Исторический аспект проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический аспект проблемы



ДЗ: измерить рост, вес, пульс, кровяное давление.

 

Нормы и патологии личности в психологии здоровья.

Общей принятой концепции не существует, однако можно выделить три основных:

Панпсихиатрическая: основной тезис – «все люди психически ненормальны и страдают психопатологическими состояниями». Доказательством служит характеристика современного общества в которую входят особенности: отчужденность от себя, других и мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения. Человечество ведет себя к деструкции.

Антипсихиатрическая: отрицает правомерность самой постановки вопроса о норме и патологии. Все люди психически нормальны и патологии не существует. Негативные отношения тоже нормальны, такова природа людей. Психиатрия это лже наука и служит средством подавления нестандартных личностей. Психически больные люди рассматриваются как жертвы плохого патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписанием религии и государства. Они требуют отмены больничных порядков, термин психиатрия и заменить его термином социальные болезни.

Клиническая: выделяют два аспекта определения психической нормы: негативный и позитивный, разработал профессор Кравосарский.

Негативный подход: при этом подходе неспецифическим признаком психопатологии считается отклонение от общепринятых стереотипов жизненного, социального и ситуативного поведения.

Критерии:

1. способность концентрации внимания на предмете.

2. удержание информации в памяти.

3. способность к логической обработке информации.

4. адекватная ориентация в пространстве и времени.

Нарушение отдельных элементов может быть компенсировано другими функциями, патология предполагает нарушение нескольких признаков одновременно.

Позитивный подход: основные критерии – тенденции к развитию, росту, самореализации.

Критерии:

1. сознательная способность руководить своими действиями и поступками.

2. быть ответственным перед собой и другими.

3. иметь развитую систему ценностей.

4. способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих.

 

Внутренняя картина здоровья

Обязательным фактом отношения человека к своему здоровью является формирование внутренней картины здоровья, т.е. особого отношения к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Это самосознание и самопознание себя в условиях здоровья.

Внутренняя картина здоровья включает в себя 3 основные грани:

Когнитивная или рациональная сторона внутренней картины здоровья представляет собой совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья.

Эмоциональная или чувственная сторона включает в себя переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон человека. Эмоциональный фон здоровой личности состоит из следующих переживаний: спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и т.д.

Поведенческая или моторно-волевая сторона представляет с собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства, опирается на холистический (целостный) подход в науке о человеке и осуществляется через раскрытие потенциалов, заложенных в человеке.

Существует комплексная программа развития и формирования внутренней картины здоровья – «Цветок потенциалов», которая включает в себя основные задачи психологии здоровья. Ее создал петербургский психолог В.А. Ананьев в 1996 г. Она символически представлена в виде цветка, 7 лепестков которого формирует узор взаимосвязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Главная цель программы – максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов:

ü Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – это способность человека развивать свой интеллект и уметь им пользоваться.

ü Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации, т.е. умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

ü Потенциал тела (физический аспект здоровья) – это способность человека развивать физическую составляющую, осознавать собственную телесность как свойство личности.

ü Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

ü Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – это способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности и вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

ü Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – это способность человека к созидающей активности, к творческому самовыражению в жизни и деятельности, выходу за рамки ограничивающих знания и сковывающих стереотипов.

ü Духовный потенциал – (духовный аспект здоровья) способность развивать духовную природу человека.

Управление стрессами

Представители когнитивной психологии, а также известный психолог в области психологии здоровья Ю. Мельник определили индивидуальные различия по отношению к стрессу. Они выявили, что индивидуальные различия обусловлены своеобразными особенностями личности и могут укладываться в 6 диспозиционных типов:

1. Честолюбивый тип. К этому типу относятся люди с сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, доминантны, агрессивны и ориентированы на дело. Причинами стресса для них являются интенсивная деятельность и межличностные отношения, а также недостаточное понимание себя. Симптомы стресса: бессонница, боли в области сердца, высокое кровяное давление. Этот тип чаще всего использует заменителей стресса или заместителей-пожарников: курение, алкоголь и заедание стресса. Брунер говорил, что они используют престижные виды заместителей.

