Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодичность и текущий номер
Если с печатным изданием периодичность можно определить просто по самому факту выхода очередного издания, как говорится, «на ощупь», просто потрогав свежий номер, то с Интернет - страницей все гораздо сложнее. Как правило, информация на страничке не обновляется полностью. Такого понятия, как «текущий номер» в чистом виде просто не существует. Допустим, у страницы есть постоянное название — «Статьи господина Имярека», раз в месяц на страницу добавляется статья, но все прочие статьи остаются, и в целом содержание страницы не меняется. Было бы странно рассчитывать на то, что вышеуказанный господин при добавлении очередного материала будет называть свою страницу «Статьи господина Имярека, выпуск четвертый». Тираж и тиражирование С тиражом и с тиражированием наблюдается и вовсе интересная картина. Документ, выложенный в Сеть, имеет только один тираж. И тираж этот равен единице: документ существует в Сети в единственном экземпляре, зато каждый может, обративший по определенному адресу, получить доступ к этому документу. Таким образом, сам документ не тиражируется. Да и не распространяется — потому что распространяется только адрес документа. Допустим, вы повесили на столбе листовку в единственном экземпляре, ходите по улицам и всем сообщается, что на пересечении улиц Писарева и Сибиряков-Гвардейцев висит очень интересный документ, порочащий чью-то честь и достоинство. (В реальной жизни, разумеется, никто не пойдет по такому адресу. Потому что долго и неудобно. В Интернете — быстро и удобно). Является ли это тиражированием? Единственное, что мы можем — это считать количество человек, которые воспользовались правом доступа к данному документу. Например, сегодня данный документ просмотрело десять человек. Является ли это тиражом? С печатными СМИ все просто: мы имеем периодичность, скажем, раз в неделю, и имеем за эту неделю десять тысяч отпечатанных экземпляров. Тираж налицо. За какой промежуток времени считать количество посетителей страницы, если она обновляется не регулярно? Если нет такого понятия, как номер? Если нельзя сказать точно — посетило ли страницу десять человек по одному разу или один человек, но десять раз?.. Нашим законодателям придется еще долго повозиться с законом о СМИ, прежде, чем туда «впишется» Интернет. Проблема не только в инертности тех, кто пишет законы, проблема еще и в том, что Интернет — совершенно уникальное средство передачи информации, и эта уникальность еще пока не вписывается ни в какие законы, законодатели сами с трудом понимают, что же они хотят законодательно регулировать.
Впрочем, не стоит винить наших законодателей. В Америке, где, согласно цифрам, более 50% взрослого населения имеют доступ к Сети и где процесс «обИнтернетчивания» начался гораздо раньше, чем у нас, до сих пор не утихают законодательные споры по этому вопросу. Прежде всего, сайт в Сети — не всегда СМИ. Пусть даже сайт предоставляет массовую информацию (а любая информация в Сети — потенциально массовая), которая обновляется в меру регулярно. Однако в большинстве своем информация в Сети не является социально значимой. Например, сайт с ежедневными анекдотами. Является ли он СМИ? Формально — да. А не формально?… Вообще, сайты в Сети можно (весьма условно) разделить на несколько видов: прежде всего, домашние странички, рассказ «обо мне и моей собаке», потом — персональные проекты (сравнить их можно с авторскими программами на ТВ, например, «Итого»). Из-за малой себестоимости такие проекты создаются и поддерживаются одним человеком, но являются довольно популярными в Интернете, потом — всевозможные сайты развлекательной, сервисной и справочной направленности: начиная от служб знакомств, анекдотов, справочников. Ну и последний тип — это, собственно, так называемые «Интернет - СМИ». Интернет - СМИ — это большие сайты, посещаемые относительно большим количеством народа, которые обновляются по несколько раз в сутки и предоставляют именно журналистскую продукцию, социально значимую информацию: новости, статьи и прочее. Что же касается постоянного названия, то его место должен занять адрес сайта. При покупке печатного СМИ, мы ориентируемся на название, мы подходим к киоску и говорим: «Дайте мне, пожалуйста, журнал «Власть». При посещении электронного СМИ роль названия играет адрес — именно его мы набираем в строке браузера.
