Духовно-культурное развитие восточных славян в V-XII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовно-культурное развитие восточных славян в V-XII вв.



Своими корнями восточнославянская культура уходит в древнюю языческую эпоху.

Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: по мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна —

княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, песнях. Обрядовый фольклор был тесно связан с праздниками: коляды, масленица, Купала, дожинки.

Среди памятников устного творчества особое место занимают былины, известные в народе под названием «старинок». В них отражалось представление народа о князе и его власти, о дружине и ее ратных делах, о богатырях-героях, отвечавших идеалам трудовых масс.

Следы многочисленных преданий и легенд донесли до нас письменные источники: предания о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди и основании Киева, сказания об Олеге и его смерти, о мести Ольги древлянам, о призвании варягов на Русь.

Принятие христианства в 988 г. (князь Владимир – Киев, 992 г. – возникновение Полоцкой епархии) дало мощный толчок развитию общества. Принятие единобожия способствовало укреплению великокняжеской власти и всего государства в целом. Религия становилась мощным фактором духовного единения людей. Рост имущественного и социального неравенства неизбежно приводил к обострению противоречий между различными слоями общества. Христианство с его гуманистическими идеалами несколько снимало это напряжение и способствовало общественному прогрессу. С принятием христианства Русь становилась на одну позицию с другими государствами Европы.

У восточных славян распространяется письменность. Древнейшие памятники: надписи на бытовых предметах, берестяные грамоты, граффити. XI в. - время рождения древнерусской литературы:

- религиозные сочинения: «Слово о законе и благодати» (около середины XI в.)

митрополита Иллариона, «Житие Бориса и Глеба»

- светские произведения: «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве»

- летописи: «Повесть временных лет» (Нестор, Киево-Печерская лавра, 1113 г.)

Образование было представлено школами при церквах. Такую школу, например, для девушек создала Евфросинья Полоцкая. При монастырях создаются библиотеки и переписываются книги.

С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего

церковная, архитектура. Из Византии в качестве образца был заимствован

крестово-купольный тип храма. Софийские соборы – символы княжеской власти - были построены в Киеве, Новгороде и Полоцке. Местная архитектурная школа выражается в создании небольших однокупольных церквей (Спасо-Евфросиньевская и Борисоглебская на Беларуси).

В изобразительном искусстве первое место принадлежало монументальной живописи — мозаике (в Киевской Софии – знаменитая мозаика «Богоматерь Ор а нта») и фреске (Дмитриевский собор во Владимире, Полоцкая София). Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII в.; большую известность приобрела в это время новгородская школа («Спас Нерукотворный», «Успенье»).

Крещение Руси привело к появлению особого общественного института - церкви, деятельность которой постепенно стала оказывать заметное воздействие на жизнь людей.

Во-первых, это было духовно-нравственное влияние: на смену «злым» языческим богам с их кровавыми жертвоприношениями пришла проповедь братской любви между людьми, равенства их перед Богом. Во-вторых, огромная просветительская деятельность: монастыри стали центрами книжности и грамотности, которая затем распространялась среди самых широких слоев населения. В-третьих, экономическое, и политическое влияние: церковь способствовала сближению племен, формированию древнерусской народности, развитию общеславянского патриотизма.

 


 

10. Образование Великого княжества Ли­товского.

 

Причинами образования Великого княжества Литов­ского являются:

внешнеполитические, связанные с географическим по­ложением белорусских земель и необходимостью преодолеть внешнюю опасность в середине XIII в. со стороны немецких рыца­рей-крестоносцев с запада и монголо-татар с юго-востока.

внутриполитические, связанные с необходимостью для мелких удельных княжеств преодолеть феодальную раздроблен­ность перед внешней опасностью.

экономические, связанные с разделением труда, т.е. отделением ремесла от сельского хозяйства и преодолением на­турального характерахозяйства.

Определенную роль в развитии объединительных процессов сыграл этнический фактор. На территории Беларуси в V—VIII вв. сложились племенные объединения кривичей-полочан, дреговичей, радимичей. Они вместе с дру­гими восточнославянскими племенами в IX—XIIвв. в преде­лах Киевской Русисформировали древнерусскую народность. В XII—XIIIвв. в процессе политического и хозяйственного объединения населения на территории Беларуси были заложены основы для формирования белорусской народности.

 

Процесс образования ВКЛначался с активизации по­литической жизни в Новогородке

(сегодняшний Новогрудок). В середине XIIIв. быстро укрепляется Новогородское княже­ство. Этому содействовали его отдаленность от районов борьбы с крестоносцами и монголо-татарами, высокий уровень разви­тия сельского хозяйства, ремесла и торговли.

В литовских землях до XIII в. существовала менее раз­витая общественная организация (не было крупных городов и письменности, но зато было сильное войско). Летопись рассказывает про «Литву Миндовга», одного из местных балтских князей. Потерпев поражение в междоусоб­ной борьбе, он направился вместе с остатками своей дружины в соседний Новогородок. Здесь этот языческий князь принял по политическим мотивам христианство и сделал город своей резиденцией. С помощью местного боярства Миндовг отвоевал свои земли. В 1253 г. в Новогородке состоялась коронацияМиндовга. Он стал великим князем государства, которое включало часть литовских (балтских) и часть бело­русских (новогородских) земель. При сыне Миндовга великом князе Войшелке (1263—1268 гг.), талантливом, дальновидном и вместе с тем жестком политике, границы княжества расширились.

При князе Трайдене (1270—1282 гг.) западные балты (прусы), спасавшиеся от крестоносцев, были расселены на белорусских землях в окрестностях Слонима и Городни (современного Гродно). В конце XIII в. при великом князе Витене (1293—1316 гг.) удалось достигнуть единства нового государства. Появился герб ВКЛ – «Погоня»

Пути расширения границ ВКЛ были разными: добровольно, по договору (Полоцк), в результате прямого захвата (земли Понеманья) и даже путём династических браков (Витебск)

При великом князе Гедимине (1316—1347 гг.) большая часть (примерно 80 %) белорусских земель вошла в состав ВКЛ. В 1323 г. Гедимин перенес столицу государства в Вильно. Его титул стал звучать так: «король Литвы и Руси». В первой половине XV в., когда была присоединена Жемойтия — западная часть современной Литвы, государство стало называться Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское. Позже в состав ВКЛ вошли украинские и часть русских земель. Образовалось огромное государство, в котором жили как православные, так и католики. Гедимин, будучи мудрым правителем, не отдавал предпочтения ни православию, ни католицизму.

 

Одни историки утверждают, что первоначально главную роль в образовании ВКЛ сыграли Новогородское княжество и его знать. Другие же историки отводят эту роль литовским феодалам, которые захватили белорусские земли. Сегодня ВКЛ характеризуется как балто-славянское государство.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.009 с.)