Тема: «Древнеримский исторический костюм» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Древнеримский исторический костюм»



1. Краткая характеристика античной эпохи Древнего Рима.

2. Общая характеристика древнеримского костюма.

3. Особенности мужского и женского костюма.

4. Реликтовые ткани и их дизайн: орнаментация, цветовая гамма, сырьевой состав.

5. Аксессуары исторического древнеримского костюма.

Параллельно с процветанием эллинистических центров на Западе возникла военная мощь Рима. Сначала это небольшая олигархическая республика на берегах Тибра, потом хозяйка всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь античный мир. Падение Карфагена в 146 г. до н.э. было переломным событием для Греции. Начиная с этого времени, Рим завладел Грецией. Но «пленённая Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций). Гордый Рим непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство послушно склонил голову перед великой греческой культурой.

Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны, их первоначальная мифология в отличие от греческой, очень прозаична. Рим воспринял весь пантенион греческих богов, дав им только свои имена. Например, Зевс в греческой мифологии получил имя Юпитера, Афродита стала называться Венерой, бог войны Арес – Марсом. Многое из греческой культуры было позаимствовано римлянами.

Однако было бы не справедливым не отметить приоритеты и в римской культуре. Выросши в могущественное государство Рим, создал свою литературу, правда, восходящую к греческим истокам, но сильную и самобытную. В пластических искусствах самобытность Рима проявлялась меньше: римские художники не столько даже продолжали греческие традиции, сколько усердно копировали греческие образы.

Римская культура с самого начала таила в себе зерна упадка, потому что она создавалась уже при развитом рабовладельческом строе. Причем, Рим выступил на мировую сцену, когда рабовладельческое общество было в апогеи своего развития, когда его противоречия достигли угрожающей остроты. Величие Рима искусственно поддерживалось штыками легионеров. Государство непрерывно сотрясали грозные восстания рабов, начиная со знаменитого восстания Спартака. Они смыкались с восстаниями в провинциях, все больше усиливался напор варварских племен, развращенность верхушки римской знати, преступность императоров, ужасы террористического режима при императорах Юлиях–Клавдиях, дворцовые заговоры и интриги достигали таких форм, что недаром термин «упадок Рима» считается символом разложения и гнилости любого общества.

Но все же, древнеримское искусство еще относится к античному искусству начала христианской эпохи и имеет для истории искусств свою историческую ценность, свое своеобразие и историческую значимость.

Римское искусство внесло значительный вклад в мировую культуру своим зодчеством. Совершенно самобытный итальянский скульптурный портрет. Римская архитектура не может сравниться в художественном обаянии с греческой, но она грандиозна, весьма эффектна, и своей инженерно-строительной техникой уходит от простой барочной конструкции греческого храма. Например, базилики со сводчатыми перекрытиями, которые в последствии легли в основу христианских церквей; акведуки – многоярусные каменные мосты, несущие водопроводные трубы; триумфальные арки, воздвигаемые в честь военных побед; К олизей – амфитеатр, вмещающий десятки тысяч зрителей; пантеон – купольная ротонда – «храм всех богов».

Древнеримское искусство вслед за обществом нуждалось в коренных переменах и притоке новых сил для его возрождения и обновления. В этот период Рим захлестывает война всевозможных философских школ, мистических культов и религиозных течений. Но самой сильной была религиозная тенденция к установлению единобожия, в частности христианства, взамен пантеона множества языческих богов. На тот момент это было средством сохранения Империи и предотвращения её распада.

Родиной христианства была эллинистическая Иудея. Римская знать поначалу преследовала христианские иудейские секты, которые изначально проповедовали религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. Но в дальнейшем обстановка меняется. Иудейское восстание было подавлено, а христианские произведения 2 века – «Апостольские Послания», «Евангелие» - уже наполняются духом лояльности к Риму, к рабовладению. Причины преследования христиан отпадают, и все более выявляются преимущества христианства для Рима. Это учение, проповедовавшее равенство людей перед духовной силой, давало удовлетворение низшим классам, и в тоже время не покушалось на земное неравенство слуг и господ. Кроме того, христианство удовлетворяло потребность в установлении единобожия. Все это определило легализацию христианства еще 4 в. и принятие его в качестве государственной религии.

Что же касается искусства, то в нем произошло изменение изжившего себя античного идеала, - гармонии физического и духовного. В противовес духовному идеалу противопоставление материальные ценности, как неизмеримо высшее благо.

