Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность: 080115 «таможенное дело»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ОБЩИЙ И ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Специальность: 080115 «Таможенное дело»
Москва Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
«Общий и таможенный менеджмент»
Специальность: 080115 «Таможенное дело»
Москва Автор: И.М. Трофимова, доцент кафедры управления, кандидат психологических наук, доцент.
Ответственный за выпуск В.В. Макрусев, заведующего кафедрой управления, доктор физико-математических наук, профессор
Рецензенты: Г.А. Войтешонок, декан факультета таможенного дела Российской таможенной академии, доктор экономических наук; Ю.В. Гуськов, заведующий кафедрой экономической теории и управления; ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт», доктор политических наук, профессор.
Программа одобрена на заседании кафедры (протокол от «20» апреля 2012 г. № 7) © Российская таможенная академия, 2012 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.Ф.04 «Общий и таможенный менеджмент» входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин. Для ее изучения необходимо обладать знаниями, полученными при изучении таких дисциплин, как «Основы системного анализа и управления в таможенном деле», «Экономическая теория», «Психология и педагогика». Целями преподавания дисциплины «Общий и таможенный менеджмент» являются: - привитие студентам системного видения организации, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента; - формирование у обучающихся общих представлений о таможенном деле как объекте управления, о направлениях и проблемах его развития, совершенствование знаний в области теории управления таможенными системами и процессами, повышение компетентности обучающихся на основе практического освоения современных методов и технологий принятия управленческих решений. Задачами изучения дисциплины являются: - изучение истории развития менеджмента, рассмотрение основных принципов и функций управленческой деятельности, закономерностей, методов управления организацией; - изучение типов организаций по взаимодействию с внешней средой и человеком, а также видов организационных структур и тенденций их эволюции в рыночной экономике; - рассмотрение основ организационного поведения, методов управления конфликтами, принятия управленческих решений, мотивирования и стимулирования персонала; - рассмотрение таможенного дела в виде сложно структурированной, многопараметрической, эволюционирующей таможенной системы, таможенного института, таможенной организации, процесса; - анализ принципов и методов проектирования организационных структур и организационной культуры; - рассмотрение основ организационного поведения, методов управления конфликтами, построения коммуникационных связей и отношений, принятия управленческих решений, мотивирования и стимулирования персонала; - развитие у студентов теоретического мышления в области управления таможенными системами; - изучение и практическое применение современных методов, инструментальных средств и технологий принятия управленческих решений.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общий менеджмент Менеджмент: вид деятельности и система управления. Развитие теории и практики менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент; социофакторы и этика менеджмента; связующие процессы в менеджменте; модели и методы принятия управленческих решений; природа и состав функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль; групповая динамика и лидерство; власть и влияние; конфликты и стрессы, пути их преодоления; стиль и культура менеджмента; факторы эффективного менеджмента.
