Под которые пляшет общественное мнение». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под которые пляшет общественное мнение».



САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет гуманитарного образования

Кафедра психологии и педагогики

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

гуманитарного образования

__________________ В.М. Нестеренко

«____» ____________________ 200_ г.

 

 

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

по специальности 030602 связи с общественностью

Всего учебных часов, зачетных единиц______________________________________480; (15)

 

Всего аудиторных занятий, час ____________________________________________240

 

Из них:

 

Лекции, час______________________________________________________________84

 

Лабораторные занятия, час _________________________________________________68

 

Практические (семинарские) занятия, час______________________________________88

 

Всего часов на самостоятельную работу студента_______________________________240

 

Курсовая работа (семестр)___________________________________________________4

 

Экзамен (семестр)__________________________________________________________2;6

 

Зачет, семестр_____________________________________________________________1;3;5

 

Конспекты лекций составлены на основании ГОС ВПО 2000 г. специальности 030602 связи с общественностью и учебных планов Сам ГТУ

 

Составитель конспектов лекций:

ст. преподаватель __________________ Е.Н. Руднева

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (ФИО)

 

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры психологи и педагогики

(дата и номер протокола)

_____________________________________________________________________________

 

 

Заведующий кафедрой

«_____»____________200____г. __________________ В.М. Нестеренко

(подпись) (ФИО)

 

Одобрено методическим советом ФГО

«____» ______________ 200_ г.

 

Председатель

методического совета факультета

 

«___»____________200____г. _________________ Н.А. Татаренкова

(подпись) (ФИО)

 

Декан ФГО

 

«____»______________200__ г. ____________________ В.М. Нестеренко

(подпись) (ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО

 

Начальник УМУ

 

«___»_____________200 г _________________ А.Н. Чертыковцева

(подпись) (ФИО)

 

Зав. кафедрой

 

«___»_____________200 г _________________ В.М. Нестеренко

(подпись) (ФИО)

 

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Раздел 1.

Тема 1.1. Введение в курс. Основные понятия. Объекты изучения.

1.1.1. Введение. Цели и задачи курса. Состояние сферы СМИ в настоящее время. Связь с другими преподаваемыми дисциплинами.

1.1.2. Дожурналистский опыт массовой коммуникации человечества. Социокультурные предпосылки возникновения журналистики. Предшественники периодической печати.

«Средства массовой информации в умелых руках – это дудки,

Желтая пресса

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал — желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.

Эти новые возможности, для повышения уровня популярноcти издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

Раздел 2.

Тема 2.1. Массовые коммуникации в современном обществе.

2.1.1. Элементы процесса передачи (трансляции) информации. СМИ как социальный институт. 2.1.2. Этапы развития медиа - исследований. Первый этап конец ХIХ в начало ХХ в. Второй этап – 40-70 годы ХХ в. Третий этап 70 годы по настоящее время.

Исследования СМИ – это социологическая дисциплина, которая сформировалась в американской социологии, а позднее получила развитие в западноевропейских странах.

Историю масс – медиа подразделяют на три этапа.

Первый этап – начало ХХ века, примерно до начала второй мировой войны. Определяющей характеристикой этого периода было представление о безграничных возможностях существовавших тогда СМИ воздействовать на человеческие убеждения и поведение. Решающую роль играла успешная пропаганда держав Антанты в первой мировой войне, проанализированные американским исследователем Гарольдом Лассуэлом в книге «Пропагандистские техники в мировой войне». Пропаганда (от лат. - распространять, воздействовать) в его книге рассматривалась как одно из мощных орудий реализации политических целей, иногда превосходящих по результативности прямое силовое давление. Пропаганда у него неким образом тождественна демократии, т.е. на основе пропагандистского убеждения демократия может добиться поддержки масс, не прибегая к насилию. Пропаганда предпочтительнее насилия и подкупа с точки зрения морали. Пропаганда вообще вне морали. Лассуэл рассматривал пропагандистское воздействие СМИ как основную функцию массовой коммуникации, воздействие на пассивную аудиторию он уподоблял действию укола или «магической пули».

