Влияние глобализации мировой экономики на регулирование развития национальных хозяйств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние глобализации мировой экономики на регулирование развития национальных хозяйств.



Одним из новых явлений в развитии мировой экономики в по-следнйедесяг1;глетия ХХ в. стал процесс глобализации, т.е. стирание барьеров между национальными хозяйствами, между рынками национальных ЭКОНОМИК.

Движение товаров, услуг, капитала, научных идей через национальные границы существовало всегда. Однако в Конце ХХ в. оно несколько ускорилось, что привело Мировое сообщество в качественно новое состояние. Теперь мир уже не является набором автономных, слабо связанных между собой территорий, на которые не влияют события, происходящие в других частях света. Информация и идеи сейчас доступны через разветвленную связь в любой точке мира. Международный экономический порядок превращается в высокоинтегрированную, объединенную электронными сетями систему. Помимо активных межгосударственных торговых отношений происходит также взаимодействие финансовых рынков. В большинстве стран мира переплетаются обменные курсы валют, процентные ставки, цены на акции как местных, так и иностранных корпораций. Объем частного капитала, обращающегося на финансовых рынках, во много раз превышает финансовые ресурсы большинства стран мира.

Глобализация объединяет государства, а локализация меняет баланс сил внутри стран. В ряде государств, даже финансово устойчивых, типа Канады и Испании, усиливаются тенденции на отделение ряда территорий. Во многих странах на смену однопартийному правлению пришли многопартийные политические системы, что также увеличивает автономность внутринациональных субъектов. Частные компании интегрируются и консолидируются для повышения своей эффективности и расширения рынков сбыта продукции.

По мнению специалистов мировой политики, громадное влияние на процессы глобализации окажут террористические акты в городах США осенью 2001 г. Предполагается, что уязвимость всемирного сообщества может вызвать отказ от идеи дальнейшего расширения открытости национальных хозяйств и вообще приостановить этот путь развития экономики мира.

Эффективное развитие мирового хозяйства требует установления партнерства между различными уровнями государственного управления, частным сектором (особенно организациями финансового капитала) и гражданским обществом. В соответствии с доктринами глобализации комплексная стратегия развития страны не может быть реализована органами власти какого-либо одного уровня или отдельными классами.

Одновременно с вопросами глобализации п западной экономической теории значительное внимание уделено проблеме локализации. Глобализация предполагает, что правительства стремятся к заключению соглашений с «партнерами - другими национальными правительствами», международными организациями, неправительственными и многонациональными организациями через наднациональные институты. Локализация означает, что национальные правительства должны договариваться с регионами и городами по таким вопросам, как разделение ответственности за увеличение доходов через субнациональные институты. И глобализация, и локализация часто требуют решений, которые ни одно национальное правительство в отдельности принять не можетт.

Глобализация имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Одна из ее главных позитивных возможностей - эта расширение доступа к рынкам, передача новых технологий, что ведет к росту производительности груда и повышению жизненного уровня. Среди ее негативных моментов - усиление нестабильности национального хозяйства, большая зависимость от транснациональных корпораций, значительные нежелательные изменения в социальной сфере. Кроме подрыва реального сектора экономики, вследствие большого влияния иностранного капитала глобализация может привести и к ущемлению банковского сектора национального хозяйства.

