Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Середины 19 века – начала 20 века.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Русский менталитет. Характерные особенности русской философской мысли: 1. Религиозный характер русской философской мысли. Однако были антирелигиозные философские направления. Религиозный характер вызван спецификой исторического развития. Западная философия накопила фундамент, базис (античная философия). В России такого базиса не было, т.к. язычество не было философичным. Базировалось на христианстве. 2. Проблематика. Запад → проблемы гносеологии. Русские → проблема онтологии (бытия) 3. Антропоцентризм (не тео- и не космоцентрична. Главная проблема – проблема человека. 4. Панморализм – умение отличать добро и зло. Т.е. все проблемы морализуются, рассматриваются через призму добра и зла. Это обусловлено духом православия (заповеди) → основные морально-нравственные ценности. 5. Особенно обращает (философская мысль) внимание к решению социальных проблем. 6. Иррационалистичность. Преобладает не разумное обоснование, а миф (иррациональность) → история России положила отпечаток на менталитет. Несмотря на иррационализм. 7. Оптимистический характер на всем этапе исторического развития (дух православия поддерживает). Вывод: русская философская мысль – синтез ученичества (западничества) и самобытности. Должны учиться у Запада.
Периодизация: Христианизация Руси. Древне киевская эпоха. Философия не могла зародиться в язычестве (т.к. это стихийная религия, с неразвитым дуализмом природного и божественного. Мир – обиталище богов, за каждой вещью стояло божество, что не давало возможность познать истинную сущность вещи). Первоначальный толчок – принятие христианства. На Русь проникают источники, в частности патористическая литература (философско-религиозные труды) – не порывала связи с античной философией, подпитывала русскую философию. Способствовала формированию умственных и философский интересов другого русского общества (Василий Великий, византийские богословы 4 века). Со второй половины 4 века развивается православие – церковная идеология (наравне с патористической пронизана аскетизмом и мистикой). Это вызвано расколом (1054 г.) церкви на католицизм и православие. Размежевание политической и церковной власти → церковный иммунитет разграничивает власть церковную и политическую. Идеология русской централизованной власти породила идеи русского ренессанса (Волонский).
Теория «Москва – третий Рим» (Фелофей). Идея проведенцианализма. История человечества – история мировых царств, чередующихся в порядке преемственности. Ветхий Рим и новый Рим уже пали, осталось Русское царство, т.е. третий Рим. Теория сформирована в 1492 году, когда Константинополь был захвачен Османской империей и продолжателем традиций является Русь.
С середины 17 века – русское православие. Направления: 1. Натурфилософское. 18 век. Ломоносов – мыслитель деист, исповедует идеи двойственной истины. Две книги, в одной показал свое величие (природа, мир), в другой (священное писание) – волю. 2. Социологическое. Екатерина II. «Наказ» 1767 г. Новаторские идеи. 3. Антропологическое. Радищев. Антропология. «О человеке, его смертности и бессмертии». Отделил от общества человека и создал уникальную традицию в русской философской мысли. Предрассудки не играют роль. Главное естественность. В основе → принцип сходственности (все, что можно сказать о животных, то и о человеке).
Идейно-политическое течение. Политический радикализм. Общество жаждало освободительности от самодержавия и крепостничества. Литература формировала общественное сознание, потом наступила революция. Война породила декабристов. Несколько тезисов политического рационализма: 1. русские революционные демократы (Герцен, Белинский, Добролюбов. Движение дворянской и разночинской интеллигенции); 2. народничество (апогей политических радикалов. Бакунин, Лавров, Ткачев, Писарев. Трагедия декабризма внушила отвращение к бунтам → политический консерватизм, основа идеологии контерпросвещения).; 3. русский марксизм.
Русская историческая традиция и влияние запада → появление западничества и славянофильства. Западничество. Русские революционеры, демократы. Критиковали церковное православие. Симпатизировали материализму, Фейербаху, Гегелю. Т.е. Россия должна учиться у запада (т.к. отстала в своем развитии) и пройти тот же путь. Славянофильство. Хомяков, Аксаков, Сонеарин. Философия тотальности, фундамент – православие. Идеальная форма православия – монархия. Идеальная экономическая структура – крестьянская община. Организоваться славянофилам позволили работы Чаадаева («Записки сумасшедшего» и «Философичные письма». 30-40 годы 19 века) → признание мессианского будущего России, особого предназначения.
Православие (по Хомякову) гармонично сочетает свободу и необходимость, индивидуальность и церковность. Индивидуальность, соборность – ключевое понятие → определяющий признак единства и множественности. Проявляется во всем (в обществе, семье, в других сферах). Истинная соборность – не плод познавательных, рациональных усилий, а плод духовных исканий. Вырабатывается чувство сердца (не может быть обусловлено рациональными концепциями). Православие не потеряло символической веры. Для славянофилов западное государство – искусственная Россия – естественно выросла (в основе дух православия). Евразийское направление вступило в конфликт со славянофилами. Что дает слепое поклонение западу? 1. Подражание (а не ученичество); 2. Иссушает русскую душу; 3. Русский народ оказывается в состоянии борьбы против иноземцев. Для западничества дух – государство. Для славянофилов дух – православие.