2. Спокойный тип. К нему относятся безмятежные, спокойные люди, ориентированные, в основном, на прошлое, мечтательные, малоактивные. Чаще всего они соблюдают баланс между работой и домом. Считается, что они меньше всего уязвимы стрессу. Причинами стресса для них могут стать или другие люди или требования профессиональной деятельности (срочные, неспланированные виды деятельности), которые нарушают размеренное течение их жизни. Уход от стресса, склонность к депрессивным состояниям.

3. Совестливый тип. К этому типу относятся люди совестливые, дотошные, тщательные, догматичные, стабильные, педантичные, консервативные и обязательные. Это люди, которые верят авторитетам и подчиняются традициям. Причиной стресса для них является нарушение стереотипов поведения. Для них характерна средняя степень уязвимости стрессу. Больше всего им ванна поддержка других людей и личная психотерапия (возвращение к привычным делам - хоббитерапия). Снизить стресс может забота о других людях.

4. Неотстаивающий тип. К нему относятся люди, которые не могут постоять за себя, отстоять свои права. Такие люди стремятся угождать другим, избегают межличностных конфликтов, боятся конфронтаций, проблем с другими людьми. Причиной стресса является повышенное внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, которое проявляется в психосоматических заболеваниях. У них выше среднего степень подверженность стрессу. Реакция – уход в болезнь.

5. Жизнелюбивый тип. Это сильные, энергичные люди, живущие полноценной жизнью, жаждущие новых событий, впечатлений, импульсивные, рискованные. Для них характерна частая смена интересов. Причиной стресса для них является рутинная скучная работа – «серые будни». Степень уязвимости стрессу средняя. Чтобы снизить внутреннее напряжение, им нужна смена событий, сильные впечатления.

6. Тревожный тип. Эти люди испытывают беспокойств по поводу возможных неудач, они страдают «синдромом Элизы». Такие люди ориентированы на будущее, чрезмерно рефлексивны, имеют низкую самооценку. Причинами стресса для них являются ответственные дела, работа, а также резкие изменения в жизни. Такие люди отличаются высокой уязвимостью к стрессу. Они могут впасть в глубокое депрессивное состояние, для них свойственен суицид.

Преодоление стресса требует соответствующей компетентности при формировании стратегий борьбы с ним. Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности встретить стресс, умения управлять эмоциями, способности изменять социальные обстоятельства. Т.о. можно говорить о 3 основных стратегиях преодоления стресса (по мнению Мельника, Никифорова и Ананьева):

ü Использование копинг-стратегий.

ü Личностный рост.

ü Управление изменениями.

Копинг-стратегии

Копинг – это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического дистресса или обстоятельств, его вызывающих. Копинг называют еще совладающим или защитным поведением.

Чаще всего в психологии пользуются моделями стресса и копинга, предложенными Р. Лазарусом (1987 г.). Лазарус считает, что индивидуальные различия в характеристиках копинга зависят от 2 качеств личности: восприимчивости и сопротивляемости. Восприимчивость – это тенденция реагировать на определенные ситуации с большей степенью стресса, чем реагируют другие. Сопротивляемость – это присутствие в человеке внутренних источников для противостояния стрессу.

2 основных принципа, которые нужно использовать при выборе копинг-стратегий: вера и система. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы:

ü эмоционально-сфокусированный копинг: усилия направлены на регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс;

ü проблемно-сфокусированный копинг: усилия направлены на устранение и уменьшение влияния события, являющегося источником стресса.

Сначала нужно использоваться проблемно-сфокусированный копинг, но когда вы почувствуете, что управление ситуацией невозможно или неразумно, то тогда следует перейти к эмоционально-сфокусированному виду, который позволяет нам по-другому интерпретировать обстоятельства и изменить отношение к ним.

Карвер на основе теории Лазуруса провел исследование и предложил эти виды копинга расширить и создать методику для выявления копинг-стратегии. Он выделил 12 типов копинга (1993 г.):

Активный копинг. Вы концентрируете свои усилия на том, чтобы что-то сделать с ситуацией, в которой оказались.

Подавление конкурирующей деятельности. Вы откладываете все другие дела, концентрируетесь на проблеме, привлекаете для ее решения других людей.

Планирование. Вы пытаетесь найти стратегию, как поступить, рассматриваете проблему с разных точек зрения, иногда применяя методы рациональной терапии.

