Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества. Предмет, методы и функции философского познания мира

Поиск

ФИЛОСОФИЯ

 

Программа дисциплины,

методические рекомендации, планы семинарских занятий

для студентов 1-го курса очной формы обучения

по направлению подготовки 030900.62 «юриспруденция»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Хабаровск 2012

 

Оглавление

 

1. Введение ……………………………………………………………….…...3

2. Таблица «Объём дисциплины и виды учебных занятий» ………..…...5

3. Таблица «Тематический план лекций и семинарских занятий» ….…….5

4. Программа дисциплины …………………………………………….…….6

5. Библиографический список... ………………………………………….11

6. Планы семинарских занятий ……………………………………………..12

7. Примерная тематика реферативных работ……...………. ….….………23

9. Методические рекомендации к выполнению реферативных работ…..25

10. Вопросы для подготовки к экзамену.……………………………….…..26

11. Словарь…………………………………………………………...……….28

 

 

Введение

 

Одному только разуму, как мудрому попечителю,

должно вверять всю жизнь, и в особенности юность.

Пифагор

 

Философия[1] как учебная дисциплина занимает особое место в системе вузовского гуманитарного образования и играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Она способствует формированию и развитию творческого мышления, направленного на рационально-критическое осмысление и деятельностное преобразование окружающей человека действительности, развивает навыки адекватной самооценки личности.

Будучи формой теоретического мировоззрения, философия выявляет, систематизирует и критически осмысливает разнообразные познавательно-духовные компоненты, включённые в различные области естественнонаучного и гуманитарного знания. Являясь формой общественного сознания, философия направлена также на выработку общей системы идей, взглядов на мир и на место в нём человека. Она так же исследует ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Как мировоззрение философия неразрывно связана с социальными интересами, с политическими процессами и идеологической борьбой. Будучи обусловлена исторической действительностью, особенностями культуры и формами языкового общения, философия, в свою очередь, оказывает активное воздействие на само социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей.

Философское образование является необходимым условием формирования высоконравственной личности, осознающей своё достоинство и место в жизни, ставящей перед собой социально значимые цели, адекватно понимающей сущность и смысл происходящих в окружающем мире событий. Наряду с этим в процессе философского образования происходит формирование методологической культуры, что имеет особенно большое значение для деятельности в правовой сфере. Формы, приёмы, способы, принципы и навыки философского мышления служат основой для воспитания гражданского правосознания и формирования правовой культуры личности, необходимо используются в профессиональной деятельности юриста.

Учебный курс философии включает в себя историко-философскую и общетеоретическую части и представляет собой введение в философскую проблематику. В ходе освоения первой части студенты знакомятся с предметом философии, спецификой философского мировоззрения, с основными философскими направлениями, методами и стилями философствования. Здесь рассматриваются также проблемы формирования и развития философского мировосприятия, основные исторические типы философии, процесс смены историко-философских эпох, творчество наиболее выдающихся мыслителей.

Теоретическая часть курса предполагает рассмотрение основных проблем философии через раскрытие содержания философских дисциплин: онтологии, гносеологии (эпистемологии), аксиологии, философской антропологии, социальной философии и философии права. Особое внимание уделяется реализации принципов историзма, плюрализма, конкурентной толерантности и диалектической взаимосвязи различных философских идей и концепций по отдельным проблемам.

Основными целями преподавания курса философии являются:

· формирование целостного системного представления о мире и человеке;

· совершенствование способности оценивать исторические события, факты действительности, феномены духовного мира с философской точки зрения;

· усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его конкретных форм;

· формирование социально конструктивного мировоззрения как необходимого фундамента в духовном и гражданском становлении личности;

· овладение реальным многообразием философских направлений, школ и концепций по осмыслению и преобразованию окружающего мира.

Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:

ü выявить основные особенности процесса философского познания, раскрыть многообразие его структурных уровней, рассмотреть разнообразные формы и способы философского освоения реальности;

ü изучить историко-философский опыт позитивного духовного осмысления и практического преобразования условий социального бытия людей;

ü проанализировать современные основные методы и принципы научного анализа и рационального воздействия на предмет их эффективности в различных условиях жизнедеятельности человека;

ü осуществить критику девиантных и деструктивных форм социальной активности человека, рассмотреть возможности эффективного противодействия усиленной экспансии многообразных форм социально-когнитивного негативизма;

ü развить умение логично излагать свои мысли и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

ü выработать навыки непредвзятой, всесторонней оценки философских течений, направлений и школ;

ü овладеть основными приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога;

ü сформировать необходимые способности для критического анализа собственных духовных сил и умений.

 

 

Объём дисциплины и виды учебных занятий

 

Виды учебной работы Очная форма обучения
Общая трудоёмкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля Экзамен

Тематический план лекций и семинарских занятий,

распределение часов самостоятельной работы

 

 

№ п/п Наименование темы В том числе
лекции семинары с / работа
1. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества. Предмет, методы и функции философского познания мира      
2. Философия античности и средневековья: особенности, этапы развития, проблематика, основные представители      
3. Классическая европейская философия XVI-XIX вв.      
4. Основные проблемы, направления, представители современной философии      
5. Философские исследования бытия      
6. Философская теория познания      
7. Философская антропология (феномен человека в интерпретации философии)      
8. Основные проблемы социальной философии      
9. Общество и природа. Глобальные проблемы и перспективы развития современной цивилизации      
  Всего 108 часов      

 

 

Программа дисциплины

 

Планы семинарских занятий

 

Имей мужество думать своим умом.

И. Кант

Семинарские занятия по философии нацелены на формирование у студентов целостного системного представления о мире и человеке. Основные задачи данного вида учебной работы – показать актуальность и раскрыть содержательное многообразие философского опыта духовного творчества человечества. В процессе подготовки к семинарскому занятию у обучающихся развивается интерес к фундаментальным знаниям, совершенствуются способности оценивать исторические события, факты действительности, феномены духовного мира с критически-рациональной точки зрения, вырабатываются необходимые навыки для научной работы.

Широкое использование философских текстов (начиная от древнейших трактатов и заканчивая современными философско-художественными эссе) в процессе подготовки к семинару и в ходе его проведения способствует овладению реальным многообразием философских направлений, школ и концепций, развитию навыков самостоятельного рационального исследования, опыта рефлексивного анализа.

Особое значение имеет форма проведения семинарских занятий. Содержание и объём вопросов, выносимых на семинар, обусловливают способы его организации. Наиболее эффективными являются занятия, организованные в виде пресс-конференции, олимпиады, круглого стола, экспертного совещания, тематической игры. Здесь происходит формирование социально конструктивного мировоззрения как необходимого фундамента в духовном и гражданском становлении личности, развивается умение логично излагать свои мысли и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, обучающиеся овладевают основными приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Для раскрытия интеллектуального потенциала студентов применяются экспресс-опросы, аналитические обзоры, текстуально-категориальный анализ. Одним из критериев оценки эффективности усвоения вопросов, обсуждаемых на семинарском занятии, служит индивидуальный текстуальный отчёт его участников по заранее определённым параметрам (например, названия произведений рассматриваемого философа, формулировка целей его духовных поисков, определение основных категорий, этическая позиция мыслителя, его наиболее известные высказывания и т.д.). Именно последовательная фиксация основных положений и формулировка итоговых выводов семинарского занятия способствует развитию у обучающихся навыков рациональной организации собственного духовного творчества.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, изучаются студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль над выполнением данного вида работы осуществляется либо на семинарских занятиях, либо во время индивидуальных консультаций.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в рамках курса философии осуществляется в соответствии с планом проведения научных мероприятий академии и согласуется в ходе текущих консультаций.

 

План

1. Сущность мировоззрения, его структура. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, наука, искусство).

2. Философия как особая форма мировоззрения. Специфика философских размышлений о мире и человеке.

3. Предмет и методы философии, её основные функции. Структура философского знания. Главные философские направления.

Библиографический список

1. Аббаньяно Н. Мудрость философии. – СПб.: Алетейя, 2000.

2. Дильтей В. Сущность философии. – М.: Интрада, 2001.

