Сущность налогов, налоговой системы и налогового права. Прямые и косвенные налоги. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность налогов, налоговой системы и налогового права. Прямые и косвенные налоги.



Сущность налогов, налоговой системы и налогового права. Прямые и косвенные налоги.

Согласно ст. 2 НК налог — это обязательный, инди­видуально безвозмездный платеж, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяй­ственного ведения или оперативного управления де­нежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных об­разований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государ­ством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части вало­вого внутреннего продукта для реализации публич­ных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков — физических лиц и организа­ций — в денежной форме переходит в собственность государства.

«Налоговая система» и «система налогов» — не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким обра­зом, система налогов -— составная часть налоговой системы России.

Система налогов и сборов устанавливается феде­ральным законодательством. Согласно ст. 13 НК на­логи и сборы, взимаемые в РФ, подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются.

Федеральные налоги и сборы (устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) на­лог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) налог на наследова­ние или дарение; 8) водный налог; 9) сборы за поль­зование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) госу­дарственная пошлина.

Региональные налоги (устанавливаются НК и за­конами субъектов РФ, обязательны к уплате на тер­риториях субъектов РФ): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспорт­ный налог.

Местные налоги (устанавливаемые НК и норматив­ными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответству­ющих муниципальных образований): 1) земельный на­лог; 2) налог на имущество физических лиц.

Прямые и косвенные налоги. Критерием высту­пает субъект, фактически несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непо­средственно налогоплательщик, для косвенных — ко­нечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, переклады­вая реальное бремя его уплаты на покупателя. Упла­тив косвенный налог, налогоплательщик компенсиру­ет себе затраты по его уплате за счет покупателя.

Прямые налоги могут быть личными и реальны­ми. Размер личных налогов определяется действи­тельно полученными доходами, в то время как ре­альные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов на­логоплательщика.

 

Налогово-правовые нормы.

Нормы налогового права - установленные государст­вом и обеспеченные мерами государственного принуждения правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ.

Нормы налогового права содержатся в различных нор­мативных правовых актах, которые в совокупности образуют налоговое законодательство. Особенности норм налогового права: императивный характер; государственно-властный характер.

Виды налоговых норм:

1) в зависимости от содержания:

- материальные нормы налогового права – закрепляют права, обязанности и ответственность участников налого­вых правоотношений, устанавливают систему налогов и сбо­ров, их виды, общие принципы налогообложения;

- процессуальные нормы налогового права - определяют процесс реализации материальных норм права, отражают уплаты налогов и сборов, взыскания налогов и сборов, осу­ществления налогового контроля и т.д.;

2) в зависимости от способа воздействия на участников налоговых правоотношений: запрещающие нормы налогово­го права - закрепляют запрет на совершение каких-либо действий; обязывающие нормы налогового права - закреп­ляют обязательное выполнение каких-либо действий; упол­номочивающие нормы налогового права - устанавливают полномочия участников правоотношений в совершении каких-либо действий.

Структура правовой нормы налогового права:

- гипотеза - определяет условия, обстоятельства, при ко­торых могут возникнуть налоговые правоотношения и указы­вает на субъектов -участников этих правоотношений;

- диспозиция - содержит предписание о том, как должны поступать участники налоговых отношений, определяет их права и обязанности;

- санкция - способ защиты правил, установленных норма­ми налогового права.

 

Налоговые правоотношения.

Особенности налоговых правоотношений:

1) наличие широкого круга участников налоговых правоот­ношений:

- возникают между органами законодательной и исполни­тельной власти;

- отношения по установлению и введению налогов возни­кают между Федерацией и ее субъектами, органами местно­го самоуправления;

- возникают между государством и налогоплательщиками по поводу взимания налогов;

2) являются имущественными;

3) являются обязательственными;

4) являются целенаправленными.

Элементами налогового правоотношения являются:

- объект - то, по поводучего возникли отношения;

- субъекты - участники отношений;

- содержание правоотношений - юридические факты.

Возникновение налоговьк отношений происходит с появ­лением обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора (получение налогоплательщиком доходов, приоб­ретение имущества физическим лицом и т.д.).

Изменение налоговых отношений происходит при изме­нении объекта налогообложения, при реорганизации субъек­та налоговых отношений и т.д.

Прекращаются налоговые отношения в следующих случаях:

- уплата налогов и сборов;

- смерть налогоплательщиков;

- ликвидация организации-налогоплательщика; -другие основания.

