Характеристики социокультурных эталонов здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики социокультурных эталонов здоровья



Структурные элементы эталонов Виды эталонов
Античный Адаптационный Антропоцентрический
Дефиниция здоровья Внутренняя согласованность. Оптимальное соотношение элементов человеческой природы Приспособленность индивида к окружающей среде Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности
Характеристики здоровой личности Уравновешенность, самообладание, господство разума над страстями, духовная автономия Приспособленность к природному окружению, нормальность (соответствие социальным нормам), стрессоустойчивость (способность поддерживать оптимальный уровень функционирования), гармоничная включенность в сообщество людей Стремление к самоактуализации, творческая спонтанность, конгруэнтность (согласованность мыслей, чувств и действий), духовная автономия, целостность
Основные условия и принципы оздоровления Умеренность и соразмерность, забота о себе, «жизнь, согласно природе» Природосообразность, всесторонняя социализация личности, примирение биологического и социального начал в человеке Открытость опыту, развитие, личностный рост, интеграция
Пути оздоровления Очистительный ритуал, катартика, гимнастика и музыка, философия и работа над собой Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормативами), единение с природой (жизнь в согласии с собственной биологической природой и природным окружением), гуманизация межличностных отношений, оздоровление общества Творческое самораскрытие, самопознание, духовные практики, мистический путь освобождения

 

Античный эталон здоровья. Основные положения его концепции

В V в. до н.э. Алкмеоном было выделено определение здоровья – это гармония или равновесия противоположно направленных сил. Точка зрения Платона состояла в том, что здоровье выражается в соразмерности соотношения душевного и телесного. Он говорил, что здоровье, как и красота, определяется соразмерностью и требует согласия противоположностей.

Гиппократ говорил, что здоровье – это правильное смешение соков или гуморов. Гуморальная теория была первой моделью человеческого организма. Гален развил теорию Гиппократа и добавил к ней постулаты пифагорейской теории 4-ех элементов. Человеческий организм – это не машина, т.к. у него есть целеполагающее начало, контролирующее отдельные части.

Цицерон характеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний, однако наиболее общую идею отражает определение Платона.

Греческие и римские философы рассматривали преимущественно внутриличностный аспект здоровья, а именно – внутреннюю согласованность телесных и душевных проявлений человека. Чтобы быть прекрасным и здоровым, недостаточно совершенствовать тело или только гармонизировать душу, необходимо прочувствовать оптимальное их соотношение.

Такая концепция стала основополагающей для философии стоицизма. Стоики (Марк Аврелий, Сенека), всячески акцентируя живую неразрывную взаимосвязь индивидуального бытия и вселенной (как части и целого), обогатили античную концепцию здоровья и дали следующее определение: здоровье – это не только равновесие (сонастройность и унисон души и тела), но, главным образом, чтобы душа и тела подчинялись законам целостности природы. Что значит для стоика жить в согласии с природой?

1. Отличаться здравым умом или «неуклонно пользоваться разумением и здравомыслием».

2. Иметь основанную на господстве разума духовную независимость. «Здоровый дух свободен, тверд и непоколебим; он властвует над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном волеизъявлении». Это свойство здорового духа называется самообладанием. Т.е. здоровье обеспечивается взаимным переплетением здравомыслия и самообладания.

Основные положения античной концепции:

1. Обращение к самому себе. Стремясь к здоровью и уравновешенности, точку опоры следует искать не во вне, а в себе самом, ибо внешние блага приходящие, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение и наслаждение, но не обеспечат постоянного устойчивого положения в мире.

2. Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению устройству мироздания и являет собой воплощение «всеобщего высшего порядка».

В качестве двух главенствующих принципов, на которые опирается античная практика оздоровления можно рассматривать умеренность и заботу о себе. Именно они формируют здоровый образ жизни. Исцеление в античном мире рассматривается как восстановление утраченной целостности, следовательно, оздоровление – это систематическое обеспечение этой целостности.