Возможен ли контроль Есть две уникальные особенности Интернета, благодаря которым практически никакой законный контроль над материалами в Сети никогда не будет возможен. Прежде всего — это объем материала (информации), рост которого происходит в геометрической прогрессии и не собирается останавливаться. Есть тысячи мест, где можно получить «на халяву» место под свою страничку. При паспорт у вас никто не спрашивает, и места дают не скупясь — мегабайт по тридцать. Для сравнения — текст романа «Преступление и наказание» занимает чуть больше одного мегабайта. Так что ни одна спецслужба в мире, ни один правоохранительный орган просто физически не в состоянии контролировать и учитывать такой поток информации. Да и никакие технические средства с этим не справятся. Грубо говоря, если Интернет — это 200 миллионов соединенных вместе компьютеров, что для их контроля нужно еще столько же. Говорят, что если китайцев выстроить в колонну шириной в пять человек, и пустить их шагом, то колонна никогда не кончится — новые китайцы будут рождаться быстрей, чем пройдут старые. Та же ситуация с информацией в Интернете, только «плодится» она гораздо быстрее китайцев. Если будет принят закон, согласно которому любой сайт, обновляемый, скажем, чаще, чем раз в год, считается СМИ и подлежит регистрации (а в том, что ему могут принять, лично я не сомневаюсь), то под этот закон подпадут 99% сайтов, а их регистрация будет так же бессмысленна, как регистрация каждой снежинки во время снежного оползня. Разумеется, такой закон только скомпрометирует себя и работать не будет. Вторая хитрая уловка — отсутствие у Интернета границ. Например, если законодательство вашей страны запрещает вам публиковать какие-то материалы, вы можете разместить их на сервере в другой стране. Но все равно эта информация будет доступна по всему миру. Из самых известных прецедентов стоит назвать сайт kavkaz.org, официальный сайт чеченских боевиков, географически находящийся в Америке. В устройстве Сети основной принцип — отсутствие главных элементов. Таким образом, чтобы «убрать» сайт kavkaz.org, вы должны либо закрыть сам сайт, что невозможно, потому что находится он в Америке, либо запретить всем и персонально каждому набирать на своем компьютере этот адрес. Контролировать весь Интернет не может никто. Тем не менее, правовая основа для электронных СМИ нужна, и в этом прежде всего заинтересованы как раз серьезные Интернет - издания, потому что они хотят иметь статус полноправного СМИ. Задача законодательной власти — понять, что именно они пытаются ограничить и описать, а не пытаться объять необъятное и ограничить неограниченное. Уникальная легкость распространения информации в Сети — не только благо, но и зло: компьютер не делит информацию на плохую и хорошую и с одинаковой легкостью распространяет как свежие новости, так и детскую порнографию (впрочем, с детской порнографией бороться можно — она запрещена законодательством практически всех стран, и просто разместить сайт в другой стране не получится). Но за все хорошее приходится платить, в том числе и за легкость передачи информации. В Интернете есть и эротика, и порнография, и что похуже. Но Интернет — это не разбрасывание листовок порнографического содержания. Размещая порнографию, ее владелец не тиражирует ее, а просто предоставляет возможность доступа. Просмотр порнографии — это добровольный акт. Вероятность того, что человек случайно увидит детскую порнографию, стремится к нулю. Ну а кто ищет… кто ищет — тот всегда найдет. Спрос порождает предложение.
Раздел 4. Тема 4.1. Средства массовой информации и рынок. 4.1.1. Средства массовой информации, как основной субъект манипуляции. Манипулятивные функции СМИ. Информация – как инструмент воздействия на сознание аудитории. Основные манипулятивные технологии в СМИ. СМК представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, массовые карманные справочники, радио, телевидение, кино-, звуко- и видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Наиболее массовое и сильное политическое влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ, прежде всего радио и телевидение. Какие же политические задачи они решают в современном обществе? Тема 4.2. Типология и система СМИ. 4.2.1. Специфика социально-структурных связей различных СМИ. Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.
Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структуру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность. Кроме того, доступ к издающимся в Москве газетам сегодня крайне ограничен, что отрицательно сказывается на цельности российского информационного пространства. Нишу, освободившуюся таким образом, занимают региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и международным проблемам.
