Тема 1. Земельное право как отрасль права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Земельное право как отрасль права



Курс лекций

по земельному праву для студентов юридического факультета по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Политология»

Составители:

к. ю. н., доцент Шахрай И.С.,

к. ю. н., доцент Шингель Н.А.

Минск, 2011 г.


Тема 1. Земельное право как отрасль права

1.1 Понятие и предмет земельного права.

1.2. Земля как объект правового регулирования.

1.3. Система земельного права.

1.4. Понятие источников земельного права и их классификация. Общие и специальные источники в системе источников земельного права.

 

Тема 2. Земельные правоотношения.

2.1. Понятие и виды земельных правоотношений.

2.2. Состав земель Республики Беларусь.

2.3. Субъекты земельных правоотношений.

2.4. Объекты земельных правоотношений.

2.5. Содержание земельных правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения.

 

Тема 3. Право собственности на землю.

3.1. Понятие и признаки права собственности на землю. Формы и виды права собственности на землю.

3.2. Субъекты и объекты права собственности на землю.

3.2.1 Право государственной собственности на землю.

3.2.2. Право собственности на землю иностранных государств, международных организаций.

3.2.3. Право частной собственности на землю.

3.3. Основания возникновения права собственности на землю.

3.4. Основания прекращения права собственности на землю.

3.5. Содержание права собственности на землю.

 

Тема 4. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

4.1. Понятие и признаки прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

4.2. Правовые формы использования земельных участков, лицами, не являющихся собственниками.

4.2.1. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками.

4.2.2. Право постоянного пользования земельными участками.

4.2.3. Право временного пользования земельными участками.

4.2.4. Аренда (субаренда) земельных участков.

4.3. Основания возникновения прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

4.4.Основания прекращения прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

4.5. Содержание прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

 

Тема 5.Правовое регулирование оборота земельных участков

5.1. Понятие и особенности совершения сделок с земельными участками.

5.2. Отчуждение земельных участков (купля-продажа, мена, дарение, рента).

5.3. Ипотека земельных участков. Залог права аренды земельных участков.

5.4. Наследование земельных участков.

5.5. Переход права на земельные участки.

 

Тема 6. Государственное регулирование в области использования и охраны земель.

6.1. Понятие и содержание государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.

6.2. Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.

6.3. Учет земель и ведение государственного земельного кадастра.

6.4.Землеустройство.

6.5. Государственный контроль в области использования и охраны земель.

 

Тема 7. Распределение и перераспределение земель.

7.1. Административный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.

7.2. Порядок передачи земельных участков в государственную собственность.

7.3. Аукционный порядок распределения земельных участков.

7.4. Изъятие земельных участков для государственных нужд.

 

Тема 8. Экономико-правовое обеспечение охраны и использования земель и защита прав землепользователей.

8.1. Плата за пользование земельными участками: земельный налог и арендная плата

8.2. Возмещение правомерного вреда землепользователям.

8.3. Возмещение потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства.

8.4. Разрешение земельных споров.

 

Понятие и предмет земельного права.

Система земельного права.

Система земельного права – научно обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.

Система земельного права формируется под влиянием объективных (особенности земли как объекта правового регулирования) и субъективных (государственная земельная политика) факторов и включает в себя следующие элементы:

общую и особенную часть, земельно-правовые институты, земельно-правовые нормы.

Институт земельного права представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу земельных отношений.

Общая часть земельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения.

В общей части по предмету правового регулирования можно выделить следующие институты:

· институт, регулирующий право собственности на землю;

· институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования;

· институт государственного регулирования и управления землями;

· институт ответственности за нарушение земельного законодательства;

· институт правовой охраны земель.

Особенная часть земельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель. В соответствии с имеющейся классификацией земель на категории особенная часть земельного права включает следующие институты:

1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2) правовой режим земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) правовой режим земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим земель лесного фонда;

6) правовой режим земель водного фонда;

7) правовой режим земель запаса.

Система земельного права соотносится с системой земельного законодательства (законодательства об охране и использовании земель)[1] как содержание и форма, и в полной мере не совпадает в силу комплексного характера земельного права.