3. Косарев В. А. Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

4. Курбатов В. И. Философия в парадоксах и притчах: учебник для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 1996.

5. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1996.

6. Мифологический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1991.

7. Оботурова Г. Н. Миф в структуре познания и деятельности. – Вологда: Русь, 2000.

8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Радуга, 1991.

9. Основы философии: учебник / под ред. А. Н. Ерыгина. – М.: Дашков и Ко; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007.

10. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

11. Томпсон М. Восточная философия. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

12. Элиаде М. Аспекты мифа. – М.: Академический проект, 2001.

Семинар 2. Философия античности и средневековья: особенности, этапы развития, проблематика, основные представители

План

1. Возникновение философии в Древней Греции. Натурфилософские (досократические) школы (ионийская, пифагорейская, атомистическая, элейская).

2. Классический период в развитии античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

3. Эллинистический период античной философии (эпикурейство, стоицизм, скептицизм, кинизм).

4. Общая характеристика средневековой философии. Патристика и апологетика. Философское обоснование христианской догматики.

5. Спор о природе общих понятий (универсалий): номинализм, реализм, концептуализм.

6. Философское обоснование бытия Бога: апофатический и катафатический способы.

 

Библиографический список (античная философия)

1. Асмус В. Ф. Античная философия: учебник. – М.: Высшая школа, 2001.

2. Богомолов А. С. Античная философия: учебник. – М.: Высшая школа, 2006.

3. Васильева Т. В. Комментарий к курсу истории античной философии: учеб. пособие. – М.: Издатель Савин С. А., 2002.

4. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Прогресс, 1988.

5. Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. – М.: Наука, 1991.

6. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона. – СПб.: Алетейя, 2000.

7. Грималь П. Сенека, или Совесть Империи. – М.: Молодая гвардия, 2003.

8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986.

9. Кессиди Ф. Х. Сократ. – М.: Мысль, 1988.

10. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. – М.: Молодая гвардия, 2000.

11. Мякин Т. Г. Сапфо: Язык, мировоззрение, жизнь. – СПб.: Алетейя, 2004.

12. Нерсесянц В. С. Сократ. – М.: Мысль, 1996.

13. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995.

14. Таранов П. С. 500 шагов к мудрости. – Донецк: Сталкер, 1996.

15. Фрагменты ранних греческих философов. – М.: Наука, 1989.

16. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981.

17. Человек и общество в античном мире. – М.: Наука, 1998.

 

Библиографический список (средневековая философия)

1. Аврелий Августин Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. – М.: Республика, 1992.

2. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: Мифрил, 1995.

3. Блинников Л. В. Великие философы: словарь – справочник. – М.: Академический проект, 1997.

4. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

5. Герье Н. Блаженный Августин. – М.: Эксмо, 2003.

6. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). – М.: Политиздат, 1989.

7. Жильсон Э. Философ и теология. – М.: Гнозис, 1995.

8. Йонас Г. Гностицизм (Гностическая религия). – СПб.: Алетейя, 1998.

9. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.

10. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Высшая школа, 1979.

11. Маритен Ж. Знание и мудрость: Знание и мудрость. Религия и культура. О христианской философии. Фома Аквинский. Апостол современности. – М.: Научный мир, 1999.

12. Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. – М.: Эксмо, 1996.

13. Святой Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. – М.: Наука, 1993.

14. Томпсон М. Философия религии. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

15. Фома Аквинский. Онтология и теория познания: (Фрагменты сочинений). – М.: ИФРАН, 2001.

16. Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М.: Прогресс, 1988.

17. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.

18. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. – Саранск: Норд, 1991.

19. Штекель А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996.

 

Семинар 3. Классическая европейская философия XVI-XIX вв.

План

1. Общая характеристика европейского Возрождения. Основные принципы философии Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.

2. Проблема универсального метода познания в философии Ф. Бэкона (эмпиризм) и Р. Декарта (рационализм).

3. Субъективно-идеалистическая философия И. Канта: учение о познании, этические максимы, философско-правовые идеи.

4. Объективный идеализм Г. Гегеля: учение о развитии Абсолютной идеи, основные законы и категории диалектики, философско-правовые взгляды.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Концептуальная критика христианства. Этические и социально-политические воззрения.