Античная культура выработала особые механизмы социальной, религиозной и психофизической регуляции, душевной и нравственной жизни общества:

ý Очистительный ритуал использовался как религиозная оздоровительная практика, т.к. этот ритуал был не только формой гармонизации религиозных переживаний, а предотвращал накопление болезненных душевных состояний, осуществляя их преобразование. Очистительные ритуалы проводят совместно с музыкой, особого рода песнопениями, танцами. Очистительные ритуалы служили основным средством «возвращения страдающей души» к состоянию покоя, благоразумия и самоконтроля (преодоление недуга и пафоса). Часто ритуалы использовали в условиях обрядовой практики.

ý Катарктика (катарсис - очищение) – это очищение, искупление, желанное освобождение от хаоса. Освобождение от хаоса дает нам освобождение от скверы, пафоса, волнения и необузданных страстей. Психологический смысл катарсиса состоит в отражении пафоса через гармонизацию и эстетизацию. Впервые это было введено Аристотелем, он отразил это в своей поэтике: «Ситуации, несущие хаос и деструкцию, надо искусно включать в строго упорядоченную структуру драматического сюжета, это приводит к нейтрализации их негативного воздействия. Пафос, подчиненный сюжету, лишается своей разрушительной силы. Произведения искусства посредством эмоционального резонанса способны настраивать душу, как лиру, на более возвышенный лад, исцеляя ее».

ý Гимнастика и музыка – это универсальный метод гармонизации души и тела. Упражнения укрепляют тело, а музыка возвышает душу. По Платону, это уникальная целостная система мусического и гимнастического. Каждый должен включать ее в свой порядок дня.

Адаптационный эталон здоровья

Это альтернативная модель. Такое представление о здоровье стало продуктом научной мысли XIX в. Оно возникло на стыке социологического подхода и биологических наук и является основным для медицины и психиатрии. Данная модель также является базовой и для психологии. Ее часто рассматривают в социальной психологии в западных концепциях.

Адаптационная модель здоровой личности использует главным критерием оценку оптимального функционирования человека, т.е. характер и степень включенности индивида в эколого-биологические и социальные системы.

Теоретические предпосылки модели:

1. Эволюционное учение Ч. Дарвина (естественный отбор, борьба за существование).

2. Социология Э. Дюркгейма, который рассматривал любое проявление психической или духовной жизни человека как функцию, прежде всего, его социальных отношений.

Из этих двух теорий медицина и психология позаимствовала 2 главных параметра: приспособленность или адаптация к окружающей среде и гармоничная включенность человека в сообщество людей.

Биологический подход

Включает в себя 2 уровня: индивидуальный и общевидовой. Рассмотрим индивидуальный подход.

Теория стресса Ганса Селье. Выделяется 3 стадии стресса: мобилизация всех ресурсов, собственно резистенция (сопротивление, создание системы собственных психологических защит и копинг-стратегий) и истощение. Селье говорил о том, что стресс – это нормальное явление, есть зависимость от стрессоустойчивости организма. Стресс организму нужен для того, чтобы без серьезных потерь организм мог встречаться с более серьезными неприятностями. На основе своей теории Селье предложил кодекс здорового и полноценного существования. С помощью правил этого кодекса человек может поддержать стресс на оптимальном уровне и избежать дистресса.

Теория Уолтера Кеннона. У него было то же самое понимание здоровье: наш организм может сам справляться с негативными условиями среды. Он соотносил нормальную жизнедеятельность со способностью организма сохранять устойчивость (постоянство внутренней среды). Он ввел в науку термин «гомеостаз».

Иоган Шульц на основе этого учения создал свое собственное учение. Он разработал особую систему психофизического саморегулирования – «аутогенная тренировка». Один из последователей И. Шульца – Хеннон Линдеман – видел в болезни нарушение системы психофизиологической саморегуляции. Главной причиной нарушения является урбанизация и негативное переживание по поводу неудач. Он полагал, что необходимым условием оздоровления является установка на поддержание внутренний стабильности, т.е. нужна не просто аутогенная тренировка, а нужно «аутогенное погружение». Это эффективный метод сознательного формирования очень сильной установки, которая может быть сформирована только в экстремальной ситуации. Он проводил собственный эксперимент (плавание на надувной ложке через Атлантику).

