Классический этап в развитии западной социологии XIX—начало XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический этап в развитии западной социологии XIX—начало XX века.



Марксистское направление: Карл Маркс; Фридрих Энгельс: развитие общества предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой.

Социологические аспекты:

‘ общество — социальная система. Разработка центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Способ производства является системообразующим компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них.

‘ Соц. знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.

‘ Теория соц. развития: понимание истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической;

‘ Конфликтологическое направление: социальные противоречия и конфликты– это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни.

‘ Личность — субъект, носитель всей совокупности общественных отношений, изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека.

Социологизм Эмиля Дюркгейма

Социологизм — теоретико-методологический способ изучения общества, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология.

Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам.

Соц. факты Д. подразделял на: морфологические (плотность населения); образующие материальный субстрат общественной жизни; духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов.

«Понимающая» социология Макса Вебера:

Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии.

Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда: 1) действие субъекта мотивировано; 2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других.

2 признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл; ориентация на поведение других людей.

Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)

‘ Целерациональные (абсолютно рациональный тип соц. действия; осознание целей) Ценностно-рациональные (смысл не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового).

‘ Аффективные и традиционные (рациональность представлена очень слабо; 1 — крайне эмоционально, 2 —основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке).

Типологизация видов господства («господство – это шанс встретить повиновение определенному приказу»):

Легальное — базируется на интересе, в его основе лежит целерациональное действие. Люди подчиняются не личности, а закону.

Традиционное — основано на вере в священность издревле существующих порядков. Бывает двух видов: 1)патриархальное (слуги лично зависимы от господина); 2)сословная структура управления (слуги относительно «автономно» осуществляют управление)

Харизматическое — основано на уникальных способностях индивида, дарованных ему Богом, судьбой, природой. Пример – пророки, вожди

 

Эмпирическая социология XX века (Европа, США)

Теоретическая социология имеет дело с абстрактными объекта­ми, идеальными типами. Эмпирическая социология имеет дело с объектами, существую­щими реально, вне теоретических и иных научных текстов; это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США.

Эмпирическая социология делится на:

1. Академическую (создание системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований).

2. Прикладную (прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии)

Элтон Мэйо (1880-1949): изучая влияние условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководства на повышение производительности труда на промышленных предприятиях, пришел к открытию роли человеческого и группового факторов. Положения: 1) человек представляет собой «социальное животное», ориентированное и включенное в контекст группового поведения; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой.

Толкотт Парсонс: поставил своей целью разработать аналитическую логико-дедуктивную теорию человеческого действия как основу решения частных эмпирических задач. По Парсонсу, структура служит отправным пунктом для динамического анализа отношений между субъектами действия во всех преобразованиях. Общая система действия складывается из трех основных подсистем: личностная система – социальная система – культурная система. Специфика социального действия как самоорганизующейся системы заключается в: 1) символичности (символическими механизмами регуляции выступают язык, ценности); 2) нормативности (индивидуальные действия зависят от общепринятых ценностей и норм);3)волюнтаристичности (наряду с определенной иррационалистичностью и независимостью от условий среды, в то же время существует зависимость от субъективных определений ситуации).

Роберт Кинг Мертон: создание «теории среднего уровня», которая являлась бы своеобразным «соединительным мостом» между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Критикуя парсонсовский принцип функционального единства, который предполагал полную интегрированность общества, основанную на потребности адаптации его к внешней среде, он указывал, что это недостижимо в реальности. В связи с этим Мертон считает необходимым использовать понятие «дисфункция», которое должно отражать негативные последствия воздействия одной части системы на другую, а также демонстрировать степень интегрированности той или иной социальной системы. Способствовал развитию новых социологических субдисциплин - социологии науки и социологии медицины.

Критика «унылого эмпиризма» (попытка преодолеть «разрыв» между социологической теорией и практикой) — Пауль Лазарсфельд: разрабатывал проблемы методологиии применения математических методов в социологических исследованиях.

 

Основные направления теоретической социологии XX века (Европа, США)

В истории социологии XX века можно выделить несколько этапов:

оформление национальных социологических школ (1880 - 1920) +

«интернационализм» (1920-е – 1980-е гг.) – дискуссии между сторонниками разных теоретических парадигм (марксистов, неомарксистов, структуралистов и др.);

1. США:

(Чикагская школа) ( 1920-е г): активизация теоретико-прикладных исследований в США. Уильям Томас и Флориан Знанецкий: попытка р ешить новые исследовательские задачи: проблема индивидуализации; отношение между индивидуальной и социальной эффективностью; проблема анормального поведения - преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм и др.; впервые применили метод исследования личных документов (письма, биографии, дневники, воспоминания и т.п.).