Типологическая концепция СМИ — это та формула, та установка, которая регламентирует работу и журналистского коллектива, и руководства издания, а также взаимоотношения с аудиторией. Она определяет курс газеты, журнала, других СМИ. Правильное понимание типологии издания избавляет и от попыток превратить районную газету в подобие «Известий», и от другой крайности — сведения газеты к уровню местной сплетницы, что тоже довольно часто случается. Правильное определение типологии помогает изданию действовать наиболее эффективно, разумно, экономически рационально и с наиболее полным учетом общественных интересов. Тема 4.3. Правила отбора материалов в СМИ. 4.3.1. Общественное мнение и СМИ. Информация и общественное настроение. Слухи. Один из важнейших каналов политического влияния СМК — определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно сами определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности Выбор политических тем и требований осуществляется ими не только в зависимости от пристрастий и интересов их владельцев и руководителей, но и под влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в современном рыночном обществе, в котором внимание публики — главный критерий успеха СМК и условие выживания большинства из них. Для того чтобы привлечь это внимание, масс-медиа при выборе тем своих публикаций и передач обычно руководствуются рядом следующих общих принципов: — приоритетностью (действительной или мнимой) и привлекательностью темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т. п.; — неординарностью фактов. Это означает, что кризисные и другие экстремальные события: голод, войны, необычайно жестокие преступления и так далее доминируют над явлениями повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсационным фактам; — новизной фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т. д.; — политическим успехом. Согласно этому принципу, в передачи и статьи в первую очередь попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте — типичное явление для СМИ в рыночном обществе; — высоким общественным статусом действующих лиц. Чем выше, статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, министры обороны, первосвященники и т. д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи. Следование СМИ правилам, ориентированным лишь на победу в конкурентной борьбе, обуславливает их склонность к поверхностному освещению политических событий в погоне за сенсациями и известностью. Широко распространенные среди них принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности. СМК обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к политике в целом. Как политическая пассивность населения, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Политическое влияние СМИ осуществляется через влияние на разум н чувства человека В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых, коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью, информации и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся здесь типу менталитета и политической культуры людей. Она предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМК для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды. Однако и здесь различные политические силы широко применяют методы эмоционального воздействия для пропаганды своих идей и ценностей. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются руководители СМИ, обильно насыщая передачи эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Тема 4.4. Правовые и экономические формы организации информационного бизнеса. 4.4.1. Стандарты качества информации. Связи с общественностью в редакционной структуре. Особую роль в PR-процессе играют средства массовой информации. В наши дни, в эпоху информационного общества, в достижении деловых целей особенно значим фактор благоприятного отношения общественности к продвигаемому объекту. Поэтому ставки на такого рода услуги особенно велики. Бурно процветает заказная информация: в эфире и на страницах печатных изданий появляется оперативная и хорошо аранжированная информация, источники которой пожелали остаться неизвестными. Существует ли у общественного мнения защита от вполне естественного стремления претендентов на власть к манипулированию, чтобы получить признание и поддержку? Есть ли у сегодняшнего общества шансы защитить себя от прихода к власти организованной преступности и лоббирования финансово-промышленных групп. В перестроечные годы с провозглашением гласности и свободы печати снизился государственный контроль за прессой. В тоже время новый психологический тип журналиста и система саморегулирования в СМИ еще в становлении. В демократическом обществе СМИ являются гарантами экологической чистоты информационного пространства. По выражению профессора Европейского института СМИ Ланге Я. журналисты должны исполнять роль сторожевых псов за всеми ветвями государственной власти. Интуиция журналисту подсказывает, что, разоблачая манипуляции верхов, он работает на собственный имидж. Что его разоблачительная деятельность находит отклик в самой природе человека - свободолюбии и нетерпимом отношении к попыткам управлять