Этногенез армянского народа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этногенез армянского народа.



Этногенез армянского народа.

Этногене́з армя́н (формирова́ние армя́нского наро́да) — комплексный процесс выделения армянской этнической общности, происходивший на Армянском нагорье на базе многочисленных и разнообразных этнических и языковых элементов[1][2][3]. Существует две основные версии армянского этногенеза, одна из которых (миграционно-смешанная гипотеза) является доминирующей в мировой исторической науке, так как поддерживается наибольшим числом авторитетных мировых специалистов[4]. Согласно основной версии, этногенез армян начался в период с конца II тысячелетия до н. э. и завершился к VI веку до н. э. в результате этнического растворения малочисленных мигрировавших с запада индоевропейцев-протоармян в массиве частично родственных индоевропейцев же — лувийцев, и аборигенных хурритов, урартов и хаттов, населявших Армянское нагорье. Новый этнос в силу определённых обстоятельств сохранил в основе протоармянский язык индоевропейского этнического меньшинства[5]. В самой Армениинаибольшее распространение имеет автохтонная версия армянского этногенеза, в основном базирующаяся на различных «хайасских» гипотезах, согласно которым этнические армяне населяли Армянское нагорье со значительно более раннего периода[1][6]. Мифологические версии армянского этногенеза современной наукой отвергаются[1].

Мифологическая версия.

До конца XIX века канонической версией происхождения армян являлось мифологическое изложение армянского раннесредневекового историка Мовсеса Хоренаци, согласно повествованию которого легендарный предок армян Айк (Hayk)являлся потомком библейского Ноя, что сочеталось с христианской традицией[7]. Мовсес Хоренаци (как и античные историки) не знал о существовании на территории Великой Армении государства Урарту[8] и приписывал остатки урартских построек в районеозера Ван легендарному армянскому царю Ара Прекрасному и ассирийской царице Шамирам (Семирамиде)[9]. Хоренаци этимологизировал название Армении от имени одного из потомков Айка:Таким был Хайк, сын Торгома, сына Тираса, сына Гамера, сына Иафета, предок армян, и таковы — его род и потомки и стра­на их обитания. С этих пор, говорит он, начали (они) размножать­ся и заполнять страну.
Харма же, прожив годы, родил Арама.Рассказывают, что Арам совершил много доблестных подви­гов в сражениях и что он раздвинул пределы Армении во все сто­роны. Все народы называют нашу страну по его имени, например, греки — Армен, персы и сирийцы — Арменикк.Первые научные попытки изучения армянских древностей до Первой мировой войны также частично опирались на эти представления. Например, один из немецких учёных безуспешно[10] пытался прочитать урартские клинописные надписи из районаозера Ван, используя грабар[11], а ряд публикаций приписывали Айку создание городской цивилизации в районе Вана.

 

Миграционная гипотеза.

По мере дальнейшего научного изучения древностей Армянского нагорья выяснилось, что сооружения в районе Вана подписаны урартским царём Менуа на неиндоевропейском урартском языке, близком к хурритскому[15][16], появился большой массив археологических данных, прояснилась история близлежащих государств:Урарту, Хеттской империи и Митанни. Стало ясно, что появление армян — индоевропейцев по языку — на территории Урарту вместо неиндоевропейских урартийцев должно быть каким-то образом объяснено, и в качестве основной версии была принята гипотеза о переселении части фригийцев на восток, на Армянское нагорье, сразу после распада Урарту на рубеже VII—VI веков до н. э.[17] Эта гипотеза вроде бы подтверждалась сообщением Геродота о том, что армяне отселились от фригийцев[18], и сообщением Евдокса Родосского о том, что фригийцы и армяне говорят на одном языке[19].Миграционная гипотеза была с энтузиазмом воспринята в армянской диаспоре[20][21][22], которая в тот период была сильно обеспокоена намерениями Турции иАзербайджана создать на Кавказе единое государство. Политическое преимущество миграционной гипотезы в этот период заключалось в том, что она явно выделяла армян из остальных народов Кавказа обособленным индоевропейским происхождением[23].Миграционная гипотеза закрепилась в мировой исторической науке, претерпев во второй половине XX века ряд уточняющих модификаций и превратившись в миграционно-смешанную.

Ванское царство (Урарту).

