ТОП 10:

Формационный и цивилизационный подходы в истории



Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества.

 

1. Формационный подход к развитию общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин)

 

Общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. ОЭФ - это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.

 

Способ производства (структура)

 

Производительные силы Производственные отношения
Средства производства Люди с их знаниями и опытом   Отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ
Предмет труда (из чего производим) Средства труда (орудия труда и инфраструктура  
       

 

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей..

 

У формационного подхода есть свои недостатки. Далеко не все страны вписываются в схему. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации (та же Беларусь). У стран Востока историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории.

 

2. Цивилизационный подход к развитию общества.

 

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и город. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

 

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

 

 

Продолжение)

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Ростоу таких стадий выделял пять:

- Традиционное общество (аграрное, примитивная техника)

- Переходящее (появляется предпринимательство, централизованные государства)

- Стадия “сдвига” (промышленные революции преобразуют общество)

- Стадия “зрелости” (НТР и урбанизация)

- Эра “высокого массового потребления” (значительный рост сферы услуг, производство

товаров потребления становится главным сектором экономики

 

Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, вавилонская, эллинская, исламская, христианская) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках: американская, германская, русская. Это сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство. Они своеобразны.

 

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

 

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Но не позволяет проследить общеисторические закономерности.

 


 

3. Функции и принципы исторического познания.

История— это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках

 

Функции исторического познания

1) Познавательная или гносеологическая состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном отражении всех явлений и процессов, составляющих прошлое человечества.

 

2) Мировоззренческая. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты.

 

3) Политико-идеологическая. История как наука, выявляя на основе осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

 

4) Воспитательная. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности

 

Основные научные принципы

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий

А) в их взаимосвязи и взаимообусловленности

Б) в развитии

 

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

 

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает соотносить интересы классовые и групповые с общечеловеческими, учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

 

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

 

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

 


 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.006 с.)