Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 33. Shareware - программирование

Поиск

В завершающей лекции мы коротко рассмотрим все аспекты создания shareware-программ, размещения программ в Интернет, организации продажи вашей программы.

Эта лекция носит академический характер, здесь мы не будем рассматривать новые компоненты или изучать код. Речь пойдет о направлении shareware – способе для программиста зарабатывать довольно серьезные суммы на рынке программного обеспечения.

Что такое shareware?

Shareware – это тип программного обеспечения, обусловленный способом распространения. Сейчас существует множество разнообразных программ, платных и бесплатных. Бесплатное программное обеспечение носит название freeware, такие программы можно просто скачать из Интернета или переписать у друга, автору за такую программу платить не нужно. Среди freeware попадается немало очень даже хороших программ, предназначенных для чего угодно – редакторы текстов, утилиты закачивания файлов или целых сайтов, менеджеры операционных систем, программы для просмотра видео-файлов и так далее, и так далее.

Другой вариант программного обеспечения – так называемые коробочные программы. Эти программы так называются потому, что распространяются обычно в коробках, где содержится компакт- диск с программой (или дискета) и книга – учебник, как этой программой пользоваться. Такие программы стоят достаточно дорого, как пример можно привести операционные системы семейства Windows, язык Delphi, графические редакторы Adobe Photoshop и Corel Draw. На российском рынке лидерство держится за коробочной программой 1С Предприятие. Понятно, что такие серьезные продукты разрабатываются не мастерами – одиночками, а коллективами профессионалов, где каждый программист разрабатывает свою задачу, а в дальнейшем координатор проекта соединяет все это в одну программу.

Shareware – программы позволяют неплохо заработать мастерам – одиночкам. Способ распространения таких программ следующий: вы размещаете свою программу в Интернет, на своем собственном сайте. Затем вы этот сайт "раскручиваете" - регистрируете его на всех отечественных и зарубежных поисковых системах, о которых знаете. Но и этого мало, нужно раскрутить и саму программу. Для этого вы регистрируете ее в наиболее популярных каталогах программного обеспечения.

Далее вашу программу начинают скачивать заинтересованные пользователи. Shareware -программы скачиваются бесплатно, они дают пользователям познакомиться с программой, прежде чем покупать ее. Программист, однако, ставит ограничение на время использования программы, обычно это от 15 дней до месяца. Либо он может запретить некоторые особенно интересные функции программы, пока она носит характер демонстрационной версии, то есть, не зарегистрирована. Либо ставят и ту, и другую защиты, все зависит от автора. Когда заканчивается срок демонстрации, пользователь обязан либо удалить программу со своего компьютера, либо оплатить ее. Сумму оплаты автор опять же, выбирает сам, это может быть и 10$, и 100$. Когда пользователь регистрирует свою копию программы, он может пользоваться ей уже без ограничений. Конечно, далеко не все пользователи, скачавшие вашу программу, в дальнейшем оплатят ее, однако если ваша программа будет удобна, покупатель найдется.

Какую программу делать?

Такой вопрос возникает у программистов все время. Рынок программного обеспечения насыщен, в Интернет можно найти какую угодно программу. Программа может быть любой. Дело не в том, что делает ваша программа, а в том, нужна ли она вам самому? Если вы создаете программы для своей работы, или для дома, и постоянно ее используете, вы видите все плюсы и минусы вашей программы, значит, сможете усилить одни и убрать другие. Если же ваша программа не нужна даже вам самому, то вряд ли вы найдете кого-то, кто захочет ее купить. Поэтому на вопрос: что должна уметь делать ваша программа, ответить можно так: что угодно, лишь бы она была востребована вами.

Самое главное в программах, которые вы собираетесь продавать – это их реализация. Во-первых, интерфейс программы. Интерфейс – это то, как программа выглядит, как реализованы меню и панели инструментов, как программа обеспечивает пользователю удобство работы. Интерфейс должен быть дружественным для пользователя, пользователь должен сосредотачиваться не на вашей программе, а на документе, с которым он работает. Подумайте – если одна из наиболее часто используемых команд находится в меню второго – третьего уровня, и пользователю постоянно приходится тратить время на вызов этой команды, то вряд ли интерфейс можно назвать дружественным. И как бы ваша программа не была хороша и необходима пользователю, если ему будет неудобно работать с ней – он ее не купит.