В конце 4 и в начале 5-го столетий распад Римской империи продолжается. В этот исторический период в Европе происходит «великое переселение народов». Пройдя через Дунай, на территории Империи поселяются многочисленные племена готов. Готы продвигаются по территории Римского государства, повсюду встречая поддержку рабов и порабощенных Римом народов. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гунов. Вестготы и вандалы захватывают и громят сам Рим. В 476 г. (5 в н.э.) Риму был нанесен заключительный удар, и неограниченная власть римских императоров перешла к варварским дружинам.

Эта дата знаменует конец Западной Римской империи. Но продолжала существовать Восточная Римская империя, а история ее искусства уже принадлежит новой эпохе, новой эре в истории человечества – эпохе Возрождения или эпохе Ренесанса.

Общая характеристика костюма. История греческого костюма началась с азиатской пестроты, чопорного великолепия с мелочной искусственностью, а закончилась благородной простотой. Костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой непритязательной формы к претензионной избыточности и помпезному великолепию.

Культура Древнего Рима складывалась под влияние древнегреческой культуры. Тип древнеримского костюма такой же, как и у древних греков – драпировочный. Национальное своеобразие складывалось не столько в покрое отдельных видов одежды, сколько в деталях и украшениях. Простота образа жизни и суровость нравов римского общества еще на заре его существования, формировали эстетический вкус, сказавшийся на формах одежды этого времени. У римлян долгое время не было стремления к красоте, как у греков. Римляне 8-го – 5-го в. до н.э. были умеренными во всем: еде, одежде, роскошь вообще считали не допустимой. Прядение и ткачество считалось обязательным занятием женщин и служило одной из характеристик их добродетели. На протяжении всего республиканского периода развития Древнего Рима (5-1 вв. до н.э.) одежду изготавливают дома. Император Август (1 в. до н.э.) гордился тем, что носил тунику и тогу, сотканные руками жены и матери.

Древнеримский костюм на протяжении многовековой истории своего развития познал много значительных изменений, связанных с глубокими изменениями в общественном строе Римского государства и культуры. Включительно по 2 в.н.э. римский костюм оставался в своей основе античным. В нем преобладала оберточная драпируемая одежда, сохранялись простота кроя и декора, господствовала идея самостоятельного значения природной красоты людской фигуры, по отношению к которой одежда играла лишь добавочную второстепенную роль. Но военный характер Римского государства и его мировое господство обусловили появление в костюме статичности, величия и относительной сложности по сравнению с греческим костюмом. Начиная с 3 в.н. э. Костюм Древнего Рима резко меняется. Все специфические особенности античного костюма начинают исчезать. Оберточная одежда вырождается и заменяется глухой одеждой, которую нужно одевать. Одежда удлиняется и покрывает всю фигуру от шеи до ног. На образование позднего римского костюма – предвестника средневекового византийского костюма – оказывает влияние азиатский стиль, который сказывается не только в длинных туникообразных формах одежды, но и в типах и способах ее орнаментации. Пристрастия к украшениям и пышности одежды полностью заменило бывшую простоту раннего римского античного костюма. Появились также заимствованные у варваров элементы одежы, например, штаны.

Мужской и женский костюм начали различаться уже в ранний период истории Древнего Рима, когда римлянки носили древнегреческую одежду, а римляне – продолжали одевать римские тоги и плащи-гиматии. Эта разница в мужской и женской одежде существовала вплоть до поздней империи, когда у обоих полов используются одежды одинакового глухого типа. Особенностью древнеримского костюма, в отличие от древнегреческого, стала ярко выраженная его классовая дифференциация. Аристократический характер республики, когда правила римская знать, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям Римской Империи, бюрократический государственный аппарат во главе с императором, - все это способствовало различным уровням социальной принадлежности граждан среди вольного населения, не говоря уже про рабов и других малоимущих слоев населения. Все они подчеркивали свою принадлежность к тому или иному слою общества, выражая их в одежде и знаках общественного различия. Тога, например, была одеждой лишь вольных римских граждан. Рабы не имели права носить тогу. Даже в женском костюме господствовали классовые различия. Столу, например, запрещалось носить рабыням и куртизанкам. Классовая дифференциация костюма проявлялась также в господствующих слоях верхушки римского общества.

