Теория познания как теория отражения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория познания как теория отражения



Эта проблема вытекает из решения второй стороны вопроса философии: познаваем ли мир? Есть ли сходство между образом предмета и самим предметом? Большинство считает, что мир познаваем. Однако направление агностицизм отвергает познаваемость мира. Отсюда выдел. идеалистов и агностиков.

Самая ранняя форма агностицизма — античный скептицизм (Корниат и др.). В его основе — факт сомнения, связ. с противоречивостью сознания: на любое суждение можно предложить противоречивую точку зрения. Сомнение для агностиков — самоцель, а не средство процесса познания. ® Внешний, реальный мир непознаваем.

Агностицизм И. Канта: вне нас существует объективный мир — вещь в себе, но он непознаваем, т.е. сущность вещей непозн. Например, сущность болезни мы не можем ощущать, т.к. мы её не познаем.

Познание — прав., адекват. и осознан. отражение внешнего мира и его законов в голове человека. П. — это исторически разв., социально опосредованная деятельность человека. Человек не рождается с готовым знанием, а приобретает его. Процесс приобретения знания социален (в обществе, коллективе) и в филогенезе, и в онтогенезе.

Основные положения теории познания (сформулир. Лениным):

1. Существуют вещи в себе, независимо от нашего сознания ® объективная реальность

2. Нет принципиал. различий между явлением и вещью в себе, между познанным и непознанным

3. И в теории познания надо рассуждать диалектически: из незнания возникает знание, от неполного к более полному и глубокому.

Теорией познания занимались многие философы. Но в целом — односторонний характер.

 

Основные положения марксистской гносеологии:

1. МГ распространила материал. диалектику на гносеологию

2. Ввела практику как основу процесса познания

МГ преодолела 2 крайности: созерцательность метафизич. материализма и идеализм (отводя главенствующую роль субъекта) (что отрывало от объективной реальности).

 

Агностицизм в медицине выраж. во врачебном нигилизме. Он исходит из того, что сущ. принципиально непознаваемые болезни (на самом деле сущ. непознанные болезни на данном историческом этапе, но они не явл. непознаваемыми). Следует учитывать, что процесс познания болезни — не только рост знаний, но и возраст проблемности в поиске путей познания болезни и борьбы с ней. Нельзя догматизитовать, что мы все знаем. Нельзя недооценивать трудности познания.

 

Диалектика матер. понимания рассматривается как деятельность по отражению объективной действительности, в кот. имеется процесс взаимодействия объекта и субъекта. Объект познания — не вся объективная реальность, а та её часть, на кот. направлена практическая и познавательная деятельность. Субъект познания — не конкретная абстрактная личность, а общество в целом как сложный агрегат конкретных личностей. Выдающиеся личности просто более чувствительны, т.е. быстрее схватывают нужные идеи ® именно они что-то изобретают (т.е. если бы не Энштейн открыл, но кто-нибудь другой; Мечников — фагоцитарная теория и др.). Т.е. содержание наших знаний — объект познания изменяется в каждую историческую эпоху. Т.е. включаются всё новые, и новые ресурсы природы в практическую деятельность.

Наши знания объективны по содержанию и форме и не зависят от субъекта. Но они субъективны по форме, т.к. принадлежат субъекту — личности, обществу. В этом взаимоотношении определяющую роль играет объект, а активную роль — субъект. Именно субъект выбирает цель, то, что необходимо познать ® направляет практическую, познавательную деятельность. Сложность диалектики осложняется эмоциональными явлениями итд. Результат процесса познания — взаимодействие между объектом и субъектом ® знания.

2 стороны познания:

- Эмпирическая (чувственная)

- Рациональная (логическая)

В качестве условий процессов познания могут выступать приборы, др. технич. средства. Они накладывают определ. отпечаток на процесс познания ® благ. и неблаг. влияние. Т.е. роль приборов приобретает большое значение, а роль субъекта абсолютизируется.

Проблема соотношения объекта и субъекта ® вопрос о соотношении объективного и субъективного на разных этапах процесса познания ® Диалектика исходит из признания единства и противоположности объективного и субъективного. О. и с. — такие противоположности, кот. при определенных условиях могут проникать друг в друга и обособляться ®

- Объективное в качестве объективной реальности может существовать без субъективного

- Субъективное, возникая на основе объективного, может утрачивать с ним связь и превращаться в субъективизм ® превращение авторитета в культ.