В первой половине IX в. до н.э. на территории Армянского нагорья возникает царство, во главе которого находились урарты, одно из местных племен, известное еще с XIII в. до н.э. по крайней мере по названию. Ядро этого государства находи­лось к востоку от озера Ван и называлось Биайнили. Это назва­ние запечатлено в современном наименовании как озера, так и города Ван. Название «Урарту» употребляли ассирийцы. Оно дваж­ды встречается и в Библии в форме «Арарат». Урарты объедини­ли под своей властью ряд других местных племен и тем самым создали мощный заслон Ассирийской державе, которая всячес­ки стремилась расширить свои границы также и к северу, по направлению к Армянскому нагорью. Ассирия предпринимает походы в Урарту, но к концу IX в., со вступлением на престол урартского царя Менуа (810–786), новое царство оказывается способным не только к сопротивлению, но и к агрессии и вско­ре становится сильнейшим государственным образованием Передней Азии. С именем Менуа связано также укрепление и расширение столицы государства – Тушпы (Ван).При царе Аргишти I (786–764) Ванское царство заметно рас­ширяет свои границы. В это время южное Предкавказье и в осо­бенности Араратская долина прочно включены в состав госу­дарства. На холме Арин-берд, на южной окраине современного Еревана, урартский царь основал крепость и велел высечь над­пись следующего содержания: «Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил. Установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устраше­ния вражеской страны...». Современное название «Ереван» восхо­дит к имени былой урартской крепости. Надпись была высечена в 782 г. до н.э., следовательно, с этой поры и начала свою исто­рию нынешняя столица Армении.В середине VIII века до н.э. Ванское царство достигло вершины своего могущества. Ассирия вынужденно уступила Урарту пер­венствующую роль в Передней Азии. Сын Аргишти I, Сардури II (764–735), носит титул «царя стран» и «царя царей». Его власть распространяется на большую часть Армянского нагорья, в том числе и на территории, заселенные армянскими племенами, за­падная часть которых в долине Верхнего Евфрата уже успела создать несколько царств – начатков армянской государственнос­ти. Однако уже к концу того же столетия Урарту теряет свое преимущественное положение, все чаще становится театром во­енных действий. Ассирийские цари возобновляют свои военные экспедиции, которые, как и все подобные предприятия той эпо­хи, преследуют не только чисто стратегические цели, но и захват людей в полон и грабеж. В 714 г. до н.э. такой поход предпри­нял ассирийский царь Саргон II и нанес урартам жестокое пора­жение, однако мощь Ванского царства не была окончательно сломлена. Урарту продолжало осваивать новые земли в Пред­кавказье, выходило к Каспию. Однако закат его был уже близок; его в немалой степени ускоряли и внутренние факторы – интен­сивное распространение армянских племен и их языка также в восточной половине Армянского нагорья.

Наследие Урарту.

К концу VII века до н.э. политическая карта Передней Азии претерпела крупные изменения. Понеся ряд поражений от ми­дян, вавилонян и, по армянскому национальному преданию, от армян, перестала существовать Ассирийская держава. С участи­ем кочевых племен, скифов, проникавших сюда с севера, прек­ратило свое существование и Ванское царство. К тому времени оказавшиеся некогда в составе Урартской державы племена про­делали огромный путь к цивилизации. Они были свидетелями и, безусловно, участниками интенсивного градостроительства. Го­рода являли собой крепости и одновременно были администра­тивными и религиозными центрами страны, средоточием ремес­ленного производства. Их украшали дворцы и храмы. В архитек­турном смысле это были сложные сооружения, ничего подобно­го в доурартский период страна не знала. При урартах возникли такой хозяйственный центр, как город Аргиштихинили, крепость Эребуни, крепость на холме Кармир Блур близ Еревана и простиравшийся вокруг нее город Тейшебаини. Однако, в отли­чие от последующих веков развития человечества, города еще не стали главными опорными пунктами торговли.

