Древнейшие государства на территории Армянского нагорья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшие государства на территории Армянского нагорья.



 

Родина армян, территория, где они по­явились и сформировались в качестве отдельного, отличного от других наро­да, – Армянское нагорье. Подобно горному острову, нагорье воз­вышается над примыкающими к нему с запада Анатолийским и с востока Иранским нагорьями. На севере оно ограничено Понтийским хребтом и рекой Курой, а на юге его границу определяет Армянский тавр. По Армянскому нагорью протекает река Аракс, здесь берут начало Тигр и Евфрат со своим главным притоком Арацани (Восточный Евфрат). В пределах нагорья – соленые озе­ра Ван, Урмия (Резайе), пресноводное – Севан, горные вершины Большой Арарат, или Масис (5156 м над уровнем моря) и связанный с ним седловиной Малый Арарат, или Сис (3914 м), Сипан (4434 м), Себелан (4311 м), Арагац (4090 м). Если иметь в виду современное по­литическое деление, то Армянское нагорье, помимо Республики Ар­мения, охватывает часть террито­рии Турции, Ирана, Нагорно-Карабахскую Республику и некоторые прилегающие области Азер­байджана и Грузии. Площадь Армянского нагорья исчисляется в 300.000 кв. км, так что Республика Армения занимает лишь ее 1/10 часть. При всем этом армяне – пер­вый народ (в современном пони­мании этого термина), появивший­ся на территории Армянского на­горья, в то же время одна из древ­нейших сохранившихся до наших дней наций. До 1915 г., до из­вестного геноцида, осуществлен­ного турецкими властями по отно­шению к своим армянским поддан­ным, армяне расселялись по все­му нагорью. В настоящее время компактное проживание характер­но лишь для Армении, Нагорного Карабаха и некоторых примыка­ющих к Армении районов Грузии.Самоназвание армян – хай – уче­ные связывают с племенным объ­единением Хайаса-Аззи, которое возникло на северо-западе исто­рической Армении в середине II тысячелетия до н.э. Это наимено­вание засвидетельствовано в древ­нейших памятниках армянской письменности, появившихся в V в.Соседи же называли хайев «ар­мянами». Впервые этот этноним по­является в знаменитой Бехистунской надписи персидского ца­ря царей Дария, в которой опи­саны боевые подвиги правителя в 522–521 гг. до н.э. Эту форму воз­водят к Уруму, Урме или Арме – названию страны (и ее насельни­ков), находившейся к юго-западу от озера Ван. Эта страна упоминает­ся в клинописных источниках в свя­зи с событиями VIII века до н.э. В древнегреческой литературе армя­не фигурируют как aрue vioi; это название усвоили и древние рим­ляне в форме armenii, а затем и современные народы. Грузины же называют армян «сомехи».Армянский принадлежит к семье индоевропейских языков – семье, в которую входят иранские языки, греческий, славянские язы­ки, языки народов Индии и большинства европейских наро­дов. Ученые расходятся во мнениях о географической локали­зации индоевропейской прародины, и это сказывается на их мнении по поводу времени и обстоятельств его появления на Армянском нагорье. Вместе с тем, можно с уверенностью ска­зать, что по крайней мере к концу первого тысячелетия до н.э. армяне говорили на едином древнеармянском языке. К этому времени за плечами армян была длительная и богатая собы­тиями история.

Ванское царство (Урарту).

В первой половине IX в. до н.э. на территории Армянского нагорья возникает царство, во главе которого находились урарты, одно из местных племен, известное еще с XIII в. до н.э. по крайней мере по названию. Ядро этого государства находи­лось к востоку от озера Ван и называлось Биайнили. Это назва­ние запечатлено в современном наименовании как озера, так и города Ван. Название «Урарту» употребляли ассирийцы. Оно дваж­ды встречается и в Библии в форме «Арарат». Урарты объедини­ли под своей властью ряд других местных племен и тем самым создали мощный заслон Ассирийской державе, которая всячес­ки стремилась расширить свои границы также и к северу, по направлению к Армянскому нагорью. Ассирия предпринимает походы в Урарту, но к концу IX в., со вступлением на престол урартского царя Менуа (810–786), новое царство оказывается способным не только к сопротивлению, но и к агрессии и вско­ре становится сильнейшим государственным образованием Передней Азии. С именем Менуа связано также укрепление и расширение столицы государства – Тушпы (Ван).При царе Аргишти I (786–764) Ванское царство заметно рас­ширяет свои границы. В это время южное Предкавказье и в осо­бенности Араратская долина прочно включены в состав госу­дарства. На холме Арин-берд, на южной окраине современного Еревана, урартский царь основал крепость и велел высечь над­пись следующего содержания: «Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил. Установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устраше­ния вражеской страны...». Современное название «Ереван» восхо­дит к имени былой урартской крепости. Надпись была высечена в 782 г. до н.э., следовательно, с этой поры и начала свою исто­рию нынешняя столица Армении.В середине VIII века до н.э. Ванское царство достигло вершины своего могущества. Ассирия вынужденно уступила Урарту пер­венствующую роль в Передней Азии. Сын Аргишти I, Сардури II (764–735), носит титул «царя стран» и «царя царей». Его власть распространяется на большую часть Армянского нагорья, в том числе и на территории, заселенные армянскими племенами, за­падная часть которых в долине Верхнего Евфрата уже успела создать несколько царств – начатков армянской государственнос­ти. Однако уже к концу того же столетия Урарту теряет свое преимущественное положение, все чаще становится театром во­енных действий. Ассирийские цари возобновляют свои военные экспедиции, которые, как и все подобные предприятия той эпо­хи, преследуют не только чисто стратегические цели, но и захват людей в полон и грабеж. В 714 г. до н.э. такой поход предпри­нял ассирийский царь Саргон II и нанес урартам жестокое пора­жение, однако мощь Ванского царства не была окончательно сломлена. Урарту продолжало осваивать новые земли в Пред­кавказье, выходило к Каспию. Однако закат его был уже близок; его в немалой степени ускоряли и внутренние факторы – интен­сивное распространение армянских племен и их языка также в восточной половине Армянского нагорья.

