии, тромбоцитопении, геморрагический васкулит. Этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;

- изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях. Клинико-лабораторные показатели при инфекционном лимфоцитозе, вирусных, паразитарных заболеваниях, туберкулезе, хирургических (острых и хронических) и онкологических заболеваниях;

- лучевая болезнь. Патогенез и клиника острой лучевой болезни. Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода выраженных явлений, периода восстановления.

2.7. По общеклиническим исследованиям:

- строение и функции органов дыхания. Способы сбора мокроты, получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого, приготовление препаратов для лабораторного исследования. Заболевания органов дыхания. Исследование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов при туберкулезе, воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмокониозах, гистоплазмозе, муковисцидозе. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;

- строение и функция органов пищеварения. Способы получения для использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого. Методы фракционного желудочного зондирования. Заболевания органов пищеварительной системы. Патогенез. Классификация заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки, тонкой и толстой кишок, печени и желчного пузыря. Основные функции желудка (кислотообразующая, фермент- и белковообразующая). Клинико-диагностическое значение фракционного дуоденального зондирования. Исследование дуоденального содержимого для определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;

- копрологическое исследование, условия получения материала, основные копрологические синдромы. Физические и химические свойства кала. Клинико-диагностическое значение микроскопического исследования кала. Техника приготовлений эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной диагностики расщепленного жира: особенности окраски капель жирных кислот и нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично расщепленного крахмала и йодофильной флоры;

- строение и функция отделов мочевыделительной и мочеобразовательной системы. Получение материала для исследования органов мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной и мочеобразовательной системы (патогенез, классификация);

- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. Клиническое значение кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;

- клиническое значение билирубинурии, принцип методов обнаружения билирубина в моче. Клиническое значение наличия желчных кислот в моче, принципы методов их обнаружения. Клиническое значение наличия уробилиновых тел в моче, принцип методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии, гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов и клиническое значение индиканурии, меланурии, бактериурии;

- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии. Цилиндры, строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных солей. Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндрурии, почечного эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия, солевого осадка. Принцип отбора мочи для центрифугирования при применении количественного исследования клеточных элементов мочи и цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;

- строение и функции центральной нервной системы (оболочек мозга и спинномозгового канала). Получение биоматериала при заболеваниях ЦНС. Заболевания центральной нервной системы. Определение физических и химических свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое исследование ликвора;

- строение и функции серозных оболочек: синовиальной, перикарда, плевры, брюшины. Получение материала из серозных полостей. Поражение серозных оболочек. Определение свойств выпотных жидкостей (физических и химических). Морфология клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных выпотах. Клинико-диагностическое значение исследования;

- строение и функции женских половых органов. Получение материала при заболевании женских половых органов методом аспирации из полости матки, цервикального канала, влагалища. Заболевания половых органов. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;

- строение и функции мужских половых органов. Получение материала при заболеваниях мужских половых органов. Морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семенной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.

2.8. По паразитологическим исследованиям:

- основные морфологические характеристики гельминтов;

- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их яиц;

- паразиты малярии, вид, стадии развития;

- морфология малярийных паразитов;

- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;

- простейшие - вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- дифференциальная диагностика паразитов.

2.9. По цитологическим исследованиям:

- морфологическая картина воспалительного процесса, гранулематозной и грануляционной тканей;

- основные пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;

- особенности предраковых состояний, реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования;

- особенности и возможности дифференцировки опухолей разной локализации.

2.10. По иммунологическим исследованиям:

- учение об иммунитете, виды иммунитета;

- антиген--неспецифические факторы иммунной реактивности организма;

- фагоцитарная система;

- естественные киллерные клетки;

- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;

- структура и функция лимфоидной системы;

- Т- и В-клеточная система иммунитета;

- антигены и иммуногены;

- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;

- гормоны и цитокины иммунного ответа;

- регуляция иммунной системы;

- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;

- онтогенез иммунной системы;

- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;

- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;

- иммунная система при инфекциях;

- аллергия и атопические заболевания;

- методы оценки иммунного статуса;

- лабораторные методы исследования иммунной системы:

- исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета; исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности;

2.11. По медико-генетическим исследованиям:

- предмет и задачи медицинской генетики;

- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

- гены и признаки;

- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;

- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.

3. Знания смежных дисциплин:

- современные методы обследования больного;

- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;

- основы первичной реанимации;

- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.

4. Умения.

4.1. По общим вопросам диагностической работы:

- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;

- поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований;

- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения;

- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и паталогоанатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы;

- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований;

- организовать работу среднего медицинского персонала;

- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);

- работать с контрольным материалом - сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.;

- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);

- определить необходимость дополнительного обследования больного;

- оформить документацию, предусмотренную нормативными документами МЗ РФ;

- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.

4.2. По биохимическим исследованиям:

- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;

- приготовить реактивы;

- обработать химическую посуду;

- построить калибровочные кривые;

- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);

- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;

- производить необходимые расчеты;

- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;

- определить последовательность биохимических исследований;

- оценить результаты биохимических исследований;

- проводить контроль качества лабораторных исследований;

- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);

- определить клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований;

- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;

- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;

- диагностировать коагулопатии;

- интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других органов;

- оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепарином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средствами и другими препаратами;

- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.

4.3. По гематологическим исследованиям:

- взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;

- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;

- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;

- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов (микросфероциты, эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты), подсчитать миелограмму, оценить результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты;

- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели гемопоэза;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;

- провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты;

- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;

- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе;

4.4. По общеклиническим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;

- описать свойства желудочного сока. определить наличие свободной соляной кислоты, обшей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты:

- микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах. Различить элементы застойной пищи и флоры. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки мочи, определить относительную плотность, рН мочи, измерить в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере, микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белка, микроскопировать нативные препараты, дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты.

4.5. По цитологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования,

- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный процесс;

- выявлять грануляционную ткань, гранулематозную пролиферацию:

- дифференцировать пролиферацию, дисплазию, метаплазию, фоновые процессы;

- диагностировать предраковые состояния, гиперплазию (реактивную и опухолевую), опухоли;

- определять по возможности цитологическую форму и степень дифференциации опухоли: легких, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы, мочевого пузыря, яичка, тела и шейки матки, щитовидной железы, молочной железы, предстательной железы, мягких тканей, скелета, кожи, лимфатических узлов, серозных оболочек, костного мозга;

4.6. По паразитологическим и микробиологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- идентифицировать в различном биологическом материале яйца гельминтов, простейшие;

- дифференцировать виды малярийных паразитов в толстой капле и мазках периферической крови;

- диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний: бледную трепонему, возбудителя мягкого шанкра, гоноккоков, трихомонад, хламидий, гарднарелл и др.; возбудителей грибковых заболеваний;

- интерпретировать результаты исследований биологического материала, составить программу обследования;

4.7. По иммунологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- определить группу крови и резус-фактор;

- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;

- определить иммунный статус организма;

- определить клеточный и гуморальный иммунитет;

- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях;

4.8. По медико-генетическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.15 с.)