Древний Китай (8-6 в. до н.э.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древний Китай (8-6 в. до н.э.)



Функции философии.

Наука и философия.

 

– особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Основные ф-ции:

1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;

2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;

3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

 

Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Философия как особый способ духовного освоения мира, есть теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания. Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение; философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных исследований.

 

Древнеиндийская философия

(эпоха «брожения умов»)

Зарождение – 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытно-общинного строя к классовому.

Во главе государства – раджа

Касты – замкнутые сообщества людей.

1.жрецы – брахманы (высшая каста)

2. купцы, торговцы (вайшьи)

3. крестьяне, обездоленные (шудры)

Брахман – один из божеств Др. Индии, а также высший класс.

Брахманизм – система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики.

Ведические книги (веды, самхиты):

-духовные источники др. Индийской философии

-первые священные книги

Охватывают проблемы мироздания, человека; в них зафиксированы ритуалы.

4 периода в развитии ведической литературы:

1. Ригведы – наиболее ранний сборник приданий, сказаний. Имели особое значение. Темы: Покорение арийскими племенами Индии.

2. Брахманы (1 тыс. до н.э.) – комментарии к ведам. Поляризация общества.

3. Араньяки – «лесные книги для отшельников» (середина 1ого тыс. до н.э.). Отшельники (скиты). Философские раздумья.

4. Упанишады (до 2ого тыс. до н.э.) – «знания полученные у ног учителя», т.е. разговор ученика и учителя. Имеют глубинный философский смысл. Недоступны для шудры. Толкователями ведической мудрости считались брахманы.

Философские школы

2 направления развития:

Ортодоксальное – поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. 6 классических систем: Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология). Миманса (ритуал)

Неортодоксальные. Вносят изменения в веды. Буддизм, джайнизм, червака (покаята).

Брахман – объективная духовная сущность

1. субстанция первооснова (абсолютная реальность)

2. божество

3. брахман есть Атман

Атман – субъективная духовная сущность, абсолютная душа, одушевленная субстанция, духовное «я».

Атман и брахман бессмертны.

Устремление к попытке понять мироздание. Это философия человека – человек бессмертен. Т.е. нацелена на человека (гармонические отношения человека и окружающего мира).

В упанишадах взаимоотношения с брахман и Атман. Взаимосвязь человека с субстанциями.

Карма (закон воздаяния) – судьба, рок, обусловленная влиянием субстанции или общества. Зависит от образа жизни, поведения человека.

Сансара (земная жизнь) – круг перерождения (в животных, растения). Но главная цель – еще при жизни слиться с субстанцией, что возможно с помощью нирваны.

Нирвана – высшее состояние, совершенное состояние души, освобожденное от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Затрагиваются моральные, нравственные ценности:

1. подавление страстей

2. подаяния бедным

3. сострадание к ближнему.

Джайнизм (от слова победитель). Неортодоксальное течение – отвергли авторитет Вед. Подробно разработали концепцию кармы; сохранили учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Цель джаянов – освобождение от сансары, достижение нирваны, что возможно, если соблюдать строгие правила.

4 обета:

1. невреждение – осуждение жертвоприношений (т.е. не вредить другой жизни человека, животных, растений)

2. правдивость

3. отрешенность

4. неворовство

Почитание не богов, а джинов, победителей (своей судьбы).

Сможет победить если соблюдать:

1. правильное поведение

2. правильное познание

3. правильную веру (веры в джина)

4. победить с помощью аскетизма (т.е. ограничение или подавление чувств, желаний)

Буддизм (6-7 в. до н.э.)

Основатель Будда («просветленный», принц Гаутам). Предложил средний путь между аскезой и наслаждением.

4 благородные истины:

1. жизнь это страдание.

2. страдание следует за желанием (жаждой).

3. путь избавления от страданий – избавление от желаний.

4. путь избавления от желаний – следовать учению буддизма, т.е. освобождение от слепой привязанности жизни → состояние затухающего сознания → достижение нирваны → угасание желаний, связанный с жизнью → полная невозмутимость, помогающая преодолеть привязанность к жизни и слиться с Брахмой.

5 заповедей: не убий, не укради, будь целомудрен, не лги, не употребляй наркотических веществ.

