I. Социология как наука. Объект и предмет социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Социология как наука. Объект и предмет социологии.



I. Социология как наука. Объект и предмет социологии.

Структура и уровни социологического знания.

Предмет и объект социологии.

Социология — наука о законах становления, развития и функционирования общества в целом, социальных общностей, отношений, структур, систем и организаций.

В социологии:

‘ объектом является общество как целостная социальная реальность;

общество рассматривается как система, имеющая сложную структуру;

‘ рассматриваются социальные отношения; социальные организации, социальные общности, социальные процессы, социальные институты, социальные субъекты

предметом социологии являются законы и закономерности социальной жизни: взаимодействие социальных субъектов (личностей, социальных групп, общественности) по социальным проблемам (социальный статус, социальные роли, социализация)

Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Социологические концепции О. Конта и Г.Спенсера.

Изучение истории социологии, ее основных направлений, школ и концепций предоставляет возможность провести плодотворный анализ сложных вопросов общественной жизни.

1. Предпосылки возникновения социологии:

Общенаучные предпосылки:

‘ Античность: стремление понять характер общественного устройства, его принципы (Платон, Аристотель);

‘ Средневековье: исследование социальной проблематики (Фома Аквинский, арабский философ Ибн-Хальдун)

‘ В Новое время пытались определить сущность и специфику социальных процессов: представители французского и английского Просвещения, немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах), французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн)

Социально-экономические предпосылки:

‘ Рост капитализма, переход к индустриальному типу общества в Европе и Америке ознаменовали создание новой системы социальных отношений, что вызвало необходимость выработки адекватных подходов к ее анализу.

Технологические предпосылки:

‘ Развертывание промышленной революции — эффективность взаимосвязи производства и науки, в глазах общества наука стала важной сферой деятельности.

Социально-политические предпосылки:

‘ серия буржуазных революций, войн, острых социальных конфликтов: появление огромного количества вопросов, на которых не было ответа

В общем, нужна была наука, которая могла бы осмыслить сложившуюся социальную реальность и векторы ее дальнейшего развития. Таким образом, возникновение социологии как научной дисциплины в 30-40-е гг. XIX столетия было обусловлено рядом объективных обстоятельств.

Теория позитивизма О.Конта

«Родоначальник» — французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857); социальная теория должна быть направлена на получение знания для реформирования общества на подлинно научной основе.

Разработал теорию позитивизма: интеллектуальная эволюция человечества делится на три стадии:

‘ теологическая (люди объясняют окружающий мир посредством сверхъестественных факторов);

‘ метафизическая (абстрактные умозаключения);

‘ позитивная (подчинение воображения наблюдению: слово «почему» заменяется словом «как»).

Конт утверждал, что индивид и общество в целом неизбежно двигаются в направлении третьей (высшей) стадии духовного развития. Главный лозунг: «порядок и прогресс».

Позитивизм:

1. отвергал веру в неизбежность судьбы

2. утверждал, что человек может и должен видоизменять внешний порядок во имя всеобщего блага («прогресс — развитие порядка»).

3. Возвышение альтруизма над эгоизмом, общественных интересов над личными.

4. Позиция антииндивидуализма.

5. Воспитание человека основано на рассудке и чувстве (семья играет ведущую роль).

6. Преемственность поколений (влияние предшественников на последующее развитие)

Социология подразделялась на две составляющие:

‘ социальная статика: «социальная анатомия», исследующая строение социального организма, общество в состоянии «покоя»;

‘ социальная динамика (это «социальная физиология», изучающая общество в движении, специфику законов его функционирования).

В результате, его глобальный замысел новой науки сводился к превращению позитивизма в «религию человечества», что входило в явное противоречие с провозглашенными им принципами объективности социологического знания

3. Теория Герберта Спенсера (1820-1903):

Сторонник позитивизма, положил начало органической школе в социологии.

Общество сравнимо с биологическим организмом;

Любой общественный организм = взаимозависимая система, состоящая из трех частей:

‘ производящей;

‘ распределительной (пути сообщения, транспорт, торговлю)

‘ регулятивной (управленческой).

Г. Спенсер теоретически обосновал действие закона эволюции:

Общество (природа) движется в своем развитии:

‘ от бессвязности к интеграции

‘ от однородности к разнородности

‘ от неопределенности к определенности; Т.о. возрастает уровень упорядоченности

организмов.