Наследие Урарту.

К концу VII века до н.э. политическая карта Передней Азии претерпела крупные изменения. Понеся ряд поражений от ми­дян, вавилонян и, по армянскому национальному преданию, от армян, перестала существовать Ассирийская держава. С участи­ем кочевых племен, скифов, проникавших сюда с севера, прек­ратило свое существование и Ванское царство. К тому времени оказавшиеся некогда в составе Урартской державы племена про­делали огромный путь к цивилизации. Они были свидетелями и, безусловно, участниками интенсивного градостроительства. Го­рода являли собой крепости и одновременно были администра­тивными и религиозными центрами страны, средоточием ремес­ленного производства. Их украшали дворцы и храмы. В архитек­турном смысле это были сложные сооружения, ничего подобно­го в доурартский период страна не знала. При урартах возникли такой хозяйственный центр, как город Аргиштихинили, крепость Эребуни, крепость на холме Кармир Блур близ Еревана и простиравшийся вокруг нее город Тейшебаини. Однако, в отли­чие от последующих веков развития человечества, города еще не стали главными опорными пунктами торговли.

В хозяйственной жизни нагорья большую роль играла ирригация – зем­леделие, как правило, возможно было только при искусственном орошении. Некоторые из каналов, которые снабжали население водой и обеспечивали сельскохозяйственную деятельность, сохранились до наших дней. Канал Менуа (названный впоследствии именем легендарной Семирамиды – Шамирам) протяженностью в 72 км снабжал пресной водой столицу Тушпу. Альпийские луга с обильной растительностью явились предпосылкой для развития ско­товодства. Армянское нагорье – один из мировых центров древней метал­лургии. Производство металлических изделий было хорошо обеспечено местными рудами – речь идет о железе, меди, свинце, олове, а также золоте и серебре. Предметы из бронзы и железа свидетельствуют о высокой техни­ке и художественном мастерстве. Урарту славилось своей керамикой само­го различного назначения.Как данные надписей, так и раскопки позволяют судить о сельском хо­зяйстве Урарту – о разведении крупного и мелкого рогатого скота, о коне­водстве (наряду с конями большую роль играли также ослы и верблюды); о культуре различных злаков, о садоводстве. Во всех производственных про­цессах участвовали местные племена, они же и передали эти традиции пос­ледующим поколениям, вплоть до Нового времени.Одним из показателей высокой цивилизации Урарту являются клинопис­ные надписи. Урартская клинопись была выработана на основе ассирийской, при том, что урартский язык относится к иной семье, чем ассирийский (ак­кадский). Урартский язык принципиально отличается и от армянского. Тем не менее, в армянском обнаруживается определенный слой заимствований из этого языка, запечатленного в надписях. Высеченные на камне, урартские надписи повествовали преимущественно о войнах и победах, но в них нашли отражение и другие стороны жизни – строительство, хозяйство и, конечно, ре­лигия. Надписи являются главным источ­ником наших знаний о верованиях урартов, а изображения божеств дошли в ви­де статуэток, росписей на стенах хра­мов и дворцов, на боковинах колесниц, на шлемах и щитах, на печатях и зас­тежках.Урартский пантеон был исклю­чительно богат. Одна из надпи­сей содержит имена десятков бо­жеств обоего пола, с указанием количества жертвенных животных, быков, коров и овец. Три глав­ных божества – это Халди (ис­конно урартский верховный бог), Тейшеба (бог бури и войны, тесно связанный с малоазийским, хуррито-хеттским богом Тешубом) и Шивини (бог солнца). Халди почитался как покрови­тель урартского государства, он был богом неба, жизни, вой­ны, плодородия, богом виноградарства и ремесел. Правители принимали власть как дар Халди. Это он, а не урартские цари, одерживал победу над врагами. Сохранилось изображение храма в городе Мусасире, посвященном Халди. А Тейшебаини – это город Тейшебы.В урартском государстве, как и в других древневосточных об­ществах, религия играла исключи­тельно важную роль, она прони­кала во все области жизни. Ряд культов, которые были распростра­нены в древней и средневековой Армении и сохранились до Ново­го времени, восходит, в известной мере, к эпохе Урарту.Наследие Урарту, однако, ох­ватывает не только сферу произ­водственной деятельности и куль­туры. Общественный опыт и соз­нание племен, которым в недале­ком будущем предстояло слиться в единый армянский народ, су­щественно обогатились за счет знакомства с государственной жизнью и участием в ней. Государственные институты вторгались в жизнь племен и стимулировали их развитие. Но Урарту было империей, и далеко не все атрибуты этого деспотического госу­дарства, типичного для Передней Азии, были унаследованы собственно армянской государственностью, которая сложилась после гибели Ванского царства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.008 с.)