В хозяйственной жизни нагорья большую роль играла ирригация – зем­леделие, как правило, возможно было только при искусственном орошении. Некоторые из каналов, которые снабжали население водой и обеспечивали сельскохозяйственную деятельность, сохранились до наших дней. Канал Менуа (названный впоследствии именем легендарной Семирамиды – Шамирам) протяженностью в 72 км снабжал пресной водой столицу Тушпу. Альпийские луга с обильной растительностью явились предпосылкой для развития ско­товодства. Армянское нагорье – один из мировых центров древней метал­лургии. Производство металлических изделий было хорошо обеспечено местными рудами – речь идет о железе, меди, свинце, олове, а также золоте и серебре. Предметы из бронзы и железа свидетельствуют о высокой техни­ке и художественном мастерстве. Урарту славилось своей керамикой само­го различного назначения.Как данные надписей, так и раскопки позволяют судить о сельском хо­зяйстве Урарту – о разведении крупного и мелкого рогатого скота, о коне­водстве (наряду с конями большую роль играли также ослы и верблюды); о культуре различных злаков, о садоводстве. Во всех производственных про­цессах участвовали местные племена, они же и передали эти традиции пос­ледующим поколениям, вплоть до Нового времени.Одним из показателей высокой цивилизации Урарту являются клинопис­ные надписи. Урартская клинопись была выработана на основе ассирийской, при том, что урартский язык относится к иной семье, чем ассирийский (ак­кадский). Урартский язык принципиально отличается и от армянского. Тем не менее, в армянском обнаруживается определенный слой заимствований из этого языка, запечатленного в надписях. Высеченные на камне, урартские надписи повествовали преимущественно о войнах и победах, но в них нашли отражение и другие стороны жизни – строительство, хозяйство и, конечно, ре­лигия. Надписи являются главным источ­ником наших знаний о верованиях урартов, а изображения божеств дошли в ви­де статуэток, росписей на стенах хра­мов и дворцов, на боковинах колесниц, на шлемах и щитах, на печатях и зас­тежках.Урартский пантеон был исклю­чительно богат. Одна из надпи­сей содержит имена десятков бо­жеств обоего пола, с указанием количества жертвенных животных, быков, коров и овец. Три глав­ных божества – это Халди (ис­конно урартский верховный бог), Тейшеба (бог бури и войны, тесно связанный с малоазийским, хуррито-хеттским богом Тешубом) и Шивини (бог солнца). Халди почитался как покрови­тель урартского государства, он был богом неба, жизни, вой­ны, плодородия, богом виноградарства и ремесел. Правители принимали власть как дар Халди. Это он, а не урартские цари, одерживал победу над врагами. Сохранилось изображение храма в городе Мусасире, посвященном Халди. А Тейшебаини – это город Тейшебы.В урартском государстве, как и в других древневосточных об­ществах, религия играла исключи­тельно важную роль, она прони­кала во все области жизни. Ряд культов, которые были распростра­нены в древней и средневековой Армении и сохранились до Ново­го времени, восходит, в известной мере, к эпохе Урарту.Наследие Урарту, однако, ох­ватывает не только сферу произ­водственной деятельности и куль­туры. Общественный опыт и соз­нание племен, которым в недале­ком будущем предстояло слиться в единый армянский народ, су­щественно обогатились за счет знакомства с государственной жизнью и участием в ней. Государственные институты вторгались в жизнь племен и стимулировали их развитие. Но Урарту было империей, и далеко не все атрибуты этого деспотического госу­дарства, типичного для Передней Азии, были унаследованы собственно армянской государственностью, которая сложилась после гибели Ванского царства.

Образование общеармянского государсвта Ервандидов.

В VI веке до н.э. в столице Ванского царства Тушпаване обоснавалась армянская династия Еврандаканов,основателем которой стал потомок царя Паруйра,Ерванд Сакавакяц.Ервандаканы утвердили свою власть над всем Армянским нагорьем,обьединив армяноязычные племена в единое общеармянское государство.