В развитии социальной эволюции (естественна): концепция перехода от военного типа общества (централизованный контроль, иерархический порядок власти, принудительное подчинение индивида социальному целому) к индустриальному (промышленность и торговля, политическая свобода, власть — выражение воли индивидов). Государство = добровольная политическая ассоциация, обеспечивающую взаимную защиту граждан; приоритет личности перед обществом (однако каков характер индивидов, таков и характер общества).

В теоретическом плане Г. Спенсеру принадлежат следующие приоритеты в социологии: обоснование функционального анализа и концепции социальной эволюции, анализ социальных институтов и разработка ряда важных категорий. А также дополнение теории позитивизма. В целом, позитивизм характеризуют следующие черты:

‘ отстаивание тезиса о качественной однородности социальных и природных явлений;

‘ феноменализм (преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании);

‘ приверженность концепции о закономерном и безусловно прогрессивном характере развития общества.

 

Социологизм Эмиля Дюркгейма

Социологизм — теоретико-методологический способ изучения общества, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология.

Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам.

Соц. факты Д. подразделял на: морфологические (плотность населения); образующие материальный субстрат общественной жизни; духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов.

«Понимающая» социология Макса Вебера:

Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии.

Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда: 1) действие субъекта мотивировано; 2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других.

2 признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл; ориентация на поведение других людей.

Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)

‘ Целерациональные (абсолютно рациональный тип соц. действия; осознание целей) Ценностно-рациональные (смысл не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового).

‘ Аффективные и традиционные (рациональность представлена очень слабо; 1 — крайне эмоционально, 2 —основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке).

Типологизация видов господства («господство – это шанс встретить повиновение определенному приказу»):

Легальное — базируется на интересе, в его основе лежит целерациональное действие. Люди подчиняются не личности, а закону.

Традиционное — основано на вере в священность издревле существующих порядков. Бывает двух видов: 1)патриархальное (слуги лично зависимы от господина); 2)сословная структура управления (слуги относительно «автономно» осуществляют управление)

Харизматическое — основано на уникальных способностях индивида, дарованных ему Богом, судьбой, природой. Пример – пророки, вожди

 

Эмпирическая социология XX века (Европа, США)

Теоретическая социология имеет дело с абстрактными объекта­ми, идеальными типами. Эмпирическая социология имеет дело с объектами, существую­щими реально, вне теоретических и иных научных текстов; это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США.

Эмпирическая социология делится на:

1. Академическую (создание системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований).

2. Прикладную (прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии)

Элтон Мэйо (1880-1949): изучая влияние условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководства на повышение производительности труда на промышленных предприятиях, пришел к открытию роли человеческого и группового факторов. Положения: 1) человек представляет собой «социальное животное», ориентированное и включенное в контекст группового поведения; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой.

Толкотт Парсонс: поставил своей целью разработать аналитическую логико-дедуктивную теорию человеческого действия как основу решения частных эмпирических задач. По Парсонсу, структура служит отправным пунктом для динамического анализа отношений между субъектами действия во всех преобразованиях. Общая система действия складывается из трех основных подсистем: личностная система – социальная система – культурная система. Специфика социального действия как самоорганизующейся системы заключается в: 1) символичности (символическими механизмами регуляции выступают язык, ценности); 2) нормативности (индивидуальные действия зависят от общепринятых ценностей и норм);3)волюнтаристичности (наряду с определенной иррационалистичностью и независимостью от условий среды, в то же время существует зависимость от субъективных определений ситуации).

Роберт Кинг Мертон: создание «теории среднего уровня», которая являлась бы своеобразным «соединительным мостом» между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Критикуя парсонсовский принцип функционального единства, который предполагал полную интегрированность общества, основанную на потребности адаптации его к внешней среде, он указывал, что это недостижимо в реальности. В связи с этим Мертон считает необходимым использовать понятие «дисфункция», которое должно отражать негативные последствия воздействия одной части системы на другую, а также демонстрировать степень интегрированности той или иной социальной системы. Способствовал развитию новых социологических субдисциплин - социологии науки и социологии медицины.

Критика «унылого эмпиризма» (попытка преодолеть «разрыв» между социологической теорией и практикой) — Пауль Лазарсфельд: разрабатывал проблемы методологиии применения математических методов в социологических исследованиях.