Выводы:

1. Др.Индийская философия – источник человеческой мудрости, подпитывающий человеческую культуру.

2. идея всеединства → всё есть одно. Все существа – проявление единого

3. обращение к внутреннему миру человека → нравственное усовершенствования человека.

4. понятие нирвана → путь совершенствования человека, преодоление трудностей.

Античный мир.

Древняя Греция.

Философия Платона.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. По его мнению, идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.

 

Аристотель.

Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

1. Эйдес (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная.

Эйдес вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её Эйдес. Материя есть только возможность осуществления Эйдеса.

Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

3. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм.

2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной.

3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.

Художественно-творческий принцип в его завершении:

1. Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, называемый Умом, так что душа есть энергия Ума.

2. Ум есть эйдос всех эйдосов.

3. Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением.

 

Новое время.

16-18 вв. Развитие производственных отношений → переориентация философии по отношению к науке, т.е. тесно связана с наукой → проблема гносеологии (познания). Обостряется критика схоластики (средневековой философии). Диалог между номинализмом (опирался на чувства) и реализмом (опирался на разум) → империализм (опыт), рационализм. Девиз: «Не наука ради науки, а увеличение власти человека над природой, совершенствование сил человека». Опора на материальный опыт производства → эксперимент → учение о причинности (его теоретическое обоснование)

 

Френсис Бэкон (16-17 вв.) реформатор науки, производства. Основные работы: «Новый органон» (о достоинстве преумножения наук), «новая Атлантида», «Опыты и наставления» → родоначальник эмпиризма → индуктивный метод (от общего к частному) → логическая систематизация процесса научной деятельности. Призывал изменить отношение к науке (т.е. необходимость развития науки). Главный вклад – подвести под науку обновленное философское методологическое обоснование. Наука – единая связанная система, каждая часть которой должна быть также дифференцирована. Т.е. его философия опирается на естественные науки (естествознание). Чувства не погрешимы, т.е. являются источником знания. Главные методы: индукция, анализ, эксперимент, сравнение, наблюдение.

Философия и наука – основная цель: практическая значимость → овладеть силами природы. Философия спорит с ортодоксальной религией (в основе теория двойственной истины. Религия занимается верой. Наука – разумом). Главный девиз: «Знание есть сила». Практическое назначение науки неотделимо от теоретической части.

Философия Ф.Бэкона:

1. Задача познания: исследование природы.

2. Цель: господство над природой, усовершенствование жизни.

3. Основные методы: индукция эксперимент.

Польза человеку → изобретения, открытия. Однако наука того периода в жалком состоянии. В основе развития науки греческие (античные) открытия.

Проблемы науки:

1. Оторванность науки от своего корня – природа, опыта.

2. Предрассудки

3. Суеверное, слепое религиозное рвение.

4. Исключительное занятие моралью и политикой у римлян → т.е. необходимо обновление наук.

Выделяет объективные и субъективные условия реформы науки. Объективные – возродить науку к ее истокам → природе, опыту. Субъективнее – усовершенствование методов обобщений, образование понятий.

Логическое основание реформы науки – новая теория индукции. Очищение разума от заблуждения. Четыре идола заблуждения: рода, пещера, рынка (базар), театра.

1) Идол рода: ложное представление о мире, присущее всему человечеству. Антропоморфизм – наделение природных явлений человеческими свойствами. Вещи предстают в искаженном виде. Человеческий ум – искаженное зеркало.

Призраки рода: человек поддается тем доводам, которые сильнее поражают его воображение. Люди не познав одно явление, кидаются к другому. Ум по своей природе склонен рассекать (анализировать) природу и текучесть природы. Воспринимается как постоянное. Для преодоления: обращение к опытам, экспериментам.

 

2) Идол пещер. Особенности воспитания, образования. Склонность по-своему воспринимать мир, т.е. свой собственный мир, который препятствует объективному познанию мира. Преодоление: коллективный опыт, наблюдения.

 

3) Призрак рынка (площади). Арена, реальность, условия которые возникают не имея над собой реальной основы (т.е. обман, ложь). Возникают софизмы. Борьба с подобными «словесами» – задача науки → проведение экспериментов, проверка.

 

4) Идол театра. Ложные представления о мире, некритически заимствованные из различных философских систем. Против слепой веры в авторитеты, философские системы.