Мужской костюм. Основной одеждой римских граждан и символом гражданского достоинства была тога. Roma togata – Рим, носящий тогу, так называли население Рима. Римлянин, совершивший преступление, прежде всего, лишался права носить тогу. Тога считалась исконно римской одеждой, подчеркивавшей знак римского гражданства.

В ранний республиканский период (5-1 вв. до н.э.) тога была выполнена в виде плаща в форме полукруга, небольших размеров, покрывавшем фигуру подобно греческому гиматию.

По мере роста могущества Римской Империи увеличивается размер тоги, которая начинает выполнять определенный социальный заказ – подчеркивать торжественный и величественный вид хозяина.

Классическая римская тога из шерстяной ткани имела форму овала или эллипса, размер которого составлял 5,6х2 м. Тога не имела швов, ее ткали целиком. Драпировка тоги была очень сложной. Предварительно тогу складывали в долевом направлении, так чтобы ее верхняя часть была меньше нижней на 1/3. Около линии загиба в верхней части тоги закладывали несколько складок, накидывали тогу на левое плечо, спуская впереди один конец ткани, равный 1/3 всей длины. Этот конец ткани покрывал левую руку и падал почти до земли. Вторым концом ткани покрывали по диагонали спину, на бедре драпировали группу складок, называвшуюся проценктура, и довольно плотно прижимали их к телу. Ткань, свободнопадающую у правого берда, закалывали в виде полукруга, а оставшийся свободным конец ткани перекидывали через левое плечо. Получившаяся полукруглая драпировка тоги носила название синус. Она была самой подвижной частью тоги. Правильному расположению ткани на ней римляне придавали большое значение. Но это еще не все в искусстве драпировки тоги. Последний момент заключался в том, что из ткани, первоначально расположенной на левом плече, вытягивали небольшой кусок, закладывали из него пучок складок и эта драпировка, носившая название умбо, своим направлением должна была перекликаться с синусом, создавая определенный ритм в движении всей ткани. Часть тоги, из которой создавался синус, можно было закинуть на голову. В таком виде римляне совершали жертвоприношение. Обычно же они ходили с непокрытой головой. Драпировкой тоги занимались жены или рабы. Рабыни, владевшие в совершенстве искусством красиво драпировать тогу, ценились очень дорого.

Тога обычных римских граждан была традиционно белой. Высшие должностные лица носили тогу–претексту, затканную по прямому сгибу алой или пурпурной полосой (у сенаторов – широкой, у всадников - узкой). В эпоху поздней республики полководец –победитель в день своего триумфа появлялся в венке из золоченных листьев лавра и в пурпурной тоге, прошитой золотыми нитями – тога-пикта. Триумфытор надевал ее поверх затканной золотыми пальмовыми ветвями ткники (туника-пальмата).

Домашней одеждой римлян была туника, близкая по покрою к греческому хитону. Туника – это разрезная одежда, которая одевалась через голову. Хитон – оберточный тип одежды, который был сделан из целого куска ткани. Ткань для туники была шерстяной или льняной различных цветов. Туника имела короткие, или длинные рукава. Сверху туники одевали чаще всего небольшой плащ типа греческого гиматия. В непогоду носили пенулу – плащ в виде вытянутого овала с круглым вырезом для головы, к которому пристегивали капюшон. Пенулу делали из плотных шерстяных тканей типа валяного сукна.

Презираемая в ранние века роскошь, уже в конце существования Римской республики, стала быстро воцарятся в Риме. Завоеванные Римом восточные страны поставляли в Римскую империю роскошные ткани. Богатые, пересыщенные всем римляне, подражая костюму полководцев-триумфаторов, увлекаются вышитыми туниками и легкими плащами, тщательно подбирая сочетание цветов туники и плаща - лацерны, скрепляемого на плечах богатыми фибулами.

В эпоху поздней республики при триумфальном восшествии в Рим полководец появляется в тунике, вышитой пальмовыми ветвями – туника-пальмета, в пурпуровой тоге-пикте и в пурпуровых башмаках.

В эпоху империи громоздкая тога-пикта была заменена пурпуровым плащом. Этот плащ, который назывался полудаментум, сохранился в Византии, и от него произошли все мантии европейских королей.