Библиографический список

1. Асмус В. Ф. Декарт. – М.: Высшая школа, 2006.

2. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1980.

3. Декарт Р. Начала философии / Современный гуманитарный университет. – М.: Гнозис, 2004.

4. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. – М.: Мысль, 1990.

5. Заиченко Г. А. Джон Локк. – М.: Мысль, 1988.

6. Ильин В. В. Философия Нового времени. – СПб.: Азбука-классика, 1998.

7. Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. – М.: Наука, 2000.

8. Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М.: Наука, 1997.

9. Макиавелли Н. Государь. – М.: Республика, 1991.

10. О любви и красотах женщин: Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992.

11. Осиновский И. Н. Томас Мор. – М.: Мысль, 1985.

12. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. – СПб.: Наука, 1991.

13. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии / Бэкон Ф. Соч. в 2 Т. Т. 1. – М.: Мысль, 1977. – С. 5 – 53.

14. Фишер К. История новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. – СПб.: Алетейя, 1994.

15. Хёсле В. Гении философии Нового времени. – М.: Высшая школа, 1992.

16. Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967.

17. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – СПб.: Наука, 1992.

18. Гулыга А. Кант. – М.: Молодая гвардия, 1977.

19. Гулыга А. В. Немецкая философия. – М.: Рольф, 2001.

20. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994.

21. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. – СПб.: Алетейя, 1997.

22. Каримский А. М. Философия истории Гегеля. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

23. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1989.

24. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Шеллинг). – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

25. Немецкая классическая философия (Фихте, Шопенгауэр). – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

 

Семинар 4. Основные проблемы, направления, представители современной философии

План

1. Кризис классической философии в середине XIX века. Формирование новых типов философствования.

2. Иррационали­стическая философия второй половины XIX – начала ХХ века: философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей), экзистенциализм (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар, Н.А. Бердяев, К. Ясперс).

3. Возникновение и основные этапы развития позитивизма (О. Конт, Э. Мах, Л. Витгенштейн. Б. Рассел, Т. Кун, К. Поппер, П. Фейерабенд).

4. Альтернативные философские направления: герменевтика, феноменология, фрейдизм, космизм, неотомизм, постмодернизм.

Библиографический список

1. Алексеев П. В. Философы России XIX – XX столетий. Биография, идеи, труды. – М.: Академический проект, 2002.

2. Андреева И. С., Гулыга А. В. Шопенгауэр. – М.: Молодая гвардия, 2003.

3. Бердяев Н. А. Самопознание. – Л.: Лениздат, 1991.

4. Гардинер П. Артур Шопенгауэр: Философ германского эллинизма. – М.: Центрполиграф, 2003.

5. Декомб В. Современная французская философия. – М.: Весь мир, 2000.

6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

7. Долгов К. М. От Киркегора до Камю. – М.: Искусство, 1991.

8. Зотов А. Ф. Современная западная философия: учебник. – М.: Высшая школа, 2001.

9. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ в. – М.: Высшая школа, 1998.

10. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М.: Наука, 1998.

11. История русской философии: учебник / под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2008.

12. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб.: Лань, 1997.

13. Камю А. Бунтующий человек. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999.

14. Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

15. Кьеркегор С. Или – или. Фрагмент из жизни. – СПб.: Амфора, 2011.

16. Кьеркегор С. Повторение. Опыт экспериментальной психологии. – М.: Мысль, 1997.

17. Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Академический проект, 2007.

18. Новейший философский словарь. Постмодернизм / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – Минск.: Современный литератор, 2007.

19. Основы современной философии: учебник для высших учебных заведений. – СПб.: Лань, 2002.

20. Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. – М.: Логос, 2002.

21. Современная западная философия: словарь. – М.: ТОН – Остожье, 1998.

22. Философы двадцатого века. Книга вторая. – М.: Искусство XXI век, 2004.

23. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Весь мир, 2003.

24. Хайлбронер Роберт Л. Философы от мира сего. – М.: КоЛибри, 2008.

25. Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше: Трагедия неприкаянной души. – М.: Центрполиграф, 2004.

26. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие / сост., авт. предисл. и вступит. ст. Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова. – М.: Велби, Проспект, 2008.

27. Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1986.

28. Черноруцкая Л. И. Духовная практика совершенствования человека. О Пути к Человеку Совершенному в творческом наследии русских и восточных философов-космистов. – М.: Академический проект, 2001.

29. Чижевский А.Л. Вся жизнь. – М.: Политиздат, 1974.

30. Шопенгауэр А. Избранные произведения / сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. С. Нарский. – М.: Просвещение, 1992.

 

Библиографический список

1. Богдасарян Н. Г., Силаева В. А. Виртуальная реальность: попытки типологизации // Философские науки. 2005. № 6. С. 39 – 58.

2. Гиренок Ф. И. Ускользающее бытие. – М.: Прогресс, 1994.

3. Джан Р. Г., Данн Б. Дж. Границы реальности: роль сознания в физическом мире. – М.: Наука, 1995.

4. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

5. Драгалина-Чёрная Е. Г. Формальные онтологии: аналитическая реконструкция. – М.: ИФРАН, 2000.

6. Жульев В. К. Бытие. – М.: Прогресс, 1994.

7. Иванов А. В., Миронов В. В. Университетские лекции по метафизике. – М.: Современные тетради, 2004.

8. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. – Н. Новогород: Нижний Новгород, 1994.

9. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. – М.: Дом интеллект. кн., 1999.

10. Павленко А.Н. Бытие у своего порога. – М.: ИФРАН, 1997.

11. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.

12. Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

 

Библиографический список

1. Алексеева И. Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. – М.: ИФРАН, 1992.

2. Андреев О. А. Развитие интуиции и сверхчувственного восприятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

3. Блустоун С. Как читать книги и знамения в повседневной жизни. – М.: София, 2004.

4. Бряник Н. В. Введение в современную теорию познания. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5. Владимиров Ю. С. Фундаментальная физика, философия и религия: Размышления физика-теоретика // Наука – философия – религия: в поисках общего знаменателя. – М.: АСТ, 2003. – С. 103 – 134.

6. Гэймон Д., Брэгдон А. Аэробика для ума. – М.: Эксмо, 2005.

7. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990.

8. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I – XIV вв. – М.: Республика, 1996.

9. Ильин В. В. теория познания. Введение. Общие проблемы. – М.: Просвещение, 1993.

10. Кохановский В. П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

11. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

12. Лешкевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.

13. Мамардашвили М.К. Стрела познания: Набросок естественноисторической гносеологии. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.

14. Маркова Л. А. Наука и религия: проблема границы. – СПб.: Алетейя, 1999.

15. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.

16. Наука – философия – религия: в поисках общего знаменателя. – М.: АСТ, 2003.

17. Научные и вненаучные формы мышления / под ред. И. Т. Касавина, В. Н. Поруса – М.: ИФРАН, 1996.

18. Новикова Т. М. Эзотерическая философия. – М.: Вузовская книга, 2001.

19. Островский Э. В. История и философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

20. Ошо Интуиция. Знание за пределами логики. – СПб.: Алетейя, 2003.

21. Сердюков Ю. М. Альтернатива паранауке. – М.: Academia, 2005.

22. Субъект, познание, деятельность. – М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 2002.

23. Туркулец А. В. Рациональное и внерациональное (когнитивный анализ). – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003.

24. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. Врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. – М.: АСТ и др., 1998.

25. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002.

26. Эзотеризм: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002.

 

Примерная тематика реферативных работ

1. Философия в современной культуре: функции, значение, роль и перспективы.

2. Философия и профессиональная культура юриста.

3. Становление философского знания: предпосылки, условия формирования, детерминанты развития.

4. Основы буддийского мировоззрения.

5. Этико-философские идеи конфуцианства.

6. Представления о мире, обществе и человеке в даосизме.

7. Легизм о соотношении права, закона и власти в государстве.

8. Этический рационализм Сократа.

9. Объективный идеализм и социальная утопия Платона.

10. Философия кинизма: проблема моральной свободы и автономности личности; культурный нигилизм.

11. Средневековая европейская философия как способ обоснования христианской религии.

