Тема 1. 6. Групповая динамика и лидерство в менеджменте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 6. Групповая динамика и лидерство в менеджменте



Групповая динамика

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции.

2. Объяснить, что понимается под термином «групповая динамика».

3. Определить и объяснить контекстуальные и внутренние факторы, влияющие на эффективность работы группы.

4. Назвать и охарактеризовать стадии развития группы.

5. Описать модели взаимодействия в группе.

6. Назвать и охарактеризовать техники структурирования групповой работы.

7. Определить отличие команды от группы.

8. Определить достоинства и недостатки принятия групповых решений.

II. План практического занятия

1. Деловая игра «Формирование управленческой команды».

2. Анализ результатов игры.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При проработке материала следует исходить из того, что люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности. Необходимо обратиться к теориям мотивации и уяснить, какие потребности может удовлетворить работник через группу.

В то же время организацию можно представить как совокупность определенным образом организованных групп.

В группах ее члены выполняют различные роли. Роль – это набор поведенческих схем и шаблонов, ожидаемых от работников. В группах вырабатываются нормы поведения, т.е. стандарты, принятые всеми членами группы. Необходимо уяснить специфику функциональных и командных ролей. Функциональные роли связаны с исполнением должностных обязанностей, а командные – с процессами командообразования.

Очень важен процесс становления группы. Необходимо уяснить последовательность и особенности каждого этапа развития группы.

Следует обратить внимание на процесс принятия группового решения, на его достоинства и недостатки.

В результате освоения темы необходимо понять, что команды становятся все более популярными в современных организациях, т.к. способствуют формированию корпоративного духа, обогащают процесс принятия решений, позволяют направить групповые процессы на пользу организации, высвобождают время руководителя для решения стратегических задач.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Веснин В.Р., Основы менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2011

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Галкина Т.И. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2011.

2. Съедин С.И. Формирование управленческой команды руководителем таможенного подразделения. – М.: РИО РТА, 2010.

3. Томпсон А.А. Создание команды. – М.: Вершина, 2010.

Лидерство в менеджменте

I. Задания для самостоятельной работы

1. Объяснить, в чем заключается отличие между менеджерами и неформальными лидерами.

2. Описать, что представляет собой теория лидерских качеств.

3. Описать стили лидерства по К. Левину.

4. Описать ситуативную модель лидерства Ф. Фидлера.

5. Дать описание модели Блейка и Моутон. Какой стиль руководства эти исследователи считали самым эффективным.

6. Описать континуум Танненбаума – Шмидта.

7. Охарактеризовать основные различия между руководителем по теории «Х» и по теории «У».

8. Кратко охарактеризовать новые подходы в изучении лидерства.

 

II. План практического занятия

1. Применение опросника, выявляющего ориентацию руководителя на задание и людей.

2. Групповая дискуссия по результатам опросника.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

 

Необходимо определить отличие менеджера от лидера: власть менеджера – это власть должности, власть лидера – власть авторитетной личности.

Следует уяснить, как развивались взгляды на происхождение лидерства (теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, современные теории лидерства): от одномерных к многомерным подходам.

Необходимо понять сущность каждой из изучаемых теорий лидерства. Эти теории рассматривают проблему лидерства с различных сторон, каждая из них вносит свой вклад в понимание лидерства.

Важно уяснить, что не существует наилучшего стиля лидерства, подходящего для всех руководителей и всех ситуаций. Выбор эффективного стиля лидерства определяется характеристиками четырех факторов: руководителя, подчиненных, задачи, ситуации.

Следует уделить внимание и новым теориям лидерства: атрибутивное лидерство, харизматическое лидерство, лидерство на основе видения.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2011.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Болмэн Ли Дж., Терренс Е. Рефрейминг организаций. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2010.

2. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2011.

3. Кетс де Врис М. Мистика лидерства. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.

4. Лидеры об управлении / Под ред. М.Д. Эшби и Ст. Майлза. – М.: Олимп – Бизнес, 2011.

5. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.

6. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Поппури, 2010.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.009 с.)