Социологи франкфуртской школы, считают, что таким образом СМИ сыграли решающую роль в приходе Гитлера к власти. В Америке масс – медиа воздействуя на сознание - ведут к подавлению индивидуальности, воцарению массовой культуры, как основы формирования авторитарного типа личности. СМИ играют роль наркотика превращающего рефлексивных ответственных индивидов в конформистов (приспособленцев), практикующих стадное по своему типу поведение.

Вторая стадия исследований 1940 – 1970 гг – в этот период воздействие СМИ перестают считать неотвратимыми. На этом этапе ученые опираются на эмпирические исследования, прежде всего поведение избирателей и потребителей. Эти исследования показали, что обработка сознания избирателей и потребителей со стороны масс – медиа оказывает незначительное влияние на поведение людей. В этот период появляется понятие «сопротивляющаяся аудитория», а воздействие СМИ получает наименование «концепция ограниченного воздействия». Но на этом этапе речь шла о мгновенных, краткосрочных изменениях установок и поведения аудитории. Исследователи этого этапа Дж. Мид, Ч. Кули уделяли внимание роли социальных групп – дружеских, соседских, сверстников и т.д. Через эти групповые фильтры будучи обработанной ими информация СМИ достигает своей цели - индивида и его сознания. Между внушаемыми СМИ идеями и индивидом существует целый ряд звеньев. Подытоживая второй этап, американский исследователь Дж. Клаппер сказал: массовая коммуникация не является необходимой и достаточной причиной воздействия на аудиторию, она функционирует через посредство многочисленных промежуточных факторов. В этот период разрабатывались различные теории, одна из них - теория психодинамического воздействия СМИ, которая выявляет, что существуют особые личностные структуры, которые, оказываются особо восприимчивы к формам пропаганды. Еще одна теория получила название двухступенчатой – идея заключается в том, что первоначально содержание сообщений СМИ воспринимается наиболее активными в социальном смысле индивидами – лидерами мнений, которые затем транслируют информацию корректируя и изменяя ее индивидам менее активным, не соприкасающимися с медиа напрямую.

Третий этап с начала 70-тых годов рассматривает следующие тенденции:

1 – относительно меньшее воздействие СМИ на аудиторию (как показали предыдущие исследования)

2 – тенденция сдвига внимания на содержание сообщений

3 – исследование организации СМИ с точки зрения их внутренней структуры, их места в социальной экономической и политической организации общества, а также исследование процесса производства текстов.

Исследования СМИ – это социологическая дисциплина, которая сформировалась в американской социологии, а позднее получила развитие в западноевропейских странах.

Историю масс – медиа подразделяют на три этапа.

Первый этап – начало ХХ века, примерно до начала второй мировой войны. Определяющей характеристикой этого периода было представление о безграничных возможностях существовавших тогда СМИ воздействовать на человеческие убеждения и поведение. Решающую роль играла успешная пропаганда держав Антанты в первой мировой войне, проанализированные американским исследователем Гарольдом Лассуэлом в книге «Пропагандистские техники в мировой войне». Пропаганда (от лат. - распространять, воздействовать) в его книге рассматривалась как одно из мощных орудий реализации политических целей, иногда превосходящих по результативности прямое силовое давление. Пропаганда у него неким образом тождественна демократии, т.е. на основе пропагандистского убеждения демократия может добиться поддержки масс, не прибегая к насилию. Пропаганда предпочтительнее насилия и подкупа с точки зрения морали. Пропаганда вообще вне морали. Лассуэл рассматривал пропагандистское воздействие СМИ как основную функцию массовой коммуникации, воздействие на пассивную аудиторию он уподоблял действию укола или «магической пули».