Со временем от обычая носить белую тогу постепенно отступали. Сначала простые граждане стали ходит в разноцветных тогах, а потом отдали предпочтение более практическому сочетанию туники и плаща. Император Август вынужден был приказать соотечественникам появляться в тоге хотя бы на Форуме. Позднее даже знать надевала эту одежду лишь в самых торжественных случаях.

Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях, принесли от туда гальский плащ сагум (sagum) с капюшоном (cucullus), а также штаны (braccas) – эту самую неримскую одежду, которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только спустя много столетий смогла перешагнуть через Альпы.

 

Женский костюм. Женщина в римском обществе имела право распоряжаться своим состоянием, участвовать в воспитании детей, присутствовать на пирах и торжественных собраниях.

В ранний период Римской республики женщины ткали и шили сами. Их драпированная одежда состояла из трех частей:

· нижняя туника делалась из более тонкой ткани;

· верхняя столла – из более плотной;

· третья часть – палла - это накидка в виде плаща, покрывавшая подобно греческому гиматию женскую фигуру.

Если туника имела рукава, то столу надевали без рукавов, и наоборот. Понизу столы пришивали широкую густую оборку, которая называлась инстинта.

Паллу надевали при выходе на улицу и покрывали ее голову.

Такую же роль, как тога в мужской одежде, в женской одежде играла столла. Столла внешне напоминала тунику, но была более просторнойи иначе отделанная. Столлу надевали поверх нижней туники – интимы. Немного ниже колена к столе пришивалась плиссированная оборка - инстинта, создающая впечатление большой устойчивости фигуры. Столлу дважды перехватывали поясом – под грудью ниже талии – и тщательно драпировали. Носили эту одежду исключительно замужние женщины. Римской матроне, согласно обычаю, надлежало быть стыдливой и целомудренной и не открывать посторонним глазам ничего, кроме лица, кистей рук, и еще пальцев на ногах. Поэтому при выходе на улицу, женщины набрасывали на лицо вуаль. Нарушать эту традицию позволялось только куртизанкам.

Стола – разновидность туники со складками или длинным шлейфом, с поясом или без него. Стола может быть с рукавами разной длины или вовсе без них. Рукава, как правило, не сшивные по всей длине и лишь в двух трех местах от локтя скреплены аграфами. По кроям стола оформлялась цветной вышивкой.

Палла – это четырехугольный плат ткани, иногда сложенный вдвое. Его также называют диплодиус (diplosios – гр.). На плечах диплодиус скрепляется застежками, покрывая оба плеча или в виде накидки (вторая часть диплодиуса), набрасывается на голову. Ткань для диплодиуса - обычно тонкая шерсть, пурпурного цвета различных оттенков, а также цвета гелиотропа мальвы, или желтая. Также использовали (уже как декоративный элемент одежды) совсем прозрачные шелковые покрывала, чаще всего цвета морской волны – косский шелк - по названию острова Косс в Эгейском море, где эту ткань ткали. В Рим ее доставляли через Грецию.

В 3 в. н.э. римлянки увлекаются народной одеждой – далматикой.

Далматика – это туника средней длины, изготовленная чаще всего из плотных тканей с короткими и прямыми рукавами, распространяется в начале новой эры по всей Европе.

 

С течение времени римские женщины все больше отступают от древних обычаев в ношении одежды. Они все больше попадают под влияние Востока, Греции, Египта. Так, например, влияние Востока сказывается в использовании тонких, прозрачных тканей, которые выгодно подчеркивают красоту тела. Благовония и косметика Востока наводняют Рим. От египтянок римлянки взяли увлечение драгоценностями. Римлянки все больше и больше создают культ красоты и кокетства.

Римлянки, чтобы сохранить стройность фигуры используют искусственные приемы стилизации фигуры. Например, специальной тканью, которая называется зона, бинтуют грудь и бедра; высоко под грудью носят кожаный пояс – стафион, зрительно удлиняя тем самым ноги и фигуру.

Обувь в виде башмаков из тончайшей кожи плотно облегают ноги так, что они кажутся обнаженными.

Большое внимание женщины уделяют прическам. Они становятся настолько сложными, что превращаются в парики.

Влияние Востока в римском костюме начинает сказываться и в том, что тяжелые шелковые ткани, затканные цветочным рисунком или металлическими нитями (как правило, золото или серебро) все больше и больше привлекают внимание римлянок, сменяя прозрачные и тончайшие египетские шелка.

