Тема 1.7. Этика и культура менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.7. Этика и культура менеджмента



I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции.

2. Описать классический и социально-экономический подходы к проблеме социальной ответственности менеджмента.

3. Охарактеризовать менеджмент, основанный на общих ценностях организации, и показать его связь с организационной культурой.

4. Определить понятие «этика» и описать факторы, влияющие на этичность поведения менеджеров.

5. Привести примеры из российской и зарубежной практики социальной ответственности бизнеса.

6. Дать определение термина «организационная культура».

7. Охарактеризовать основные модели организационных культур (Хофстида, Дила и Кеннеди, Оучи, Хэнди и др.).

8. Описать культуру организации с помощью 2-3 моделей.

 

II. План практического занятия

1. Применение опросника Л. Константина.

2. Групповая дискуссия по результатам опросника.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При подготовке к занятию необходимо уяснить закономерности эволюции понятия «социальная ответственность бизнеса». Согласно классическому подходу ответственность заключается в максимальном увеличении финансовой отдачи для акционеров компании.

Социально-экономический подход предполагает определенную ответственность бизнеса перед обществом. Социальная ответственность связана с установлением и достижением общественно-значимых целей в аспекте морально-этических ценностей.

Менеджмент, основанный на общих корпоративных ценностях, тесно связан с организационной культурой. Организационная культура влияет на способ осуществления фирмой своей деятельности, а также формирует желаемый стиль поведения ее работников. Следует уделить внимание вопросу влияния организационной культуры на эффективность деятельности.

Необходимо уяснить сущность моделей организационных культур (Хофстида, Хэнди, Оучи, Константина и др.).

Понятие «этика» связано с набором понятий и принципов, определяющих «правильность» поведения человека в определенных ситуациях. Уровень этичности управленческих решений зависит от моральных и личностных качеств менеджера, от структуры организации и ее организационной культуры, а также от сложности конкретной этической проблемы.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Веснин В.Р., Основы менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2011.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2010.

2. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. введение в психологию бизнеса: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012.

3. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2010.

4. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2011.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Основные этапы развития менеджмента.

2. Сущность менеджмента (определение, отличие от «управления», цели, задачи и основные принципы).

3. Менеджмент как наука и практика управления.

4. Административная школа управления.

5. Субъекты и объекты менеджмента.

6. Уровни аппарата управления и их функции.

7. Общее понятие о функциях менеджмента.

8. Планирование и его сущность. Формы и виды внутрифирменного планирования.

9. Стратегическое планирование. Цель и миссия организации.

10. Процесс стратегического планирования.

11. Реализация стратегического планирования.

12. Оперативное и текущее планирование.

13. Стратегическое управление (понятие, содержание, виды стратегий)

14. Суть и содержание функции «организация».

15. Делегирование полномочий.

16. Типы полномочий административного аппарата.

17. Построение и выбор структуры организаций.

18. Линейно-функциональная организационная структура.

19. Линейно-штабная организационная структура.

20. Дивизиональная организационная структура.

21. Проектная и матричная структура организации.

22. Сущность и необходимость контроля.

23. Виды контроля.

24. Поведенческие аспекты и характеристики эффективного контроля.

25. Понятие о коммуникациях и их эффективности в управлении.

26. Элементы и этапы процесса коммуникации.

27. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

28. Виды решений и их краткая характеристика.

29. Методы принятия решений.

30. Внешняя среда организации и ее роль в процессе принятия решений.

31. Внутренняя среда организации и ее роль в процессе принятия решений.

32. Виды управленческой деятельности.

33. Основные принципы менеджмента.

34. Преграды в коммуникациях.

35. Структура рационального решения.

36. Управленческие роли по Г.Минцбергу.

37. Школа научного управления.

38. Типы команд в организации.

39. Эффективность работы группы (контекстуальные и внутренние факторы).

40. Техники повышения эффективности групповой работы.

41. Конфликт и его основные характеристики.

42. Управление конфликтом.

43. Ситуационный подход в менеджменте.

44. Власть и влияние. Формы власти и стратегии влияния.

45. Проектирование работы.

46. Системный подход в менеджменте.

47. Требования, ограничения, альтернативы в деятельности менеджера (Р.Стюарт)

48. Основные модели организационных культур.

49. Содержательные теории мотивации.

50. Процессуальные теории мотивации.

51. Стратегии, методы и стили разрешения конфликта.

52. Поведенческий подход в менеджменте.

53. Основные подходы в понимании происхождения лидерства.

54. Процессный подход в менеджменте.

55. Исследование стилей лидерства в школе групповой динамики.

56. Профессиональные и командные роли.

57. Ситуационные теории лидерства.

58. Управление менеджером своей нагрузкой и своим временем.

59. Баланс власти руководителя и подчиненного.

60. Психологические требования к личности руководителя.

61. Структура и динамика развития конфликта.

62. Основные источники власти.

63. Влияние стиля руководства на развитие взаимоотношений в коллективе.

64. Понятие социально-психологического климата коллектива.

65. Стадии развития группы.

66. Организационная культура.

67. Доктрина человеческих отношений.

68. Управление стрессом.

69. Групповая динамика.

70. Особенности менеджмента в государственной службе.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Основная литература

1. Веснин В.Р., Основы менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2011.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах. Учебник – СПб.: Питер, 2011.

2. Белбин Р.М. Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу. – Лондон. Роттердам – Москва: Кивитс, 2012.

3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.

4. Болмэн Ли Дж., Терренс Е. Рефрейминг организаций. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2010.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Экономист, 2010.

6. Галкина Т.И. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2011.

7. Дафт Р.Л. Менеждмент. Учебное пособие, 8-изд, - СПб.: Питер, 2011.

8. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2010.

9. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. введение в психологию бизнеса: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012.

10. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2010.

11. Классики менеджмента. Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2010.

12. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. – М., 2009.

13. Кетс де Врис М. Мистика лидерства. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.

14. Лидеры об управлении / Под ред. М.Д. Эшби и Ст. Майлза. – М.: Олимп – Бизнес, 2011.

15. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2011.

16. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра-М, 2010.

17. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2011.

18. Миронов В.В., Зуб А.Т. Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов исполнительной власти. – М.: Современные тетради, 2011.

19. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.

20. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2009.

21. Оучи У. Методы организации производства: японский и амери-канский подходы. – М.: Наука, 1993.

22. Питерс Т. Представьте себе! – СПб.: Стокгольмская школа эконо-мики, 2010.

4. Райченко А.В. Общий менеджмент. Учебник – М.: Инфра-М, 2009.

23. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2012.

24. Съедин С.И. Формирование управленческой команды руководителем таможенного подразделения. – М.: РИО РТА, 2010.

25. Ткаченко И.Е., Колобова И.Н. Внутренние и внешние коммуникации таможенной службы Российской Федерации: состояние, управление, перспективы развития. – М.: РИО РТА, 2010.

26. Томпсон А.А. Создание команды. – М.: Вершина, 2006.

27. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2011.

28. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Поппури, 2010.

29. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.С. Прошнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра – М, 2010.

30. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2011.

31. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. – СПб.: Питер, 2010.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по самостоятельной работе студентов

и проведению практических занятий

 

 

Дисциплина: «Общий и таможенный менеджмент»

(Раздел I «Общий менеджмент»)

 

 

 

Автор

Ирина Михайловна Трофимова

 

Издано в авторской редакции

Печатается с готового оригинал-макета,

представленного кафедрой управления

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.03 с.)