 

Развитее науки невозможно без преодоления идолов. №1 и №2 – естественные препятствия, №3 и №4 – приобретенные умом.

 

Проблема метода (учение). Метод имеет глубокое практическое значение, величайшая преобразующая сила, ориентирующая практическую и теоретическую деятельность.

 

Метод индукции. От частного к общему, опирается на органы чувств. Не игнорирует теоретическое знание. Метод: орудие, совершенствующее наше восприятие и наш ум. Метод позволяет классифицировать факты. Люди не должны уподобляться наукам, которые ткут нити из самих себя; муравьям, которые просто собирают. Человек должен быть подобен пчелам, которые упорядочивают. Бэкон определяет статус медицины как науки о наиболее сложной и многообразном теле природы. Медицина без философии не может быть надежной. Ложные философские убеждения. Задачи медицины: сохранение здоровья, лечение болезней, продление жизни (решает на видовом уровне). Первая теоретическая программа реформ медицины, которая носит негативный характер (т.е. критика суровой медицины). Особое внимание уделяется анатомическим исследованиям. Теоретически и этически оправданным является изъятие из врачебного лексикона термина «неизлечимо больной», т.к. это ведет к безразличию, безответственности. Предлагает создать особую область медицины → эвтаназия – методы, облегчающие человеку смерть. Внешняя эвтаназии – обезволивающие препараты. Внутренняя эвтаназия – подготовка души человека к переходу в мир иной. Указывает на выделение в медицинские направления «врачебной нити». При одновременном лечении больного несколькими специалистами необходимо иметь единый план → порядок, систематичность, искусственное чередование.

 

Эпоха просвещения.

Дж. Локк, Толанд, Ньюман, Вольтер, Руссо, Ламетри, Дидро, Гильвеций.

3 направления:

1. Классическое натурфилософское. Ломоносов. Двойственная истина.

2. Социологическое. Екатерина II. «Наказ» 1747 г. Социально-политические взгляды.

3. Антропологическое. Радищев, Добролюбов, Белинский.

 

Германия: Лессинг, Гердер. Философия предназначена для широких кругов населения и классу буржуазии. → Связь науки с практикой более ярко выражена → общественная полезность. Против метафизических концепций (Рене Декарта). Характерна уверенность в мощи человеческого разума, который опирался на научный опыт. Просветители ограничивают веру в религию в пользу науки. Мораль от религии → история религиозного свободомыслия.

 

Деизм – взгляд на религию как на веру, которой ограничивается лишь признанием бога в качестве первопричины, отказ от остальных положений.

 

Французское просвещение.

Вольтер и Руссо

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) 17-18 в. Физик, психолог, литератор → один из вождей французского просвещений. Работы: трактат о метафизике, поэма о естественном законе, беседа дикаря с бакалавром («обращайся с другими так, как ты хотел, чтобы относились к тебе»), «Объясненная библия».

Идеи: борьба с католической церковью, против абсолютизма, религию сохранить только для утешения, против авторитетов, которые доходят до догматизма. Оказал влияние Дж. Локк (английский философ) материалистический сенсуализм → нет ничего в разуме, что бы не прошло через органы чувств. Вольтер отрицал наличие духовной субстанции, нет души, есть психические процессы и явления. Сторонник концепции Ньютона, развивал в ее форме сенсуализма. Разум – обобщение чувственных данных. Объект философского анализа → общие процессы. Общество – сочетание человеческих атомов, которые перемещались по воле правителей → надежды на просвещенного монарха. История – арена добра и зла, просвещения и невежества. Социальные бедствия – результат невежества или ошибки отдельных лиц. Противник теории европоцентризма. Идеализирует Петра. Вольтер сыграл роль в развитии просвещения во Франции.

