Методы получения первичной социологической информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы получения первичной социологической информации



Любое исследование начинается с анализа документов. Документ – это специально сделанный предмет, предназначенный для хранения информации. Документы фиксируют и отражают различные стороны жизнедеятельности практически всех групп.

По форме фиксации информации можно выделить письменные, статистические, иконографические, фонетические документы.

К письменным относятся: государственные и центральные архивы, архивы организаций, учреждений, предприятий и документы временного хранения; пресса; личные документы; косвенная документация. Срок длительного хранения документов в организациях – 10 лет, затем они передаются в ведомственные архивы (25-30 лет хранения) и поступают в центральные архивы. Косвенные документы – это дополнительный материал в виде справочников, каталогов.

Статистические данные являются эмпирической основой социологического исследования. Их достоинства – удобство сбора, анализа сведений, возможность сопоставления информации во времени.

Иконографические документы – кино-, фото-, видеоматериалы, произведение изобразительного искусства. К фонетическим относятся материалы звукозаписи.

По степени оригинальности различают документы подлинные и копии. Предпочтение всегда отдается первым, подлинность копии должна быть обоснована и подтверждена.

По возможной форме использования в исследовании можно выделить: документы, позволяющие только восстановить события; документы, дающие возможность сделать выводы; документы, используемые как иллюстративный материал (для приведения примеров, ссылок, разбора прецедентов).

По отношению к самому исследованию документы разделяются на независимые, существующие помимо него, и специальные – инструментарий исследования: анкеты, дневники, протоколы наблюдений и т.п.

Назначение анализа документов – извлечь необходимую информацию, оценить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, перевести информацию, содержащуюся в документе, на «язык» (в термины) исследования.

Существуют два основных метода анализа документов. Первый – традиционный (или «классический»). Его цель – осмысление и интерпретация содержащейся в документе информации.

В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ документов. Внешний – установление вида и формы, времени и места появления, инициатора создания и автора, цель создания, надежность и достоверность. Внутренний – исследование содержания документа и формулировка выводов.

Второй метод анализа документов – формализованный (или «контент – анализ»). Он применяется при наличии объемного и несистематизированного письменного материала. Его суть – выделить подающиеся подсчету признаки документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания. Он может использоваться, чтобы понять основную мысль автора, выяснить общественный резонанс событий или эффект воздействия сообщений.

В ходе контент - анализа прежде всего выделяются основные смысловые единицы (категории и подкатегории анализа) (например: сокращение штатов, безработица, социальная справедливость и т.п.), чтобы исследователь мог отнести к ним анализируемую информацию, не путаясь и не испытывая чрезмерных затруднений. Далее определяют единицы анализа – слово, сочетание слов, абзац, глава и т.п. Затем устанавливают единицы счета – это может быть частота повторения, площадь текста (объем внимания уделяемый проблеме).

При проведении контент – анализа пользуются кодификатором – документом, в котором сведены все выделенные категории, подкатегории и единицы анализа, и специальным бланком (протоколом), в котором фиксируются результаты анализа по категориям.

Еще один метод сбора первичной социологической информации – опрос, т.е. получение ответа на заранее непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического контакта между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Разновидности опроса – анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрия. Рассмотрим сущность каждого из них.

1. Анкетирование – опрос с помощью специального документа – анкеты, содержащего вопросы, ответы на которые фиксируются респондентом письменно. Предваряет вопросы обращение, в котором кратко разъясняется цель анкетирования, содержится просьба искренне ответить на вопросы, при необходимости – гарантируется анонимность ответов. Формулировка цели должна быть понятна опрашиваемым и затрагивать их интересы.

Различают прессовые (публикуемые в органах печати), почтовые (рассылаемые по почте с просьбой о возврате в определенные сроки) и раздаточные (раздаваемые для заполнения и немедленного возвращения) анкеты. Недостаток анкетирования – неполный возврат анкет (92-98 % раздаточных, порядка 30 почтовых и 5 % прессовых).

Успех проведения анкетирования, достоверность получаемой информации во многом зависят от правильности формулировки и последовательности вопросов. Вопросы анкет различаются в зависимости от их функций, содержания, конструкции, формы.

Основные (содержательные) вопросы предлагаются для получения искомой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.004 с.)