Объектами налогообложения являются:

- операции по реализации товаров (работ, услуг);

- имущество;

- прибыль;

- доход;

- стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у на­логоплательщика законодательство о налогах и сборах свя­зывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет свой самостоятельный объект нало­гообложения, определяемый в соответствии с частью II Нало­гового кодекса РФ.

Субъекты налоговых правоотношений:

- организации и физические лица, признаваемые налого­плательщиками или плательщиками сборов (признаваемые налоговыми агентами);

-Федеральная налоговая служба, Федеральная таможен­ная служба;

- Министерство финансов РФ, иные уполномоченные ор­ганы;

- органы государственных внебюджетных фондов.

 

Права налогоплательщика.

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обя­занность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основу налогово-правового статуса налого­плательщиков составляет совокупность закреплен­ных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Налогоплательщики имеют право: 1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную ин­формацию; 2) получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законода­тельства РФ о налогах и сборах, от финансовых ор­ганов в субъектах РФ и органов местного самоуп­равления — по вопросам применения регионального законодательства и муниципальных нормативно-правовых актов о местных налогах и сборах; 3) ис­пользовать налоговые льготы; 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представ­лять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 7) присут­ствовать при проведении выездной налоговой про­верки; 8) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уве­домления и требования об уплате налогов; 9)требо­вать от должностных лиц налоговых органов соблю­дения налогового законодательства; 10) не выпол­нять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц; 11) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Налогоплательщикам гарантируется администра­тивная и судебная защита их субъективных прав (СП) и законных интересов (ЗИ). Отличие СП от ЗИ: СП всегда закрепляются нормативно; ЗИ представляют собой любые правомерные возможности (право на признание действий добросовестными, право приме­нять налоговое законодательство наиболее выгод­ным способом), реализация которых не запрещена налоговым законодательством. Поскольку ЗИ не оформлены нормативно, государство юридически не обязано содействовать их реализации. С другой сто­роны, ЗИ наряду с СП можно защищать в админист­ративном или судебном порядке.

 

Права налоговых органов.

Налоговыми органами являются Федеральная на­логовая служба по налогам и сборам (ФНС России) и ее территориальные подразделения на местах. Со­здание каких-либо иных налоговых органов, не вхо­дящих в единую централизованную систему ФНС России, не допускается. Правовой статус налоговых органов помимо НК регулируется Законом РФ «О на­логовых органах», Положением о ФНС России и це­лым рядом ведомственных нормативных актов. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отме­нять решения нижестоящих налоговых органов в слу­чае их несоответствия налоговому законодательству.

Основная цель деятельности налоговых орга­нов — обеспечение полного и своевременного пос­тупления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов.

Налоговые органы вправе: 1) требовать от нало­гоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверж­дающие правильность исчисления и своевремен­ность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки; 3) производить выемку документов, свидетельствующих о соверше­нии налоговых правонарушений, когда есть основа­ния полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать в на­логовые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество; 6) определять суммы налогов расчетным путем на основании име­ющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках; 7) требовать от налогоплательщиков, налоговых аген­тов, их представителей устранения выявленных нару­шений налогового законодательства; 8) взыскивать недоимки и пени; 9) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассо­вых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов и пени; и др.

Для защиты фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право предъяв­лять в суды иски: а) о взыскании налоговых санк­ций; б) о признании недействительной государ­ственной регистрации юридического лица или инди­видуального предпринимателя; в) о ликвидации ор­ганизации; и т.д.

Налоговые органы обязаны: 1} соблюдать налого­вое законодательство; 2) осуществлять налоговый контроль; 3) вести учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письмен­ной форме) налогоплательщиков о действующих нало­гах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, по­рядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях на­логовых органов и их должностных лиц, а также предо­ставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; и др.

 

Федеральные налоги.

Федеральными налогами и сборами являются установ­ленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход) предприятий;

- налог на доходы от капитала;

- подоходный налог с физических лиц;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- налог на пользование недрами;

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; -сбор за право пользования объектами животного мира и

водными биологическими ресурсами;

- лесной налог;

- водный налог;

- экологический налог;

- федеральные лицензионные сборы.

 

Местные налоги.

Местными являются налоги и сборы, которые установле­ны НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местно­го самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным пало, ам и сборам относятся (ст. 14НК РФ):

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование или дарение;

- местные лицензионные сборы.

