Тема 1.3. Внешняя и внутренняя среда организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.3. Внешняя и внутренняя среда организации



I. Задания для самостоятельной работы

1. Дать определение организации, уяснить различия между «формальной» и «неформальной» организацией.

2. Рассмотреть основные модели организаций.

3. Уяснить сущность внутренней среды организации: цели, задачи, структуры, технологии, трудовые ресурсы.

4. Рассмотреть внешнюю среду организации, основные факторы воздействия (прямые и косвенные).

5. Составить перечень принципов, требования которых следует учитывать при анализе факторов внешней и внутренней среды.

6. Подготовить доклад по теме «Роль технологии во внутренней среде организации».

7. Подготовить доклад по теме «Классификация технологий по Дж. Вудворд и Дж. Томпсону».

 

II. План семинарского занятия

1. Внешняя среда организации.

2. Среда прямого и косвенного воздействия.

3. Внутренняя среда организации и ее основные компоненты.

4. Заслушивание докладов:

4.1. «Роль технологии во внутренней среде организации»;

4.2. «Классификация технологий по Дж. Вудворд и Дж. Томпсону».

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

В результате подготовки к практическому занятию должно сформироваться понимание организации как открытой системы, имеющей внутреннюю среду и внешнее окружение. Как факторы внешней среды, так и факторы внутренней среды существенным образом влияют на деятельность организации.

Следует иметь в виду, что значение этих факторов не остается неизменным. В современных условиях глобализации и интеграции возрастает роль внешней среды, в частности, политических и международных факторов, а глобализация экономических процессов переносит конкуренцию на международную арену.

При рассмотрении факторов внутренней среды организации следует обратить внимание на их органическую взаимосвязь. На конкретных примерах нужно уметь это проиллюстрировать, показать, как изменение одного из факторов влечет за собой соответствующие изменения других факторов.

На этой позиции следует основываться и при подготовке докладов: «Роль технологии во внутренней среде организации», «Классификация технологий по Дж. Вудворд и Дж. Томпсону».

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Веснин В.Р., Основы менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2011.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2010.

2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2011.

3. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.

4. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2010.

5. Питерс Т. Представьте себе! – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2010.

 

Тема 1.4. Функции управления

Планирование как функция менеджмента.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции на данную тему.

2. Уяснить роль планирования в деятельности организации и его сущность.

3. Определить значение миссии и ее выбор.

4. Из рекомендованной литературы выписать примеры формули-ровок миссии различных организаций.

5. Охарактеризовать основные этапы планирования.

6. Рассмотреть методы и организационные формы планирования.

7. Сравнить два подхода к установлению целей – традиционный и управление по целям.

8. Изучить процесс стратегического планирования и его основные элементы.

9. Уяснить значение, сущность и методику проведения SWOT-анализа.

10. Изучить основные модели стратегического планирования.

 

II. План семинарского занятия

1. Процесс стратегического планирования и его основные элементы.

2. Анализ и оценка внешней и внутренней среды и прогнозирование ее развития.

3. Выявление, анализ и оценка стратегических альтернатив.

4. Основные модели стратегического планирования.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При изучении данной темы рекомендуется остановиться на классификации целей и осуществлении миссии, так как роль миссии заключается в определении направления и ориентиров в формулировке целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Важно уяснить связь стратегического планирования с процессом принятия управленческих решений. В ходе стратегического планирования вырабатываются миссия и цели организации, производится анализ и оценка внешней среды, изучаются сильные и слабые стороны организации, разрабатываются стратегические альтернативы, выбирается, реализуется и оценивается стратегия.

На основе изучения сильных и слабых сторон организации, а также внешних возможностей и угроз руководством осуществляется выбор соответствующей стратегической альтернативы (ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание).

Стратегический план должен быть реализован, следовательно, необходимо выстроить процесс реализации стратегического плана. Основными компонентами формального планирования являются политика, тактика, процедуры и правила.

Если теоретики и практики управления приоритетной функцией считают планирование, то второе по значимости место отводят контролю. Следует уделить внимание методам согласования планирования и процесса контроля.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Веснин В.Р., Основы менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2011.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2010.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2010.

2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2011.

3. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2011.

4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.И. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 2010.

Функция организации

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции.

2. Уяснить сущность и содержание организации как функции менеджмента.

3. Из рекомендованной литературы выписать определения основных понятий: организация, делегирование, ответственность, полномочия (линейные и аппаратные), норма управляемости, скалярная цепь. Уметь раскрыть содержание этих понятий.

4. Уяснить различие линейных и аппаратных полномочий.

5. Охарактеризовать виды аппаратных полномочий и основания для их применения.

6. Дать определение организационной структуры и схемы.

7. Объяснить, почему организационная структура и схема имеют такое большое значение для организации.

8. Охарактеризовать механистические и органические схемы организации.

9. Рассмотреть основные типы организационных структур.

10. Описать концепцию обучающейся организации.

 

II. План практического занятия

1. Практикующее упражнение «Моделирование организации».

2. Групповая дискуссия по результатам упражнения

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При изучении темы необходимо уяснить, что делегирование полномочий является основным процессом, с помощью которого выстраиваются линии взаимодействия в организации. Необходимо понимать, что должностные полномочия, определяя отношения «руководитель – подчиненный», дают начальнику ограниченное право применять власть. Это власть над исполнителем, но не над личностью.

Следует обратить внимание на сущность понятия «норма управляемости», так как норма управляемости во многом определяет, сколько иерархических уровней и менеджеров будет в организации.

При изучении организационной структуры и схемы следует уяснить, что, благодаря им, четко определяются задачи управленческого персонала (разделение рабочих заданий, разработка логичной схемы выполнения отдельных видов работ, налаживание каналов связи, выработка механизмов координации и т.д.).

Необходимо уделить внимание основным элементам организационной структуры: специализации рабочих заданий, департаментализации, командной цепочке, норме управляемости, централизации и децентрализации, формализации.

Следует понять, что организационная схема зависит от четырех адаптивно-ситуационных факторов: стратегии организации, ее размера, используемой ею технологии и характеристик внешней среды, в которой она функционирует. Необходимо уяснить достоинства и недостатки организаций механистического и органического типа.

Обучающейся называется организация, которая выработала способность к непрерывной адаптации к изменению, т.к. все ее члены участвуют в принятии решений и активно проводят их в жизнь. Сотрудничество в организации достигается сведением к минимуму имеющихся в ней структурных и физических границ. Поддерживается дух коллективизма. Происходит свободный обмен информацией и ее свободное использование.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Веснин В.Р., Основы менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2011.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Экономист, 2010.

2. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2010.

3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2011.

4. Робинс С., Коултер М. Менеджмент. – М.: Вильямс, 2012.

5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.И. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 2010.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.017 с.)