Микросоставляющими мировой экономики в настоящее время являются транснациональные компании (ТНК). Сейчас в мире насчитывается 60 тыс. основных (материнских) компаний и более 500 тыс. зарубежных филиалов и аффилировангiых (зависимых) фирм. ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 80% патентов, лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Транснационализация является также главным механизмом процесса глобализации. Выполняя функции составляющего, ТНК играют роль регуляторов, обеспечивающих единство функционирования мировой экономики. Не менее важное значение в глобализации принадлежит и транснациональным банкам, через которые проходят финансовые потоки, определяющие развитие мирового хозяйства. Процессы транснационализации вызваны возможностью и необходимостью перелива капитала из стран с его избытком в страны с его дефицитом, но где есть надежные факторы производства (полезные ископаемые, трудовые ресурсы). Также транс-национализация ведет к уменьшению риска, когда капитал размещается в разных странах. Приближение производства к рынкам сбыта смягчает негативные аспекты налогообложения и таможенные платежи. Таким образом, выравнива1отся экономические условия в различных странах.
Современный экономический мир в результате получает определенную регуляцию, но если эге создавать различные формы и инструментарий се деятельности, она может носить стихийный, неуправляемый характер. Поскольку целью деятельности любой ТНК является получение международных доходов, то рассчитать и спланировать их на будущее чрезвычайно сложно. В различных странах существуют разные экономические стандарты, свои системы налогообложения, практика формирования инвестиционного климата. Для усиления понимания между национальными правительствами и ТНК необходим переход на единые экономические стандарты. Требуется формирование единого механизма распределения международной прибыли и ресурсов международных финансовых рынков. Как правило, такие конфликты разрешаются годами, И международный капитал не идет на те рынки, где не создаются оптимальные, по его мнению, условия. В результате этого в связи с глобализацией экономики помимо финансовых кризисов, охватывающих группы стран, все больше становится локальных банковских кризисов. Так, с 1971 г. в мировом хозяйстве было более 90 банковских кризисов. Глобализация экономики прежде всего охватывает сферу торговли. Одной из первых организаций по развитию международной торговли, ликвидации ограничений и дискриминации, снижению тарифов было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), образованное 23 странами в 1947 г. и имевшее постоянный штат сотрудников. Его преемником стала межправительственная Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г. К 2000 г. в ВТО входило 134 государства. Она формирует условия, способствующие обмену товарами и услугами. Либерализация торговли под эгидой ВТО требует сокращения различных торговых барьеров, в первую очередь в секторах сельского хозяйства и услуг.

Развивающиеся страны, добившиеся успеха в своей экономике в б0-80-с годы, в соответствии с требованием ГАТТ/ВТО в последующем стали практиковать политику замены импорта, т.е. введение барьеров на пути ввоза товаров с целью расширения их производства у себя. ВТО предусматривает вариант фиксации тарифов, т.е. член ВТО может в одностороннем порядке уменьшить торговые барьеры до определенного уровня и пообещать, что в будущем они не превысят этого нового значения на пути импорта из всех других стран — членов ВТО. Это обещание, известное как «фиксация», включается в обязательства страны в рамках ВТО.

За 1985-2000 гг. многие развивающиеся страны в одностороннем порядке сократили свои торговые барьеры. Стимулом для таких реформ служит четкое определение компенсаций за снижение пошлин на импорт в рамках последующих торговых переговоров. Развивающиеся страны, взявшие обязательства по проведению односторонних реформ, получили 1,5 долл, в виде тарифных льгот за каждый предложенный ими доллар США.

Присоединение переходных и развивающихся стран к международной финансовой системе проходит в несколько этапов. На первой стадии обеспечивается широкий доступ правительства к глобальным резервам капитала - страны могут занимать под свои инвестиции намного больше, чем если бы им приходилось полагаться на деньги отечественных вкладчиков и собственные банки. Это вызывает рост внешнего долга, и практически все страны, даже Германия, прошли этот этап. Вторая стадия - высокий процент погашения кредитов, и эта доля становится одной из основных в национальном бюджете. Необходимо отметить, что большинство налогоплательщиков имеет минимальное представление о том, куда пошли внешние ссуды. В России в настоящее время на каждого человека приходится около тысячи долларов внешнего займа, но за 90-е годы производственное строительство в стране практически не осуществлялось и деньги были потрачены в лучшем случае на продовольствие. В настоящее время Россия ведет активные переговоры о вступлении в ВТО, и правительство намечает осуществить это к 2004 г Хотя государственная политика должна будет учитывать тяжелое положение рабочих, крестьян, лишившихся работы в результате изменений в торговле, исполнительная власть РФ считает, что возможные преимущества свободного доступа российских товаров на мировой рынок будут превосходить отрицательные последствия вступления в ВТО. В силу того, что определенные российские товары имеют отечественную цену ниже мировой (черные и цветные металлы, минеральные удобрении, лес и др.), в настоящее время некоторые индустриальные страны и, прежде всего США, вводят ограничения на проникновение на свой рынок дешевых российских товаров.