Армения Ервандаканов на юго-востоке граничила с Мидией,на северо-западной достигала Приченоморья, включив в себя практически всю территорию бывшего Ванксого царства.Армянские цари располагали внушительной военной силой,около 40 тысяч пехоты и 8 тысяч конницы.В распоряжении правителей Армении находились обширные богатства.Царь Ерванд Сакавакяц имел двоих сыновей,Тиграна и Шаварша.Тиграну предстояло сыграть важную роль в усилении армянского государства.Друг и союзник Кира Великого,основавшего в 550 году до н.э. огромное государство,Тигран во многом помог Киру в борьбе с Мидией.Персия Ахеменидов включала в себя почти всю Переднюю Азию,охватив территории от Средиземного моря и Египта до Индии.Армения,как союзник Кира Великого,занимала привилегированное положение в державе Ахеменидов.Однако после воцарения в Персии Дария 1 Ахеменида положение резко изменилось.Почти все страны,включенные в Персию Ахеменидов,восстали против тирании Дария 1.В 522-520ггю до н.э. Дарий занимался подавлением мощного антиперсидского движения.Прославлению его деяний посвящена Бехистунская надпись,выбитая по воле царя дария 1 на персидском,эламском и вавилонском языках.В надписи на персидском и эламском языках упоминается страна Армина,армяне именуются арменами. В вавилонском варианте надписи вместо Армении упоминается страна Урарту,а ее жители называются урартами,хотя это государство давно перестало существовать.Дарий 1 Ахеменид направил против Армении две большие армии.Одной командовал полководец – армянин по имени Дадаршиш,другой – перс.Согласно Бехистунской надписи,армяне оказали персам самое упорное сопротивление.После четырех поражений персы,собрав огромные силы,сумели подавить восстание,после чего Армения вошла в состав Ахеменидской державы.Ервандаканы стали вассалами персидских царей.Став сатрапами,они получили привилегии при персидском царском дворе,сохраняя традиции рода Ервандаканов.В 401 году до н.э. десятитысячный отряд греческих наемников,отступая из Месопотамии к Черному морю,пересек территорию Армении.Отряд отступал после гибели брата царя Персии,нанявшего отряд греков,чтобы овладеть короной. Отряд возглавлял выдающийся греческий писатель,историк и полководец Ксенофонт,оставивший важнейшие сведения об этом походе в своей книге «Анабасис».Правитель Армении Ерванд, женатый на царской дочери, занимал важное положение при персидском дворе. Проходя по территории Армении, греческий отряд обходил города, крепости и храмы, избегая лишних столкновений. Наемники прокладывали свой путь через беззащитные деревни, в которых пополняли продукты питания.Во второй половине IV века до н.э. Армения была разделена Ахеменидами на Великую и Малую Армению.С начала IV века до н.э. ослабевшая держава Ахеменидов вступила на путь распада. Центральной частью царства Ервандаканов являлась Араратская долина, столицей царства стал город Армавир, возникший на базе урартского города Аргиштихинили. При Ервандаканах в Армении развернулась широкая строительная деятельность. Были основаны новые города и поселения. При впадении реки Ахурян в Аракс был построен большой город, названный Ервандашат,который стал столицей Армянского царства вместо Армавира. На берегу реки Ахурян был создан новый культовый центр — Багаран. Верховными жрецами практически всегда назначались братья армянских царей. Власть Ервандаканов распространилась на Коммагену, примыкавшую к Софене (Цопк), крайней юго-запад-ной области Великой Армении. Естественной границей между ними была река Евфрат. Коммагена и Цопк были объединены в отдельную административную единицу. При царе Шаме (Самос), представителе рода Ервандаканов,Цопк-Коммагенастановится независимым царством. При царе Шаме в Коммагене был построен город, названный Самосат. Царя Шама наследует его сын Аршам, который основывает в Цопке город Аршамашат.Царство Цопк-Коммагенавскоре распалось на два самостоятельных государства — Цопк и Коммагену.Таким образом, в конце III века до н.э. образовались четыре самостоятельных армянских царства — Великая Армения, Малая Армения, Цопк и Коммагена, которым пришлось противостоять Селевкидскому государству, пытавшемуся захватить разъединенную и ослабевшую Армению.

 

Армения при Хосрове III-ем.

Преемник Трдата III — царь Хосров Котак (Короткий), правивший с 330 по 338 годы, продолжил политику отца, направленную на усиление государства и его централизацию. Это был жесткий правитель, превосходящий своей строгостью других царей Армении. По его приказу царская армия, во главе со спарапетом Ваче Мамиконяном, выступила против мятежных князей.

