Лекция 26. Побайтовое копирование / перенос файлов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 26. Побайтовое копирование / перенос файлов



В этой лекции мы снова вернемся к обработке файлов (перенос, копирование, удаление). Научимся исправлять дату и время копии, использовать компоненты, показывающие прогресс копирования файла.

В жизни каждого программиста не раз встречается необходимость написать приложение, которое могло бы обеспечить стандартные функции работы с файлами – копирование, перенос, удаление, и прочее. Сегодня мы будем создавать программу, которая не только все это делает, но еще и выводит сообщение о размере файла, и показывает индикатор копирования. Файл будем копировать побайтово, точнее, использовать буфер копирования, в который будем считывать символы.

Создайте новый проект. Форму сразу же переименуйте в fMain, в свойстве Caption напишите "Работа с файлами" а проект сохраните в новую папку под именем "FileManager". Стиль формы сделайте bsDialog, а положение формы – poDesktopCenter.

Далее, установите на форму компонент Label, в свойстве Caption которого напишите "Что:". Рядом установите Edit, и удалите из него текст. В этот Edit мы будем заносить исходный файл, или что мы собираемся копировать или переносить.

Ниже установите еще по одному Label и Edit. У Label напишите "Куда:", а у Edit удалите текст. Оба Edit немного расширьте, чтобы могли уместиться имена файлов с длинными адресами.

Ниже установите еще один Label, и в нем напишите: "Размер файла:".

Ниже будут две кнопки – "Копировать" и "Перенести".

Еще ниже установим индикатор копирования. Обычно для таких целей устанавливают индикатор ProgressBar с вкладки Win32. У него за показ процентного отношения отвечает свойство Position. Установите этот компонент и попробуйте этому свойству присваивать разные значения от 0 до 100, чтобы посмотреть, как изменяется внешний вид компонента. Однако мы для этих целей воспользуемся другим компонентом, поэтому удалите ProgressBar и перейдите на вкладку Samples. Там выберите компонент Gauge, и установите его на форму. Как видите, по умолчанию Gauge имеет квадратную форму. Свойству Height присвойте значение 30, а свойству Width – 270. Таким образом, мы придали Gauge горизонтальную направленность. Этот компонент не только выглядит привлекательней предыдущего, но также показывает процент выполненного действия! За этот процент отвечает свойство Progress, попробуйте присвоить ему разные значения от 0 до 100. Каким именно компонентом пользоваться в таких случаях – дело вкуса каждого программиста. Но вы должны знать, что в стандартной поставке Delphi есть два компонента, которые выполняют это действие. Верните Progress в ноль. Вы, наверное, уже успели заметить, что компонент по умолчанию окрашивается в черный цвет. Это немного мрачно, поэтому в свойстве ForeColor выберите темно-синий цвет.

Для того, чтобы пользователь не вводил много лишнего текста, облегчим ему работу и установим два диалога – OpenDialog и SaveDialog. А для их вызова справа от компонентов Edit установите по одной кнопочке, ширину и высоту которых сделайте такой же, как высота Edit, то есть, 21, чтобы кнопочки получились квадратными. В результате, компонент Edit и стоящая справа от него квадратная кнопочка кажутся одним элементом интерфейса. У вас должна получиться форма примерно с таким интерфейсом:

 

Рис. 26.1. Внешний вид приложения

Впрочем, вы самостоятельно можете разработать дизайн программы, главное, чтобы интерфейс был понятным пользователю, и компоненты на форме располагались красиво.

Функция переноса файла отличается от функции копирования только тем, что в конце работы мы удалим исходный файл, следовательно, для переноса будем вызывать процедуру копирования, чтобы не писать дважды один и тот же код.

Для того, чтобы не путаться при написании кода, переименуйте верхний Edit в Otkuda, а нижний – в Kuda (свойство Name). Так мы точно будем знать, где и что у нас находится.