В 2001 г., рассматривая условия вступления России в ВТО; международные чиновники Выдвинули требования к российскому правительству о необходимости рассмотреть российские федеральные законы по реформированию экономики вначале в рамках ВТО, а только потом — в Государственной думе. Такое вмешательство во внутренние дела России не имело прецедента в отечественной истории, и вообще ВТО первый раз выдвигает подобное требование к стране, вступающей в нее.

Для России негативные стороны глобализации могут сказаться прежде всего в сельском хозяйстве. Если предположить, что в стране будет достаточно инвестиций, то 7-8 млн человек эта селе смогут обеспечить продовольствием все население РФ, 25-30 млн. человек не будут иметь работы, т.е. это российский вариант проблемы «20: 80». В начале ХХI в. себестоимость аграрной продукции в России очень высока, и при свободном доступе основных продуктов животноводства и растениеводства из-за рубежа российское сельское хозяйство не имеет ни малейшего шанса на выживание. Для сохранении сельского населения России, его занятости необходимо отказаться при вступлении в ВТО от снятия ограничений на проникновение аграрной продукции из-за рубежа. В 2000 r. до 30% потребляемой продукции животноводства в России вывозилось из-за границы, в основном это были поставки с Украины и из Германии. Если такие страны, как Украина и Казахстан не сильно угрожают российскому мясному рынку в силу того, что там практически вырезано все поголовье скота, то чтобы противостоять рынку Германии, Франции, скандинавских стран, необходимо расширить государственное дотирование агропромышленного комплекс а России, как это осуществляется в этих странах. Международный экономический порядок в условиях глобализации лишь только формируется, и поэтому некоторые страны больше испытывают его отрицательное влияние, чем положительное. Если невозможно полностью отделиться от мирового сообщества, то выходом из глобализации мирового хозяйства, на наш взгляд, может служить расширение региональных торговых соглашений. В Российской Федерации, экономика которой на пути перехода к рыночному хозяйствованию была отброшена на многие десятилетия назад, формирование собственного регионального рынка может быть одним из основных способов преодоления кризисного развития. Как известно, в советское время интегрированная социалистическая экономика охватывала около 400 млн человек. В настоящее время территория, на которую российские товары могут получить свободный доступ, стала намного меньше, хо все же остается значительной. За 10 лет существования Содружества Независимых Государств (СНг) экономические достижения минимальны, в силу того что РФ пыталась сохранить сложившиеся в советский период экономические отношения со странами СНГ. Следует, по всей видимости, четко сформулировать экономические интересы России и последовательно защищать их, а в настоящее время РФ по существу бесплатно финансирует развитие ряда отраслей СНГ, и не случайно неоплаченные российские торговые поставки странам СНГ составили более б млрд долл. Необходимо сохранить торговый союз между бывшими республиками Советского Союза, но нужно добиваться платежей за поставляемую продукцию. Страны СНГ должны рассчитываться за поставки всеми имеющимися материальными и финансовыми ресурсами, вплоть до передачи в собственность РФ акций своих предприятии. В 2000 г. Украина, тс примеру, стала расплачиваться за полученные топливно-энергетические ресурсы акциями Никопольского глиноземного комбината, отдельных машиностроительных и металлургических заводов. Недопустимо, что, рассчитываясь за торговые поставки со странами дальнего зарубежья, в Россию предприятия СНГ не направляют платежи годами. Так, в 90-е годы российской легкой промышленности было легче заключить договоры о получении хлопка из Латинской Америки, Африки, чем подписать соглашение об этом с республиками Средней Азии.