В процессе постановки диагноза выделяют субъективные и объективные причины ошибок, что связано со сложностью процесса.

Практика, ее виды и роль: Роль пр-ки очень велика в процессе познания. Практика – это чувственно воспринимаемая предметно-орудийная деятельность, связанная с преобразованием объективного внешнего мира и самого человека.

Виды практики:

1. Сфера материального производства

2. Общественно - полит. деятельность

3. Научн. эксперимент (проявл. в мед-не).

Основные функции практики:

1. Пр. – основа процесса познания. Практикой начинается, опосредуется и заканч. процесс познания. Пр. – некий фундамент.

2. Пр. – цель процесса познания. К этой цели движ. разв-ие челов-ва. Пр. «толкает» науку быстрей, чем 10 университетов.

3. Пр. – критерий истинности знания, (не отрицая др. крит.: логичность, ясность, очевидность, общезначимость). В медицине: клиника – результат познания.

Практика диалектична: Абсол. аспект - это самый мощн. критерий истинн-ти. Относит. аспект - сама пр. развив. и измен.,не давая знанию абсолютизир-ся.

Пр. – основа медицины, как науки. мед. знан. и навыки – через пр-ку.История мед-ны: первые лек-ва получены из природных источников. Раньше науч. эксперименты на человеке не проводились.Большое значение: исп-ие науч. моделей,клинич. наблюдение и вскрытие,анатом. модели. Развитие техники стимулирует разв. мед. науки:

- Метод датчиков,изотопов привел к появл-ю новой науки – клинич. физиологии, позв. глубже проникать в физиологию больного.

- Развитие кибернетики привели к появлению кибернитических моделей.

Критерии истинности:

- Опосредованное: заключение учреждений,

- Неопосредованное: вскрытие.

 

Структура процесса познания

История Нового времени – спор между сенсуализмом и рационализмом.

Сенсуализм - решающая роль чувств. Нет ничего в разуме,что не прошло через органы чувств.

Англ. Дж. Локк: «Ребенок рождается с сознанием подобно чистой доске,кот. под воздействием внешнего мира покрывается знаками, символами. Выделяют первичные и вторичные качества.

- Материалистический сенсуализм (Дидро, Гольбах: Франция.): за ощущениями стоит объективная действительность

- Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юнг: Англия):дальше ощущений не шли.

Рационализм – решающая роль разума. Чувства дают темные знания, за разумом светлое познание объективного мира.

Процесс познания,на самом деле, - единство чувственных и рациональных сторон.

Познаем мы разумом, но благодаря ощущениям устанавливается связь с объективной реальностью.

Чувственная сторона предстает в трех формах:

1. Ощущение - отображение в мозгу человека определенных св-в, сторон объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств(о.ч. – своеобразные каналы). Многообразные ощущения – спектр модальности. Ощущения процессов внутри орг. – органич-е.

2. Восприятие - отражение в мозгу целостности предмета в единстве его свойств.

3. Представление - высшая форма в виде образного знания о предмете, которое сохраняется в памяти (в данный момент нет непосредственного воздействия предмета,но есть память о нем).

Переходная форма от чувственного к рациональному: воображение. Мысли живут в тесном контакте с чувствами (можно принять за действительность страстно желаемое). Но,с др. стороны, равнодушная не окрашенная чувствами мысль не проникает глубоко.

 

Рациональная сторона:

1. Понятие - форма мысли,в кот. отображается существенные признаки некоторого класса предметов по определенным родовидовым специфическим для него признакам.

2. Суждение - форма мысли,в кот. отображаются существенные связи и отношения между определенными видами или классами предметов, благодаря которым что-то отрицается или подтверждается. Мыслить – это судить о предмете.Эту роль и выполняет суждение.

1. Умозаключение – высшая форма мысли, в которой из нескольких суждений,посылок выводится новое суждение - их следствие.

Суждение связано с умозаключением. Процесс познания - сложный диалектический процесс, где присутствуют сложные суждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.70.148 (0.007 с.)