Царь Хосров на одном из холмов,неподалеку от Арташата,построил новую столицу,которая по названию холма получила наименование Двин.Во время правления царя Хосрова в Армению вторглись племена мазкутов. Перейдя через реку Куру, мазкуты ворвались в центральные области Айрарата и захватили столицу Вагаршапат. Царь Хосров укрылся в одной из армянских крепостей и стал собирать войска. Вскоре армянская армия перешла в контрнаступление. Освободив Вагаршапат, армяне разгромили мазкутов. В сражении царь мазкутов Санесан был убит. Обострение отношений между Римом и Ираном переросло в римско-иранскуювойну, в которую была втянута и Армения. Царь Ирана Шапух (Шапур) Долгожитель (309—379гг.) за год до истечения сорокалетнего срока перемирия, предусмотренного Нисибинским договором, начал военные действия и в 337 году осадил город Нисибин. Одновременно иранская армия вторглась в Армению. Нахарару Датабену Бзнуни было поручено остановить продвижение врага. Из-запредательства Датабена Бзнуни и правителя пограничной области Алдзник — бдешха Бакура, иранская армия в короткие сроки ворвалась внутрь страны. Армянские войска нанесли поражение иранцам в сражении у озера Ван. Предатели понесли заслуженную кару. Князь Алдзника — Бакур, был убит во время сражения. Датабен Бзнуни, плененный во время битвы, на глазах у царя был забит камнями. Рода этих изменников были истреблены, земли их конфискованы и переданы церкви.Для того чтобы предотвратить своеволие нахараров, царь Хосров издал эдикт, по которому наиболее могущественные нахарары должны были постоянно находиться при царском дворе. Однако это не дало желаемых результатов.После смерти Хосрова Котака на престол Армении вступил его сын — Тиран (338 — 350гг.). В стране сложилась тяжелая обстановка. Вспыхнула новая ирано-рим-ская война. К постоянным распрям между царем и нахарарами добавились первые столкновения между царем и церковью.

 

Падение Анийского царства.

С начала X века государство Багратуни, в силу исторически сложившихся обстоятельств, состояло из царского домена и входивших в состав царства, на условиях вассальной зависимости, феодальных княжеств и царств. Самым сильным и крупным феодом являлось Васпураканское царство. Территория Васпуракана располагалась между озерами Ван и Урмия. В# самом начале X века (908 год) Арабский халиф признал Гагика Арцруни царем Васпуракана. Арцруни признавали верховную власть Багратуни, однако довольно часто это подчинение носило лишь формальный характер.Через Васпуракан проходил южный международный караванный торговый путь, на котором стояли важные торговые центры — города Ван, Беркри, Арчеш, Маназкерт и другие. Васпураканское царство было связано тесными торговыми отношениями с Араратской долиной.В первой половине X века, во время длительного правления царя Гагика Арцруни, Васпуракан переживал экономический и культурный подъем, Широкий размах в Васпуракане приняло строительство. Согласно историческим источникам, в Васпуракане к началу XI века было 8 городов, 4 ООО сел, 72 крепости, 115 монастырей. Численность населения достигала 1 миллиона человек (довольно внушительное число для того времени).Наиболее тесные взаимоотношения сложились между Анийским и Ванандским царствами. После перенесения столицы Армении в город Ани, царь Ашот III назначил своего брата — Мушега Багратуни, правителем Карса. Через некоторое время Мушег провозгласил себя царем Вананда. Царь Ашот III признал притязания брата на корону с условием его полного подчинения Ани. Ванандское или Карское царство просуществовало немногим более одного века (963—1065гг.).Царю Мушегу Багратуни наследовал Аббас. В течение своего длительного правления Аббас сохранял верность шахин шахам Ани.Правитель Карского царства Аббас принимал активное участие в военных действиях, направленных против арабских эмиратов, организованных как армянами, так и их соседями — грузинами. Особое внимание царь Карса обращал на организацию вооруженных сил Вананда, создав великолепную конную армию.Сюникское царство основал знаменитый князь Сюника — Смбат, В 987 году он, так же, как и царь Вананда — Мушег, признал над собой верховную власть царей Багратуни. Поначалу центр царства находился в поселке Сюни (современный Сисиан). Учитывая неудобное расположение своей столицы с военной точки зрения и отдаленность от торговых путей, столицу вскоре перенесли в Капан. Значительный социально-экономическийи политический подъем царство Сюник переживало во время правления царя Васака. Царь Ашот III назначил правителем Ташир-Дзораге-та своего сына Гургена. После того, как в 978 году дарь Смбат II присвоил Гургену титул царя, в ТаширДзорагете обосновалась одна из ветвей рода Анийских Багратуни. Царь Гурген получил прозвище «Кюрике» и стал основателем местной Кюрикской династии. Царство входило в состав Армении Багратуни на правах вассальной зависимости.Лорийское царство занимало большую часть области Гугарк. Выгодное географическое расположение позволило наладить торговые связи с такими городами как Ани, Двин, Тбилиси и интенсивно участвовать в транзитной торговле.Наибольшего могущества Кюрикское (Ташир-Дзора-гетское) царство достигло во время правления царя Давида Безземельного (989 — 1048гг.). Территория царства увеличилась за счет Гандзакского и Тбилисского арабских эмиратов. ЦентромТашир-Дзорагетскогоцарства стал город Лори, развалины которого находятся вблизи города Степанаван. После захвата Византийской империей Тарона, Маназкерта и Тайка наступила очередь Васпураканского царства. Византия воспользовалась тяжелым положением