Социально-экологическое направление (Роберт Э.Парк): С оциология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе социальных изменений от конфликта к согласию. Общество — глубоко биологический феномен; социальная эволюция проходит четыре стадии: биотический (взаимодействие индивидов как социальных атомов); социетальный: экономический (торговля и обмен), политический (контроль и регуляция конфликтов), культурный (иго традиции, нравы и обычаи). Свобода: фундаментальная (беспрепятственное передвижения); политическая (конкуренция за место и статус в социальной иерархии); самовыражения.

Гипотеза “концентрических зон” (Эрнст Берджесс ) — механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и локальных сообществ (определенных групп жителей). В каждой зоне сосредоточены те или иные экономические и жилые структуры. К числу основных зон относятся: центральный деловой район, смешанная зона (жилые дома и коммерческие предприятия), рабочий район, жилая зона представителей среднего класса, привилегированная зона и др.).

Интегральная социология (П. Сорокин): демократическому обществу присуща большая интенсивность вертикальной социальной мобильности. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты – семья, школа, церковь, армия, профессиональные организации, правительственные группы, политические партии и др. С его точки зрения, есть три главных вида социальной стратификации: экономическая (богат – беден), политическая (руководитель – исполнитель), профессиональная (мастер-виртуоз – подмастерье).

Структурно-функциональное направление (Парсонс): логико-дедуктивная теория человеческого действия — основа решения частных эмпирических задач. Структура схватывает лежащие «на поверхности» социальные отношения (официальную, формальную организацию). Общая система действия складывается из трех основных подсистем: личностная система – социальная система – культурная система.

Конфликтологическая социология (Козер): теория социального конфликта; Конфликт — борьба за ценности и притязания на обладание недоступным для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении.

Дарендорф: конфликт — результат сопротивления существующим отношениям господства и подчинения, поэтому социум находится в состоянии перманентного конфликта.

2. Франкфуртская школа (Хоркхаймер, Адорно): «конец» индивида связан с особо изощренным манипулированием людьми: средствами массового искусства формируется особая разновидность конформистского сознания, не выходящего за рамки сложившихся культурных клише. Отличительные черты нового антропологического типа человека (XX): пассивность, конформизм, ригидность (негибкость) мысли, сексуальное подавление, страх и отвращение, вызываемое всем «чужим».

Эрих Фромм полагал, что история – это развитие человеческой сущности в условиях враждебной ей социальной структуры. Социальный характер — это совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни; главная ценность человека – способность к подлинной любви, именно она дает единственно верный ответ на проблему человеческого существования.

3. Леворадикальная социология (Миллс): о трицательные черты капитализма (расточительность; систематическая безработица; экономический национализм и протекционизм; периодические экономические спады; распределение собственности и заработка не по заслугам и труду; несправедливость различий в потреблении; разорение огромных масс из-за инфляции; «атакующая» реклама).

4. Этнометодология (Гарфинкель) — изучение методов, посредством которых люди упорядочивают свою жизнь: Значения – ценности, нормы, верования - не являются неизменными, поэтому нельзя рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся».

«глобализация» (1980-е гг. – настоящее время) – попытка объединить усилия социологов в исследовании вопросов, волнующих современное человечество, учитывая при этом имеющиеся расхождения во взглядах и подходах.

Современные социологические теории: Мишель Фуко — изучени е феноменов власти и знания, их взаимосвязи; вездесущность власти;

Пьер Бурдье: теоретико-прикладное значение науки: «Социология могущественный инструмент самоанализа, предоставляющим каждому возможность лучше понять, кто он такой, давая ему понимание его собственных социальных условий производства и позиции, занимаемой им в социальном мире». Социология – это социальная топология, рассматривающая общество как социальное пространство, которое включает в себя несколько различных полей (политическое, экономическое, культурное). Теория структурации (Гидденс): критика функционализма и структурализма, акцент на постоянно меняющейся природе социальной реальности: «Одна из основных задач социологической мысли - вырваться за пределы привычного и знакомого». Не только пространственное, но также и временное местоположение в определенных обществах оказывает глубокое воздействие на результаты деятельности в этих обществах.

Теория коммуникативного действия (Хабермас): классификация действия: коммуникативные, ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.015 с.)