Таможенный менеджмент Традиционные и инновационные подходы и модели управления таможенными органами. Организация и система управления в таможенных органах Российской Федерации. Особенности управления в таможенных органах: понятие об управлении, принципы, методы и функции управления. Структура управления: органы, кадры и технические средства управления. Процесс управления в таможенных органах: понятие о процессе управления, аспекты и свойства процесса управления; анализ и оценка таможенной оперативно-служебной обстановки; принятие управленческих решений; организационное планирование; организация и регулирование; контроль как функция управления. Специфические функции управления таможенной деятельностью. Актуальные проблемы совершенствования управления в таможенных органах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ По завершении изучения дисциплины слушатель должен: а) знать: - общие положения теории менеджмента, его цели, методы и принципы, отечественный и зарубежный опыт в области управления, сущность организации, ее признаки, роль коммуникаций в процессе управления, принципы принятия и реализации управленческих решений, основные функции менеджмента, преимущества и недостатки основных видов организационных структур, принципы их построения, принципы взаимодействия человека и организации, основы группового поведения и управления конфликтами,факторы эффективности управленческой деятельности; - основные разделы учебной дисциплины; - системные факторы (вызовы и угрозы) и проблемы развития сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности; - базовые положения административной реформы государственного управления, международных рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли ВТО, концепции развития таможенных органов России, административных регламентов государственных таможенных услуг в их взаимосвязи; - основные положения теории систем, институциализации, таможенного менеджмента, управления рисками, управления государственными услугами; - традиционную модель управления в таможенных органах России, современные тенденции и практические решения по внедрению в практику государственного управления принципов, методов и технологий современного менеджмента; б) уметь: - определять и описывать характеристики основных элементов системы управления; - выявлять управленческие проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; - выбирать и формулировать цели, стоящие перед организацией; - обнаруживать многофакторное воздействие внешнего и внутреннего окружения на определение целей и стратегии организации в ее взаимодействии с этим окружением; - ориентироваться в современном теоретико-методологическом инструментарии анализа, подготовки и принятия решений по управлению таможенными органами; - формулировать проблемы, управленческие задачи и инструментально разрабатывать их решения с учетом факторов риска и неопределенности для таможенных объектов различной сложности (отдел, таможенный пост, таможня и т.п.); - осуществлять инструментальную разработку практических решений (индивидуальных и групповых) по совершенствованию таможенного органа по различным направлениям его деятельности; - применять на практике инструментальные средства по формированию программ модернизации и развития таможенных объектов; в) владеть навыками: - самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; - профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности в области управления; - технологиями совершенствования организации и управления; - по применению положений современных теорий менеджмента (институциализации, управления государственными услугами, ситуационного управления и др.) в процессе управления в таможенном деле; - по выбору инструментальных средств для решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений в таможенном деле; - по позиционированию и анализу существующего таможенного органа (отдела, функционального направления деятельности, кадрового обеспечения и т.п.); - по инструментальному экспертному анализу практических управленческих решений; - по анализу и разработке программ модернизации и развития таможенных органов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ заочное обучение
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль 1. Общий менеджмент Тема 1.1. Предмет и содержание современного менеджмента: система понятий, основные проблемы и принципы Основные подходы к определению феномена «менеджмент». Категориальный аппарат современного менеджмента. Организация: виды, общие характеристики. Управление: понятие, функции, принципы, уровни. Соотношение менеджмента и предпринимательства, отношения собственности и управления производством. Менеджмент как управление производством и как управление людьми. Менеджмент как рациональный феномен и как искусство. Менеджмент: вид деятельности и система управления. Сущность, цели, задачи и принципы менеджмента. Объект и предмет изучения науки менеджмента. Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений. Многообразие ролей менеджера в современной организации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Основная 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011. 2. Веснин. В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2010. Дополнительная 3. Артур А. Томпсон-мл. и А.Дж. Стрикленд III Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа – М.: Изд. дом «Вильямс», 2011. 4. Андреев А.Ф., Макрусев В.В. Основы теории управления: Курс лекций. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2009. 5. Андреев А.Ф., Макрусев В.В. Основы системного анализа в таможенном деле: Курс лекций. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2010. 6. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник. – СПб.: Питер, 2009[*]. 7. Барамзин С.В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества процессов и результатов): Монография. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2009. 8. Бурдин В.Е. Риски в управлении: Учебное пособие. – М.: РИО РТА, 2008. 9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008*. 10. Дафт Р.Л. Менеджмент. Учебное пособие, 8-е изд. – СПб.: Питер, 2011. 11. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. – М.: РИО РТА, 2010. 12. Дианова В.Ю., Павленко О.А. Управление развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей: Монография. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2009. 13. Жирков Р.П. Социально-психологический мониторинг таможенного персонала: Учебное пособие. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2008. 14. Ершов А.Д., Черных В.А. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение: Учебное пособие. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2009. 15. Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник. – СПб.: Питер, 2009*. 16. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. 17. Макрусев В.В. Основы системного анализа: Учебник. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2010*. 18. Макрусев В.В., Маркина О.В. Таможенный менеджмент: Рабочая тетрадь. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2010. 19. Макрусев В.В., Сафронов А.В. Государственные таможенные услуги: монография. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2008. 20. Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф. Основы управления таможенными органами России: Учебник / под общей ред. В.А. Черных. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2010*. 21. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Изд.дом «Вильямс», 2011. 22. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. – СПб.: Птер, 2011. 23. Основы организации тылового обеспечения таможенных органов и учреждений ФТС России: Учебное пособие. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2009*. 24. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2009. 25. Управление таможенным делом: Учебное пособие / под общ. ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных. – СПб.: Троицкий мост, 2010 (гриф УМО).