 

Содержание земельных правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения.

Содержанием земельных правоотношений являются взаимосвязанные права и обязанности их участников, которые зависят от вида этих правоотношений, земельно-правового статуса субъектов, правовой природы прав на землю, по поводу которых складываются правоотношения, объекта землепользования.

В большинстве случаев (за исключением права государственной собственности на землю и общего землепользования) эти права и обязанности носят взаимный характер, устанавливаются законодательством или соглашением участников этих правоотношений (если они находятся в равноправном положении, например, при заключении сделок с земельными участками).

Содержание правоотношений по использованию земли зависит от правовой природы и вида этих прав. Содержание вещных прав характеризуется через правомочия владения, пользования, распоряжения землей, которые могут принадлежать различным субъектам в разном соотношении. Каждое из этих правомочий может включать права и обязанности по отношению к земле, или только права.

Содержание тех прав на землю, которые основаны на договоре и имеют обязательственную природу (аренда (субаренда)), выражаются во взаимных правах и обязанностях, объем которых определяется договором.

В основе возникновения и прекращения земельных правоотношений лежат юридические факты, то есть обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений, и которые зависят от вида земельных правоотношений и состава их участников.

Основаниями возникновения и прекращения земельных правоотношений служат, как правило, действия. Это могут быть:

· правомерные действия, если речь идет о возникновении, а в ряде случаев и прекращении правоотношений земельной собственности, землевладения, землепользования, по управлению землями;

· неправомерные действия, которые являются основанием возникновения охранительных земельных правоотношений.

Правомерные действия, приводящие к возникновению земельных правоотношений, могут совершаться в форме:

· административного акта;

· сделки;

· судебного решения;

· международного договора.

Учитывая разрешительный характер большинства видов прав на землю, для их возникновения устанавливается юридический состав – совокупность юридических фактов, ведущих к возникновению права пользования земельным участком.

События в основном служат основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений отдельных видов (истечение срока временного землепользования как основание прекращения; смерть гражданина как основание перехода земельного участка его правопреемникам и др.). События могут приводить к возникновению только общего землепользования, предусмотренного ст. 263 ГК, которое является разновидностью общего природопользования.

 

Содержание права собственности на землю.

В соответствии со ст. 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Содержание и объем указанных правомочий зависит от формы и вида собственности на землю.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей. У Республики Беларусь как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования. Для других субъектов права собственности на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.

Правомочие пользования означает юридически закрепленную возможность осуществлять эксплуатацию земли, извлекать ее полезные свойства, самостоятельно хозяйствовать на земле.

Государство как собственник земли непосредственно не пользуется ею, а передает землю в пользование другим субъектам. Правомочие пользования может быть реализовано иными субъектами права собственности на земельные участки с учетом следующих особенностей:

- возможные варианты использования земли в общем виде закреплены земельным законодательством;

- на собственника возложена обязанность использовать земельный участок по целевому назначению;

- на собственника возложены иные обязанности, связанные с использованием земли: осуществлять мероприятия по охране земель, благоустройство земельных участков, не нарушать права иных землепользователей, соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок.

Правомочие распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.

Для государства важнейшим полномочием по распоряжению землями является определение целевого назначения земель, изъятие и предоставление земельных участков, передаче их в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности.

Субъекты права частной собственности на землю могут распорядиться земельным участком путем отчуждения исполнительным комитетам, совершения сделок, а граждане также – путем передачи по наследству. Совершение сделок с земельными участками возможно лишь при соблюдении требований, предусмотренных земельным законодательством: запрет на изменение целевого назначения; соблюдение субъектного состава сделок; единство судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений); совершение сделок при наличии документов, удостоверяющих права на эти участки; сделки должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации).

 

Содержание прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах, уставленных земельным законодательством и условиями предоставления земельных участков.

