Семинар 9. Общество и природа. Глобальные проблемы и перспективы развития современной цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 9. Общество и природа. Глобальные проблемы и перспективы развития современной цивилизации



План

1. Типы восприятия природы в истории культуры. Природа как объект философского осмысления.

2. Многообразие форм и уровней природных систем. Динамика структурных взаимодействий общества и природы в социально-историческом процессе.

3. Экологическая проблема: научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты.

4. Происхождение, содержание, иерархия глобальных проблем, способы и средства их исследования и преодоления. Глобальные проблемы и социальное развитие общества. Философские исследования будущего.

 

Библиографический список

1. Бек У. Что такое глобализация?: Ошибка глобализма – ответы на глобализацию. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004.

3. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. – М.: Алгоритм, 2003.

4. Высокие технологии и современная цивилизация. – М.: ИФРАН, 1999.

5. Глобальные проблемы биосферы / отв. ред. Ф. Т. Яншина. – М.: Наука, 2003.

6. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М.: ИФРАН, 1994.

7. Горелов А. А. Социальная экология. – М.: ИФРАН, 1998.

8. Дубовик Э. Л. Экологическое право: учебник. – М.: Велби, Проспект, 2003.

9. Зубаков В. А. Дом Земля. Контуры экогеософского мировоззрения (научное развитие стратегии поддерживания). – СПб.: Фирма Коста, 2000.

10. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М.: Интерпракс, 1995.

11. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, культура. – М.: Academia, 2000.

12. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

13. Кочергин А. Н. Философия и глобальные проблемы. – М.: МГУ, 1996.

14. Малевич Ю. И. Права человека в глобальном мире. – М.: АСТ, 2004.

15. Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание. – М.: Логос, 2001.

16. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. – М.: Языки русской культуры, 2000.

17. Олейников Ю. В., Оносов А. Л. Ноосферный проект социоприродной эволюции. – М.: Прогресс-Традиция, 1999.

18. Основания цивилизации: философский анализ: монография / отв. ред. В. М. Найдыш – М.: СигналЪ, 2001.

19. Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985.

20. Пригожин И. Конец определённости. Время, Хаос и Новые Законы Природы. – Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2000.

21. Родионова И. А. Глобальные проблемы человечества. – М.: Высшая школа, 1995.

22. Саган К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. – СПб.: Амфора, 2004.

23. Скарс Р. Эковоины. Радикальное движение в защиту природы. – Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2002.

24. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: КоЛибри, 2002.

25. Философия о будущем человечества. – М.: Политиздат, 1990.

26. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М.: АСТ; ЛЮКС, 2004.

27. Хесле В. Ф. Философия и экология. – М.: Прогресс, 1994.

Примерная тематика реферативных работ

1. Философия в современной культуре: функции, значение, роль и перспективы.

2. Философия и профессиональная культура юриста.

3. Становление философского знания: предпосылки, условия формирования, детерминанты развития.

4. Основы буддийского мировоззрения.

5. Этико-философские идеи конфуцианства.

6. Представления о мире, обществе и человеке в даосизме.

7. Легизм о соотношении права, закона и власти в государстве.

8. Этический рационализм Сократа.

9. Объективный идеализм и социальная утопия Платона.

10. Философия кинизма: проблема моральной свободы и автономности личности; культурный нигилизм.

11. Средневековая европейская философия как способ обоснования христианской религии.

12. Арабская философия Средневековья.

13. Философские и социально-этические идеи Ф. Аквинского.

14. Рационалистическая философия Р. Декарта: проблема метода познания, принцип радикального сомнения.

15. Философия И. Канта как гносеология смысла жизненных проблем.

16. Объективный идеализм и диалектика Г. Гегеля.

17. Философия государства и права Г. Гегеля: сущность, место и роль в развитии правовых идей.

18. Историко-материалистическая теория государства и права (К. Маркс, Ф. Энгельс).

19. Иррационализм и радикальный нигилизм философии жизни Ф. Ницше.

20. Философия позитивизма: основные проблемы, этапы и особенности развития, представители.

21. Философия экзистенциализма: характерные черты, основные проблемы, представители, место и роль в современной культуре.

22. Природа человека и его универсальное развитие.