Социологи франкфуртской школы, считают, что таким образом СМИ сыграли решающую роль в приходе Гитлера к власти. В Америке масс – медиа воздействуя на сознание - ведут к подавлению индивидуальности, воцарению массовой культуры, как основы формирования авторитарного типа личности. СМИ играют роль наркотика превращающего рефлексивных ответственных индивидов в конформистов (приспособленцев), практикующих стадное по своему типу поведение.

Вторая стадия исследований 1940 – 1970 гг – в этот период воздействие СМИ перестают считать неотвратимыми. На этом этапе ученые опираются на эмпирические исследования, прежде всего поведение избирателей и потребителей. Эти исследования показали, что обработка сознания избирателей и потребителей со стороны масс – медиа оказывает незначительное влияние на поведение людей. В этот период появляется понятие «сопротивляющаяся аудитория», а воздействие СМИ получает наименование «концепция ограниченного воздействия». Но на этом этапе речь шла о мгновенных, краткосрочных изменениях установок и поведения аудитории. Исследователи этого этапа Дж. Мид, Ч. Кули уделяли внимание роли социальных групп – дружеских, соседских, сверстников и т.д. Через эти групповые фильтры будучи обработанной ими информация СМИ достигает своей цели - индивида и его сознания. Между внушаемыми СМИ идеями и индивидом существует целый ряд звеньев. Подытоживая второй этап, американский исследователь Дж. Клаппер сказал: массовая коммуникация не является необходимой и достаточной причиной воздействия на аудиторию, она функционирует через посредство многочисленных промежуточных факторов. В этот период разрабатывались различные теории, одна из них - теория психодинамического воздействия СМИ, которая выявляет, что существуют особые личностные структуры, которые, оказываются особо восприимчивы к формам пропаганды. Еще одна теория получила название двухступенчатой – идея заключается в том, что первоначально содержание сообщений СМИ воспринимается наиболее активными в социальном смысле индивидами – лидерами мнений, которые затем транслируют информацию корректируя и изменяя ее индивидам менее активным, не соприкасающимися с медиа напрямую.

Третий этап с начала 70-тых годов рассматривает следующие тенденции:

1 – относительно меньшее воздействие СМИ на аудиторию (как показали предыдущие исследования)

2 – тенденция сдвига внимания на содержание сообщений

3 – исследование организации СМИ с точки зрения их внутренней структуры, их места в социальной экономической и политической организации общества, а также исследование процесса производства текстов.

 

Тема 2.2. СМИ и власть.

2.2.1 .Политическая манипуляция СМИ. Общество, культура и масс – медиа. Реальность четвертой власти.

Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медиа служат неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке как рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В демократическом государстве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство — элита, а массы, устойчивое большинство населения.

Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан невозможно без СМК. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкий горизонт непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. Свободное учреждение и деятельность СМИ служат реальным проявлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы.

Хотя демократия невозможна без СМК, их свобода не должна означать независимости, оторванности от общества и граждан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу дорогостоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также на их редакторах, журналистах и органах общественного и государственного контроля лежит особая ответственность за социальные последствия их деятельности.

Наличие развитых, демократически организованных СМК, объективно освещающих политические события, — одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, в форму политического господства правящей элиты.

Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные цели деятельности, часто расходящиеся с потребностями общества. Активная роль СМИ в политике связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Исходным моментом этого процесса являются изготовление и отбор распространяемых в обществе сведений. От того, какую информацию получают агенты политики, во многом зависят их последующие действия. «Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть», — пишут авторы крупнейшего современного учебного пособия по политологии ФРГ.

Непосредственное обладание такой властью — прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами производят ее, а также выступают ее комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.

СМИ пользуются двумя основными способами распространения информации — последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ (фрагментарная подача информации) особенно распространен на телевидении Он создает для слушателей ряд трудностей. Дробление информации, придавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи, препятствует непрофессионалам — подавляющему большинству граждан — сформировать целостную картину политических явлений или событий Оно дает коммуникаторам дополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя другие.