12. Арабская философия Средневековья.

13. Философские и социально-этические идеи Ф. Аквинского.

14. Рационалистическая философия Р. Декарта: проблема метода познания, принцип радикального сомнения.

15. Философия И. Канта как гносеология смысла жизненных проблем.

16. Объективный идеализм и диалектика Г. Гегеля.

17. Философия государства и права Г. Гегеля: сущность, место и роль в развитии правовых идей.

18. Историко-материалистическая теория государства и права (К. Маркс, Ф. Энгельс).

19. Иррационализм и радикальный нигилизм философии жизни Ф. Ницше.

20. Философия позитивизма: основные проблемы, этапы и особенности развития, представители.

21. Философия экзистенциализма: характерные черты, основные проблемы, представители, место и роль в современной культуре.

22. Природа человека и его универсальное развитие.

23. Экология человека и экологическое право о необходимости сохранения и развития природных свойств и сущностных качеств человека.

24. Проблема бессознательного: содержание, подходы к исследованию, варианты решения.

25. Человек как личность: основные свойства, признаки, проблемы формирования, типы.

26. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Противоречия функционирования и развития личности в условиях социально-правовой реальности.

27. Познание как поиск и постижение истины. Проблема критериев истины в науке, религии, искусстве, философии и праве.

28. Концепции истины в социально-гуманитарном познании. Истина и правда.

29. Человек как субъект познания. Познавательные способности человека и возможности их совершенствования.

30. Свобода – продукт развития общества, культуры и права. Определение свободы в философии и юриспруденции.

31. Формирование правового государства, роль правовой и философской культуры в преодолении социального кризиса.

32. Истоки и смысл русского коммунизма.

33. Человеческое поведение в норме и патологии, критерии разграничения в философии и праве. Преступность как девиация.

34. Девиантные субкультуры: причины возникновения и условия существования.

35. Смысл жизни как космологическая и экзистенциальная проблема: научное, философское и религиозное осмысление.

36. Философия права о связи государства, права и нравственности.

37. Философия русского космизма.

38. Философские воззрения и правовые взгляды Б. Н. Чичерина.

39. Философские воззрения и правовые взгляды П. И. Новгородцева.

40. Философское миропонимание и творчество П. Я. Чаадаева.

41. Философия В. С. Соловьёва: идея всеединства, проблема человека.

42. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва.

43. Свобода как социальная и нравственная ценность.

44. Концептуальные модели общественно-исторического процесса.

45. Кризис современной цивилизации и пути его преодоления.

46. Небытие как философская проблема: истоки и содержание, подходы к исследованию, варианты решения.

47. Философская рефлексия социально-политических проблем современного общества.

 

 

Методические рекомендации и требования к выполнению реферативных работ

 

Выполнение реферативной работы является важным элементом процесса самостоятельного обучения студентов, а её успешное представление (в процессе семинарского занятия или во время индивидуального собеседования) – условием для получения высокой итоговой оценки после прохождения дисциплины.

Реферативная работа должна содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист, на кото­ром формулируется тема, указываются необходимые реквизиты: вуз, фа­культет, кафедра, Ф.И.О. (полностью), год, место написания.

2. План, вопросы которого должны отражать основное содержание работы, а также иметь указание на страницы, на которых данное содержание излагается.

3. Введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, определяется объект и предмет, а также формулируются учебно-исследовательские цели и задачи реферативной работы.

4. Основная часть, в которую входят минимум три вопроса темы, причём деление темы на вопросы студент осуществляет самостоятельно.

5. Заключение, в котором подводятся итоги самостоятельного исследования темы, делаются выводы о достижении поставленных во введении целей, задач, обозначается перспектива дальнейшего исследования.

6. Список использованных источников (не менее 10 источников), который должен включать в себя учебники, учебные пособия, словари, монографические исследования по данной теме, первоисточники, издания периодической печати (например, журналы «Вопросы философии», «Философские науки»)[3].

Рекомендуется реферативную работу выполнять в печатном варианте. Объём работы – 12 – 15 стр. машинописного текста. Примерная тематика реферативных работ предложена в данном учебно-методическом издании.