Теперь займемся написанием кода программы. Для начала объявим процедуру, которая будет побайтово копировать файл. Ранее мы уже вводили в программы собственные функции и процедуры. Мы их нигде не объявляли, а просто описывали выше того места, откуда в дальнейшем вызывали. Этот способ имел один минус – такая процедура не являлась частью объекта Форма, и для того, чтобы обратиться к какому-нибудь компоненту, нам приходилось вначале обращаться к форме, например:

Form1.Edit1.Text

Однако собственную процедуру или функцию можно сделать частью формы, если вначале ее объявить. Делается это в разделе private, сразу под комментарием:

private

{ Private declarations }

procedure myCopy;

Теперь нашу процедуру можно вызывать из любой части формы. Если бы мы описали ее в разделе public, то ее можно было бы вызывать и из других модулей.

Мы объявили эту процедуру в объекте TfMain, чтобы можно было обращаться к ней из любого места программы и напрямую использовать компоненты формы. Саму процедуру напишем в разделе implementation, после директивы компилятору {$R *.dfm}. Обратите внимание, что имя процедуры должно начинаться с обращения к имени формы:

procedure TfMain.myCopy();

var

f1, f2: File; // первый и второй файл

cop: array [1..2048] of Char; //буфер копирования

sizefile, sizeread: Int64; //размер файла и размер прочитанного

colRead, colWrite: Integer; //прочитано и записано

fOtkuda, fKuda: String; //адреса и имена файлов

begin

//даем компилятору директиву, чтобы не отслеживал ошибки ввода-вывода:

{$I-}

//проверяем, указаны ли файлы. если нет - выходим

if (Otkuda.Text='') or (Kuda.Text='') then begin

ShowMessage('Укажите какой файл копировать/переносить, и куда');

Exit;

end; //if

try

//связываем файловые переменные:

AssignFile(f1, Otkuda.Text);

AssignFile(f2, Kuda.Text);

//открываем первый файл для чтения:

Reset(f1, 1);

//определяем его размер в переменную:

sizefile:= FileSize(f1);

//отображаем размер файла в килобайтах:

Label3.Caption:= 'Размер файла: '+IntToStr(Round(sizefile / 1024)) + ' Кб.';

//создаем или перезаписываем второй файл:

Rewrite(f2, 1);

//делаем, пока не достигнут конец исходного файла

colRead:= 0;

colWrite:= 0;

sizeread:= 0;

Screen.Cursor:= crHourGlass; //песочные часы

while colRead = colWrite do begin

BlockRead(f1, cop, SizeOf(cop), colRead);

if colRead = 0 then break;

//двигаем индикатор копирования

BlockWrite(f2, cop, colRead, colWrite);

sizeread:= sizeread + colRead;

Gauge1.Progress:= Round(100*sizeread/sizefile);

end; //while

Screen.Cursor:= crDefault; //обычный вид курсора

finally

CloseFile(f1);

CloseFile(f2);

end; //try

//исправляем дату

fOtkuda:= Otkuda.Text;

fKuda:= Kuda.Text;

PravkaDate(fOtkuda, fKuda);

 

if IOResult <> 0 then

Application.MessageBox('Ошибка при копировании файла!', 'Внимание!!!',

MB_OK+MB_ICONERROR)

else ShowMessage('Копирование успешно завершено!');

//включаем обработчик компилятором ошибок

{$I+}

end;

Итак, что нового для нас в этом коде? Во-первых, директивы компилятору. Директива {$I-} отключает обработку компилятором ошибок ввода-вывода (Input-Output), нам это необходимо, чтобы получить результат – была ошибка или нет. Ниже мы вновь включаем эту обработку: {$I+}.

Далее мы проверяем – хватает ли нам информации для копирования или переноса, то есть выбрал ли пользователь, что копировать, и куда. Если нет – выводим сообщение и выходим, ничего не делая.

Далее как обычно, мы связываем файлы с файловыми переменными, открываем первый файл для чтения, другой для записи.