23. Экология человека и экологическое право о необходимости сохранения и развития природных свойств и сущностных качеств человека.

24. Проблема бессознательного: содержание, подходы к исследованию, варианты решения.

25. Человек как личность: основные свойства, признаки, проблемы формирования, типы.

26. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Противоречия функционирования и развития личности в условиях социально-правовой реальности.

27. Познание как поиск и постижение истины. Проблема критериев истины в науке, религии, искусстве, философии и праве.

28. Концепции истины в социально-гуманитарном познании. Истина и правда.

29. Человек как субъект познания. Познавательные способности человека и возможности их совершенствования.

30. Свобода – продукт развития общества, культуры и права. Определение свободы в философии и юриспруденции.

31. Формирование правового государства, роль правовой и философской культуры в преодолении социального кризиса.

32. Истоки и смысл русского коммунизма.

33. Человеческое поведение в норме и патологии, критерии разграничения в философии и праве. Преступность как девиация.

34. Девиантные субкультуры: причины возникновения и условия существования.

35. Смысл жизни как космологическая и экзистенциальная проблема: научное, философское и религиозное осмысление.

36. Философия права о связи государства, права и нравственности.

37. Философия русского космизма.

38. Философские воззрения и правовые взгляды Б. Н. Чичерина.

39. Философские воззрения и правовые взгляды П. И. Новгородцева.

40. Философское миропонимание и творчество П. Я. Чаадаева.

41. Философия В. С. Соловьёва: идея всеединства, проблема человека.

42. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва.

43. Свобода как социальная и нравственная ценность.

44. Концептуальные модели общественно-исторического процесса.

45. Кризис современной цивилизации и пути его преодоления.

46. Небытие как философская проблема: истоки и содержание, подходы к исследованию, варианты решения.

47. Философская рефлексия социально-политических проблем современного общества.

 

 

Методические рекомендации и требования к выполнению реферативных работ

 

Выполнение реферативной работы является важным элементом процесса самостоятельного обучения студентов, а её успешное представление (в процессе семинарского занятия или во время индивидуального собеседования) – условием для получения высокой итоговой оценки после прохождения дисциплины.

Реферативная работа должна содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист, на кото­ром формулируется тема, указываются необходимые реквизиты: вуз, фа­культет, кафедра, Ф.И.О. (полностью), год, место написания.

2. План, вопросы которого должны отражать основное содержание работы, а также иметь указание на страницы, на которых данное содержание излагается.

3. Введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, определяется объект и предмет, а также формулируются учебно-исследовательские цели и задачи реферативной работы.

4. Основная часть, в которую входят минимум три вопроса темы, причём деление темы на вопросы студент осуществляет самостоятельно.

5. Заключение, в котором подводятся итоги самостоятельного исследования темы, делаются выводы о достижении поставленных во введении целей, задач, обозначается перспектива дальнейшего исследования.

6. Список использованных источников (не менее 10 источников), который должен включать в себя учебники, учебные пособия, словари, монографические исследования по данной теме, первоисточники, издания периодической печати (например, журналы «Вопросы философии», «Философские науки»)[3].

Рекомендуется реферативную работу выполнять в печатном варианте. Объём работы – 12 – 15 стр. машинописного текста. Примерная тематика реферативных работ предложена в данном учебно-методическом издании.

Для правильной организации логической корректности реферата следует: 1) ещё раз уточнить формулировку основной проблемы работы; 2) при необходимости разбить её решение (освещение) на ряд последовательных этапов, каждый из кото­рых должен быть выражен в чётко сформулированных вопросах; 3) подобрать соответствующий список необходимых источников, содержащий исследования наиболее известных авторов; 4) провести содержательный анализ имеющегося материала; 5) дать наиболее полные ответы на поставленные вопросы, обосновать предвари­тельные результаты исследования; 6) на этой основе дать ответ на главный вопрос (проблему) работы.