Самообладание. Вы останавливаетесь, перестаете суетиться и спешить, оцениваете, какие ваши действия могут спровоцировать ситуацию, усилить стресс, и приостанавливаете их.

Использование социальной поддержки. Мы выбираем среди людей того, к кому испытываем большую симпатию или на чье мнение и дружеское участие полагаемся, т.е. пытаемся получить поддержку и совет от этого человека.

Позитивный настрой. Вы пробуете найти что-то хорошее в том, что случилось.

Религия. Вы всем полагаетесь на Божью волю.

Принятие. Вы принимаете реальность того, что случилось. Одним из видов принятия является смена своих установок и позиций.

Отказ. Вы отказываетесь поверить в то, что случилось.

Поведенческий выход. Вы оставляете все попытки справиться с ситуацией, переключаетесь на выполнение другой деятельности.

Использование юмора. Вы пытаетесь превратить проблему в шутку.

Самоотвлечение. Вы срочно переключаетесь на какой-то другой вид деятельности.

Исторический аспект проблемы

Основа учения о здоровой психике была заложена еще в трудах Гиппократа, в его сборнике были впервые научно обоснованы проблемы не болезни, а здоровья.

Древний философ Демокрит в свое время писал Гиппократу: «Здоровье просят у Богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в распоряжении средства к этому».

О Гиппократе знают не только как о врачевателе, но и как о непреклонном гигиенисте. Именно с гигиеной связаны пути сохранения здоровья, и об этом писал Гиппократ.

Но еще гораздо раньше Гиппократа в античной литературе была достаточно широко освящена тема гигиены. В древней мифологии существует миф об Аполлоне и его сыне Эскулапе и кентавре Хероне – лучшем врачевателе, который обучал Эскулапа врачеванию собственной души. У Эскулапа было 2 дочери: Панацея и Гегея, первая решила изобрести лекарство от всех болезней и была осмеяна, а вторая - проповедовать гигиену души и тела, стала известной. Гегею изображали как красивую девушку в тунике, которая держит в одной руке чашу, а в другой – змею (это символ медицины).

Авиценна в средние века издал пятитомный труд «Канон врачебной науки», где разработал и обосновал собственную систему сохранения здоровья, которая не потеряла значение до сих пор. Он говорил, что человек может и должен жить до 140 лет.

В.М. Бехтерев впервые заговорил о психологии здоровья. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Бехтерев особо подчеркивал «определяющее влияние социально-экономических условия на распространение душевных расстройств». Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал 3 китам: психогигиене, психопрофилактике и воспитанию. Он предложил создать программу «Забота о здоровье ради здорового человека». До сих пор идеи Бехтерева воплощаются в жизнь в Санкт-Петербурге.

 

Проблемы психологии здоровья

1) Убыстрение ритма жизни. Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, негативная динамика межчеловеческих отношений приводит к формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и является одним из факторов развития заболеваний.

2) Проблема жизни в условиях неопределенности. Ее породила ситуация, связанная с переходом с одной ступени развития общества на другую. Произошла кардинальная смена устоявшихся стереотипов поведения. Следовательно, повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства выливается в психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака, знак зависит от личностных особенностей человека, заполняющих неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределенность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Проведенные психологами исследования показали, что существуют 2 полярные группы людей, которые по-разному реагируют на неопределенность. Первая группа реагирует страхом, усталостью, безразличием и растерянностью (интравертированные интерналы). Вторая группа – это люди, которые реагируют озлобленностью и агрессивностью (экстравертированные экстерналы).

3) Проблема «информационного бума». Нахлынувшая волна информации о прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие чувствительные люди не могут адекватно переработать информацию – ее слишком много и она ужасающая. Т.о. растет количество лиц, страдающих от «синдрома информационного изнурения».

4) Разрушение идеологической базы, которое повлекло за собой разрушение индивидуальной картины мира. Большинство населения сумело перестроить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь на религию или на собственную философскую модель описания действительности. Однако по исследованиям около 12-15 % населения не имеют никакой системы описания, т.е. образовался мировоззренческий вакуум. Он очень близок по своим характеристикам к состоянию неопределенности, поскольку он может заполниться любыми шовинистическими идеями. Он может спровоцировать социальные катаклизмы.