Для формирования эффективного регионального торгового союза необходимо усилить влияние банковского капитала Российской Федерации. В первые два года существования СНГ рубль был межгосударственной валютой, но его эмиссию осуществляли все страны самостоятельно, что привело к полному крушению рубля и вызвало необходимость введения валюты нового образца. В настоящее время все валюты стран СНГ очень слабы, и при формировании эффективного торгового союза основные поставки могут осуществляться только при появлении сильной высоколиквидной валюты. Если пойти по пути европейских стран, то появление такой сбалансированной валюты в соответствии с экономической мощью каждого государства и принятием унифицированного законодательства может затянуться на десятилетия (введение евро готовилось более 25 лет). Чтобы сохранить торговый союз СНГ, видимо, необходимо принять в качестве единой валюты российский рубль, но при этом его эмиссию должен осуществлять только один государственный банк. Хотя такой подход может вызвать обвинения в Попытках «возрождения» Российской империи, трехлетний опыт формирования единой валюты для Российско-Бело-русского Союза показывает, что следует идти на определенные финансовые ограничения в союзе, ибо в противном случае это может принести к развалу сообщества.

22) Понятие разгосударствления и приватизации. Этапы осуществления и особенности приватизации в Российской Федерации.

 

Приватизация – это процесс передачи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Разгосударствление экономики – более широкий процесс, чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д.

Во-первых, бесплатная раздача несправедлива и именно потому, что государственная собственность имеет ярко выраженное общественное происхождение. Прямая передача этой собственности отдельным лицам или группам не ликвидирует, а усилит неравенство вследствие того, что различные объекты государственной собственности несопоставимы ни по стоимости, ни по качеству, ни по потенциальному доходу, который можно получить от них.

Во-вторых, бесплатная раздача государственной собственности (в равной мере между всеми гражданами), невозможна, так как не существует единого критерия такой процедуры.

Объекты приватизации. Под объектами государственной собственности, подлежащими приватизации, понимаются предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и иных ценностей

Продавцы. В качестве продавцов объектов государственной собственности признаются специальные исполнительные органы, в функции которых входит непосредственная организационная работа по приватизации государственной собственности и оперативно-хозяйственное управление предприятиями, передаваемыми в их ведение.

Покупатели. Правами покупателей объектов приватизации по процедурам, предусмотренным концепцией приватизации, пользуются только граждане и негосударственные юридические лица.

Приватизация может осуществляться в форме приобретения покупателями акций государственного предприятия, предварительно преобразованного в государственное акционерное общество; в форме приобретения объекта государственной собственности по конкурсу и в форме приобретения объекта приватизации или его имущества на аукционе.

Выбор между формами приватизации конкретного государственного предприятия (объединения) осуществляется на основе предложений специально создаваемых комиссий по приватизации, в функции которых входит также реорганизация предприятия, оценка его стоимости и выработка рекомендаций по способам платежа.

Этапы приватизации

Начиная с 1992 г. приватизация в России прошла несколько этапов. В качестве основных можно рассмотреть: ваучерную приватизацию (1992-1994 гг.) и денежную приватизацию (1995-1997 гг.) Также стоит отметить важность современного этапа приватизационного процесса. Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества, используемой нормативно – правовой базе.

Ваучерная приватизация проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества.

Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые небесплатно раздавались населению.

Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. На продажу был выставлен ряд крупнейших компаний. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры.

Денежный этап приватизации продолжался с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за «живые» деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства. Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок.

Основные цели этого этапа:

пополнение госбюджета;

инвестиционная поддержка приватизированных предприятий.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно.

 

23) Национализация как антипод приватизации.

 

Национализация означает отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основе специального акта компетентного государственного органа.

Во многих странах Западной Европы в послевоенный период после кризиса перепроизводства крупные предприятия промышленности (авиа-, автомобилестроения, угольной и др.) были национализированы, но после внедрения новых эффективных технологий, наращивания производства они передавались в частные руки. Следовательно, приватизация, как любой процесс реформирования, не всегда может заканчиваться только положительно. Процесс приватизации должен обязательно дополняться процессом национализации как методом преодоления допущенных при приватизации ошибок и злоупотреблений. Национализация как антипод приватизации должна, прежде всего, подразумевать переход предприятия государству за счет массового выпуска акций реформируемого общества.