 

Основные направления теоретической социологии XX века (Европа, США)

В истории социологии XX века можно выделить несколько этапов:

оформление национальных социологических школ (1880 - 1920) +

«интернационализм» (1920-е – 1980-е гг.) – дискуссии между сторонниками разных теоретических парадигм (марксистов, неомарксистов, структуралистов и др.);

1. США:

(Чикагская школа) ( 1920-е г): активизация теоретико-прикладных исследований в США. Уильям Томас и Флориан Знанецкий: попытка р ешить новые исследовательские задачи: проблема индивидуализации; отношение между индивидуальной и социальной эффективностью; проблема анормального поведения - преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм и др.; впервые применили метод исследования личных документов (письма, биографии, дневники, воспоминания и т.п.).

Социально-экологическое направление (Роберт Э.Парк): С оциология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе социальных изменений от конфликта к согласию. Общество — глубоко биологический феномен; социальная эволюция проходит четыре стадии: биотический (взаимодействие индивидов как социальных атомов); социетальный: экономический (торговля и обмен), политический (контроль и регуляция конфликтов), культурный (иго традиции, нравы и обычаи). Свобода: фундаментальная (беспрепятственное передвижения); политическая (конкуренция за место и статус в социальной иерархии); самовыражения.

Гипотеза “концентрических зон” (Эрнст Берджесс ) — механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и локальных сообществ (определенных групп жителей). В каждой зоне сосредоточены те или иные экономические и жилые структуры. К числу основных зон относятся: центральный деловой район, смешанная зона (жилые дома и коммерческие предприятия), рабочий район, жилая зона представителей среднего класса, привилегированная зона и др.).

Интегральная социология (П. Сорокин): демократическому обществу присуща большая интенсивность вертикальной социальной мобильности. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты – семья, школа, церковь, армия, профессиональные организации, правительственные группы, политические партии и др. С его точки зрения, есть три главных вида социальной стратификации: экономическая (богат – беден), политическая (руководитель – исполнитель), профессиональная (мастер-виртуоз – подмастерье).

Структурно-функциональное направление (Парсонс): логико-дедуктивная теория человеческого действия — основа решения частных эмпирических задач. Структура схватывает лежащие «на поверхности» социальные отношения (официальную, формальную организацию). Общая система действия складывается из трех основных подсистем: личностная система – социальная система – культурная система.

Конфликтологическая социология (Козер): теория социального конфликта; Конфликт — борьба за ценности и притязания на обладание недоступным для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении.

Дарендорф: конфликт — результат сопротивления существующим отношениям господства и подчинения, поэтому социум находится в состоянии перманентного конфликта.

2. Франкфуртская школа (Хоркхаймер, Адорно): «конец» индивида связан с особо изощренным манипулированием людьми: средствами массового искусства формируется особая разновидность конформистского сознания, не выходящего за рамки сложившихся культурных клише. Отличительные черты нового антропологического типа человека (XX): пассивность, конформизм, ригидность (негибкость) мысли, сексуальное подавление, страх и отвращение, вызываемое всем «чужим».

Эрих Фромм полагал, что история – это развитие человеческой сущности в условиях враждебной ей социальной структуры. Социальный характер — это совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни; главная ценность человека – способность к подлинной любви, именно она дает единственно верный ответ на проблему человеческого существования.

3. Леворадикальная социология (Миллс): о трицательные черты капитализма (расточительность; систематическая безработица; экономический национализм и протекционизм; периодические экономические спады; распределение собственности и заработка не по заслугам и труду; несправедливость различий в потреблении; разорение огромных масс из-за инфляции; «атакующая» реклама).

4. Этнометодология (Гарфинкель) — изучение методов, посредством которых люди упорядочивают свою жизнь: Значения – ценности, нормы, верования - не являются неизменными, поэтому нельзя рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся».

«глобализация» (1980-е гг. – настоящее время) – попытка объединить усилия социологов в исследовании вопросов, волнующих современное человечество, учитывая при этом имеющиеся расхождения во взглядах и подходах.