5) В настоящее время актуализировались все смертные грехи человека: гордыня, сребролюбие (любовь к деньгам), блуд, чревоугодие, гнев, зависть и уныние. Именно зависть и уныние могут в полной мере рассматриваться как важные факторы риска психических заболеваний.

6) Снижение уровня социальной поддержки. Оно приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух видов: институциональная (исходит от государственных структур) и межличностная. Социальная поддержка – это барьер между стрессом и его последствием. Социальная поддержка тесно связана с социальной интеграцией, которая тоже является барьером между здоровьем и болезнь. Социальная интеграция включает в себя привязанность к кому-либо. Возможность кого-то воспитывать, получение подтверждения своей значимости, чувство надежности партнеров по общению и т.д. Социальная поддержка прямо пропорциональна уровню заболеваемости и здоровья.

7) Проблема вестернизации (от слова «вестерн»). В течение трех последних столетий это направление продолжает завоевывать российское пространство. Вестернизация – это усвоение обществом ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западному обществу. Ученые обнаружили, что воздействие вестернизации несет повреждающий характер (эффект):

a. Снижение численности населения в результате снижения среднего возраста жизни, снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции.

b. Рост общей и нервно-психической заболеваемости с преобладанием психосоматических заболеваний.

c. Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией.

d. Рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости снижения производственных затрат.

e. Появление значительных по объему маргинализированных социальных групп.

f. Рост всех видов социальных девиаций: преступности, проституции, алкоголизации, суицида и т.д.

g. Экономическая депривация больших групп населения, которая приводит к обнищанию.

h. Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье. Т.е. у государства нет возможности удержать стресс социальных изменений и его последствия.

Стресс социальных изменений влияет на психологическую устойчивость личности – это сложное качество личности, синтезирующее в себе следующие составляющие: способность к личностному росту, своевременное адекватное разрешение внутриличностных конфликтов, относительная стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения, развитая волевая регуляция.

В психологической устойчивости объединены уравновешенность и соразмерность, стойкость и стабильность, сопротивляемость или резистентность. Это главный критерий психического здоровья.

Выделяют 2 составляющие психологической устойчивости: внутренние (личностные) ресурсы человека и внешние ресурсы (социальная поддержка). Г. Олдпорт определял, что если у человека дефицит психологической устойчивости, снижается сопротивляемость организма, и возникает психологическая зависимость.

Существует 3 группы психологических зависимостей: химическая зависимость, акцентуированная активность, интеракционная зависимость. Химическая зависимость возникает при выходе эмоциональных событий за границы оптимума (либо дефицит чего-то, либо пресыщение чем-то). Чем уже границы оптимума, тем меньше психологическая устойчивость. Например, алкоголь оглушает реактивность организма, что снижает значимость событий при их пресыщении. Акцентуированная активность включает в себя поглощение играми, сексом, трудоголизм. Причина в том, что происходит редуцированное личностное развитие (личностная дисгармония). Происходит попытка заменить истинные ценности. Интеракционная зависимость – это снижение самодостаточности, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной группе. Все это ведет к деструктивному культу.

Здоровье человека как предмет

комплексного междисциплинарного исследования

Понятие здоровья является основополагающим в литературе и культурологии. Вересаев в книге «Записки врача» в 1936 г. давал 28 определений здоровья. В философии основное определении дал Шопенгауэр: это одна из приоритетных ценностей человека, жертвовать им ради чего-либо есть величайшее безумие. Т. о. здоровье считалось определяющей и самой главной ценностью.

Проблема здоровья, его определения ставится в один ряд с фундаментальными науками: физикой, химией и математикой. По своей актуальности это одна из самых значимых наук. В психологии говорят о феноменальности здоровья.

Феномен здоровья состоит в следующем:

1. В абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал.

2. Каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым.

3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

5 моделей здоровья:

I. Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.

II. Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается идеальной.

III. Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.

IV. Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.

V. Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.

Структура здоровья

ü «Я хочу»: психическое здоровье.

ü «Я могу»: соматическое (имеется при рождении) и физическое (динамика физиологических изменений организма на протяжении всей жизни) здоровье.

ü «Я должен»: социально-нравственное здоровье.

Психическое здоровье – это состояние психической сферы (психических явлений) человека, общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию человека в среде и обществе.

Социально-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационно-потребностной жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей индивида. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.067 с.)