Фрагментарность подачи информации, в конечном счете, дезориентирует слушателей, либо гасит их интерес к политике и вызывает политическую апатию, либо вынуждает их полагаться на оценки комментаторов.

Многие исследователи фрагментарный способ подачи информации считают спецификой телевизионного жанра, следствие присущего ему свойства, называемого «давлением визуальности». Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих аудиовизуальных возможностей телевидение ориентировано на передачу главным образом визуализируемой, т. е. имеющей зрительный образ информации. Поскольку же научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио.

Такое «разделение труда» между СМИ было бы вполне допустимо и даже целесообразно для демократического общества, если бы оно сопровождалось соответствующим перераспределением времени аудитории в пользу журналов, газет и книг. Однако общей тенденцией современного мира является растущее влияние телевидения как наиболее привлекательного средства получения политической и иной информации и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Например, в ФРГ граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телепередач, чем на чтение газет. К тому же телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия, по доверию граждан, поскольку люди обычно склонны больше верить своим глазам, чем услышанному или прочитанному

Присущее телевидению «давление визуальности» проявляется не только во фрагментарной подаче информации в соответствии с возможностями ее экранизации, но и в ритуализации и персонализации политических сведений Телевидение обычно предпочитает передавать информацию, которая может быть заснята телекамерой, т. е. показывать конкретные лица, предметы и т. п. Поэтому на экранах доминируют легкодоступные для телеобъектива дипломатические и иные ритуалы, официальные встречи, визиты, пресс-конференции и т. д. Абстрактные же положения, раскрывающие наиболее глубокие причины тех или иных политических явлений, не поддаются видеозаписи и, как правило, не попадают в передачи. В результате такой подачи информации политика чрезмерно персонализируется, внимание зрителей концентрируется главным образом на политических лидерах, которые обычно даже не получают возможности подробно изложить свои взгляды и цели политики.

Фрагментация, ритуализация и персонализация информации уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны политических явлений. Сущностные же взаимосвязи в этом случае не раскрыты. Без должного внимания остается сам процесс политического волеобразования и принятия решений, составляющий стержень политики.

 

Тема 2.3. Превращение СМИ в прибыльное предприятие.

2.3.1. Право и саморегулирование прессы. Журналистика различных регионов мира в условиях информационного общества.

СМК, как и любые другие крупные учреждения, управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных — государственные службы, в общественно-правовых — общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.

В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Он контролирует не только государственные, но и частные теле-и радиостанции, в частности, выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю.

Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобод; одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.

Широкие возможности активного воздействия СМК на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли «четвертой власти» и обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии»— власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Оценки растущего влияния СМК на политику и общество прямо противоположны. Некоторые авторы, например О. Тоффлер, видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации, информационного общества, реального движения к «гетерогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству», способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты.

Другие же мыслители, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие на личность и культуру масс-медиа и особенно телевидения, оценивают возрастающую роль информационной власти весьма пессимистично. Так, знаменитый итальянский кинорежиссер Федерико Феллини утверждал, что с «помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь: природа, наши друзья, литература, женщины — все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает всюду. Он проглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности».

Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх. Для предотвращения негативного воздействия СМК помимо системы специальных органов государственного или общественного контроля (зачастую преследующих собственные цели в рамках массовых коммуникаций), крайне необходимой в современных условиях мы считаем систему коммуникационного воспитания населения. Главная цель подобного воспитания состоит в том, чтобы научить граждан критически относится к масс-медиа, компетентно и ответственно их использовать. Прежде всего, необходимо ознакомить людей с центральной ролью СМИ в демократическом государстве и в современной политике в целом, с их позитивным и негативным воздействием на реципиентов, сформировать у них способность ориентироваться в сложном потоке информации и выработать иммунитет к манипулированию и низкопробной, оглупляющей человека печатной, видео- и иной продукции. Политико-коммуникационное воспитание получает все большее распространение в западных демократиях. Очевидно, что оно еще более необходимо России и другим посткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в области массовых коммуникаций достаточно низка, а возможности их использования в манипулятивных целях высоки. Лишь комплексно решая различные проблемы в области массовых коммуникаций, на основе учета мирового опыта и собственных общественных реальностей, эти страны смогут создать эффективную и жизнеспособную демократию.