Методические рекомендации 1. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: издательство Российской таможенной академии, 2010. 2. Макрусев В.В., Дианова В.Ю., Кириллов Г.Л., Маркина О.В. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Общий и таможенный менеджмент». – М.: РИО РТА, 2009. Программное обеспечение 1. Стандартные офисные программы Office 2007. 2. Операционная система Windows XP. 3. Программы сети Интернет. 4. Интернет-ресурсы: - www.customs.ru (сайт ФТС России); - www.aup.ru (Административно-управленческий портал); - www.eup.ru (Образовательный портал); - www.ecsocman.edu.ru (Образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту); - www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент); - www.tsouz.ru (сайт Комиссии таможенного союза); 5. Презентации Power Point. 6. Тестовые задания. 5. Тренинги и деловые игры. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. Студенту для получения 100 баллов в семестре, заканчивающемся зачетом, необходимо набрать 80 баллов по результатам текущего контроля знаний и 20 баллов – за зачет, а в семестре, заканчивающемся экзаменом, соответственно, 70 и 30 баллов. Диапазон баллов для оценивания видов аудиторной и самостоятельной работы студентов (текущий и промежуточный контроль знаний), а также способы их контроля приведены в таблице 1. Таблица 1 Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов, способы их контроля и диапазон баллов для их оценивания
* в I, II семестре идентичны
ДИСЦИПЛИНЫ Преподавание дисциплины нацелено на формирование у студентов системных представлений о теории и практике управленческой деятельности, общих и специальных знаний в области управления таможенным делом, умению принимать управленческие решения на основе традиционных и инновационных подходов, моделей и методов. Изучение студентами курса предполагает их определенное знакомство с важными положениями ученых, принадлежащих к разным направлениям и школам общего и таможенного менеджмента. Это позволит лучше понять сложность и пути решения научных и практических проблем. Основными формами работы студентов является посещение лекций и работа на практических занятиях (разбор и решение задач, проведение групповых игр, тренингов и тестирования), выполнение домашних и контрольных заданий. Учебный курс предполагает систематическую самостоятельную работу студентов, направленную на углубленное изучение дисциплины, на познание общей и специальной теории управления и методов ее практической реализации. Самостоятельная работа студентов состоит в выполнении следующих видов работ: проработка лекционного материала, конспектирование рекомендованной литературы, подготовка докладов и сообщений к занятиям, выполнение курсовой работы, подготовка к сдаче зачета и экзамена. Для успешного усвоения учебной программы обучающимся необходимо принять непосредственное участие в групповых упражнениях, ролевых играх, тренингах по экспертно-аналитическому моделированию. Сущность подготовки к сдаче зачета и экзамена заключается в повторном прочтении учебного материала по недостаточно усвоенным разделам. Студент, используя рекомендованную по дисциплине литературу, должен обратиться к соответствующим разделам и изучить их. Целесообразно практиковать письменное изложение отдельных вопросов, подготовку конспектов или тезисов по тематике дисциплины, выписки цитат изучаемого материала, составление вспомогательных схем и таблиц. Усвоение дисциплины должно способствовать подготовке специалистов в сфере таможенного дела с новым управленческим мировоззрением, ориентированных на человеческий фактор, способных принимать эффективные решения в новых экономических условиях. Данная программа призвана помочь студентам в усвоении изучаемой дисциплины, сконцентрировать их внимание на актуальных проблемах управления в разрезе вопросов каждой темы курса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Общий и таможенный менеджмент»
Специальность: 080115 «Таможенное дело»
Автор: Ирина Михайловна Трофимова
Издано в авторской редакции
[*] Издания с грифом Министерства образования Российской Федерации (УМО) Кафедра управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ОБЩИЙ И ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Специальность: 080115 «Таможенное дело»
Москва Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
«Общий и таможенный менеджмент»
Специальность: 080115 «Таможенное дело»
Москва Автор: И.М. Трофимова, доцент кафедры управления, кандидат психологических наук, доцент.