Для правильной организации логической корректности реферата следует: 1) ещё раз уточнить формулировку основной проблемы работы; 2) при необходимости разбить её решение (освещение) на ряд последовательных этапов, каждый из кото­рых должен быть выражен в чётко сформулированных вопросах; 3) подобрать соответствующий список необходимых источников, содержащий исследования наиболее известных авторов; 4) провести содержательный анализ имеющегося материала; 5) дать наиболее полные ответы на поставленные вопросы, обосновать предвари­тельные результаты исследования; 6) на этой основе дать ответ на главный вопрос (проблему) работы.

Реферат должен представлять собой по­следовательное раскрытие темы путем применения всех известных автору и необходимых в данном случае философско-логических приемов, спосо­бов и методов размышлений. Допускаются ссылки на до­полнительную литературу. Сноски делаются в обязательном порядке. Характер сносок должен быть однотипным (постраничные или концевые). Грубейшим нарушением является приведение в тексте реферата цитат без указания на источник. Однако не стоит перегружать текст чрезмерно объёмными цитатами, изречениями, афоризмами, «крылатыми фразами» и т.д. Цитата должна подчёркивать основную идею автора, а не заменять собой её аргументацию и обоснование.

В реферате допускается использование схем, таблиц и рисунков, но последние не должны его перегружать. Категорически за­прещается переписывать (копировать) учебники, учебные пособия, отдельные части монографий, а также сканировать тексты учебников и выдавать их за самостоятельное творчество. Реферативная работа в подобном случае не засчитывается.

В процессе представления (защиты) реферата студент должен показать: а) понима­ние специфики предмета философии и её роли в истории человеческой культуры; б) представление об основных этапах развития философского знания; в) умение пользоваться философской терминологией; г) знание сути исследуемых в реферативной работе проблем; д) способность содержательно, аргументировано, кор­ректно излагать собственную позицию в отношении защищаемых в реферативной работе положений; е) навыки самостоятельного творческого мышления.

Выбор темы реферата осуществляется самостоятельно, либо по рекомендации преподавателя в процессе учебных занятий. При этом действует общий принцип: темы рефератов в составе студенческой группы не должны повторяться.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Мировоззрение: сущностная характеристика, структура, социальная роль.

2. Миф, религия, наука и философия как основные формы мировоззрения.

3. Предмет и методы философии, её основные функции.

4. Основной вопрос философии. Проблема первичности и познаваемости мира.

5. Дисциплинарное деление философского знания, структура философского знания.

6. Историческое формирование и развитие философии. Исторические типы и стили философского творчества.

7. Древнегреческая натурфилософия: главные проблемы, школы и представители.

8. Сократ, его философское творчество, роль в становлении классического стиля философствования.

9. Учение Платона об идеях. Социально-политические взгляды.

10. Философская система Аристотеля: онтологические исследования.

11. Учение Аристотеля о государстве. Его философско-правовые взгляды.

12. Эллинистический период античной философии (эпикурейство, стоицизм, скептицизм, кинизм).

13. Формирование средневековой философии: апологетика и христианская патристика.

14. Теоцентризм схоластической философии. Спор о природе общих понятий (универсалий): номинализм, реализм, концептуализм.

15. Философское обоснование существования Бога в средневековой философии.

16. Развитие философской мысли в эпоху Возрождения: антропоцентризм, пантеизм и гуманизм.

17. Проблема универсального метода познания в философии Ф. Бэкона, разработка индуктивной методологии.

18. Философия Р. Декарта: дуализм и учение о методе.

19. Философский сенсуализм и скептицизм в Новое время.

20. Философское учение И. Канта. Мораль и право.

21. Система философии Г. Гегеля. Философско-правовые исследования.

22. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии.

23. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

24. Основные черты и этапы развития российской философии.

25. Философия русского космизма.

26. Специфика и основные направления западной философии XX века.

27. «Философия жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше: иррационалистическая трактовка основных про­блем человеческого существования.

28. Основные идеи, понятия и принципы экзистенциальной философии.

29. Философия позитивизма: этапы развит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.213.76 (0.015 с.)