Васпуракана, подвергшегося вторжению турецких  
племен. В 1021 году император Василий II заставил царя
         

Сенекерима Арцруни передать свое царство Византии, взамен которого предоставил царю Васпуракана город Себастию с окрестностями, расположенного в Малой Армении, Вместе с Сенекеримом Арцруни в Себастию перебрались десятки тысяч армян.В результате коварной и целенаправленной политики Византии большая часть территории Армении была захвачена империей, Настала очередь Анийского царства. Социально-экономическоеи политическое развитие общества неминуемо подводило царство Багратуни к феодальной раздробленности. Несмотря на усилия царя Гагика I, центробежные силы углубляли феодальную раздробленность страны.После его смерти началась борьба за царский трон между его наследниками, которая переросла в вооруженное столкновение. При посредничестве грузинского царя и благодаря усилиям спарапета Ваграма Пахлавуни, мир между сыновьями царя Гагика I был восстановлен. Старший сын царя Ованнес-Смбат,поддерживаемый дворцовой элитой, получил отцовскую корону городов Ани и Ширак. Младший — Ашот, унаследовал земли в бассейне озера Севан, Гугарк и ряд уездов. Согласно договоренности, энергичный и отважный воин — Ашот, был объявлен наследником своего братаОваннеса-Смбата.В результате распада Анийского царства государство ослабло, чем не преминули воспользоваться вассальные по отношению к Ани царства.Сложившейся ситуацией немедленно воспользовалась и Византийская империя, захватив княжество Тайк. Попытка грузинских Багратидов при помощи армян отвоевать Тайк закончилась неудачей. Византийская армия вторглась в Грузию, сводя счеты с армянским и грузинским населением. Социально-экономическоеи политическое развитие общества неминуемо подводило царство Багратуни к феодальной раздробленности. Несмотря на усилия царя Гагика I, центробежные силы углубляли феодальную раздробленность страны.После его смерти началась борьба за царский трон между его наследниками, которая переросла в вооруженное столкновение. При посредничестве грузинского царя и благодаря усилиям спарапета Ваграма Пахлавуни, мир между сыновьями царя Гагика I был восстановлен. Старший сын царя Ованнес-Смбат,поддерживаемый дворцовой элитой, получил отцовскую корону городов Ани и Ширак. Младший — Ашот, унаследовал земли в бассейне озера Севан, Гугарк и ряд уездов. Согласно договоренности, энергичный и отважный воин — Ашот, был объявлен наследником своего братаОваннеса-Смбата.В результате распада Анийского царства государство ослабло, чем не преминули воспользоваться вассальные по отношению к Ани царства.Сложившейся ситуацией немедленно воспользовалась и Византийская империя, захватив княжество Тайк. Попытка грузинских Багратидов при помощи армян отвоевать Тайк закончилась неудачей. Византийская армия вторглась в Грузию, сводя счеты с армянским и грузинским населением. В 1022 году в Трапизоне между Грузией и Византией начались переговоры. Армянскую сторону на переговорах представлял провизантийски настроенный католикос Петрос, Император Василий II потребовал передачи Византии Анийского царства. Слабохарактерный и безвольный царь Ованнес-Смбат,под давлением предателя католикоса, в нарушение договоренности с Ашотом подписал позорное завещание, согласно которому после его смерти Анийское царство присоединялось к Византийской империи.