Современные социологические теории: Мишель Фуко — изучени е феноменов власти и знания, их взаимосвязи; вездесущность власти;

Пьер Бурдье: теоретико-прикладное значение науки: «Социология могущественный инструмент самоанализа, предоставляющим каждому возможность лучше понять, кто он такой, давая ему понимание его собственных социальных условий производства и позиции, занимаемой им в социальном мире». Социология – это социальная топология, рассматривающая общество как социальное пространство, которое включает в себя несколько различных полей (политическое, экономическое, культурное). Теория структурации (Гидденс): критика функционализма и структурализма, акцент на постоянно меняющейся природе социальной реальности: «Одна из основных задач социологической мысли - вырваться за пределы привычного и знакомого». Не только пространственное, но также и временное местоположение в определенных обществах оказывает глубокое воздействие на результаты деятельности в этих обществах.

Теория коммуникативного действия (Хабермас): классификация действия: коммуникативные, ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат.

 

Проблематика исследований.

Утверждение социологии в России началось в 60-е годы XIX в., чему способствовали реформы, проводимые правительством. Радикализм (народники)/утопизм (либералы)

В становлении и развитии российской социологии выделяют три исторических периода:

1) 1860-е – 1890-е гг. – позитивистское направление;

Субъективная школа («русская»: Лавров, Михайловский) — «Настоящая социология есть социализм». Необходима пропаганда в народе с целью подготовки грядущей социалистической революции. Социологическая истина охватывает необходимое (детерминизм), возможное (основа для типологии) и желательное (должное). Типы людей: «деятели» (меньшинство: лица, чьи взгляды соответствуют задачам своего времени — интеллигенция; «участники» (ученики, имитаторы «деятелей»); «присутствующие» (большинство), подразделяются на: «пасынков истории» (борьба за существование), «дикарей культуры»,(азартные игры, разврат). Основная единица общества — личность.

Натурализм (Мечников): социология — «высшая наука, которая должна проверять, дисциплинировать преобразовательные стремления каждого из нас и приурочивать их все к служению человечеству. Концепция эволюции культурно-географической среды. Очаги древнейших цивилизаций, считал он, возникли около великих рек/три периода в истории цивилизации: речной (Нил —Египет); средиземноморский (Карфаген); океанский (Америки). Географическая среда либо содействует развитию общества, либо тормозит общественный прогресс. Характер ее воздействия на общество определяется условиями среды и теми средствами, которыми располагает общество для организации коллективного труда.

Органицизм (Стронин): общество — это организм, а социальные институты – это отдельные части организма. Структуру общества он представлял в виде пирамиды: вершина – привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация), середина – капиталисты, основание – подавляющее большинство общества (земледельцы, ремесленники).

2) 1890-е – 1910-е гг. – теоретические исследования, прикладные задачи;

Историческая социология (Ключевский): социология занимается не великими личностями, а массами, учреждениями и другими «историческими силами, строящими человеческие общества». Вслед за многими коллегами он различал статику, «состав и строй» общества и динамику (процессы возникновения, роста, смены, прогресса); выделил 4 основные фазы русской истории, при этом у всех фаз есть общие черты: мобильность (перемещение населения, колонизация и создание казачества), подавление всех сословий государственной бюрократией и обратный процесс медленного раскрепощения, освобождения от нее.

Ковалевский: предмет социологии — социальный порядок; изучил специфику исторического развития одних и тех же социальных форм (собственность, солидарность, семья и др.) у разных народов. Создатель генетической социологии в России (весь путь существования социальных элементов: их зарождение, развитие, перерождение и гибель).

Психологическое направление. (Де-Роберти): биосоциальная концепция: психическое развивается в биологическом развитии личности, а конкретные выражения психического обусловлены системой социальных отношений.

Коркунов: общество – это результат «психологического единения людей». Государство и право выражают психологические связи между людьми.

Новгородцев: внутренний мир личности, рассматривал нравственно-правовые требования как посредники в отношении «среда – личность». Главный недостаток марксизма в том, что он не отражает противоречия личного сознания, не зависящие от общественного устройства, отрицает все сверхъестественное.

Марксистское направление (Плеханов): Ядро: классовая модель общества, в которой выделены экономическая доминанта (базис) и основанная на нем классовая структура российского общества; нацеленность на радикальное переустройство социального порядка и на исключительно революционный способ смены общественной системы; подчиненный социальной среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов.