 

Тема 2.4. Международные журналистские организации и СМИ.

2.4.1. Формирование системы СМИ в ХХ в. Тенденции монополизации.

Основной закон духовного развития человечества состоит в смене субъективного отношения человека к окружающему миру на объективное, что возможно только при овладении информацией определенного уровня.

Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информация становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и потребностями людей. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей
и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека.

Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.

 

Тема 2.5. Появление радио и телевидения.

2.5.1 .Взаимодействие СМИ и общества в различных социально - политических системах. История развития радиовещания. Этапы развития телевидения в России.

1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. Но еще раньше во многих странах мира предпринимались попытки передачи изображения на расстояние по проводам. В 1880 году П.И. Бахметьевым была предложена схема, легшая позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображение должно быть предварительно разложено на элементы, которые передаются и вновь собираются в единое целое. В 1888-1889 гг. профессор А.Г. Столетов открыл принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. В 1907 году Б.Л. Розинг запатентовал принцип, действующий и в современных телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Б.Л. Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения. На практике же впервые движущееся изображение было передано на расстояние электронным способом 26 июля 1928 года в лаборатории в Ташкенте советскими изобретателями. Параллельно в США над идеей электронного телевидения работали русские эмигранты В. Зворыкин и Д. Сарнов. В основу первой в мире системы цветного телевидения легли разработки русского ученого А. Полуэктова, армянина А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда. Первый в мире телевизионный сеанс был осуществлен в 1928 году в Германии, экспериментальное вещание началось в 1935 году. С 1936-го по 1939-й год велись регулярные передачи Би-Би-Си, прерванные войной. В США история телевещания началась в 1939-м. 30 апреля 1931 года из Москвы была осуществлена первая опытная телевизионная передача, с 1 октября 1931 года начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Телевизионные приемники в большинстве случаев были самодельными, изготовленными радиолюбителями. Реальное массовое производство электронных телевизоров началось в 1950-м году, это был телевизор марки "КВН-49" (по первым буквам фамилий конструкторов - Кенигсон, Варшавский, Николаевский) с экраном в 18 см по диагонали.

В 1950-м году телевидение имели три страны мира - СССР, США, Англия. К 1960-му - телевещание велось в 20-ти странах Европы. К началу 80-х по данным ЮНЕСКО телевидение существовало в 137 странах мира.

Во 2-й половине 50-х годов в СССР началось сооружение телевизионных кабельных линий, в Европе в 50-е годы уже существовала густая кабельная сеть. В 60-е годы, с совершенствованием технических средств для наземной трансляции, начала расти сеть радиорелейных станций, посредством которых телевизионный сигнал передается на расстояние по эфиру - от одной станции к другой. Примерно в то же время начала развиваться и спутниковая телетрансляция.

Другой технической проблемой, которая решалась по мере развития ТВ, была фиксация телевизионного изображения. Уже в 50-х годах в большинстве стран, где существовало телевидение, пришли к выводу о неудобствах использования в телевидении киносъемки. Выход был найден американской фирмой «Ампекс», основанной российским эмигрантом Анатолием Михайловичем Пексиным, предложившей аппаратуру и технологию записи изображения и звука на ферромагнитную пленку. Это было ни что иное, как видеомагнитная запись (ВМЗ).