Таким образом, в результате внутренних неурядиц и давления со стороны внешних сил, царство Багратуни еще больше ослабло, потеряв перспективы дальнейшего развития.До 1041 года вооруженных столкновений между царем Ованнесом-Смбатоми его братом Ашотом не происходило. После смерти Ашота, а затем и ОваннесаСмбата, последовавших в 1041 году, в Армении резко активизировались провизантийские силы, возглавляемые католикосом Петросом и царским опекуном Вест Саркисом. Как только известие о смерти царей достигло Византии, император немедленно послал большую армию для захвата Ани.Армянский народ, не желавший подчиняться захватчикам, обратился к спарапету Ваграму Пахлавуни с просьбой возглавить борьбу с византийцами. «Мы все готовы умереть, но не умрем, пока не уничтожим наших врагов, которые незаслуженно встали против нас и хотят похитить нашу страну», — заявили представители народа армянскому спарапету.Около 30-титысяч человек встали на защиту Ани. Армяне во главе с престарелым полководцем вышли из городских ворот и атаковали подошедшую к городу византийскую армию. Армяне одержали блестящую победу над врагом. Остатки византийской армии спаслись бегством.После победы спарапет возвел на царский престол Ани сына царя Ашота — 18-летнегоГагика II (1042 —1045гг.). Новый царь был блестяще образован, знал греческий язык, унаследовал от отца отвагу. В течение своего короткого правления он проявил качества военного и политического деятеля. Царь Гагик II арестовал Вест Саркиса, укрывшегося в одной из своих крепостей, и вернул дворцовые сокровища, украденные царским опекуном. Впоследствии, поверив лживым обещаниям, Гагик II освободил Вест Саркиса.Византийцы продолжали свои попытки вооруженным путем захватить столицу Ани. Второй и третий походы византийской армии вновь окончились поражением войск империи. Убедившись в невозможности захватить Ани силой оружия, византийцы прибегли к своим обычным коварным методам.Под предлогом заключения мира император пригласил царя Гагика II в Константинополь. Спарапету Ваграму Пахлавуни и его сторонникам, уверенным в том, что император желает заманить царя Армении в ловушку, удалось убедить Гагика II отказаться от своего визита в Константинополь.Молодой царь Армении и спарапет Ваграм Пахлавуни жестко придерживались позиций укрепления армянского государства. Однако царь Гагик* II, поверив наставлениям католикоса Петроса и Вест Саркиса, в 1044 году отправился в Константинополь. Император Византии Константин Мономах немедленно заключил царя Гагика II в тюрьму. На требование императора сдать Ани империи, Гагик II ответил: «Я хозяин и царь Армении и не передаю тебе Армянскую страну, потому ты вероломно привез меня в Константинополь».Запретив Гагику II возвращаться в Армению, Константин Мономах отправил новые войска для захвата Ани. Жители Ани и окрестных деревень под руководством Ваграма Пахлавуни самоотверженно боролись с врагом, отражая все атаки византийской армии. Однако эти победы уже ничего не решали. При царском дворе усилилось провизантийско настроенное крыло. Силы населения были ослаблены и разобщены. В конце концов город был сдан. В 1045 году Анийско-Ширакскоецарство было полностью захвачено Византийской империей.Падение царства Багратуни имело тяжелейшие последствия для армянского народа. В течение нескольких веков армянский народ был лишен независимой государственности на своей Родине.

