Система и виды цен в предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и виды цен в предпринимательской деятельности



 

Система цен - это виды цен, их взаимная связь и соотношение. Цены, входящие в качестве составных элементов в единую систему цен, функционирующую в хозяйственном механизме, подразделяются на отдельные виды в зависимости от разнообразия условий производства и форм реализации этих товаров.

Система цен и тарифов включает в себя следующие их виды:

· цены промышленности: оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности;

· цены на продукцию строительства;

· цены сельского хозяйства: закупочные цены на продукцию сельского хозяйства;

· цены торговли - розничные цены, рыночные цены на продукты питания и товары народного потребления;

· транспортные на производственные услуги (транспорта, свя­зи, ремонта);

· ставки возмещения затрат на производство природных ресурсов (ставки затрат на геологоразведочные работы, ставки платежей на воду, забираемую из источников, ставки затрат на рекультивацию земель);

· коммунальные тарифы: квартирная плата, плата за энергию, газ и пр.

В ходе анализа и определения уровня цен руководствуются несколькими их видами: расчетными и публикуемыми.

Расчетные цены определяются на основе калькуляции изделий.

К публикуемым ценам относятся справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов, средние цены по статистическим источникам, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм.

Разные этапы и стадии процесса воспроизводства обслуживаются различными видами цен. В дифференциации цен находят отражение условия производства и реализации товаров, вследствие этого различают:

· цена аукционная - цена, складывающаяся при продаже товара на аукционе, наивысшая цена, предложенная за товар на аукционном торге;

· цена базисная - цена товара стандартного качества, отталкиваясь от которой устанавливается цена товара более высокого и низкого качества. Базисная цена (base price) принимается в качестве базы при определении внешнеторговой цены данной продукции, а также индекса цен в международной торговле в целом и по отдельным видам товаров. Базисная цена регулярно пересматривается с учетом изменений ассортимента внешнеторгового обмена на рынке. Используются два понятия индекса цен:

· а) индекс цен (price index) - показатель динамики изменения цен товаров, дает представление о том, насколько изменился в среднем уровень цен за определенный период;

· б) индекс розничных цен (retail price index) - индекс, рассчитанный как ежемесячный показатель изменения среднего уровня цен на розничном рынке (на основе "корзины" потребительских товаров и услуг);

· цена безубыточности - цена товара, при которой производственная фирма имеет возможность лишь покрывать свои издержки. Иначе говоря, цена равна издержкам производства;

· цена биржевая - цена, устанавливающаяся в результате бирже­вых торгов;

· цена валовая - цена, включающая в себя затраты на перевозки, страхование и другие расходы;

· цена восстановленная - цена, достигшая прежнего уровня после цикла понижения или повышения;

· цена действительности, реальности - цена, по которой фактически совершается сделка; окончательная цена, на которую согласились покупатель и продавец;

· цена демпинговая - согласно антидемпинговому закону: экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке (на 20% и более) или ниже мировой цены (на 8% и более)

· цена договорная (negotiated price) - цена, зафиксированная в договоре выполнения работ, купли-продажи, согласованная между продавцом и покупателем в ходе заключения договора (контракта);

· цена единицы товара - цена, указанная на упаковке для возможного пересчета на единицу объема или веса товара, чтобы покупатель мог сопоставить цены на сходные товары;

· цена единственная - твердая цена продажи или покупки, назначенная клиентом брокеру;

· цена заключительная - значение цен, курсов, котировок, зарегистрированных на бирже перед ее закрытием;

· цена закупочная - цена, по которой государство централизованно закупает сельскохозяйственную продукцию;

· цена интервенционная - повышенная цена закупки некоторых видов товаров, устанавливаемая директивно государством или группой государств на основе межправительственных соглашений с целью поддержки производства данного товара;

· цена картельная - монопольная цена, устанавливаемая участниками картеля в целях устранения конкурентов;

· цена каталога - официальная цена, публикуемая в каталогах и проспектах фирм, предприятий оптовой и розничной торговли;

· цена КАФ - цена, в которую включены расходы по доставке, транспортировке товара от продавца к месту, где товар принимает покупатель, но не включающая в себя расходы на страхование груза;

· цена контрактная - цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже товара (контракта), в том числе при внешнеторговых операциях. Она может быть:

· твердой, зафиксированной на определенном уровне в момент подписания контракта;

· с последующей фиксацией, которая устанавливается в согласованные сторонами сроки;

· скользящей - изменяемой по согласованной схеме в течение периода действия контракта;

· цена красная - (умеренная рыночная цена) - цена сделки, удовлетворившая и продавцов и покупателей;

· цена лимитированная, лимитная (price limit) –

· минимальная гарантированная цена, по которой государство или другой заказчик, потенциальный покупатель гарантируют производителю осуществлять закупку данного товара, устанавливается на определенный период времени;

· максимальная цена, верхний уровень цены, установленный в процессе разработки, проектирования нового товара;

· цена льготная (preferential price) - цена, устанавливаемая на пониженном уровне в целях стимулирования потребления отдельных видов продукции или для отдельных групп потребителей;

· цена мировая (world market price) - денежное выражение интернациональной стоимости единицы реализуемого на мировом рынке товара, например, барреля нефти, тонны пшеницы;

· цена монопольная (monopoly price) - цена, устанавливаемая на рынке монополистами, монополистическими объединениями с целью извлечения сверхприбыли;

· цена общая – цена на весь купленный товар, состоящий из различных компонентов, материалов или предметов различных сортов, размеров;

· цена, включающая в себя все расходы.

· окончательная цена - определяется по договоренности сторон с учетом влияния на базовую цену стоимости материалов, рабочей силы, индексов заработной платы, индексов цен на материалы, используемых для изготовления этой продукции;

· цена оптимальная - цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара, услуги;

· цена оптовая (wholesale price) - цена товара, продаваемого крупными партиями (оптом). Обычно оптовые цены ниже розничных в связи с экономией на торговых издержках. Оптовая цена предприятия - это цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат и получение прибыли. На основании этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены на ее объем. Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения издержек, прибыли сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость;

· цена отпускная – цена, по которой предприятие отпускает, отдает свой товар потребителям;

· цена на продукцию, отпускаемую заготовительными организациями;

· цена паушальная (lump price) - размер паушальных платежей в лицензионном контракте;

· цена покупателя, цена покупки - цена, по которой покупатель готов, согласен и способен приобрести единицу (партию) товара. Цена покупателя формируется исходя из собственных представлений лица, приобретающего товар, о полезности товара, его нужности, оценки сравнения с аналогичными заменяющими товарами, в зависимости от моды на данный товар, а также с учетом уровня доходов покупателя, имеющихся у него в наличии денежных средств. В целом в цене покупателя отражается его спрос на данный товар, потребительские предпочтения этого товара на рынке, поэтому цена покупателя может быть названа ценой спроса;

· цена покупная - цена товара, складывающаяся из фабричной цены изделия, цены производства, производителя плюс прибыль участников процесса обращения;

· цена предельная – максимально допустимая повышенная или сниженная цена на рынке в течение торгового цикла, сезона;

· цена по заказу брокера с ограничительными условиями;

· цена прейскурантная - справочная цена, которая заранее фиксируется на бирке, в каталогах, бланках заказов. Изменения в нее вносятся, если условия формирования цен (затраты на рабочую силу, сырье) носят существенный и длительный характер;

· цена продавца, цена продажи - цена, по которой продавец желает, готов, согласен, предполагает продать свой товар, исходя из издержек производства и обращения товара, стремления получить прибыль от продажи товара, производственных возможностей изготовителя, цен на аналогичные замещаемые товары. В целом цена продавца есть цена предложения товара со стороны его продавца, поэтому она зависит от всех факторов, которые влияют на предложение товара на рынке. Термин "цена продавца" одновременно отражает и цену производителя, так как именно производитель в определяющей степени формирует цену, по которой продавец предлагает товар покупателю;

· цена подвижная (flexible price) - фиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится;

· ценовая оговорка (должна быть в контракте) оговаривается допустимый минимум, например, отклонения в пределах 2-5% относительно цены, принятой в контракте;

· цена поставки (supply price) - цена, устанавливаемая расчетными палатами на поставки товаров по срочным поставкам;

· цена пороговая (the best price) - наименьшая цена в предложении или наибольшая цена в заказе клиента;