собой. В погоне за сенсационностью журналист может перейти границы этического. Это грех тщеславия. Но моральные установки могут быть нарушены и по материальным, не духовным причинам. Периодически журналистское сообщество, борясь за чистоту жанра, клеймит позором заказные материалы, не забывая при этом упрекнуть в инициировании компроматов представителей смежной профессии, а именно специалистов по связям с общественностью. Действительно, PR, в отличие от журналистики - всегда заказная работа в информационном пространстве. Цель ее - побудить элиту и массовую аудиторию поступать в соответствии с интересами заказчика, формирование пристрастий лидеров СМИ. Информационное пространство - это область общей профессиональной ответственности журналистов и специалистов по связям с общественностью. При этом PR несет ответственность за экологическую чистоту своей методологии и технологии, а СМИ призваны обеспечивать прозрачность, гласность самой сферы public relations, как и любой другой. Коммерциализация СМИ - это нормальное явление. Они должны быть сильными в экономическом отношении, чтобы давать объективную информацию. Истоки коммерциализации прессы в том, что информация превращается в товар, выгодно продаваемый аудитории. Большую финансовую поддержку СМИ оказывает рекламный бизнес. Массовость потребляемой информации обуславливает благополучие и рост капитала не только в сфере масс-медиа, но и во многих других промышленных областях. Это сближает и объединяет коммерческие проблемы СМИ с проблемами индустриального процесса в целом и создает веру в приоритетное значение экономических факторов развития информационной деятельности. И поэтому главным условием ее свободы и независимости от разных форм контроля объясняются коммерческие самообеспеченность и самоокупаемость. Однако есть и негативная сторона этого явления. В погоне за вниманием публики в материалы включаются сенсационные сообщения, содержащие шокирующие сведения. Мировая практика показала, что постепенно между представителями прессы и специалистами по PR складываются отношения, основанные на профессиональной этике. Пресса начинает осознавать значение контактов с организациями: используя эти контакты, можно быстро получить достоверную информацию. Компетентные специалисты в области PR, в свою очередь, высоко оценивают роль представителей прессы в предоставлении общественности взвешенной информации и понимают проблемы, связанные с целесообразностью тех или иных публикаций и ограниченностью места на страницах печати. Еще одна важная деталь заключается в том, что пресса признает роль специалистов по PR в разъяснении руководителям компаний и предприятий, насколько важно быть честным и открытым. ВТОРОЙ СЕМЕСТР Раздел 5. Тема 5.1. Журналистика как сфера массово-информационной и научной деятельности 5.1.1. Изучение информационного рынка. Рейтинги. Участники рекламного процесса. Перспективные тенденции развития рекламы как бизнеса. Журналистика есть подсистема социальной деятельности. Субстанцией журналистики, таким образом, является социальная деятельность. Однако субстанция - это только самое глубинное в сущности. Сущность же - есть качественно определенная субстанция, качество есть существующая сущность. В силу этого, она является интегральным единством всех необходимых, закономерно связанных элементов содержания объекта. Категория сущности выделяет такие свойства и отношения системы, которые определяют все другие ее свойства и отношения. «Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причину ее возникновения и законы функционирования, а также тенденции развития». Сущность - это инвариант содержания того или иного объекта. Поэтому, чтобы выявить сущность журналистики в рамках единой субстанции социального - социальной деятельности, необходимо зафиксировать качественную определенность (особенность) журналистики, определить ее качество. Продукт журналистики, выступающий в явлении как система текстов, должен быть рассматриваем именно как система, не сводящаяся к отдельным элементам - отдельным текстам. Тема 5.2. СМИ как предприятие. 5.2.1. Современный менеджмент в СМИ. Структура различных СМИ. 5.2.2. Журналистская информация как товар. Специфика его производства и реализации. Какие организационные и структурные формы отдельных секторов СМИ (телевидения, радиовещания и печати) эффективнее способствуют развитию демократии или же наиболее совместимы со стабильными демократическими институтами? История печати и вещания знает, по меньшей мере, три основных регулирующие формы. Первая форма — это государственная монополия на владение и управление СМИ. Государственные органы прямо контролируют всю систему СМИ. Без разрешения или согласия государства нельзя сказать во всеуслышание ни одного слова. Вторая форма — общественная монополия. В этом случае СМИ (чаще всего электронные средства вещания) находятся не в частном, а общественном владении; однако управляющие пользуются значительной автономией и не подчиняются прямо исполнительной или законодательной власти. Наконец, есть частное владение, обычно в той или иной мере сопровождающееся государственным регулированием; причем