Реферат должен представлять собой по­следовательное раскрытие темы путем применения всех известных автору и необходимых в данном случае философско-логических приемов, спосо­бов и методов размышлений. Допускаются ссылки на до­полнительную литературу. Сноски делаются в обязательном порядке. Характер сносок должен быть однотипным (постраничные или концевые). Грубейшим нарушением является приведение в тексте реферата цитат без указания на источник. Однако не стоит перегружать текст чрезмерно объёмными цитатами, изречениями, афоризмами, «крылатыми фразами» и т.д. Цитата должна подчёркивать основную идею автора, а не заменять собой её аргументацию и обоснование.

В реферате допускается использование схем, таблиц и рисунков, но последние не должны его перегружать. Категорически за­прещается переписывать (копировать) учебники, учебные пособия, отдельные части монографий, а также сканировать тексты учебников и выдавать их за самостоятельное творчество. Реферативная работа в подобном случае не засчитывается.

В процессе представления (защиты) реферата студент должен показать: а) понима­ние специфики предмета философии и её роли в истории человеческой культуры; б) представление об основных этапах развития философского знания; в) умение пользоваться философской терминологией; г) знание сути исследуемых в реферативной работе проблем; д) способность содержательно, аргументировано, кор­ректно излагать собственную позицию в отношении защищаемых в реферативной работе положений; е) навыки самостоятельного творческого мышления.

Выбор темы реферата осуществляется самостоятельно, либо по рекомендации преподавателя в процессе учебных занятий. При этом действует общий принцип: темы рефератов в составе студенческой группы не должны повторяться.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Мировоззрение: сущностная характеристика, структура, социальная роль.

2. Миф, религия, наука и философия как основные формы мировоззрения.

3. Предмет и методы философии, её основные функции.

4. Основной вопрос философии. Проблема первичности и познаваемости мира.

5. Дисциплинарное деление философского знания, структура философского знания.

6. Историческое формирование и развитие философии. Исторические типы и стили философского творчества.

7. Древнегреческая натурфилософия: главные проблемы, школы и представители.

8. Сократ, его философское творчество, роль в становлении классического стиля философствования.

9. Учение Платона об идеях. Социально-политические взгляды.

10. Философская система Аристотеля: онтологические исследования.

11. Учение Аристотеля о государстве. Его философско-правовые взгляды.

12. Эллинистический период античной философии (эпикурейство, стоицизм, скептицизм, кинизм).

13. Формирование средневековой философии: апологетика и христианская патристика.

14. Теоцентризм схоластической философии. Спор о природе общих понятий (универсалий): номинализм, реализм, концептуализм.

15. Философское обоснование существования Бога в средневековой философии.

16. Развитие философской мысли в эпоху Возрождения: антропоцентризм, пантеизм и гуманизм.

17. Проблема универсального метода познания в философии Ф. Бэкона, разработка индуктивной методологии.

18. Философия Р. Декарта: дуализм и учение о методе.

19. Философский сенсуализм и скептицизм в Новое время.

20. Философское учение И. Канта. Мораль и право.

21. Система философии Г. Гегеля. Философско-правовые исследования.

22. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии.

23. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

24. Основные черты и этапы развития российской философии.

25. Философия русского космизма.

26. Специфика и основные направления западной философии XX века.

27. «Философия жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше: иррационалистическая трактовка основных про­блем человеческого существования.

28. Основные идеи, понятия и принципы экзистенциальной философии.

29. Философия позитивизма: этапы развития, основные положения, проблемы и представители.

30. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

31. Философские исследования материи. Её сущность, формы, атрибуты.

32. Проблема небытия в философии.

33. Диалектика как учение и метод: основные законы, категории, принципы.

34. Происхождение, сущность, структура, развитие сознания.

35. Сознание как субъективная духовная реальность. Самосознание: пути, методы, средства.

36. Проблема познаваемости мира, её решение в истории философии.

37. Сущность и формы познавательной деятельности человека.

38. Соотношение чувственного и рационального в познавательном процессе.

39. Концепции истины в философии и науке (корреспондентная, коге­рентная, прагматическая, конвенциальная).

40. Основные формы истины: объективная и субъективная, абсолютная и относительная, конкретная и абстрактная. Диалектика форм истины.

41. Философские исследования сущности человека.

42. Концепции происхождения и эволюции человека. Комплексный характер антропосоциогенеза.

43. Духовная, социальная и телесная природа человека. Основные на­правления его универсального развития: биологическое, социокультурное, интеллектуальное, духовное.

44. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Проблема свободы личности. Роль личности в истории.

45. Смысл жизни человека, её цель и ценность как философская проблема.

46. Проблема свободы в философии. Свобода, необходимость, произвол. Формы свободы.

47. Основные проблемы социальной философии. Социальная структура и социальная динамика.

48. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная, право­вая.

49. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.

50. Движущие силы общественно-исторического процесса. Критерии социального прогресса.

51. Информационно-техническая цивилизация, её основные черты, проблемы и пределы развития.

52. Философские исследования культуры. Культура как форма творческого освоения мира.

53. Формирование и развитие культуры, проблема культурной идентификации, взаимосвязь культур.

54. Философская футурология: перспективы развития современной цивилизации.

55. Глобальные проблемы современности: возникновение, содержание, динамика изменений, возможности преодоления.

56. Взаимодействие природы и общества в процессе исторического развития.

Словарь

Абсолют (лат. absolutus – безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) – вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию.

Агностицизм (греч. а – отрицание, gnosis – знание) – гносеологическая установка, согласно которой невозможно однозначно обосновать соответствие познания действительности, а следовательно, – выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Данная позиция характерна для философии Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта.

Аксиология (греч. axia – ценность, logos – слово, учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Акциденция (лат. accidentia – случай, случайность) – понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи.

Апостериори (лат. a posteriori, букв. – из последующего) – термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность «a priori» (доопытному знанию). Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта.

Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.

Бесконечное – категория для характеристики бытия в его целостности и структурной расчленённостью, его пространственных и временных, качественных и количественных свойств, видов и форм движения и развития.

Бессознательное – гносеологический термин, имеющий следующие значения: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, неосознаваемым им без применения специальных методов; 2) обширная и наиболее содержательная сфера психики человека, нерефлексируемая им самим; 3) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознательного восприятия действительности.

Бог – сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистического типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования мира; в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания (гносеологии) рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Вера – общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя следующие аспекты: 1) гносеологический (принятие в качестве истинного некоего тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого); 2) психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям); 3) религиозный (при соотнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного).

Верификация (позднелат. verificatia – подтверждение; лат. verus – истинный, facio – делаю) – логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы или утверждения на основе их соответствия эмпирическим или теоретическим положениям (причём последние должны также соответствовать опытным данным).

Воля – феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности, обеспечивающий направленную ориентацию внутренних состояний сознания на объективированную цель и концентрацию усилий на достижении последней.

Глобализация (фр. global – всеобщий) – охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества.

Гуманизм (лат. humanus – человечный) – 1) отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству; 2) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности взаимоотношений между людьми.

Деизм (лат. deus – бог) – философская позиция, согласно которой Бог, выступая в качестве внемирового (трансцендентного) Абсолюта, осуществляет творческий акт как исходное чудо начала самого мира, не вмешиваясь в его дальнейшее развитие, протекающее по сообщённым миру Богом разумным и совершенным законам.

Детерминизм (лат. determino – определяю) – философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.

Диалектика (греч. διαλέγοαι – веду беседу, спор) – философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления и практического преобразования действительности.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение (взаимосвязь) между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические или частные (например, закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие или универсальные (например, диалектические законы). Познание законов составляет задачу науки.

Знание – 1) логически обоснованное и предметно адекватное убеждение человека; 2) взаимосвязанная и упорядоченная, полученная определённым способом (методом) и соответствующим образом оформленная информация, имеющая социальное значение.

Идеализм – философское направление, основывающееся в решении фундаментальных философских проблем на примате духовного над материальным, сознательного над телесным.

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумное, бессознательное) – совокупность философских течений, провозглашающих приоритет неразумного (волевого) начала и делающих его основной характеристикой как самого мира, так и его мировосприятия.

Истина – категория, содержанием которой является объяснительно-оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметным миром, с одной стороны, и с процессом мышления, с другой. Традиционно истина понимается как адекватное отражение свойств объекта познающим субъектом, воспроизведение объекта таким, каким он существует вне и независимо от субъекта.

