Принятие христианства в Армении.Трдат Великий и Григорий Просветитель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие христианства в Армении.Трдат Великий и Григорий Просветитель.



Во время царствования царя Трдата III (298 —330гг.)произошло важнейшее и знаменательное ^событие в жизни армянского народа — принятие христианства и провозглашение его государственной религией. Христианство, неразрывно связанное с именем Иисуса Христа, возникло в Палестине. Во II —IIIвеках оно распространилось в Римской империи и на Ближнем Востоке. Христианство проповедовало идеи смирения реалиям жизни. Поначалу во всех государствах, в которых распространилось новое христианское вероучение, оно было воспринято враждебно и жестоко преследовалось. Однако, несмотря на все препятствия, христианство развивалось и крепло. Постепенно в ряде государств этого региона отношение к христианству стало меняться. В нескольких странах оно было провозглашено государственной религией. Первой страной, принявшей христианство, стала Армения. Христианство стало проникать в Армению задолго до признания его в качестве государственной религии. Христианские проповедники приходили в Армению и распространяли свое вероучение. На территории Армении возникают первые.христианские общины, в которых проповеди ведутся на армянском языке. По преданию, христианство проникло в Армению в I веке благодаря проповедям Апостолов Фадея и Варфоломея — учеников Иисуса Христа. В связи с этим армянская церковь и называется Апостольской. Царь Трдат III вначале жестоко преследовал христиан. Самый рьяный проповедник христианства — Григорий, был истерзан и брошен в тюрьм^у Хор-Вирар.

Вскоре отношение Трдата III к христианам изменилось, Он раскаялся в содеянном и освободил Григория Просветителя, Царь Трдат III отрекся от язычества и теперь сам начал гонения на него. В 301 году христианство было провозглашено государственной религией Армении. Она стала первой страной, в которой христианство было признано государственной религией. В Римской империи христианство было провозглашено равноправным (наряду с другими религиями) только в 313 году, согласно Миланскому эдикту.Распространение христианства в Армении проходило в условиях ожесточенного сопротивления со стороны язычества. Царские войска в стремлении искоренить язычество рушили языческие храмы, Жрецы сопротивлялись. Борьба переросла в кровопролитную войну, во время которой были полностью разрушены храмы Арамазда, Анаит, Ваагна и других божеств. Был убит Верховный жрец Ардзан. Жрецы были истреблены, оставшиеся в живых рассеялись. Земельные владения языческих храмов с проживающим на них населением были переданы монастырям. Главой христианской церкви Армении стал Григорий Просветитель. Так начиналась христианизация Армении. Понадобилось много времени для того, чтобы ее приняли все слои населения, Язычество с большим трудом уступало свои позиции в народе, среди нахараров и при царском дворе.

Цари Армении постоянно вели борьбу за единство страны и ее независимость. В то же время нахарары стремились освободиться из-подвласти царей, препятствуя делу единения страны. Христианская церковь, несомненно, была сторонницей единства и поддерживала царей Армении. Одновременно, являясь крупным феодалом, церковь часто выступала против царя.На протяжении столетий армянский народ был лишен государственности и не имел своего государства. В этих условиях церковь приняла на себя всю тяжесть проблем сохранения и развития культуры. В отсутствии государства именно церковь возглавила армянское освободительное движение. Армянская церковь воспитывала в народе дух патриотизма, повышая национальное самосознание армян.

 

Армения при Хосрове III-ем.

Преемник Трдата III — царь Хосров Котак (Короткий), правивший с 330 по 338 годы, продолжил политику отца, направленную на усиление государства и его централизацию. Это был жесткий правитель, превосходящий своей строгостью других царей Армении. По его приказу царская армия, во главе со спарапетом Ваче Мамиконяном, выступила против мятежных князей.

Царь Хосров на одном из холмов,неподалеку от Арташата,построил новую столицу,которая по названию холма получила наименование Двин.Во время правления царя Хосрова в Армению вторглись племена мазкутов. Перейдя через реку Куру, мазкуты ворвались в центральные области Айрарата и захватили столицу Вагаршапат. Царь Хосров укрылся в одной из армянских крепостей и стал собирать войска. Вскоре армянская армия перешла в контрнаступление. Освободив Вагаршапат, армяне разгромили мазкутов. В сражении царь мазкутов Санесан был убит. Обострение отношений между Римом и Ираном переросло в римско-иранскуювойну, в которую была втянута и Армения. Царь Ирана Шапух (Шапур) Долгожитель (309—379гг.) за год до истечения сорокалетнего срока перемирия, предусмотренного Нисибинским договором, начал военные действия и в 337 году осадил город Нисибин. Одновременно иранская армия вторглась в Армению. Нахарару Датабену Бзнуни было поручено остановить продвижение врага. Из-запредательства Датабена Бзнуни и правителя пограничной области Алдзник — бдешха Бакура, иранская армия в короткие сроки ворвалась внутрь страны. Армянские войска нанесли поражение иранцам в сражении у озера Ван. Предатели понесли заслуженную кару. Князь Алдзника — Бакур, был убит во время сражения. Датабен Бзнуни, плененный во время битвы, на глазах у царя был забит камнями. Рода этих изменников были истреблены, земли их конфискованы и переданы церкви.Для того чтобы предотвратить своеволие нахараров, царь Хосров издал эдикт, по которому наиболее могущественные нахарары должны были постоянно находиться при царском дворе. Однако это не дало желаемых результатов.После смерти Хосрова Котака на престол Армении вступил его сын — Тиран (338 — 350гг.). В стране сложилась тяжелая обстановка. Вспыхнула новая ирано-рим-ская война. К постоянным распрям между царем и нахарарами добавились первые столкновения между царем и церковью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.006 с.)