 

24) Предпосылки возникновения и роль государственного сектора в национальном хозяйстве.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Государственный сектор включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий, в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты. Государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

 

25) Государственный сектор РФ: сущность, границы в отечественной экономике.

 

С реформированием экономики стало возможным функционирование предприятий различных форм собственности. После 1991 г. начало быстро расти количество частных предприятий, смешанных, а также появились иностранные владельцы.

Государственный сектор экономики России включает в себя следующее:

· государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия);

· государственные учреждения;

· государственную казну Российской Федерации;

· коммерческие предприятия, у которых часть имущественных прав принадлежит Российской Федерации в виде акций.

Особым предметом государственной собственности являются земля, недра, леса и другие природные ресурсы, а также объекты индивидуальной собственности и права на эти объекты. Поскольку результаты их производства и услуг наступают с момента создания предприятий и организаций, то при рассмотрении функционирования государственного сектора экономики эта часть государственной собственности, как правило, не рассматривается.

Государственные предприятия могут быть только унитарными, т.е. юридическими лицами, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Для достижения поставленных в Концепции целей регулирования необходимо соблюдение следующих принципов в управлении государственным имуществом:

· определение целей управления;

· выбор способов достижения целей;

· построение системы управления;

· обеспечение эффективности управления;

· обеспечение профессионализма в управлении.

Не менее важную составляющую госсектора России образуют учреждения, которые создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование, как правило, полностью производится из средств соответствующего бюджета.

 

26) Проблемы эффективного использования государственной собственности

 

Проблема экономической эффективности использования государственной собственности существует во всех государствах, независимо от типа экономики.

 

Более низкая рентабельность государственной собственности представляет собой обычное явление в странах с рыночной экономикой. Причины низкой рентабельности государственной собственности общеизвестны. Среди основных причин отметим одну – специфическую отраслевую структуру предприятий государственной собственности.

 

Значительная часть государственной собственности – это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные; другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная, и т.д. Рентабельность государственных предприятий, как правило, здесь ниже, чем частных.

После приватизации гос. Собств-ти часть уставного капитала значительного числа акционерных предприятий принадлежит гос-ву.

Использованию федеральной собственности в деятельности ком.орг-ий на протяжении многих лет не уделялось должного внимания. Поскольку основные усилия правительства были направлены на разгосударствование и приватизацию, получалось так, что вновь образованными АО с долей гос.собств. практически управляли менеджеры, как частными предприятиями

В настоящее время правительство принимает решения о повышении значимости использования фед. Собственности. Гос-во управляет принадлежащими ему акциями, осуществляет свои права участника АО через институт своих представителей. Часть акций РФ передаёт в доверительное управление на конкурсной основе,однако при этом законодательством не полностью определён порядок учёта и контроля деятельности доверительного управляющего. Цели гос-ва могут быть не достигнуты усилиями исполнительного директора АО, но возможно сформировать перечень таких АО, чтобы изменить негативную ситуацию.

В целях повышения эффективности управления перед Министерством имущественных отношений и его региональными структурами стоит задача расширения экономических подходов к управлению фед. Собственностью.

Предполагается:

· расширить систему классификации АО

· более чётко представить возможности влияния на работу АО

· реально представлять финансовое состояние АО

Большое внимание при управлении акциями должно уделяться получению девидендов АО.

Также необходимо увеличить объём инвестиций в АО.

 

 

27) Понятие монополии. Антимонопольное законодательство в развитых странах.

 

Монопо́лия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товары или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Монополия – это форма несовершенной конкуренции.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Основными целями антимонопольного законодательства большинства государств являются: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующе положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала, контроль над ценообразованием, содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей.