Ленин: упорядочение экономических классообразующих признаков; выявление характера этнических общностей и причин межэтнических конфликтов; изучение реального положения и интересов различных групп населения России. Однако научный анализ реальности уступал место «революционной целесообразности», интересам «классовой борьбы».

Религиозное направление (Булгаков): «христианская социология существует – как отдел нравственного богословия; только религия обосновывает социальную политику и социальное мировоззрение; «религия есть феномен общественности, тот «базис» на котором воздвигаются различные «надстройки»; «человек есть существо общественное, лишь насколько он есть существо религиозное».

Метод наблюдения — метод сбора социологической информации, предполагающий визуальное и слуховое восприятие процессов и явлений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования.

Достоинства: прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом.

Недостатки: возможное вмешательство исследователя в естественный ход событий, невозможность полностью избежать субъективизма в подходе.

Классификации наблюдения:

По степени формализации процедуры: стандартизированное (заранее определены важнейшие элементы изучения) и нестандартизированное (начало исследования, с целью определить проблему).

В зависимости от положения наблюдателя: невключенное (исследователь вне изучаемого объекта) и включенное (включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемым).

По условиям организации: полевое (естественная обстановка) и лабораторное (искусственно созданные условия).

По регулярности проведения: систематические и случайные.

Для достижения объективности:

Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях;

Необходимо привлекать для работы нескольких сотрудников,

Выбор независимого критерия для проверки обоснованности наблюдения.

Анализ документов — использование информации, фиксированной в рукописном или печатном виде, а также на магнитной ленте, кинопленке и т.д. Документ — средство закрепления различным способом информации о фактах и событиях, являющихся объективной действительностью человека.

Виды документов:

В зависимости от типа фиксации информации: письменные (печатные, рукописные), иконографические (видео, фото, картины), фонетические документы (радио, записи);

В зависимости от авторства: официальные документы (созданные юридическими или официальными лицами) и документы личного происхождения (письма, автобиографии, дневники).

В связи с мотивацией создания документов: спровоцированные (сочинения школьников на заданную тему) и неспровоцированные документы (личные документы, созданные по инициативе самого автора: личная переписка, дневники)

По содержанию: правовые, исторические, технические, экономические, педагогические и т.д.

Методы анализа делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные) —обычное прочтение, выделение смысловых блоков, идей = интуиция исследователя, субъективное смещение — и формализованные (контент-анализ) — строгое исследование содержания в целях выявления или измерения социальных тенденций: 1) Выделяются категории анализа (ключевые понятия); 2) Выбираются единицы анализа: герой, социальная ситуация и т.д.; 3). Устанавливается единица счета: количественная мера взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений; 4) Производятся подсчеты = Проверка грамматики в сочинениях.

Эксперимент — исследователь создает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие своим гипотезам. Вопрос о правомерности и целесообразности использования эксперимента в социологии является спорным (специфика социальных явлений: сложность, многофакторность и многослойность).

Выборочное исследование: метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов

Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, избирается для изучения.

Генеральная совокупность — множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в рамках программы.

 

Социальная мобильность

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным. Под СМ понимается переход индивида из одних общественных групп и слоев в другие.

Существуют два основных типа социальной мобильности:

‘ Горизонтальная: переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне; социальный статус не меняется (слесарь—токарь).

‘ Вертикальная: перемещение индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой; в зависимости от направлений перемещений существует 2 типа вертикальной мобильности:

— восходящая (продвижение к позициям с более высоким доходом и престижем)

— нисходящая (социальный спуск; движение к более низким иерархическим позициям).

‘ Групповая (индивид осуществляет какой-либо тип мобильности вместе с группой)

‘ Индивидуальная (индивидуально)

‘ Межпоколенная (сравнение поколений и их социальных статусов)

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями

Масштабы тенденций, особенности развития социальной структуры определяется комплексом факторов:

‘ Структурные изменения в экономике (полицентризм форм собственности) и ее кризис;

‘ Глубинные перемены в системе занятости (рынок труда—перестройка трудовых отношений—резкий разрыв в оплате труда)

‘ Социальная аномия (термин ввел Эмиль Дюркгейм) — разрушение одной ценностно-нормативной системы и несформированность другой;

‘ Социальная депривация: отсутствие или недостаточность материальных и духовных благ, необходимость для полноценного развития личности.

