Специальные меры стимулирования экспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные меры стимулирования экспорта



В принципиальном плане эти меры можно разделить на две основные группы: информационно-консультационные и организационно-промоционные.

 

· Информационно-консультационные меры

Одним из существенных факторов конкурентоспособности российских предприятий и экспортеров является эффективная работа по сбору информации о потребностях потенциального контрагента, его платежеспособности, а также оценка особых условий, присущих определенному региональному рынку, на стадии подготовки экспортного контракта.

  • Организационно-промоционные меры

Эти меры призваны содействовать установлению деловых контактов путем постоянного мониторинга федерального законодательства на предмет неухудшения условий для экспортной деятельности, а также через презентацию отечественной продукции внутри страны и за рубежом на конкурсах, международных выставках, ярмарках, в СМИ.

Для активизации государственного содействия российским компаниям в развитии торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами в Министерстве также осуществляется практика организации бизнес-делегаций и проведения двусторонних заседаний рабочих групп по поддержке экспорта промышленной продукции, к участию в которых приглашаются региональные экспортоориентированные предприятия.

Целью организации этих мероприятий является оказание политического содействия российским экспортерам в доступе на новые рынки сбыта. Участие компаний в организуемых внешнеторговым ведомством мероприятиях подтверждает их деловую состоятельность перед зарубежными партнерами, а также позволяет использовать возможности государственного аппарата для продвижения отечественной продукции на зарубежных рынках, сопровождения переговоров, согласования совместных проектов в соответствующих инстанциях страны контрагента.

Ну и конкурсы там проводят типа «Лучший экспортер года»

 

 

59) Платежный баланс государства как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Внешнеэкономическая политика – это деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами, которая предусматривает определение стратегических целей во внешнеэкономических отношениях в общем, и разработку методов и средств, которые обеспечивают достижение поставленных целей и сохранение достигнутых результатов.

Субъектами регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются:

государственные органы в рамках их компетенции;

сами субъекты ВЭД (предприятия, фирмы, организации);

негосударственные органы управления и регулирования ВЭД (Всемирная торговая организация, Международный Валютный фонд, Международная торговая палата и др.);

межгосударственные интеграционные объединения (например, Европейский союз).

 

Основными видами ВЭД, которые выступают и объектами государственного регулирования, являются:

 

q экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы (включая и бартерные операции);

 

q предоставление услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности (производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных и т. п.);

 

q научная, научно-техническая, научно-производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами;

 

q международные финансовые операции и операции с ценными бумагами, кредитные и расчетные операции между субъектами ВЭД и иностранными субъектами;

 

q совместная предпринимательская деятельность между субъектами ВЭД и иностранными субъектами, которая предусматривает создание общих предприятий;

 

q предпринимательская деятельность, связанная с предоставлением лицензий, патентов, «ноу-хау» и т. п. со стороны иностранных субъектов, и наоборот.

 

 

В зависимости от применяемых инструментов методы государственного регулирования ВЭД подразделяют на:

 

1) тарифные методы (таможенное регулирование).

 

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных налогов на товары, которые пересекают государственную границу.

 

Таможенная пошлина – это налог на товары, имущество, ценности, которые переводятся через границу.

 

Таможенная пошлина выполняет следующие функции:

 

- фискальную – пополнение государственного бюджета;

 

- защитную (защита отечественного производителя товаров и услуг);

 

- балансирующую (избежание нежелательного импорта).

 

2) нетарифные методы –это методы по сути выступают как административные. К ним принадлежат:

 

Ø Эмбарго – прямой запрет на экспорт – импорт какого-либо товара.

 

Ø Квотирование – лимитирование размера импорта и экспорта с помощью квот.

 

Квота – установленный в стоимостном или физическом выражении определенный объем экспорта (импорта) на определенный период (год, квартал и др.)

 

Ø Лицензирование – это ограничение в виде получения прав или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз (вывоз) определённого объёма товара.

 

Ø Добровольные ограничения экспорта – представляют собой неофициальную договорённость между экспортом и импортом об ограничении ввода определённых товаров на рынок импорта.

 

Ø Технические барьеры – это препятствия, которые возникают для импорта иностранных товаров в связи с их несоответствием национальным стандартам, требованиям техники безопасности, санитарно–ветеринарным нормам, и др.

 

Ø Импортный депозит – предварительный залог, который импортёр должен внести в свой банк перед покупкой товара. Размер залога зависит от стоимости договора. Импортёр не получает проценты на депозит и через определённое время сумма залога возвращается. Импортный депозит увеличивает затраты импортёра во время совершения операции, а, следовательно, и цену товара.

 

Вся совокупность внешнеэкономических связей находит своё отражение в платёжном балансе страны.

 

Платёжный баланс – это статистическая запись итога операций между резидентами данной страны и всего мира за определённый период (квартал или год).

 

Платёжный баланс даёт количественную и качественную оценку внешнеэкономической деятельности страны, её участие в мировом хозяйстве.

 

Существуют стандартные схемы, которые разрабатываются и публикуются Международными валютным фондом и используются странами как ориентиры при составлении платёжных балансов. В 1993 г. была опубликована пятая редакция схемы разработки платежного баланса страны, которая действует и по настоящее время.

 

Активный или пассивный платёжный баланс соответственно вызывает увеличение или увеличение официальных резервов иностранной валюты.

Роль государственного регулирования экономики

 

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).

 

В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

Функции государственного регулирования экономики

 

В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.

 

Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:

обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);

ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);

поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).

 

Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:

разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;

демонополизация и поощрение конкуренции;

приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

 

Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).

Средства государственного регулирования экономики

 

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

 

Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).

 

По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

Институты государственного регулирования переходной экономики

 

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.

Стабилизационная и структурная политика

 

Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:

инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;

трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;

снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.

Понятие стабилизационной политики

 

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

 

Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период

 

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов (см. гл. 22 Инфляция).

Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике

 

Переходная экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий.

 

Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной).

 

Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных производств (в освоении космоса, ВПК) и отраслей с преобладанием ручного труда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство).

Структурная политика и ее главные направления в переходный период

 

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

 

Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

 

Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

 

Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

 

Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

 

В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

 

Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

Концепция структурной перестройки экономики России

 

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.

 

Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

 

1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;

 

2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

 

3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

 

 

60)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.044 с.)