 

Походы Монголов и Армения.

Братьям Закарэ и Иванэ не удалось довести свою освободительную миссию до конца. Продвижение Закарянов было остановлено на юге Армении новыми, более могущественными врагами — Эюбянами и сельджуками Иконии, сменившими Шах-Арменов.Не было доведено до конца освобождение и воссоединение всех армянских уездов.Закарянам не удалось создать централизованное и независимое государство. Освобожденные ими армянские территории не вошли в состав единого государства. Разрозненные армянские княжества не были в состоянии защитить свои владения от посягательств врагов. Грузия потеряла былую мощь и не сумела дать отпор кочевникам. Бесконечные войны ослабили государства региона, и монголы, завоевав множество, стран и народов, подошли к границам Армении.Татаро-монгольскиекочевые племена, издревле проживавшие в степях, расположенных от Сибири до границ с Китаем, в начале XIII века основали мощное государство во главе с Чингисханом.Завоевательные походы монголов против соседних и дальних стран сопровождались истреблением населения, разрушением городов и поселений. Историки с ужасом вспоминают о злодеяниях монгол.В 1220 году 20-тысячнаямонгольская армия вторглась в Агванк и Армению. Неподалеку от столицы Грузииармяно-грузинскаяармия во главе с царем ЛашаГеоргием и Иванэ Закаряном вступила в сражение смонголо-татарами.В самый разгар боя укрывшиеся в засаде монголы внезапно нанесли удар с тыла, решив этим исход сражения. Окруженнаяармяно-грузинскаяармия потерпела поражение. Вернувшись на Родину после разведывательного похода, монголы передали Чингисхану ценную информацию о странах, которые они собирались завоевать.Летом 1236 года 30-тысячнаятатаро-монгольскаяармия вторглась всеверо-восточнуюАрмению. Начался основной завоевательный поход монголов, Многочисленные кочевые племена с семьями, имуществом, стадами животных сопровождали войска. Монгольские орды уничтожали на своем пути поселения, брали в плен и тысячами истребляли местное население.Монголы, зная, что не встретят в Армении организованного сопротивления, разделились на отряды и стали грабить уезды страны. Армянские князья укрепились в родовых крепостях, беспокоясь лишь о личной безопасности и о своих владениях. Часть армянских князей бежала в Грузию. Некоторые из них, признав власть монголов, сохранили свои владения.Городское население часто оказывало монголам упорное сопротивление, что вызывало лютую ненависть к городам со стороны кочевников. Захватив ряд небольших городов, монголы подошли к Ани. Монгольские послы вошли в город и потребовали сдачи Ани. Это требование монголов было отвергнуто, а послы убиты. Население Ани отчаянно сопротивлялось. Разрушив при помощи осадной техники крепостную стену, монголы ворвались в город, преодолев героическое сопротивление горожан. Предав мечу значительную часть жителей, монголы продали в рабство женщин, детей, ремесленников. Та же участь постигла Каре, Двин и другие города Армении,Большие и малые племена, сопровождавшие монгольские войска, обосновались в Армении и захватили лучшие пастбища и пахотные земли. Местное население попало в тяжелейшую ситуацию.Монголы не удовлетворились захватом северо-вос-точных уездов Армении. Вскоре монгольские орды двинулись на западные районы страны, принадлежавшие Сельджукскому Иконийскому султанату. Они осадили город Карин, расположенный на границе. В Карине нашло убежище почти все население уезда. Осадив город, коварные монголы в первые ряды ставили армянские и грузинские части, вынуждая их воевать со своими соплеменниками и единоверцами. Неся большие потерииз-заненавистных монголов, они были лишены возможности уклониться от боя, бежать или перейти на сторону жителей Карина.С большим трудом сломив упорное двухмесячное сопротивление жителей Карина, монголы ворвались в город и предали мечу все население города.На следующий год монголы повторили свой поход на западном направлении. В течение двух лет они завоевали западные районы Армении, после чего двинулись на юг. Не встретив сопротивления, к 1244 году монголы завоевали всю Южную Армению,В результате завоевательных походов вся Армения была захвачена монголами.Монгольское иго, установившееся в захваченных монголами странах, имело тяжелые последствия для народов. Тирания монголов вызвала массовое недовольство в Армении и Грузии. Активность местных князей, разрабатывавших планы восстания, не осталась незамеченной монголами. Ими немедленно были приняты меры для того, чтобы пресечь любое выступление князей. В 1249 году монголы арестовали большинство армянских и грузинских князей, возвращавшихся в свои имения после тайного собрания. В течение трех дней они истязали арестованных, попирая их достоинство.Феодальная знать Армении и Грузии, крестьяне предприняли несколько попыток свергнуть ненавистное монгольское иго. Причиной следующего восстания стала отправка монголами армян и грузин на войну в Египет, а также непосильные налоги,В 1259 году князья, объединившись вокруг царя Грузии Давида VII, восстали и отказались подчиняться монголам, 20-тысячнаямонгольская армия в течение двух лет пыталась подавить восстание. Восставшие несколько раз совершали успешные нападения на монгольские отряды. Однако слишком неравны были силы. Через два года грузинский царь Давид VII после переговоров подчинился монголам, господство которых продолжалось еще долгое время.

 

Гайдукское движение.

Одной из характерных черт национально-освобо-дительного движения западных армян было гайдукское или фидаинское движение.Гайдуками считались бойцы, преследуемые османскими властями и вынужденные, оставляя свои дома, жить в горах и лесах, Раффи называл их народными мстителями и революционерами, Они боролись за свободу своего народа, объединившись в группы, мстили врагам за постоянные притеснения и зверства.ВЗападной Армении гайдукские группы образовывались стихийно, еще до появления общенациональных политических партий. Фидаины действовали в различных регионах страны группами или в одиночку, Своими ре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.84.196 (0.03 с.)