 

Объекты и ставки НДС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. Это означает, что при реализа­ции товаров (работ, услуг) налогоплательщик допол­нительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю и сумму упла­ченного НДС. Тем самым налогоплательщик имеет возможность переложить свои расходы по уплате НДС на покупателя, который в свою очередь при перепро­даже товара обязан исчислить НДС, переложив бремя по его уплате на «своего» покупателя, и так далее — вплоть до конечного потребителя. Таким образом, в результате процесса перепродажи товаров реальное налоговое бремя уплаты НДС в конечном итоге несут не налогоплательщики, а конечный потребитель това­ров (работ, услуг).

Объект налогообложения. Представляет собой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной осно­ве. Кроме того, к объектам обложения НДС относят­ся: 1) передача на территории РФ товаров (выполне­ние работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при ис­числении налога на прибыль организаций; 2) выпол­нение строительно-монтажных работ для собствен­ного потребления; 3) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговые ставки. Общая налоговая ставка со­ставляет 18% от налоговой базы. Льготная (понижен­ная) ставка в размере 10% установлена для ряда со­циально значимых категорий товаров — некоторых продовольственных товаров (мяса, молока, сахара, соли, хлеба, муки и т.п.), товаров для детей, периоди­ческих печатных изданий, некоторых медицинских товаров.

Кроме того, для ряда объектов налогообложения НК устанавливает ставку, равную 0%. Такая ставка применяется, в частности, в отношении: экспортиру­емых товаров, а также работ (услуг), непосредствен­но связанных с производством и реализацией таких товаров.

 

Единый социальный налог.

Единый социальный налог (ЕСН) заменил сово­купность уплачивавшихся ранее обязательных стра­ховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом целевое назначение ЕСН сохрани­лось: он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пен­сионное и социальное обеспечение (страхование), медицинскую помощь. Поступления от ЕСН зачисля­ются по установленным нормативам в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Таким об­разом, ЕСН является целевым налогом.

НК устанавливает две самостоятельные группы на­логоплательщиков: 1) лица (организации, индиви­дуальные предприниматели, физические лица), про­изводящие выплаты физическим лицам; 2) индиви­дуальные предприниматели, адвокаты, частные нота­риусы. Если лицо одновременно относится к обеим группам налогоплательщиков, оно должно исчислять и уплачивать ЕСН по каждому основанию отдельно.

Объект налогообложения. Для налогоплательщи­ков первой группы объектом налогообложения при­знаются выплаты и иные вознаграждения, начисля­емые (выплачиваемые) в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (за ис­ключением гражданско-правовых договоров, пред­метом которых является переход права собственнос­ти или иных вещных прав на имущество, а также свя­занных с передачей имущества в пользование).

Объектом налогообложения для налогоплательщи­ков второй группы (индивидуальные предприниматели, адвокаты) признаются доходы от предпринима­тельской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база. Для налогоплательщиков первой группы она представляет собой сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При этом учитываются любые вознаграждения, независи­мо от формы их выплаты. К такому вознаграждению, например, может относиться полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных прав), предназначенных для самого физического лица либо членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, в их интересах. Налого­вая база определяется отдельно по каждому физи­ческому лицу с начала налогового периода по истече­нии каждого месяца нарастающим итогом.

Для индивидуальных предпринимателей налоговой базой является сумма доходов, полученных ими за налоговый период и в денежной, и в натуральной формах от предпринимательской либо иной профес­сиональной деятельности, за вычетом расходов, свя­занных с их извлечением.

Суммы, не подлежащие налогообложению. Включают различного рода государственные посо­бия, компенсационные выплаты, суммы единовре­менной материальной помощи, оказываемой физи­ческим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях воз­мещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на терри­тории РФ, и др.

 

 

45. Взаимозависимые лица. Правовое регулирование по Налоговому кодексу.

 

46. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Система налогообложения для сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей (единый сельскохозяйс­твенный налог — ЕСХН) устанавливается НК и приме­няется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными налоговым законодательством. Переход на уплату ЕСХН осуществляется доброволь­но и предусматривает: 1) для организаций — замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН уплатой ЕСХН; 2) для индивидуальных предпринимателей — замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от пред­принимательской деятельности), налога на имуще­ство физических лиц (в отношении имущества, ис­пользуемого для предпринимательской деятельно­сти) и ЕСН в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой ЕСХН.

Кроме того, организации и индивидуальные пред­приниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, не при­знаются налогоплательщиками НДС (кроме «тамо­женного»). Иные налоги и сборы, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уп­лачиваются в общем порядке.

