Показатели себестоимости продукции в условиях рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели себестоимости продукции в условиях рынка



Себестоимость продукции является показателем, в котором синтезируются качественные параметры производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В нем различные по своему характеру и функциональной роли ресурсы с помощью денежной формы сводятся к единому количественному выражению. В снижении себестоимости находят отражение практически все составляющие эффективности производства (рост производительности труда, экономия сырья, материалов, топлива и энергии, лучшее использование производственных фондов и т.п.).

Место себестоимости в хозяйственном механизме менялось на разных этапах его развития. В 20-е годы себестоимость (вместе с прибылью) была одним из ведущих показателей при планировании оценки деятельности предприятий. В 30–50-е годы в результате деформации цен прибыль отошла на задний план, роль себестоимости гипертрофировалась, она стала по существу единственным показателем хозрасчетной эффективности. По условиям хозяйственной реформы 1965 года прибыль была выдвинута в качестве главного критерия эффективности, а себестоимость исключена из числа утверждаемых показателей на целых 15 лет. Однако быстро обнаружилось, что прибыль легче увеличивается не за счет снижения издержек, а путем увеличения цен, «игры на ассортименте» и т.п. Темпы роста прибыли снизились. Основная масса прироста прибыли образовалась за счет роста объема производства, повышения материалоемкости и фондоемкости. В государственных планах не устанавливались задания по снижению себестоимости и, следовательно, отсутствовало внимание к себестоимости со стороны управленческих звеньев, а тем самым и к системе управления процессом снижения затрат. Недооценка показателей себестоимости нанесла вред и системе ценообразования страны.

Начиная с 1983 года, было восстановлено планирование себестоимости. Предприятиям и объединениям стали утверждать следующие показатели: себестоимость всей товарной продукции; затраты на рубль товарной продукции; задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции; задания по себестоимости единицы продукции важнейших видов и др. Были внесены изменения и в отчетность по себестоимости.

С распространением полного хозрасчета и самофинансирования роль обобщающего показателя эффективности вновь переходит к прибыли, которая становится главным источником производственного и социального развития, а себестоимость снова исключается из числа утверждаемых показателей.

Полная самостоятельность предприятий предполагает отказ от любых директивных показателей. Казалось бы, что предприятия должны были стать кровно заинтересованными в снижении себестоимости, оптимальном использовании трудовых и материальных ресурсов.

Но в условиях глубокой специализации и концентрации производства затраты на уровень себестоимости наиболее крупных производственных предприятий, безусловно предопределяли уровень цен производимой продукции. Степень монополизации нашей экономики была очень велика. Фактор конкуренции практически не влиял на цену изделия.

В 1992 году началось осуществление экономической реформы. Появляются первые признаки действия рыночного механизма: на динамику цен все большее влияние оказывает спрос, идет наполнение рынка товарами, экономические взаимоотношения переводятся на денежные регуляторы. Существенные изменения произошли на потребительском рынке. В действие вступил фактор конкуренции.

В настоящее время ситуация на потребительском рынке характеризуется с одной стороны большой долей населения с низким уровнем среднедушевых доходов, а с другой стороны, несмотря на наличие в розничной торговле разнообразных товаров, в целом насыщенность российского потребительского рынка еще далека от идеала. Населению нужны недорогие и качественные товары, а отечественные предприятия должны выдерживать жесткую конкурентную борьбу с зарубежными производителями. Одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности предприятия является тщательная проработка затрат на производство и реализацию продукции, снижение издержек, а также правильный подход к формированию себестоимости продукции.

Понятие «издержки» шире, чем понятие «затраты». Основная часть издержек предприятия представляет собой затраты на производство и реализацию продукции. Кроме них предприятие платит налоги, отчисления, штрафы, пени, неустойки, расходует свои средства на социальные нужды и благотворительную деятельность, может понести существенные расходы за счет стихийных бедствий и форс-мажорных обстоятельств и т.д. Все вышеуказанные расходы за определенный период времени образуют издержки предприятия. Уровень и структура издержек предприятия используется при оценке эффективности его деятельности, конкурентоспособности.

Себестоимость продукции является составной частью издержек предприятия. Качественного различия между этими показателями нет. Их различие выражается, в основном, количественно, т.к. существует определенное число статей затрат (издержек), которые не могут включаться в себестоимость продукции согласно действующему законодательству. В настоящее время состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентирует налоговый кодекс РФ. Издержки, которые не вошли в себестоимость продукции, предприятие вынуждено компенсировать из своей прибыли. Такой подход является защитой от перекладывания некоторых затрат производителя на покупателя.

В отечественной практике чаще употребляются термины «себестоимость продукции», «затраты на производство и реализацию продукции», «затраты предприятия», чем «издержки», что является более привычным для наших экономистов.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Целью планирования себестоимости продукции и издержек предприятия является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.006 с.)