Личность – 1) понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений; 2) квалификация индивида, освоившего социальные функции, осознавшего свою самотождественность и неповторимость как субъекта деятельности и индивидуальности.

Логос (греч. λόγος – слово, учение) – термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла. В значении данного термина входит также аспект рефлексивности («отдавать себе отчёт»). В переносном смысле – противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

Любовь – нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном, самозабвенном, самоотверженном стремлении субъекта к своему предмету.

Материализм (лат. materialis – вещественный) – философское направление, основывающееся в решении фундаментальных философских проблем на доминировании и примате материального над идеальным, природного над ментальным.

Материя (лат. materia – вещество) – категория, в материалистической традиции обозначающая субстанцию (начало, основу) мира, всё бесконечное множество существующих объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Ноумен (греч. νοούμενον) – понятие, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального постижения, в отличие от феномена как объекта чувственного созерцания.

Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных, адекватных знаний о мире и самом себе.

Рационализм (лат. ratio – разум) – направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в его деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).

Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осознание, осмысление и обоснование собственных духовных предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания.

Свобода – понятие, фиксирующее способность действовать в соответствии со своими интересами и целями; возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Скептицизм (греч. σκεπτικός – рассматривающий, исследующий) – философское направление, не допускающее возможность достоверного знания о мире, а также отрицающее возможность рационального обоснования норм поведения.

Совесть – категория, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Телеология (греч. τέλεος – завершение, цель; λόγος – учение) – учение о целесообразности как характеристике бытия в целом или свойстве отдельных объектов и процессов.

Трансценденция (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможных объектов чувственного опыта, находящихся за пределами любых форм духовного созерцания.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) – концепция о существовании предопределённости высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни отдельного человека. Традиции фатализма противостоит волюнтаризм (лат. voluntas – воля), согласно которому высшим принципом бытия выступает иррациональная, абсолютно свободная воля, реализующая себя в мире вне всякой предопределённости.

Ценности – нормативные представления, выражающие положительную или отрицательную значимость явлений, идей, установок жизнедеятельности с точки зрения их соответствия потребностям, интересам и целям общества, социальной группы, отдельной личности; нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные общечеловеческой культурой, в определённом смысле регулирующие поведение и деятельность людей.

Эвдемонизм (греч. εύδαιμονια – счастье, блаженство) – этическое направление, трактующее счастье, блаженство в качестве мотива и цели всех человеческих устремлений.

Эклектика (греч. έκλεκτικός – способный выбирать, выбирающий) – некритическое соединение, смешение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Философия

№ п/п Наименование тем Занятия (часы) Самостоятельная работа студентов Форма контроля Количество баллов
Содержание Часы Мини Макси
ДМ1 Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества. Предмет, методы и функции философского познания мира   Изучение теоретического материала Подготовка доклада Выполнение домашнего задания   Устный ответ Активность на занятии Доклад Домашнее задание Посещаемость 0,5 0,5 1,5 0,5
ИТОГО текущий контроль            
Промежуточный контроль       Тестирование    
ДМ2 Формирование и основные исторические этапы развития философии   Изучение теоретического материала Подготовка доклада Выполнение домашнего задания   Устный ответ Активность на занятии Доклад Домашнее задание Посещаемость 1,5 0,5 3,5 0,5
ИТОГО текущий контроль       Тестирование    
Промежуточный контроль            
ДМ3 Концептуальные проблемы философии: онтологические, гносеологические, антропологические, аксиологические, социально-философские исследования   Изучение теоретического материала Подготовка доклада Выполнение домашнего задания   Устный ответ Активность на занятии Доклад Домашнее задание Посещаемость 1,5 0,5 3,5 0,5
ИТОГО текущий контроль       Тестирование    
Промежуточный контроль            
  ВСЕГО т/к            
  ВСЕГО п/к       Тестирование    
  ВСЕГО (т/к + п/к)            

 


[1] Это слово буквально означает любовь к мудрости (от греч. слов phileo – люблю и sophia – мудрость).

[2] Данный библиографический список является основным для всех тем учебного курса. К каждой теме семинарских занятий предлагается дополнительный список необходимых литературных источников.

[3] Оформление списка используемой литературы выполнять по образцу данных методических рекомендаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.095 с.)