Ткани и их дизайн. Распространенной тканью, из которой изготовляли одежду на протяжении всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издревле могли ткать разнообразные шерстяные ткани от очень тонких, до грубых и ворсистых. Наряду с шерстью использовали и льняные ткани, которые применяли преимущественно для нижней одежды. Уже с 1 в.н.э в Риме был известен шелк. Использование шелковых тканей в одежде римлян все больше расширялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала обычной в быту богатых слоев населения. Сначала это были легкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные, а потом использовались и более грубые прозрачные шелковые ткани.

Основным цветом римской одежды в ранний период империи был белый цвет или естественный суровый. Белый цвет, как цвет праздничной или парадной одежды, сохранил свое предназначение в более поздний период Римской империи и, особенно, в религиозных церемониях.

Рабы и неполноценные граждане Римской империи носить белые одежды не имели права. Цвет их одежд был в основном темным.

Наряду с белым цветом широко использовали в одежде и другие цвета. Особенно разнообразной была гамма женских одежд, тогда как мужская одежда имела только красный, фиолетовый и коричневый цвет

Пурпур со времен Домициана Флавия (1 столетие 80 гг. н.э.) и особенно Феодосия (4 в. н.э.) стал исключительно цветом императорского костюма.

В период республики (4 в. до н.э.) преобладала одежда из гладких одноцветных тканей без орнамента. Позже разнообразные полосы и разной формы нашивки появились во многих деталях костюма (воротник, концы рукавов, подол, на груди и т.д.) сначала как признак социального отличия костюма, позже – как украшение. Узорные (ремизные) ткани были распространены лишь в костюме поздней империи (3 в. н.э.). До этого времени их использовали лишь в особых случаях, а именно, для вышитой пальметами одежды триумфаторов и императоров.

Поздние римские узорные ткани имели целостный большой рисунок, в котором использовались геометрические фигуры и вписанные в них различные растительные мотивы. Узор на тканях был выткан или вышит двумя-тремя цветами, что очень украшало ткань, делало ее надменно пышной. Эта пышность еще больше подчеркивалась золотым декором.

 

Орнаментация тканей. Орнаментальные полосы на одежде мало, чем отличались мотивами узоров от древнегреческого орнамента. Позже римский орнамент стал более сложным и более стилизованным. В орнаменте появились пышные листья аканта, дуба, лавра, гирлянды из цветов, листьев и плодов, сложные растительного характера завитки.

В поздний период развития Римской империи этот еще не сложный орнамент сменятся на полосы, полностью заполненные геометрическим узором.

Важным отличием поздней римской декорировки является большая усложненность и обобщенность орнамента в различных формах. Римляне отдавали предпочтение главному орнаментальному мотиву – стилизованным листьям аканта. Этот мотив применялся, как украшение в архитектурных сооружениях, так и в тканях. В сочетании с различными растительными мотивами (листья дуба, кедровые шишки, виноград, пальма, плющ, вьюн, колос, мак - любимые и в греческом искусстве), они создавали самые разнообразные комбинации, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали. Пышные гирлянды из цветов и плодов, фигуры людей, головы животных сочетались с военной эмблематикой, воспевающей славу римских походов.

Аксессуары. Образ жизни простой и суровый на заре существования Рима, менялся по мере того, как разрасталось государство. В поздний период Республики презираемая когда-то римлянами роскошь превратилась для большинства из них в цель и смысл существования.

Любовь к роскоши в эпоху Империи распространилась в сильнейшей мере на одежду. Истинные франты-расточители не надевали платье дважды. Модные ухищрения возникали чуть ли не ежедневно. Росло пристрастие к богатым тканям – то царственно тяжелым, то невероятно тонким и прозрачным, как крылья стрекозы; к золотым или многоцветным обильным вышивкам; к многочисленным ювелирным украшениям из золота, жемчуга и драгоценных камней; к прихотливым сочетаниям цветов и тончайшей обуви, в которой ноги казались обнаженными.

 

Заключение

 

В последний период существования Римской империи, когда разорительные войны создают тревожную и гнетущую обстановку, исчезает и былая роскошь. Деградирует и умирает все – и культура, и люди. Наступает последний этап существования античного мира и с мировой арены сходи драпированный костюм – костюм, раскрывший европейцам далеких поколений каноны пластической красоты в одежде.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ОДЕЖДЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.094 с.)