Обнуляем переменные, которые будут работать в качестве счетчиков прочитанных и записанных байт. Интересна строка

Screen.Cursor:= crHourGlass; //песочные часы

Если вы выделите форму и посмотрите свойство Cursor, то увидите список, в котором присутствует и указанное значение. Эта команда на время копирования файла делает курсор в виде песочных часов, чтобы пользователь видел, что процесс идет. Потом мы возвращаем курсору исходный вид:

Screen.Cursor:= crDefault; //обычный вид курсора

Далее, внутри цикла копирования, мы подсчитываем общий размер прочитанных байт, чтобы потом рассчитать процент проделанной работы и передвинуть индикатор Gauge:

sizeread:= sizeread + colRead;

Gauge1.Progress:= Round(100*sizeread/sizefile);

Поскольку свойство Progress имеет целый тип, нам приходится округлять полученный результат до ближайшего целого функцией Round().

К сожалению, при копировании обычными средствами Delphi файл успешно копируется и переносится, однако при этом дата и время создания копии будут текущими – ведь для операционной системы мы просто создали новый файл! Для исправления даты мы вызвали процедуру PravkaDate, куда в качестве параметров передали адреса и имена исходного файла и копии. Теперь нам нужно описать эту процедуру, причем сделать это выше той процедуры, из которой мы ее вызываем.

{Процедура исправления даты. x - адрес и имя файла-оригинала,

y - файла-копии}

procedure PravkaDate(var x, y: String);

//исправление даты и времени создания файла

var

origin, kopiya: integer; //дескрипторы

DateOrigin: integer; //время создания

begin

try

//открываем файлы:

origin:= FileOpen(x, fmOpenRead);

kopiya:= FileOpen(y, fmOpenWrite);

//получаем дату:

DateOrigin:= FileGetDate(origin);

//записываем дату в файл-копию:

FileSetDate(kopiya, DateOrigin);

finally

FileClose(origin);

FileClose(kopiya);

end; //try

end;

Эта процедура использует функции WinAPI, которые позволяют совершать над файлами более серьезные действия, но зато они сложнее в использовании. Когда мы открываем файлы, то в переменные – дескрипторы заносится идентификатор открытого файла в виде целого числа. По этому идентификатору происходит дальнейшая работа с файлом. Далее мы получаем дату и время создания файла в формате MS-DOS, который представляет собой длинное целое число. За это у нас отвечает функция FileGetDate(), куда в качестве параметра мы передаем дескриптор нужного файла. Точно так же мы прописываем полученные дату – время в файл – копию с помощью функции FileSetDate(). В конце мы закрываем файлы.

Эту процедуру вы можете выписать отдельно, и потом вставлять в любую программу, где приходится исправлять дату и время у копии.

Далее обрабатываем кнопку "Копировать". Там мы вызываем процедуру копирования, а затем устанавливаем индикатор копирования в ноль. Если этого не сделать, то после каждого копирования этот индикатор будет показывать 100%.

myCopy;

Gauge1.Progress:= 0;

С кнопкой "Перенос" немного сложней. Если пользователь не указал все необходимые параметры, то процедура копирования вернет ему сообщение об этом, и выйдет, ничего не делая. А ведь после этой процедуры нам нужно будет удалить оригинал! Поэтому перед вызовом процедуры копирования нам придется еще раз проверить – все ли заполнил пользователь? Если нет, то удалять оригинал мы не будем:

myCopy;

Gauge1.Progress:= 0;

if (Otkuda.Text='') or (Kuda.Text='') then Exit;

DeleteFile(Otkuda.Text);

Ну, а с кнопками возле наших Edit совсем просто – первый обрабатывает OpenDiaog:

if OpenDialog1.Execute then

Otkuda.Text:= OpenDialog1.FileName;

А второй обрабатывает SaveDialog:

if SaveDialog1.Execute then

Kuda.Text:= SaveDialog1.FileName;

Вот и вся программа! На первый взгляд она сложна, но если проанализировать код и попробовать указанные приемы в различных примерах, то программа окажется не такой уж и сложной, ведь все используемые функции и процедуры нам уже знакомы. Сохраните проект, скомпилируйте и посмотрите, как работает программа. Файлы небольших размеров будут обрабатываться моментально, чтобы вы успели разглядеть процесс, выбирайте файлы побольше. Размер буфера можно было бы уменьшить, но это приведет к увеличению цикла копирования, что снизит скорость обработки файла, а увеличение буфера ощутимого ускорения не принесет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.033 с.)