Существуют биологические общевидовые теории. Они используются для оздоровления нации, общей популяции человечества. Теория нормального функционирования может изучаться в свете теорий приспособления человечества как вида:

Теория К. Лоренца. Лоренц говорил, что любые «проявления душевной жизни» и любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте общевидовой эволюции. В книге «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания» он рассматривает эволюцию человечества, которая при определенных условиях может привести к негативным последствиям. По Лоренцу, «эволюция есть процесс познания», т.е. познание – это видовая приспособительная функция.

Теория В.И. Вернадского. Здоровье определяется в масштабах биосферных процессов. Человечество – это составная часть биосферы, которая обеспечивает постепенное преобразование ее в ноосферу, т.е. в сферу духовной активности человека.

Концепция «космопланетарного» феномена человека Казначеева и Спирина. Авторы предлагают четко разграничить здоровье отдельного человека и целой популяции, т.к. здоровье популяции – это процесс долговременного приспособления или развития жизнеспособности в ряду поколений. Поэтому обязательно нужно рассматривать здоровье одного человека, критерием которого является производительность и продуктивность. Основной параметр, определяющий продуктивность – количество лет здоровой жизни.

Социальный аспект

Основным является понятие социальной адаптации. На первый план выступает всесторонняя социализация личности.

Социологический подход Э. Дюркгейма. Он противопоставляет человека как существа социального «единому царству природы», т.е. личность – это исключительно продукт социальных отношений, общество – альтернатива природе, человек – это «социальное животное». «Высшей духовной реальностью, стоящей над индивидом признается коллектив». Дюркгейм раскрыл феномен суицида: причина ухода из жизни лежит все индивида, в сфере его отношений и связей с социумом.

Подход «социального конструирования реальности» или социальный конструкционизм М. Вебера. В рамках этого подхода была создана концепция Бергера и Лукмана: «человеческая природа – это социокультурная переменная». Социальный конструкционизм нанес сокрушительный удар по главному духовному достоянию запада – человеческой субъективности.

Концепция П.Д. Тищенко. Он выпустил книгу «Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез», пытаясь применить теорию социального конструирования объективной реальности к изучению феноменологии здоровья на материалах современной биомедицины и генетики. «Здоровье – это не естественный феномен, а социальный артефакт». В результате появилась проблема биологической этики.

В социальном плане на основе всех этих теорий здоровье понимается как нормальное состояние, а болезнь – отклонение от нормы. Адекватность поведенческих реакций, способность к научению, работоспособность – таковы устойчивые социальные характеристики здорового человека. В современной психологии и медицине сформировался социально ориентированный и дискурсивный подход к проблематике здоровья. Он является более мягким по отношению к предыдущим концепциям, однако определяет здорового человека как того, кто эффективно функционирует. Согласно такому нормоцентрическому подходу любое нарушение психического здоровья – это отклонение от нормы и может рассматриваться как определенная форма социальной дезадаптации.

В психологии представителем такого подхода была теория Адлера. Адлер сделал вывод, что необходимо принять логику нашей общественной жизни как истину. Правила общественной жизни так же очевидны, как законы климата. Человек – слабое животное, и он сможет выжить только благодаря стадному образу жизни. Либо человек представляет собой неполноценный организм, который постоянно преодолевает свою неполноценность, изобретая механизмы и способы адаптации. Наиболее здоровый способ, как считал Адлер, – это всестороннее развития социального чувства, социального инстинкта, стремление к солидарности, т.е. способность кооперироваться с другими людьми. Основными источниками психопатологии и здоровья является чувство неполноценности и чувство общности. Уход в болезнь – это своеобразный способ компенсации неполноценности. Идеальная личность – это такая личность, которая ведет жизненную игру согласно законам общества. Подход Адлера представляет собой выражение крайнего социологизма в рамках психологических теорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.02 с.)