 

Жан Жак Руссо. 1712-78 г. Учитель музыки. Очищение нравов → возрождение наук и искусств → парадоксальный, неординарные мыслитель. Указать, что нравственность – особая сфера человеческой деятельности или жизни человека, которая не совпадает с интеллектуальной. Социальный прогресс не может быть сведен к научному процессу. Упростил понимание цивилизации до уровня патриархальной идиллии. Согласие с природой. Природа не является складом продуктов. Единственный дом человека. Развивает сентиментализм → сердце и душа. Человек – субъект чувств. → «трактат о происхождении неравенства» → противопоставил природное и социально неравенство, второе возникает только на определенном этапе. С появлением частной собственности. Считает, что неравенство не существует изначально. Первая ступень неравенства: частная собственность. Вторая – государство (договор к образованию государственной власти – гарант). Третья – превращение государственной власти в деспотизм, который обретает новое понятие равенства. Моральное право на бунт. Руссо прославился романами воспитательного характера. «Эмиль» → естественный человеческие чувства. Главное – естественное воспитание. Против сословных привилегий. Воспитание на естественной, природной основе. Этот же принцип в вероисповедании → естественная религия → естественный разум, т.е. каждый вправе иметь своего бога → «Общественный договор» → принцип разумного эгоизма.

 

Философский материализм Дж. Локка. Медицина, физиология, биология. Основные положения: ни только всякая форма неотделима от материи, но и от движения. Материальные субстраты – неорганические, органические. В материи хранится не только способность к движению, но и всеобщая способность к ощущению. Человек произошел от животного → этические взгляды. «Рассуждения о счастье». Отвергал наличие абсолютных нравственных ценностей. Т.е. народы на разный стадиях развития имеют разные представления о добре и зле → государственное устройство.

 

Французский материализм. Суть процессов в мироздании определяется материей как субстанцией, ее движением, реализуется на необходимом уровне → случайностей нет. Все в движении. Закономерный характер. Значение: Решение основного вопроса философии → отношение мышления (разума) к бытию. Обоснование природы ощущений на материальной позиции. Общество → просветит позиции. Атеистические связи → выявление гносеологических причин → теория обмана.

 

Эммануил Кант.

Краткая характеристика немецкой классической философии. 80 г. 18ого века – 30 г. 19 века. Немецкая классическая философия → расцвет (вершина классической философии) рационализма. Абстрактная мысль достигает небывалого размаха. Продолжение разбора проблем природы (Гегель). Познающий субъект в центре философии → гносеология. Продолжена линия Декарта → процесс мышления → против метафизического подхода в изучении человека, общества → формируется принцип развития, в основе – диалектика (развитие через противоречия) + процесс мышления, который является не только комбинатором чувств, но обладает другой качественной структурой, то есть разум дает то, что не может дать чувственная сфера. Эта концепция активного мышления выступает в виде идеализма. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Маркс (но не идеалист → материалист). Язык философов сложен.

 

Эммануил Кант (1724-1804) Родился в Кенигсберге (нын. Калининград), занимался математикой, космогонией, биологией, философией, геометрией. Основные работы: «Всеобщая естественная история и теория неба» (докритический период), «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Каждое философское исследование след основ на критическом анализе.

 

Докритический период → вопросы философии природы. Принцип измерения сил, происхождения и развитие солнечной системы, перспективы развития Земли, происхождение живой природы, принцип целесообразности строения организма. Использовал: физика Ньютона, теорию движения планет Кеплера, работы Коперника. Кант говорил, что ученые должны ставить вопрос о том, как возникла Вселенная, ее будущее. Из-за неоднородного строения вселенной (наличие положительных и отрицательных заряды) собирались планеты → естественное происхождение вселенной. Против теории первого толчка. Живая природа, организм устроены по типу целесообразности, т.е. присутствует акт творения → наличие цели в каждом организме.

 

Критический период. Критическое исследование познающих способностей и исследование границ компетенции научного знания. Идея критического исследования приводит к априорному (доопытному) Познани., которое очевидно само по себе. Априорное (сознание) наука → математика, геометрия. Т.е. как возможны эти науки и философия если в них есть априорное знание?

 

Типы суждений:

1. Любое суждение состоит из субъекта и предиката (роза есть цветок) → аналитическое суждение базируется на анализе понятий, априорное → не надо прибегать к опыту. Нет прироста знания.

2. Понятия, которые представляют предикат, не входит в субъект → синтетическое (в процессе эксперимента получают знание) апостериорное (в процессе опыта). Естествознание построено на этом типе суждения.

3. Синтетические априорные суждения (синтез понятий). Н., прямая – есть кратчайшее расстояние между двумя точками) → соотношение искусственного с рациональным.

