Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи теории организаций.

Поиск

Предмет и задачи теории организаций.

Теория организаций – одна из базовых теоретических дисциплин, которые используются для управления.

Предмет - коллективный социальный субъект: Условия выживания; Принципы строения; Закономерности функционирования и развития; Факторы, которые влияют на состояние организации;

Связь с другими науками. Место в системе наук.

1. Психология – занимается изучением и прогнозированием поведения людей, выявляет условия мешающие и способствующие рациональным действиям и поступкам людей.

2. Социология – изучает групповое поведение. Эта наука – источник для ТО – из нее 50% всех моделей.

3. Культурология – изучает культуру общества и ее влияние на поведение и природу организации.

4. Статистика используется для обработки большого массива данных.

Место в системе наук: Общая теория систем 50-60 годы Л. Берталанори -> Менеджмент -> Организационное поведение; Теория организаций; История учений менеджмента;

Понятие организации

Проблема определения.

Организация в управленческих дисциплинах:

1. Организация как социальный процесс (объединение людей их поведение при совместной деятельности. Итог– достижение определенного уровня порядка и согласия)

2. Организация как функция управления. (формирование системы рабочих мест, структуры организаций, подбор, расстановка и обучение персонала)

3. Организация как субъект и объект коллективной деятельности (объединение, которое занимает определенное место в обществе и предназначено для выполнения ясно определенной функции)

Характеристики организаций.

Ниже описаны основные характеристики организации:

Наличие ресурсов. Зависимость от внешней среды. Подразделения Горизонтальное и вертикальное разделение труда.Размер организации зависит от количества работников.

Виды организаций:

Организация как искусственная и естественная система: 1) Искусственная вляется инструментом для решения задачи. Она изменяется в зависимости от цели. Критерий эффективности - достижение цели. 2) Естественная описывается в биологических терминах. Критерий эффективности – выживание организации.

Организация как закрытая и открытая система: 1) В закрытой тип получаемого ресурса/продукта не изменяются. Крайне эффективна в условиях не насыщенного рынка и стабильного спроса (Файоль, Форд, Сталина); 2) В открытой тип получаемого ресурса и продукта постоянно изменяются. Необходимые условия - насыщенный рынок и турбулентность внешней среды;

Формальная и неформальная организации: 3) Формальная – группа в ВУЗе, Преследуются цели организации, Юридически закрепленные нормы, Отношения между должностями; 4) Неформальная – друзья, предследуются цели группы, юридически незакрепленные нормы, отношения между живыми людьми;

Классическая школа в теории организаций

Концепция рационализации и организации управления Фредерика Тейлора.

Тейлор смотрел на организацию снизу вверх,исполнительный труд. Основные публикации:

Тарифная система – 1895 г; Цеховой менеджмент – 1903 г; Принципы научного менеджмента – 1911 г.

Критиковал систему управления США. Управление должно быть организовано не по отраслевому принципу, а в зависимости от человека. Человек - единственный ресурс управления, стоимость которого возрастает по мере его использования. Причины такой работы:

Существует заблуждение, что если работать хорошо, то это приводит к значительному сокращению штата; Ошибочная система управления, которая принуждает рабочих работать медленно; Непроизводительные методы производства.

Система Тейлора.

Отнять у рабочего все интеллектуальные функции. Упростить работу до предела, разбить на операции и специализировать; Специализировать орудия труда; Отбор работников по требованию позиций; Необходимо ликвидировать все коллективные оплаты труда; Человек должен быть загружен до предела своих возможностей, но не перегружен. Человек должен много зарабатывать, а не получать.

Вектор развития.


Мусульмане Православные Католики Протестанты

(Важно продать) (Важно произвести)

Школа социальных систем.

Задачи школы.

1) Совместить взгляды предыдущих школ на базе новых появившихся направлений. Крупные социальные теории, например, теория обмена – идея о том, что социальные взаимоотношения основаны на взаимной выгоде. 2) Новые направления в психологии, а именно бихевиоризм – он направлен изучать не психику человека, а видимое поведение людей. Гельштальт психология целое больше чем сумма частных. Целое определяет частное. Фрейдизм – изучение бессознательного, из которого ТО заимствует, что далеко не все в организации происходит сознательно.

Проблематика школы. 1) Целостность системы. 2) Равновесие системы. 3) Взаимодействие системы с внешней средой.

Принципы системного подхода. 1)Организация рассматривается как комплексная система, с рядом частных подсистем. 2) Синергетический эффект – целое больше его частей. Каждый отдельный отдел не может достичь самостоятельно цели организации, а все вместе могут. 3)Взаимосвязь всех элементов системы, то есть при изменении 1 элемента изменяются все остальные.

Условия возникновения.

Возник и существовал с середины 50 гг. до середины 70 гг. в Англии.

Представители: Джоан Вудворд, Эрик Трист, Александр Райс, Мейсен Хэйр, Роберт Добин (США).

Специфика подхода: 1) Работает только с промышленными предприятиями. 2) Организация рассматривается как закрытая искусственная система, в которой обязательно выделяется несколько подсистем. Подсистемы можно свести к 2: 1) Технико-технологическая 2) Социально-психологическая. Джоан Вудворд (1916-1971) как основатель социотехнического подхода.

Признаки компании – на что могут влиять эти факторы: 1) Число этажей иерархии. 2) Длина скалярной цепи – логика передачи команд. 3) Среднее число подчиненных на одного начальника. 3) Жесткость процедур деятельности – формализация. 4) Соотношение письменных и устных распоряжений. 4) Стандартизация.