Большинство начинающих программистов пытаются свои программы делать необычными, неповторимыми. Для фона они подбирают какие то дикие цвета, выбирают экзотические шрифты, которых, скорее всего, не окажется на компьютере конечного пользователя. А интерфейс программы делают таким образом, что разобраться с ней не сможет и Шерлок Холмс.

При разработке интерфейса вы должны быть сдержаны. Для пользователя нет ничего лучше стандартного интерфейса, такого, к какому он привык. Если он привык, что команда выхода из программы находится в меню "Файл", то будет неразумно помещать ее, например, в "Справку". Если вам кажется, что вот такой интерфейс будет пользователю удобней, чем стандартный, вспомните, для кого вы пишите программу? Для себя? Тогда никаких препятствий, делайте какой угодно интерфейс. А если для рядового пользователя, то вы должны учитывать одну особенность: пользователь не любит читать справку! То есть, интерфейс вашей программы должен быть таким, чтобы пользователь, загрузив ее, смог сразу же с ней работать. Поэтому смело копируйте интерфейс программ из пакета MS Office, это не будет плагиатом. Если пользователь привык именно к такому расположению команд в меню, так тому и быть. Он ведь будет скачивать вашу программу не для того, чтобы учиться с ней работать, верно?

Теперь о справке. Каждая уважающая себя программа должна иметь довольно удобную справочную систему, даже если пользователь и не любит ее читать. Все равно ему придется рано или поздно выяснять – а как можно сделать вот это? Для создания справок существует немало хороших утилит, например, Windows Help Designer, AnetHelp Tool, HelpScribble и так далее. Какой бы способ вы не выбрали, справка в программе должна быть! Причем справка, что очень важно, должна быть написана грамотным, литературным языком. Совершенно недопустимо искажать слова, использовать слэнг или просто ошибаться в синтаксисе и орфографии. Вот отрывок из справочника к клавиатурному тренажеру Stamina:

Идея слепой машинописи заключается в том, что кисти рук болтаются посреди клавы и пальцы расположены на определенных клавишах (в базовой позиции). Чтобы ввести букву надо дотянуться до нужной клавиши ближайшим пальцем. Большие пальцы обсуживают пробел. А теперь объясняю м е д л е н н о, д л я т е х к т о н е п о н я л. Ваши восемь пальцев (большие не в счет) лежат в центре клавы в исходной позиции (на определенных восьми кнопках) и смещаются только по маленькой или большой нужде - чтобы пнуть какую-то другую кнопку. При нажатии смещается только один палец - ближайший. После нажатия палец возвращается обратно в исходное положение.

Понятно, что я имею в виду? Не стоит делать такую справку, если это "прикольно", не стоит называть клавиатуру клавой, а потом еще намекать пользователю на его тупость. Если вы хотите продавать программу, делайте солидную справку.

Язык интерфейса желательно делать английским. Увы, отечественный потребитель любит только бесплатные программы, а если скачал shareware-продукт, то сразу же ищет и кряк к нему (программу, взламывающую защиту). А вот зарубежные пользователи трепетно относятся к авторскому праву, и не станут нарушать закон, тем более что для них 20-30$ - это не деньги. Можете поступить так, как сделали уважаемые разработчики файлового менеджера FAR – для российских пользователей регистрация бесплатна, для зарубежных – платна. Однако имейте в виду, что если вы делаете английский интерфейс, то текст нужно давать на перевод человеку, для которого английский родной, или почти родной язык. Переводчики, вроде Prompt XP здесь не пойдут – при всей прелести этих программ, они никогда не дают ровного перевода, всегда есть искажения. А это, как вы понимаете, минус. Если же вы не можете самостоятельно сделать грамотный перевод, не огорчайтесь. Сделайте перевод любой программой – переводчиком, и результат отправляйте на http://members.home.net/djosborne1/ или другой подобный ресурс, где за небольшую плату вам исправят все ошибки и вернут вполне грамотный текст.