Кант считал, что наука не отражает связи, а находит в природе то, что там ищет, а не слепо следует за природой. Приводит в пример Галилео-Галилея → метод моделирования ситуаций, которых нет в живой природе, а потом применяет знания к природным явлениям → творческая природа познания → не субъект приспосабливается к объекту, а объект к субъекту. Объект → субъект (до Канта), объект ® субъект (от Канта) → гносеология. Понятие транстедентальное – структура чувственности и рассудка, которое обеспечивает условия априорного знания. Познание: чувственное и рассудочное. Транстедентальная эстетика – теория чувственного познания. Феномен – то, что есть чувственным созерцанием.

Феномен – материя апостериорна, форма априорна предшествует материи. Две формы чувственного созерцания: пространство и время. Не существуют сами по себе. Являются функцией субъекта. Априорны, находятся внутри познающего субъекта. Нет познания – нет пространства и времени → реляционная концепция. Пространство – форма внешнего чувства. Время – форма внутреннего чувства. Априорные суждения в математике основываются на времени; а геометрия основывается на чувстве пространства. Транстедентальная аналитика – сфера рассудочного познания. Рассудок анализирует данные чувственного познания формы (категории) мышления априорны. 4 типа категорий: количество, качество, отношения, модальности. В каждый тип входит три категории, т.е. всего 12 категорий. Количество: единство, множественность, целостность. Качество: реальность, отрицание, ограничение. Модальность: возможность/невозможность, случайность/неслучайность. Эти категории – основа опыта. Данные опыта распределяются. Понятие Транстедентальная апперцепция → самосознание познающего субъекта. Время организует самосознание человека.

 

Синтетическая деятельность рассудка прилагаема к чувствам. Кроме феномена существует мир ноуменов или мир вещей в себе. Вещь в себе – сущность, которую мы не созерцаем, мыслятся без связи с чувственным созерцанием – предельное понятие. Люди живут в мире феноменов, но люди пытаются попасть в мир ноуменов, возникают противоречия → познание в непознаваемом. Сфера «чистого разума». Разум – выход за пределы конечного мира. Трансцендентные идеи:

1. Психологическая. Идея о душе. Что это такое? Из сферы непознаваемого.

2. Космологическая. О единстве мира, космоса.

3. Теологическая. О Боге.

Антиномии чистого разума (противоречии неразрешимые). Мир имеет начало в пространстве и времени. Делимый мир не имеет начало. Т.е. доказывает совершенно разные точки зрения. Кант считал, что есть одно доказательство Бога – нравственность. Этика Канта построена на долге. Поступать так, как велик долг → этика должного. Долг базируется не на чувствах, а на разуме. В голове заложено, как поступать. Поступай так, чтобы относиться к человеку всегда как к цели, а не к средству. «Максима твоей воли имела форму нравственного закона». → «Критика способности к суждению».

-проблема целесообразности в отношении к возвышенному, прекрасному → эстетические проблемы.

-целесообразность строения живых организмов.

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Моральный закон возвышает человека над всем миром.

 

Марксистская философия. 1818. Отделить Маркса идеолога и философа непросто, но необходимо. Маркс 1818-1883 г. Энгельс 1820-1895 г.

Маркс наследует рационализм и возродил материализм, связав его с человеческой историей. Системный подход заимствовал у Гегеля. Что устраивало в Гегеле? Философия духовная квинтэссенция своего времени. Содействовала общественно-историческому процессу. Постепенно отошел от позиций Гегеля. В 1843-45 переход на позиции Фейербаха (гуманизм, построенный на преодолении всех форм отчуждения и развитии родовой сущности). Во Франции изучал социализм и встретил Ф.Энгельса. Причины появления марксизма:

1. социально-политические (связано с развитием капитализма).

2. естественно-научные (закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Ч.Дарвина). Диалектический взгляд на природу.

3. теоретические. Французский утопический социализм. Английская политическая экономика. Немецкая классическая философия.

 

Антропологический

Материализм Фейербаха.

