Дивитисий – далматика из самых великолепных тканей. Позже она вошла в одежду русских патриархов под названием саккос. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дивитисий – далматика из самых великолепных тканей. Позже она вошла в одежду русских патриархов под названием саккос.



Коловий – туника-долматика с короткими не доходящими до локтей рукавами либо без них.

Иматий – совсем простая одежда в виде легкой туники простого покроя, без талии, с рукавами. Иматий являлся повседневным домашним платьем, однако мог быть и парадным. В этом случае его подобающим образом декорировали.

Скарамагий – ведет свою историю от азиатских всадников кочевников. Скарамагий настолько понравился византийцам, что постепенно превратился в основной парадный костюм императорского двора.

Скараник – вид ездового кафтана.

Кавадий – кафтан с длинными, застегивающимися полами, плотно прилегающий к фигуре.

Калиптра – головной убор императора – высокая шапка, покрытая дорогой парчевой тканью, украшенная жемчугами и самоцветами.

Фиал – один из самых пышных императорских венцов, напоминавший фонтан из перьев и драгоценных камней.

Стемма – корона в виде широкого золотого обруча, увенчанного крестом из драгоценных камней в очелье. Стемма главный предмет в парадном костюме императора.

Характерная часть восточного мужского костюма штаны – вошли в византийский костюм. Штаны – представляют собой длинные чулки, которые привязывались к поясу. Сверху носили тунику с суживающимися к запястьям рукавами. Качество ткани и длина определяют социальное положение владельца костюма. Основная часть византийского населения носила туники выше колен. Туника знати доходила до середины икры. Поверх дополнительно одевали плащ из шерстяных или полушерстяных тканей. Кроме плаща византийцы носили и римскую пенулу, которая имела несколько вариантов покроя.

Костюм императора состоял из пурпурного полудаментума, фибулы с подвесками из драгоценных камней, золотого венца. Все это должно было производить неизгладимое впечатление на поданных.

На приближенных императора одежды иные. Полу длинные туники с пурпурными таблионами являются знаком высокого общественного положения владельца костюма. Плечи и грудь обычно были украшены вышивкой.

Знаком царского достоинства становится не только пурпурный плащ, но и лорум – узкий шарф из плотной парчовой ткани, украшенный золотом и драгоценными камнями. Свое происхождение он берет от древнеримского шарфа консулов, который они получали, когда назначались на консульство. Лорум как часть торжественного облачения византийского императора позднее переходит в виде оплечья-бармы в орнат – парадное одеяние русских царей.

Активные торговые отношения с Малой Азией, и особенно с Персией, приводит к тому, что в византийский быт проникает восточная культура. Появляется совершенно новый вариант костюма, возникшего больше под персидским влиянием, древнеримским. Появляется одежда с застежкой или запахивающаяся с полы на полу одежда, выполненная по типу персидского кафтана, прямая не широкая с узкими длинными рукавами и поясом.

Сословный характер государства требовал ясного разграничения и во внешнем облике поданных. Например, в Византии запрещалось низшему сословию носить одежду из шелковых пурпурных тканей с золотом. Только узкой группе привилегированных лиц разрешалось носить одежду из подобных тканей.

 

Византийский женский костюм. Женская одежда – длинная, прямого покроя из плотных тканей, тщательно скрывала тело. Первые 2 века н.э. в Византии ещё сохраняется римско-эллинистическое влияние на культуру и костюм. Но, начиная с 4-5 в., появляются все больше одежды прямых форм, и легкая римская пала заменяется покрывалом, окутывающим всю фигуру. В этот период распространенной одеждой является одежда, выполненная по типу римской долматики. Византийская долматика отличается от римской тем, что она выполнена с диагонально обрезанным подолом и вышита драгоценными камнями. В сочетании с атласной туникой и тонкой вуалью византийская долматика была произведением высокого художественного вкуса.

Но с течением времени изменяется и византийская долматика. В 10 в. она становится довольно узкой, длинной, с длинными сильно расширенными к низу рукавами. Носить такую одежду имели право только императоры. Полностью скрывая фигуру, она превращает женщину в роскошно убранный цилиндр, буквально выполняя требования церковных традиций в одежде. Такому костюму соответствовала и прическа из искусственных волос, подобная сложному головному убору.

Костюм женщин низшего сословия представлял тунику с вышитым оплечьем и каймой снизу. Бытовала одежда с короткими рукавами с вырезом на груди. Девушкам разрешалось носить короткую верхнюю тунику.

Замужние женщины и вдовы должны были ходить с покрытой головой.

Традиционный костюм византийских женщин – это туника с поясом и покрывалом – мофорием, – подобным римской пенуле. Покрывало спускалось с головы на плечи и окутывало всю фигуру. В византийском и русском искусстве в таком костюме всегда изображали святых.