При изучении социальной мобильности социолога интересуют, прежде всего, следующие характеристики:

‘ направление мобильности (восходящая или нисходящая);

‘ количественные характеристики мобильности – ее интенсивность;

‘ соотношение мобильности и наследования в обществе (при изучении межпоколенной мобильности);

‘ влияние социальной мобильности на структуру общества;

‘ факторы, которые влияют на мобильность.

Соц. мобильность – важнейшая характеристика общества, показатель его открытости и динамизма.

Тенденции изменения социальной структуры в современном российском обществе:

1. Советское общество носило закрытый характер; осуществлялось государственное управление всей общественной и экономической жизнью. Однако некоторые виды мобильности в СССР были доступны: бесплатное образование было доступным; межпоколенная профессиональная мобильность (группы специалистов с высшим образованием и высококвалифицированные рабочих).

2. Реформы (формы собственности, новые виды деятельности) привели к появлению новых социальных групп:

‘ новая буржуазия (люди, которые чем-либо владеют);

‘ новая бюрократия: «бюро» — стол; «кратос» — власть (новая номенклатура);

‘ фермеры;

‘ рантье — люди, живущие на проценты от капитала;

‘ челноки; работники охраны;

‘ свободные профессионалы (частные врачи, психологи, юристы)

‘ появление множества паразитирующих слоев (рэйдеры, проститутки, мафия — сращивание организованной преступности и аппарата власти)

‘ число священнослужителей увеличивается

‘ работники частного сектора (работают на частных предприятиях, конкурентоспособны, их зарплаты выше, чем у рабочих в государственных организациях, менее защищены социально)

‘ увеличилось количество безработных;

3. углубление социального неравенства, которое приводит к социальной поляризации:

полюс богатства

средние слои социальная структура развитых стран

полюс бедных

 
 


богатые

средние социальная структура в России

бедные

Дециль — соотношение доходов верхних 10% населения и нижних 10%. Если 1/10, то это уже опасно и может вызвать гражданскую войну.

4. Все эти процессы обусловили появление двух крупных «потоков» мобильности:

‘ Вверх: из менее престижных и низкооплачиваемых сфер деятельности, отраслей и профессий в престижные и более доходные (увеличение предпринимателей и фермеров)

‘ Вниз: связана с потерей работы, неполной занятостью и снижением доходов населения; 3 волны нисходящей мобильности, вызванные экономическим кризисом: I: 1991 г. — безработица промышленников (ВПК); II: 1993-95 гг. — максимальная инфляция и неплатеж зарплаты — резкое снижение профессионального статуса (работники сферы образования и медицины); III: финансовый кризис 1998 г. — ударил по зарождающемуся среднему классу (менеджерам, специалистам банковской сферы услуг и торговли).

5. Особенность мобильности в современной России — «полумобильность» (связана с вторичной занятостью, т.е. с ситуацией, когда человек совмещает работу одновременно в двух и более местах).

6. Маргинальность — специальный термин для обозначения переходной пограничной структурно-неопределенного социального состояния субъектами.

Причины:

Война, общественные капитализмы

Урбанизация

Экономическая система не может дать работу всем трудоспособным

Тяжелый ручной труд, низкий уровень организации дисциплины и труда при высоком уровне алкоголизации;

Маргиналы: представители новых профессий; мигранты; положение не устойчиво.

В результате маргинализации в обществе растет нестабильность, напряженность, национализм и экстремизм.

7. Люмпенизация — человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы (нищие, бичи, бомжы); самый низкий слой общества.

Причины:

Социально-психологические и физиологические особенности людей, не готовых адаптироваться к новым условиям;

Война, общественные капитализмы

Урбанизация

Экономическая система не может дать работу всем трудоспособным

Тяжелый ручной труд, низкий уровень организации дисциплины и труда при высоком уровне алкоголизации;

Для люмпена характерно:

Низкая мотивация к труду;

Презрительное отношение к власти;

Иждивенчество и патрономизм

Крайне заниженные моральные требования

Воспроизводство социальных групп оказалось нарушенным:

Средний класс:

Социальная группа, занимающая промежуточное положение между элитой и классом наемных работников (возникла в 17 веке): врачи, адвокаты, предприниматели, то есть образованные квалификационные люди;

Средний класс выполняет роль стабилизатора общества, так как:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.94.166 (0.15 с.)