Распоряжаться земельным участком названные субъекты могут только в случаях, предусмотренных земельным законодательством. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, могут распорядиться земельным участком (правом на него) следующими способами:

· добровольно отказаться от земельного участка;

· субъект права пожизненного наследуемого владения может распорядиться земельным участком на случай свой смерти путем составления завещания;

· арендатор наделен следующими распорядительными правомочиями: предоставлять арендуемый земельный участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков другим лицам, предоставлять право аренды в залог либо вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ. Реализация арендатором правомочия распоряжения возможно при условии сохранения целевого назначения земельного участка; требования о внесении платы за право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности; получения согласия собственника земельного участка, если участок находится в частной собственности; иных условий действительности сделок с правами на земельные участки.

 

Тема 5.Правовое регулирование оборота земельных участков

5.1. Понятие и особенности совершения сделок с земельными участками.

5.2. Отчуждение земельных участков (купля-продажа, мена, дарение, рента).

5.3. Ипотека земельных участков. Залог права аренды земельных участков.

5.4. Наследование земельных участков.

5.5. Переход права на земельные участки.

 

Землеустройство.

В соответствии со ст. 1 Кодекса о земле землеустройство представляет собой комплекс мероприятий по инвентаризации земель, планированию землепользования, установлению (восстановлению) и закреплению границ объектов землеустройства, проведению других землеустроительных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и охраны земель;

Землеустройство как функция управления землями включает систему государственных мероприятий, направленных на реализацию государственной земельной политики и решений государственных органов по организации использования и охраны земель. Землеустройство имеет целью обеспечение наиболее целесообразного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель.

В соответствии со ст. 77 Кодекса о земле объектами землеустройства являются:

земли Республики Беларусь;

земельные контуры - часть земной поверхности, выделенная по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования, имеющая замкнутую границу, за пределами которой качественные характеристики земель имеют другие значения;

земельные участки.

Целью землеустройства является пространственно-территориальное устройство земель.

Содержание землеустройства составляет совокупность различных по характеру землеустроительных действий, предусмотренных земельным законодательством (ст. 78 Кодекса о земле).

Порядок проведения землеустройства устанавливается Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.

Землеустроительные мероприятия подразделяются на проводимые в обязательном порядке – в случаях, установленных законодательством, и проводимые по инициативе землепользователей.

Землеустроительные мероприятия оформляются документально. Виды землеустроительной документации устанавливаются земельным законодательством. Землеустроительная документация разрабатывается по каждому объекту землеустройства и формируется в землеустроительное дело.

Землеустроительные работы выполняются землеустроительными организациями, находящимися в ведении Госкомитета по имуществу.

Землеустроительные мероприятия, направленные на реализацию единой государственной политики в области использования и охраны земель и имеющие общегосударственное значение, осуществляются за счет средств республиканского бюджета (ст. 79 Кодекса о земле). Все другие мероприятия проводятся по договорам между землеустроительными организациями и заинтересованными лицами.

В зависимости от объекта землеустройство можно подразделить на территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное. Территориальное (межхозяйственное) землеустройство обеспечивает территориальное устройство разных земельных участков, земель, которые являются самостоятельными объектами земельных правоотношений. Внутрихозяйственное землеустройство направлено на внутреннюю организацию земельной территории, закрепленной за конкретным субъектом земельных отношений.

Землеустроительные действия совершаются в установленном законодательством процессуальном порядке. Землеустроительный процесс включает следующие стадии:

· подготовительные работы;

· разработка проекта землеустройства;

· рассмотрение и утверждение проекта землеустройства;

· перенесение проекта в натуру (на местность);

· оформление и выдача землеустроительных документов;

· авторский надзор за выполнением проектов землеустройства.

Курс лекций

по земельному праву для студентов юридического факультета по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Политология»

Составители:

к. ю. н., доцент Шахрай И.С.,

к. ю. н., доцент Шингель Н.А.

Минск, 2011 г.


Тема 1. Земельное право как отрасль права

1.1 Понятие и предмет земельного права.

1.2. Земля как объект правового регулирования.

1.3. Система земельного права.

1.4. Понятие источников земельного права и их классификация. Общие и специальные источники в системе источников земельного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.047 с.)