Женская обувь – это мягкие башмаки из кожи белого, красного, желтого цветов. Обувь аристократок была из шелка и парчи, украшенная вышивкой драгоценным камнями и жемчугом.

Заключение

На Византии заканчивается эпоха античности в искусстве. Византия поздневизантийского периода (1025 – 1453 г.) открывает период раннего средневековья – периода внутренних феодальных распрей, периода наступления на Византию турок–сельджуков и норманнов, период крестовых походов.

Византия как связующее звено между античностью и новым временем оказала огромное влияние на формирование художественной культуры как русского и балканских народов, принявших христианство, так и стран Западной Европы. Государственная символика, придворные церемониалы и парадные одеяния Византийской империи, претерпев некоторые изменения, еще очень долго бытовали в Европе и на Руси. Костюм византийской знати из сияющих шелковых и парчовых тканей послужил прообразом официального костюма европейских аристократов Средних веков; торжественные одежды византийского священства стали каноном для облачения служителей Православной церкви.

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте этапы развития византийского костюма. Назовите факторы, влияющие на его эволюцию. Роль и значение тканей в византийском костюме.

2. Охарактеризуйте основные особенности византийского костюма. На примерах современного костюма покажите признаки византийского стиля.

3. Тип формы византийского костюма. Проанализируйте факторы, повлиявшие на формирование такого типа одежды.

4. Правомерно ли выражение «античный византийский костюм» в отношении византийской одежды. Если «да», то докажите это на примерах.

5. Проведите сравнительный анализ позднего древнеримского костюма и костюма византийской эпохи начала нашей эры. В чем выразилось влияние римлян на тип, форму, ткани византийского костюма.

6. Проведите сравнительный анализ древневосточного костюма и костюма византийской эпохи начала нашей эры. В чем выразилось влияние востока на тип, форму, ткани византийского костюма.

7. Проведите сравнительный анализ мужского и женского византийского костюма. В чем проявлялись отличительные особенности этой одежды.

8. Ткачество и древние (реликтовые)ткани Византии. Приведите названия тканей, дайте их характеристику: сырьевой состав, цветовая гамма, орнаментация.

9. Дизайн византийской одежды и тканей. Назовите факторы, под влиянием которых сложился византийский стиль.

10. Определите понятия «красота», «гармония», «стиль» для христианской эпохи начала нашей эры. Приведите примеры использования византийского стиля в современном дизайне одежды и тканей.

11. Проведите сравнительный анализ костюмов древней Греции и Византии. Какие факторы повлияли на трансформацию более позднего византийского костюма и в чем это проявилось.

12. Дайте общую характеристику византийского костюма и укажите влияние стилей и «моды» других эпох на форму и дизайн византийского костюма.

13. Сравните современные ткани и ткани византийской эпохи на примерах известных вам древних тканях. Какие характерные элементы, используемые в орнаментации современных тканей, характеризуют дизайн ткани как византийский стиль.

14. Символизм в дизайне цвета тканей Византии. Правила использования цветовой гаммы в орнаментации тканей.

15. Что такое «долматика»? Дайте общую характеристику такого типа одежды. Какие слои населения носили такой тип одежды. В сословные различия этой древней византийской одежды.

16. Охарактеризуйте мужской костюм византийской эпохи. Приведите известные вам названия этой одежды и укажите, какие ткани использовались для ее изготовления.

17. Охарактеризуйте женский костюм византийской эпохи. Приведите известные вам названия этой одежды и укажите, какие ткани использовались для ее изготовления.

18. Роль аксессуаров в одежде византийцев. На примере костюма императора (или другого известного Вам исторического персонажа) покажите их назначение в костюме византийца.

19. Что такое «мофорий»? Это элемент женской или мужской одежды?

20. Какие виды одежд древних римлян использовались в костюме византийцев.

21. Охарактеризуйте полудаметум императора: ткань, цвет, форма, аксессуары. Почему этот вид одежды считается парадной одеждой императоров, королей и царей последующих эпох и народов?

22. Чем отличаются лорум и таблион? Какие сословные слои населения имели право использовать эти элементы в своем костюме? Встречаются ли эти элементы в современном костюме и каково их предназначение.

23. Охарактеризуйте появившуюся в византийскую эпоху одежду священнослужителей. Назовите ткани, используемые для такой одежды

24. На примере египетского, древнегреческого и византийских костюмов проанализируйте трансформацию понятий красоты, гармонии, стиля. Укажите основные факторы, влияющие на формирование этих понятий у разных времен и народов.

25. Охарактеризуйте понятие символизма на примерах сокровищниц византийского искусства, в том числе и византийского костюма и тканей.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ОДЕЖДЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.034 с.)