Вывод: нет связи между размером и структурой. Нет связи между местом в компании и структурой. Самая сильная связь между технологией и структурой. Несколько более слабая связь между профилем и структурой.

Технология и профиль компании – 2 взаимосвязанных элемента.

Классификация технологий по типам (общепринята и общедоступна):

1. Технология единичного и мелкосерийного производства: 1) Производство продукции по заказам. 2) Технология производства образцов. 3) Производство мелкосерийного оборудования.

2. Технология крупносерийного и массового производства: 1) Крупносерийное производство без сборки. 2) Крупносерийное производство со сборкой. 3) Массовое производство.

3. Технология поточного производства: 1) Технология поточного производства, которую можно остановить и процессу это не повредит. 2)Технология поточного производства, которую нельзя остановить.

Выводы:Тип структуры влияет на «управляемость организацией». Управляемость – способность планировать на долгий срок. Поэтому в единичном и мелкосерийном производстве управляемость низкая, планирование краткосрочное; в крупносерийном и массовом производстве управляемость средняя, планирование среднесрочное; в поточном производстве управляемость высокая, планирование долгосрочное.

Эмпирическая школа в ТО.

Основные идеи и представители эмпирической школы:

Школа возникла в США в 60 годы 20 века и до 90 годы 20 века. Основные представители: Питер Друкер, Альфред Чандлер.

Основные характеристики направления: 1) Рационалистическое. 2) Антинормативистское. 3) Практически ориентированное.

Рассматривали следующие организации: 1) Производственные: автомобилестроение. 2) Коммерческие: сеть магазинов. 3) Финансовые: банки.

Они разработали ряд методов и принципов: 1) Принцип управления по целям. 2) Метод построения дерева целей. 3) Сравнительные исследования культуры организации.

Требования к организационной структуре, причины и правила применения принципа Федеральной децентрализации.

Основные книги: 1) Смерть экономического человека. 2) Практика менеджмента. 3) Задачи менеджмента в 21 веке.

Необходимо создать такую ТО, которая бы изучала организацию как с теоретической так и с практической точки зрения. Отвечать на оба эти вопроса надо на основе системного подхода, используя три основных способа: 1) С помощью анализа деятельности. в любой компании анализ деятельности обязательно покажет, что какие-то важные виды работ не предусмотрены или выполняются от случая к случаю, что важные ранее виды работ утратили свое значение, но все еще занимают в структуре компании определенное место.

1. С помощью анализа решений. Необходимо знать 4 основные характеристики решений: 1) Какое влияние решение оказывает на будущую деятельность компании. Если решение важное и его можно быстро отменить, то это решение нижнего уровня. 2) Какое влияние оказывает решение на другие подразделения организацию в целом. Если решение влияет на 1 подразделение – это низшее, если решение влияет на все – средний или высший уровень. 3) На решение влияют принципы руководства. Чем более важные принципы затронуты, тем выше уровень принятия решения. 4) Частота принятия решений. Если решения принимаются часто – это решение низшего уровня. На высшем уровне вырабатывается общий подход, а реализуется он на нижнем уровне. Если решение принимается редко – в зависимости от ситуации – это решение верхнего уровня.

Отсюда правила принятия решения: 1) Решение всегда принимается как можно ближе к тому уровню, где оно будет реализовываться (определяется верхняя граница). 2) Решение всегда будет приниматься на том уровне, который гарантирует, что будет подсчитано все влияние этого решения на все сферы деятельности компании (определяется нижняя граница).

2. С помощью анализа взаимоотношений. Рассматривает, какой вклад у менеджера в работу других подразделений и организации в целом. Обычно деятельность менеджера анализируется взглядом сверху вниз на его подразделение. Нужно смотреть каков вклад подразделения в общую деятельность компании.

требования к организационной структуре: 1) Структура должна обеспечивать высокую эффективность работы всей компании и препятствовать принятию неправильных решений. 2) Структура организации должна содержать минимальное количество уровней иерархии. Чем больше уровней иерархии, тем меньше возможность у достойных людей занять управленческие посты. 3) Организационная структура должна способствовать подготовке и проверке следующего поколения топ-менеджеров.

Выводы: чтобы соответствовать этим требованиям в организации должны применяться принципы федеральной децентрализации, то есть виды деятельности организуются в независимые направления, каждое со своим рынком и товаром, со своей прибылью и ответственностью.

Причины использования принципа федеральной децентрализации. 1) Принцип федеральной децентрализации приводит к тому, что усилия менеджеров сосредоточены на эффективности компании и результатах деятельности. 2) При принципе федеральной децентрализации нельзя использовать старую технологию. Параллельно используют рентабельную и нерентабельную технологии. 3) Менеджер подразделения лучше других знает, насколько эффективна его работа и не нуждается в чьих-либо указаниях. 4) Принцип федеральной децентрализации способствует подготовке нового поколения менеджеров. 5) Принцип федеральной децентрализации дает возможность проверить насколько сотрудник готов к самостоятельному управлению компанией.

Правила применения принципа федеральной децентрализации: 1) Компания должна иметь сильные части и сильный центр. 2) Компания должна быть достаточно большой п размеру. 3) Каждое подразделение должно иметь потенциал для роста. 4) У менеджера должна быть достаточно широкая сфера деятельности. 5) Подразделения в такой структуре должны иметь свой объем работы, свой рынок и свой товар. Они должны скорее конкурировать между собой, нежели работать вместе.

Предмет и задачи теории организаций.

Теория организаций – одна из базовых теоретических дисциплин, которые используются для управления.

Предмет - коллективный социальный субъект: Условия выживания; Принципы строения; Закономерности функционирования и развития; Факторы, которые влияют на состояние организации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.95 (0.011 с.)