Философия Достоевского. Историко-философская концепция. Три стадии 1. Патриархальная; 2. Цивилизации; 3. Христианская (синтез №1 и №2). В основе нравственное совершенство человека. Данилевский, К.Леонтьева идеи славянофильства. Усиливает влияние философского материализма, революционно-демократической идеологии. Развитие естествознания. Эволюционная теория, дарвинизм, Сеченов «Рефлексы головного мозга» – все акты сознательной и бессознательной деятельности → есть рефлексы → объективные исследования сознание м воли человека. Новое религиозное сознание → философия свободы В. Соловьева и Николая Бердяева → русское богостроительство. Марксизм: Плеханов, Вера Засулич. Большевизм: Богданов, Ленин, Сталин. В начале 20ого века → философия русского зарубежья. Три направления: 1. антикоммунизма (Бердяев, Франк); 2. евразийское (Трубецкие, Савицкий); 3. Христианский социализм (С. Бургаков).
Философия всеединства Вл. Соловьева (1853-1900). Связана с нейтральными концепциями Чаадаева (зап.) и Леонтьева (вост.). Сын историка. «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал». 1881 г. – воззвал к Александру III → отменить смертную казнь народовольцам → разрыв связи с официальным государством. Выступал: 1. За неутомимую борьбу, за идеи высокого назначения в этом мире человека. Единство должного и сущного. 2. Не допустить разрыв между идеалом и средствами достигаемых целей. Отрешение от сущности христианства (т.к. противопоставлял христианству католицизм, протестантизм). Миссия России не в споре Запада и Востока, а должна примирять (судья третейский). Примирение католитической и христианской церкви. Святость России не только в величии могущества государства, но и в полноте идеалов. «Святая Русь возжелала святого дела – примирение Запада и Востока». Философия Всеединства. Теория вселенской теократии, т.е. создание всемирного государства на основе христианства. Духовные импульсы, достигаемые через цельный опыт (единство эмпирического, рационального, мистического) → синтез науки, философии, религии. Отрицал право философии, науки и религии на самостоятельное существование от цельного опыта (вне синтеза). На взгляды Соловьева оказала влияние религиозная литература, идеи неоплатонизма, средневекового мистицизма, славянофилы.
Три периода: 1. Теологизированного прогрессизма. 70 гг. Интересы в области теософии (христианского учения). 2. Утопии всемирного государства. 80 гг. Интересы в области теократии. 3. Эсхатологический. Интересы в области теургии (мистического искусства). I. «Чтения о богочеловечестве», «религиозные основы жизни». II. «Великий спор и христианская политика», «Россия и вселенская церковь», «Национальный вопрос в России» (1884 г.) Называет явления народной жизни, с которыми невозможно примириться, ухудшением с/х и объединением народа. Упадка семьи, пьянства, разврата. Постоянное размножение сект → разрушение основы христианства. III. «Оправдание добра», «Смысл любви», «Три разговора: о войне, прогрессе и конце всемирной истории» → «Повесть об антихристе» (1900 г.). Философские источники антропологии → Платон и Кант → о причастности человеческого бытия двум мирам: 1. чувственновосприимчевым → чувства; 2. разум. Это сочетание с мистическим и эсхатологическим историзмом, иудее-христианской традицией, где началом является первородный грех человечества, а концом – страшный суд. Это традиция повлияла на представления об имманентной драматичности человеческой судьбы. С другой стороны, пытается построить оптимистические концепции спасения человечества, основываясь на представлениях о благоустроенности человеческой природы, т.к. причастна абсолюту (обществу) → подготавливает человека к разумному восприятию ценностей. Центральная идея: учение о всеединстве (синтез истины, добра, красоты). Божество – воплощение этого единого сущего. Посредник – софия (мудрость). Природа идет к совершенству (несовершенна). Человек – посредник от несовершенного к совершенству. Цель мировой истории – единство бога и внебожественного мира, возглавляемое человеком. Человек приближает себя к абсолюту через нравственный поступок, как акт любви к природе, человеку, божеству. Смысл истории – вывести одухотворенное человечество в преддверии божества. Преграда – греховность. Три искушения: плоти, духа, власти → основное зло и основное препятствие. Если зло реализуется в истории через искушение, то добро через божественные откровения. Но человечество оказалось не на высоте → раскол христианства на восток и запад. Восток. Православие. Сила в глубине религиозных созерцаний. Настолько довлеющий, что человек обезличивается и растворяется в божестве.
Запад. Гипертрофия личного человеческого начала. Этот антагонизм вызван фундаментальным несовершенством человеческой натуры, расколом христианства. На востоке → почитание бесчеловечного Бога. На западе → безбожественный человек (рассудок, рефлекс). Залог освобождения человеческого рода → примирение запада и востока. Разрешение противоречий. I период. Надежды на примирения запада и востока с диалектикой саморазвития истории. II период, 80-ые годы. Утопия всемирного теократического государства. Центральная светская власть принадлежит русскому царю, духовная – римскому папе. Государство – представитель человеческого рода. III период, 90-ые годы. Крах теократической теории. Обращается к традиционной апокалиптике. Идеи опыта и преодоления противоречий.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.103 (0.008 с.) |