Инсталляция программы также заслуживает отдельного разговора. Не стоит просто рассылать exe-файл своей программы, особенно если она работает с другими файлами. Пользователь привык устанавливать инсталляционные пакеты, ему проще запустить файл setup.exe, ответить на все вопросы "Yes", "Next" или "I Agree", чем задумываться о том, что для вашей программы нужно открывать отдельную папку, переписывать файл в нее, делать ярлыки и т.п. Сделать инсталляционный пакет можно встроенной утилитой Install Shield Express, которую можно установить с диска, содержащего Delphi. Кроме того, существует немало и других подобных утилит сторонних разработчиков. При создании инсталляции нужно учитывать вот что: ваша программа для пользователя не является самой важной в компьютере. Есть немало программ, которые при установке без всякого уведомления пользователя прописывают себя в автозагрузку, выводят ярлыки на рабочий стол и в панель быстрого запуска. Это раздражает пользователя, и вряд ли улучшит его отношение к вашей программе.

Когда программа готова, справочная система в норме, инсталляционный пакет создан, можно приступать к распространению программы. Для начала вам потребуется сайт. Можно конечно, воспользоваться и бесплатным хостингом (услуга размещения сайта в Интернет), однако тут есть немало минусов. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, за хостинг вы не платите, верно, однако ваши странички будут пестреть чужой рекламой, а услуги хостер-провайдера будут сильно ограничены. Самый главный минус: престижность. Если пользователь видит адрес, вроде этого:

http://avtor.provider.com

То он понимает, что сайт принадлежит не компании, а частному человеку. Гораздо авторитетней выглядит такой адрес:

http://avtor.com

Если пользователь скачал программу с подобного сайта, доверия к вашей программе будет больше. Насчет домена первого уровня можно сказать, что домен ru или ua (Украина), увы, также доверием у западных потребителей не пользуется. Желательно выбирать нейтральные домены com, net, biz, например.

Далее, вы создали программу, разместили ее на сайте, а дальше то что? Как вы будете собирать деньги с покупателей? Вам придется найти подходящего посредника. Посредниками выступают фирмы, где вы регистрируетесь и регистрируете программу. Посредник собирает деньги, отправляет регистрационные коды, если вы дали ему такие полномочия, и отправляет вам заработанное при накоплении определенной суммы. Каким образом вы будете получать от него перевод – чеком, на электронный кошелек или как-то иначе, опять же, договариваетесь с посредником. Конечно, посредник оказывает эти услуги не бесплатно, но тут жадничать не стоит, самостоятельно собирать деньги сложно, тем более, что один пользователь пришлет чек, другой скажет код кредитной карты, третий найдет еще какой-нибудь способ оплаты. Здесь можно посоветовать сайт посредника

http://www.regnow.com

Далее вам осталось только раскрутить вашу программу. Делается это регистрацией на каталогах программного обеспечения. Среди зарубежных можно посоветовать

http://download.com

Это наиболее посещаемый зарубежный сервер. Из отечественных каталогов очень неплох

http://softlist.ru

Вот теперь вы готовы к тому, чтобы начать получать деньги за вашу программу. Однако еще несколько слов о технической поддержке. Тех.поддержка – это ответ на письма пользователей вашей программы. А как сделать вот это? А умеет ли программа делать так? А почему у меня не получается вот это? Увы, техническую поддержку программы вам придется организовать самостоятельно. Если пользователь, попав на ваш сайт, не обнаружит технической поддержки, едва ли он оплатит регистрацию.

В этой лекции мы ОЧЕНЬ КОРОТКО затронули вопрос shareware- программирования. Если же вас заинтересовала эта тема, советую найти электронную книгу " Shareware: профессиональная разработка и продвижение программ ", где очень подробно рассматриваются вопросы, связанные с shareware.

Дополнения

Литература

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.008 с.)