В процессе творческого становления телевидения и тележурналистики необходимо отметить дату 1 января 1968 года, когда в эфир вышел первый выпуск информационной программы «Время». Определенный всплеск произошел во второй половине 80-х, в период перестройки: на этот период приходится эйфория прямого эфира (прямые трансляции со съездов народных депутатов СССР, публицистические передачи в прямом эфире – «Взгляд», «12-й этаж»). С 1991 года начинает свой отсчет история телевидения новых независимых государств, образовавшихся на территории СССР. 90-е годы отмечены еще одним фактом: практически все теоретики телевидения сходятся во мнении о том, что безраздельному господству эфирного телевидения приходит конец. К концу десятилетия окончательно сформировалась группа новейших технологий телекоммуникации: кабельное вещание, непосредственное спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет. Кроме того, формируется группа потенциально перспективных «мегаканальных» технологий: цифровое ТВ, волоконно-оптические системы по 500 и более интерактивных каналов, сотовое радио и ТВ и т.д.

Важнейшей тенденцией конца тысячелетия стал глобальный кризис государственного телевидения. Централизованные формы вещания во всем мире уходят в прошлое, происходит регионализация телевещания - во-первых, перспективными становятся интерактивные (двусторонние) телевизионные технологии - во-вторых. Впрочем, это перспективы на 21-й век, в ближайшие же десятилетия классическое эфирное телевидение лишь дополняется новейшими телевизионными технологиями, одновременно стимулируя их развитие.

Три основных вида:

событийная- констатирующая, репродуктивная информация, цель – осветить ярко факты, события, без комментариев. Информация подается лаконично раскрывая основной факт и существенные детали. Оперативность, злободневность, важность, репродуктивной информации определяет рост потребителей и объем публикаций. Информ. программы занимают на теле-ии по рейтингу - 2 место (после худ. фильмов), но потребность в данном виде ифор-ии полностью не удовлетворяется: их рейтинг на ОРТ-85,6%, РТР-71,3%, НТВ-60,8%.

Интерпретирующая – та в которой присутствует анализ, комментарии, выводы. Высок интерес редакций к этому виду и желание дать такое сообщение объемно и броско. Особенность этого вида информ-ии для читателей – развернутый мини-коментарий; интерпретирующая информация редко встречается в программах телевидения, радио, журнальной, газетной периодике. Но ее востребовательность с каждым годом растет, это издания: «Итоги», «Профиль», «Эксперт», «Власть» и др.

Базисная иформ. – где используются цитаты, ссылки на высказывания гос. деятелей, в тексте присутствуют важные аргументы. Это особо важная документальная, теоретическая информ. государственного, нравственного, религиозного др. общезначительного характера. Значение этого вида велико, но тираж произведений низкий 1млн экземпляров. Ответственность и важность базисной информации связана с нравственными и эстетическими целями, пока юридические законы и нормы несовершенны, нравственные основы журналистской информации имеют первостепенное значение.

Отбор фактов информации: то что воплощает черты времени, социальную значимость, новизна –основа информации, что изменилось или изменится, важны мини-пояснения, мини-комментарии.

Методы для создания информации:

· Дополнение экономическими, историческими и иными конкретными, необходимыми для осмысления фактами

· Сопоставление с близкими по значению фактами, разъясняющими суть новизны

· Наложение мнения тех, кто имеет прямое отношение к совершившемуся (участники, специалисты, видные деятели и т. д.)

3 уровня деловой информации: для крупных промышленно-финансовых деятелей; для представителей среднего, мелкого бизнеса; миллионов рядовых читателей-зрителей.

Творчество журн. информации предполагает ясность и точность в выборе каждого слова. Язык и стиль журналиста – не загромождать суть дела второстепенными частностями; придерживаться лексики понятной аудитории. Язык информации – доступный, простой, без сложных стилистических конструктов, оборотов, туманных расхождений и намеков.

 

Тема 2.6. «Информационный империализм».

2.6.1. Роль информагентств. Теория «информационного общества».

Надежно ограничить негативные последствия деятельности СМИ можно с помощью их соответствующей общественной организации. Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Плюрализм властей означает разделение в обществе экономической, социальной, собственно политической (принудительной) и духовно-информационной властей Подпадение главных СМК под контроль экономически и/или политически господствующих групп означает конец демократии или по меньшей мере ее существенную деформацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.06 с.)