Налогоплательщики — сельскохозяйственные това­ропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, производящие с/х продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (про­мышленную) переработку (в том числе на арендован­ных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивиду­альных предпринимателей доля дохода от реализа­ции произведенной ими с/х продукции, включая про­дукцию ее первичной переработки, произведенную ими из с/х сырья собственного производства, состав­ляет не менее 70%.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) ор­ганизации и индивидуальные предприниматели, за­нимающиеся производством подакцизных товаров; 3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность в сфере игорного бизнеса; 4) бюджетные уч­реждения.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база представляет собой денежное вы­ражение доходов налогоплательщика, уменьшенных на величину расходов.

Налоговый период — календарный год, отчетный период — полугодие. Налоговая ставка — 6%.

Порядок исчисления и уплаты. ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Уплата ЕСХН и авансового платежа производится по местонахождению (месту жительства) налогопла­тельщика не позднее срока, установленного для по­дачи налоговой декларации за налоговый период, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истек­шим налоговым периодом.

 

47. Упрощенная система налогообложения

Применение упрощенной системы налогообложе­ния (УСН) предусматривает для организаций осво­бождение от обязанности по уплате налога на при­быль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН; для индивидуальных предпринимателей — от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предприниматель­ской деятельности) и ЕСН (в отношении доходов, по­лученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Кроме того, лица, пе­решедшие на УСН, не признаются налогоплательщи­ками НДС (кроме «таможенного»). Иные налоги и сбо­ры, а также страховые взносы на обязательное пенси­онное страхование, уплачиваются в общем порядке.

Переход к УСН или возврат к иным режимам нало­гообложения осуществляется добровольно, согласно гл. 26.2 НК.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в установленном порядке. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она по­дает заявление о переходе на УСН, доходы не превы­сили 15 млн руб.

Не вправе применять УСН: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страхов­щики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и инди­видуальные предприниматели, занимающиеся про­изводством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; орга­низации и индивидуальные предприниматели, зани­мающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимаю­щиеся частной практикой, адвокаты, учредившие ад­вокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации и ин­дивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН); организации, в кото­рых доля участия других организаций составляет бо­лее 25%; организации и индивидуальные предприни­матели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 чело­век; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превы­шает 100 млн руб.; бюджетные учреждения; иност­ранные организации, имеющие филиалы, представи­тельства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

Если по итогам отчетного (налогового) периода до­ходы налогоплательщика превысили 20 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допу­щено несоответствие требованиям, установленным пп. 3 и 4 ст. 346.12 НК, такой налогоплательщик счи­тается утратившим право на применение УСН с нача­ла того квартала, в котором допущены указанное пре­вышение и (или) несоответствие указанным требова­ниям.

 

Сущность налогов, налоговой системы и налогового права. Прямые и косвенные налоги.

Согласно ст. 2 НК налог — это обязательный, инди­видуально безвозмездный платеж, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяй­ственного ведения или оперативного управления де­нежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных об­разований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государ­ством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части вало­вого внутреннего продукта для реализации публич­ных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков — физических лиц и организа­ций — в денежной форме переходит в собственность государства.

«Налоговая система» и «система налогов» — не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким обра­зом, система налогов -— составная часть налоговой системы России.

Система налогов и сборов устанавливается феде­ральным законодательством. Согласно ст. 13 НК на­логи и сборы, взимаемые в РФ, подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются.

Федеральные налоги и сборы (устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) на­лог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) налог на наследова­ние или дарение; 8) водный налог; 9) сборы за поль­зование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) госу­дарственная пошлина.

Региональные налоги (устанавливаются НК и за­конами субъектов РФ, обязательны к уплате на тер­риториях субъектов РФ): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспорт­ный налог.

Местные налоги (устанавливаемые НК и норматив­ными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответству­ющих муниципальных образований): 1) земельный на­лог; 2) налог на имущество физических лиц.

Прямые и косвенные налоги. Критерием высту­пает субъект, фактически несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непо­средственно налогоплательщик, для косвенных — ко­нечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, переклады­вая реальное бремя его уплаты на покупателя. Упла­тив косвенный налог, налогоплательщик компенсиру­ет себе затраты по его уплате за счет покупателя.

Прямые налоги могут быть личными и реальны­ми. Размер личных налогов определяется действи­тельно полученными доходами, в то время как ре­альные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов на­логоплательщика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.058 с.)