степень регулирования разная в разных государствах и на разных стадиях развития. Эти три формы все чаще частично совпадают и проявляются в разных сочетаниях. Хотя иногда и существовала (и продолжает существовать), чистая государственная монополия, общественные монополии в чистом виде встречаются все реже, происходит рост числа смешанных систем, в которых частные вещатели соседствуют с общественными. Каково наилучшее сочетание частных и общественных СМИ из всех возможных? Часто думают, что самое лучшее — это конкурентоспособные частные СМИ, которые могут выходить на рынок беспрепятственно. Однако все, за исключением самых рьяных приверженцев частного сектора, признают за общественным вещанием сохраняющуюся важную гражданскую функцию. Разные общества начинали с различных стартовых условий. В Соединенных Штатах средства массовой информации всегда развивались в условиях рынка, а общественное вещание служит для компенсирования “недостатков рынка”. В Европе, напротив, основой было именно общественное вещание, а частный сектор появился с целью создать почву для возникновения реальной конкуренции и новых и разнообразных точек зрения (не в последнюю очередь коммерческих). Сегодня идеалом считают Интернет. Это инфраструктура, предоставляющая быстрый и дешевый доступ для любых политических партий или любых точек зрения. Это — возможность отдельным гражданам и группам граждан общаться друг с другом. Это система связи и отношений, дополняющая и обогащающая принятые демократические формы. Вместе с тем, разные модели вещания и появление новых технологий показали, что связь между СМИ и демократией гораздо сложнее, чем представлено выше. Действительно, были общества, где вещательная компания в форме общественной монополии способствовала углублению демократических процессов. Автономные, то есть неподотчетные правительству, общественные вещательные компании создавались очень редко. Одна из них — британская вещательная компания Би-би-си. Она не только пользуется полной редакторской самостоятельностью, но и стремится к выражению многообразия мнений в своих программах. Но как бы то ни было, мы всё яснее осознаем, что для развития информационной структуры, ориентированной на демократические ценности, самое большое значение имеет развитие частных СМИ. Тема 5.3. Процесс массовой коммуникации и СМИ. 5.3.1. Массовая информация как центральная категория журналистики. Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что практически любое управления массами (как и, собственно, взаимоотношения внутри масс) основывается на знании законов психики индивида и масс, простирается в плоскости существования подобных законов, и происходит путем задействования правил коммуникации, или другими словами — общения как между индивидами и массой, так и общения (коммуникаций) внутри массы (коллектива, сообщества, собрания людей). Рассмотрим что такое коммуникация. Коммуникация в переводе с латинского слова communico означает общение. Коммуникацию следует понимать как обмен мыслями, чувствами, знаниями и проч., между индивидами. В более научном аспекте следует говорить о коммуникации — как однонаправленном процессе кодирования и передачи информации от источника к приему информации получателем сообщения. Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи. Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.), и для механизмов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в Интернете и т.п.). Цель коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда — цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов. Существуют следующие виды коммуникации: 1) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой); 2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.); 3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид — группа); 4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет, т.п.). Также могут быть дополнительные разновидности коммуникации: а) межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами, б) межличностная — между отдельными представителями этих народов или государств), в) организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую). Эти разновидности связаны не только с особенностями коммуникативной среды в той сфере, где осуществляется коммуникативная деятельность, но и с составом коммуникантов (один коммуникант или общность коммуникантов, или какие-то варианты сочетания того и другого). Групповая и массовая коммуникации (типы и характеристики групп; роли индивида; стадии групп; лидер, типы и характеристики лидера; специфика массовой коммуникации, ее отличие от групповой). Тема 5.4. Коммуникативная функция как исходная функция журналистики. 5.4.1. Российская журналистика на рубеже ХХ и ХХI веков. Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования. Массовая коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи: А) Создает и поддерживает общую «картину мира». Б) Создает и поддерживает «картину отдельной общности». В) Передает от поколения к поколению ценности культуры. Г) Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию. Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.084 с.) |