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США.

Первым актом стал закон Шермана (1890г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор), запрещал «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания - штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие постоянного контролирующего органа.

Эти недостатки были устранены в 1914г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии. В законе Клейтона расширялось понятие антимонопольной деятельности. На ФТК был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов.

Закон Уилера-Ли (1938г.) был направлен на защиту прав потребителя против ложной рекламы и искаженной информации.

 

28) Условия введения и особенности российского антимонопольного регулирования. Механизм управления естественными монополиями.

 

До перехода в начале 90-х гг. к рыночной экономике, конкуренции в России не было вообще. Продукция отечественных товаропроизводителей во многом неконкурентоспособна по сравнению с товарами западных фирм.

В 1991 г. был принят первый нормативный документ – Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он должен был ограничивать монополистическую деятельность и этим отличался от подобных законов американского типа, где монополии формально запрещены.

В развитие Закона "О конкуренции…" в России были также приняты другие нормативные документы. Среди них важное значение имеет "О Реестре хозяйствующих субъектов…». Среди них важное значение имеет Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%".

Такой Реестр ведется как на уровне Федерации, так и в регионах для осуществления государственного контроля за соблюдением хозяйствующих субъектов антимонопольного законодательства.

 

29) Государственная поддержка малого предпринимательства.

 

Малое предпринимательство— это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

Для малого бизнеса характерно:

* юридическая независимость;

* управление предприятием собственником капитала с целью получения предпринимательского дохода;

* небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);

* численность персонала.

Президентом РФ был подписан Федеральный закон 2007 г «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Выделяется 3 вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

-средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;

-малые предприятия - до 100 человек;

-в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществлялась по следующим направлениям:

-специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;

-упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

- упрощенный порядок составления статистической отчетности;

-меры финансовой поддержки;

- меры для развития инфраструктуры поддержки;

-иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

 

 

30) Административно-территориальное деление России и вопросы сбалансированного развития субъектов Федерации.

 

административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, которые определены законодательными актами субъектов Российской Федерации (самостоятельное, в пределах ведения субъекта Российской Федерации, определение административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения; целостности территории и учета ее административно-территориального деления; учета природно-географических условий; выбора оптимальных территориальных пределов, позволяющих эффективно осуществлять местное управление и самоуправление; соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей субъекта Российской Федерации и устойчивым тенденциям ее развития; обеспечения эффективной управляемости территории; обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения; демократического решения вопросов административно-территориального устройства; обязательность учета мнения населения при решении вопросов административно-территориального устройства; содействия рациональному использованию природных ресурсов и социально-экономического потенциала территорий, развитию социальной инфраструктуры и системы коммуникаций; обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации; развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности населения, проживающего на данной территории).

31) Основы государственной региональной политики.

 

Основы государственной региональной политики на ближайшее десятилетие явля­ется стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Рос­сийской Федерации, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-техни­ческих предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, усиление его зна­чения в международном разделении труда.

Чтобы достигнуть указанных целей, органы государственной власти РФ и субъектов Федерации должны решить следующие задачи:

- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности РФ;

- содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах страны многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, рыночной и институционной инфраструктуры;

- сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития реги­онов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы для повышения благосостояния, рационализация систем расселения;

- достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

- развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);

- стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом; именно эти центры науки и высоких технологий могут стать «локомотивами» и «точками роста» хозяйства субъектов Федерации;

- оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, так называемым «депрессивным» регионам, регионам с высоким уровнем безработицы, со сложными демографи­ческими проблемами;

- разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов – субъектов Федерации со сложными условиями хозяйствования, требующими более эффективных методов регулирования; к ним можно отнести регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики и др.

Важной задачей региональной экономической политики является также совершенствование экономического районирования России.

 

 

32. Бюджетный федерализм

Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов

 

33.Свободные экономические зоны как инструмент ускоренного территориального развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.53 (0.108 с.)