 

Характерная особенность материализма Фейербаха – антропологизм, явившийся следствием исторических условий предревлюцой Германии и выражением идеала революционной буржуазной демократии. исходным пунктом философской эволюции Ф была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф также идеалистический характер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рационального содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф просто отбросил философию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения - диалектики. Основное содержание и смысл фил-ии Ф – отстаивание материализма. Антропологизм Ф проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, кот. рассматривался им как "единственный, универсальный и высший" предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе Ф не удается, т.к.человек для него - абстрактный индивид, чисто биологическое существо. В теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. Но в целом Ф не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Ф применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как "бессознательное самосознание" человека. Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф о социально-исторических корнях религии.

 

 

Русская философия

Философия всеединства

Вл. Соловьева (1853-1900).

Связана с нейтральными концепциями Чаадаева (зап.) и Леонтьева (вост.). Сын историка. «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал». 1881 г. – воззвал к Александру III → отменить смертную казнь народовольцам → разрыв связи с официальным государством.

Выступал:

1. За неутомимую борьбу, за идеи высокого назначения в этом мире человека. Единство должного и сущного.

2. Не допустить разрыв между идеалом и средствами достигаемых целей.

Отрешение от сущности христианства (т.к. противопоставлял христианству католицизм, протестантизм). Миссия России не в споре Запада и Востока, а должна примирять (судья третейский). Примирение католитической и христианской церкви. Святость России не только в величии могущества государства, но и в полноте идеалов. «Святая Русь возжелала святого дела – примирение Запада и Востока».

Философия Всеединства.

Теория вселенской теократии, т.е. создание всемирного государства на основе христианства. Духовные импульсы, достигаемые через цельный опыт (единство эмпирического, рационального, мистического) → синтез науки, философии, религии. Отрицал право философии, науки и религии на самостоятельное существование от цельного опыта (вне синтеза). На взгляды Соловьева оказала влияние религиозная литература, идеи неоплатонизма, средневекового мистицизма, славянофилы.

Три периода:

1. Теологизированного прогрессизма. 70 гг. Интересы в области теософии (христианского учения).

2. Утопии всемирного государства. 80 гг. Интересы в области теократии.

3. Эсхатологический. Интересы в области теургии (мистического искусства).

I. «Чтения о богочеловечестве», «религиозные основы жизни».

II. «Великий спор и христианская политика», «Россия и вселенская церковь», «Национальный вопрос в России» (1884 г.) Называет явления народной жизни, с которыми невозможно примириться, ухудшением с/х и объединением народа. Упадка семьи, пьянства, разврата. Постоянное размножение сект → разрушение основы христианства.

III. «Оправдание добра», «Смысл любви», «Три разговора: о войне, прогрессе и конце всемирной истории» → «Повесть об антихристе» (1900 г.).

Философские источники антропологии → Платон и Кант → о причастности человеческого бытия двум мирам:

1. чувственновосприимчевым → чувства;

2. разум.

Это сочетание с мистическим и эсхатологическим историзмом, иудее-христианской традицией, где началом является первородный грех человечества, а концом – страшный суд. Это традиция повлияла на представления об имманентной драматичности человеческой судьбы. С другой стороны, пытается построить оптимистические концепции спасения человечества, основываясь на представлениях о благоустроенности человеческой природы, т.к. причастна абсолюту (обществу) → подготавливает человека к разумному восприятию ценностей. Центральная идея: учение о всеединстве (синтез истины, добра, красоты). Божество – воплощение этого единого сущего. Посредник – софия (мудрость). Природа идет к совершенству (несовершенна). Человек – посредник от несовершенного к совершенству.

Цель мировой истории – единство бога и внебожественного мира, возглавляемое человеком. Человек приближает себя к абсолюту через нравственный поступок, как акт любви к природе, человеку, божеству. Смысл истории – вывести одухотворенное человечество в преддверии божества. Преграда – греховность. Три искушения: плоти, духа, власти → основное зло и основное препятствие. Если зло реализуется в истории через искушение, то добро через божественные откровения. Но человечество оказалось не на высоте → раскол христианства на восток и запад.

Восток. Православие. Сила в глубине религиозных созерцаний. Настолько довлеющий, что человек обезличивается и растворяется в божестве.

Запад. Гипертрофия личного человеческого начала.

Этот антагонизм вызван фундаментальным несовершенством человеческой натуры, расколом христианства. На востоке → почитание бесчеловечного Бога. На



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.098 с.)