Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы получения первичной социологической информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любое исследование начинается с анализа документов. Документ – это специально сделанный предмет, предназначенный для хранения информации. Документы фиксируют и отражают различные стороны жизнедеятельности практически всех групп. По форме фиксации информации можно выделить письменные, статистические, иконографические, фонетические документы. К письменным относятся: государственные и центральные архивы, архивы организаций, учреждений, предприятий и документы временного хранения; пресса; личные документы; косвенная документация. Срок длительного хранения документов в организациях – 10 лет, затем они передаются в ведомственные архивы (25-30 лет хранения) и поступают в центральные архивы. Косвенные документы – это дополнительный материал в виде справочников, каталогов. Статистические данные являются эмпирической основой социологического исследования. Их достоинства – удобство сбора, анализа сведений, возможность сопоставления информации во времени. Иконографические документы – кино-, фото-, видеоматериалы, произведение изобразительного искусства. К фонетическим относятся материалы звукозаписи. По степени оригинальности различают документы подлинные и копии. Предпочтение всегда отдается первым, подлинность копии должна быть обоснована и подтверждена. По возможной форме использования в исследовании можно выделить: документы, позволяющие только восстановить события; документы, дающие возможность сделать выводы; документы, используемые как иллюстративный материал (для приведения примеров, ссылок, разбора прецедентов). По отношению к самому исследованию документы разделяются на независимые, существующие помимо него, и специальные – инструментарий исследования: анкеты, дневники, протоколы наблюдений и т.п. Назначение анализа документов – извлечь необходимую информацию, оценить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, перевести информацию, содержащуюся в документе, на «язык» (в термины) исследования. Существуют два основных метода анализа документов. Первый – традиционный (или «классический»). Его цель – осмысление и интерпретация содержащейся в документе информации. В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ документов. Внешний – установление вида и формы, времени и места появления, инициатора создания и автора, цель создания, надежность и достоверность. Внутренний – исследование содержания документа и формулировка выводов. Второй метод анализа документов – формализованный (или «контент – анализ»). Он применяется при наличии объемного и несистематизированного письменного материала. Его суть – выделить подающиеся подсчету признаки документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания. Он может использоваться, чтобы понять основную мысль автора, выяснить общественный резонанс событий или эффект воздействия сообщений. В ходе контент - анализа прежде всего выделяются основные смысловые единицы (категории и подкатегории анализа) (например: сокращение штатов, безработица, социальная справедливость и т.п.), чтобы исследователь мог отнести к ним анализируемую информацию, не путаясь и не испытывая чрезмерных затруднений. Далее определяют единицы анализа – слово, сочетание слов, абзац, глава и т.п. Затем устанавливают единицы счета – это может быть частота повторения, площадь текста (объем внимания уделяемый проблеме). При проведении контент – анализа пользуются кодификатором – документом, в котором сведены все выделенные категории, подкатегории и единицы анализа, и специальным бланком (протоколом), в котором фиксируются результаты анализа по категориям. Еще один метод сбора первичной социологической информации – опрос, т.е. получение ответа на заранее непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического контакта между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Разновидности опроса – анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрия. Рассмотрим сущность каждого из них. 1. Анкетирование – опрос с помощью специального документа – анкеты, содержащего вопросы, ответы на которые фиксируются респондентом письменно. Предваряет вопросы обращение, в котором кратко разъясняется цель анкетирования, содержится просьба искренне ответить на вопросы, при необходимости – гарантируется анонимность ответов. Формулировка цели должна быть понятна опрашиваемым и затрагивать их интересы. Различают прессовые (публикуемые в органах печати), почтовые (рассылаемые по почте с просьбой о возврате в определенные сроки) и раздаточные (раздаваемые для заполнения и немедленного возвращения) анкеты. Недостаток анкетирования – неполный возврат анкет (92-98 % раздаточных, порядка 30 почтовых и 5 % прессовых). Успех проведения анкетирования, достоверность получаемой информации во многом зависят от правильности формулировки и последовательности вопросов. Вопросы анкет различаются в зависимости от их функций, содержания, конструкции, формы. Основные (содержательные) вопросы предлагаются для получения искомой информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.181 (0.007 с.) |