· цена расчетная (accounting price) - один из видов оптовых цен на однородную продукцию, дифференцированную внутри отраслей и зон с учетом различий природных и других объективных условий производства;

· цена разовая (single price) - цена на продукцию производственно-технического назначения, изготавливаемую по разовым заказам;

· цена распродажи (sale price) - розничная цена реализации ранее не производимого товара;

· цена розничная (retail price) - цена на товар, продаваемый в личное потребление в малых, единичных количествах; цена товара в розничной торговле. Государственная розничная цена представляет оптовую цену промышленности плюс величину издержек торговых организаций и размер плановой прибыли;

· цена сезонная - закупочная и розничная цена на некоторые сельскохозяйственные продукты, изменяющиеся в зависимости от времени года;

· цена СИФ - цена, в которую включены все расходы продавца по перевозке грузов, оплате таможенных сборов и страхованию товара, вплоть до доставки товара покупателю;

· цена скользящая (sliding price) - цена, устанавливаемая на изделие с длительным сроком изготовления, рассчитываемая на основе принципа скольжения, учитывающая изменения в издержках производства (изменение цен на материалы, топливо и т.п.), которые имели место за период времени, необходимый для цикла изготовления этого изделия, например, для строительства здания цеха. Скользящая цена состоит из двух частей: базовой и переменной. Базовая часть цены устанавливается на дату предложения или подписания контракта, а пере­менная определяется на период изготовления или поставки товара. Базовая цена согласовывается с покупателем при подписании контракта;

· цена сопоставимая - цена, приведенная по величине к условиям определенного периода времени, на определенную дату. Сопоставимые цены используются при составлении объемов производства, товарооборота, других показателей в отдельные периоды с тем, чтобы избежать искажений, вносимых, прежде всего инфляцией;

· цена "СПОТ" (от англ. spot price) - цена, по которой товар продается с немедленной оплатой;

· цена субвенционированная - цена ниже или равная себестоимости продукции вследствие государственных дотаций производителю;

· цена твердая (стабильная, фиксированная, гарантированная) (firm price, fixed price) - устанавливается в момент подписания контракта, не подлежит изменению и не зависит от сроков и порядка поставки продукции;

· цена трансфертная - внутрифирменная цена, применяемая в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций; как правило, конфиденциальная;

· цена ФАС - цена товара, исчисляемая с учетом транспортных расходов отправителя, доставляющего товар до пункта погрузки на транспортное средство;

· цена ФОБ - цена товара, исчисленная с учетом страхования и транспортных расходов отправителя (продавца) по доставке товара на транспортное средство;

· цена франко - цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после "франко", например, цена франко-вагон, цена франко-склад получателя;

· издержки "меню" - расходы продавца, связанные с изменением цен.

Цены на рынке редко бывают стабильными. Их движение зависит от издержек производства, спроса, конкуренции, наличия производственных запасов, резервов мощностей, количества нереализованной готовой продукции и ряда других моментов. Для оперативного изменения цен могут использоваться наценки (оговорки о росте цен) и скидки. Наценки дополняют прейскуранты. С их помощью предприятие имеет возможность быстро повысить цены при росте издержек на основные ингредиенты производства, не трогая прейскуранты, а также оговорить их уровень на момент поставки, если между ним и заключением договора проходит длительное время.

Скидки (уменьшение первоначальной продажной цены) необходимы, чтобы среагировать на более низкие цены конкурентов, сократить чрезмерные запасы, ликвидировать остатки партии товаров и т.п.

Различают следующие скидки:

· бонусная скидка (bonus)-скидка за оборот;

· прогрессивная скидка (progressive discount) - скидка за количество или серийность - предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного и увеличивающегося в количестве товара;

· дилерские скидки (dealer discount) - постоянным представителям или посредникам по сбыту, в т.ч. и заграничным;

· скидки на пробные партии и заказы (discount for a trial lot);

· скидки за регулярность или устойчивость заказов (discount for regular purchases), с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру;

· сезонные скидки (seasonal discount) - предоставляются за покупку товара вне сезона;

· скрытые скидки (hidden discount) - предоставляются покупателю в виде скидок на фрахт (freight rebate); льготных кредитов (low interest credit) или беспроцентных кредитов (non interest bearing credit) - путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов;

· скидки за продажу наличными.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.034 с.)