Ответственный за выпуск В.В. Макрусев, заведующего кафедрой управления, доктор физико-математических наук, профессор
Рецензенты: Г.А. Войтешонок, декан факультета таможенного дела Российской таможенной академии, доктор экономических наук; Ю.В. Гуськов, заведующий кафедрой экономической теории и управления; ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт», доктор политических наук, профессор.
Программа одобрена на заседании кафедры (протокол от «20» апреля 2012 г. № 7) © Российская таможенная академия, 2012 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.Ф.04 «Общий и таможенный менеджмент» входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин. Для ее изучения необходимо обладать знаниями, полученными при изучении таких дисциплин, как «Основы системного анализа и управления в таможенном деле», «Экономическая теория», «Психология и педагогика». Целями преподавания дисциплины «Общий и таможенный менеджмент» являются: - привитие студентам системного видения организации, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента; - формирование у обучающихся общих представлений о таможенном деле как объекте управления, о направлениях и проблемах его развития, совершенствование знаний в области теории управления таможенными системами и процессами, повышение компетентности обучающихся на основе практического освоения современных методов и технологий принятия управленческих решений. Задачами изучения дисциплины являются: - изучение истории развития менеджмента, рассмотрение основных принципов и функций управленческой деятельности, закономерностей, методов управления организацией; - изучение типов организаций по взаимодействию с внешней средой и человеком, а также видов организационных структур и тенденций их эволюции в рыночной экономике; - рассмотрение основ организационного поведения, методов управления конфликтами, принятия управленческих решений, мотивирования и стимулирования персонала; - рассмотрение таможенного дела в виде сложно структурированной, многопараметрической, эволюционирующей таможенной системы, таможенного института, таможенной организации, процесса; - анализ принципов и методов проектирования организационных структур и организационной культуры; - рассмотрение основ организационного поведения, методов управления конфликтами, построения коммуникационных связей и отношений, принятия управленческих решений, мотивирования и стимулирования персонала; - развитие у студентов теоретического мышления в области управления таможенными системами; - изучение и практическое применение современных методов, инструментальных средств и технологий принятия управленческих решений.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общий менеджмент Менеджмент: вид деятельности и система управления. Развитие теории и практики менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент; социофакторы и этика менеджмента; связующие процессы в менеджменте; модели и методы принятия управленческих решений; природа и состав функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль; групповая динамика и лидерство; власть и влияние; конфликты и стрессы, пути их преодоления; стиль и культура менеджмента; факторы эффективного менеджмента.
Таможенный менеджмент Традиционные и инновационные подходы и модели управления таможенными органами. Организация и система управления в таможенных органах Российской Федерации. Особенности управления в таможенных органах: понятие об управлении, принципы, методы и функции управления. Структура управления: органы, кадры и технические средства управления. Процесс управления в таможенных органах: понятие о процессе управления, аспекты и свойства процесса управления; анализ и оценка таможенной оперативно-служебной обстановки; принятие управленческих решений; организационное планирование; организация и регулирование; контроль как функция управления. Специфические функции управления таможенной деятельностью. Актуальные проблемы совершенствования управления в таможенных органах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ По завершении изучения дисциплины слушатель должен: а) знать: - общие положения теории менеджмента, его цели, методы и принципы, отечественный и зарубежный опыт в области управления, сущность организации, ее признаки, роль коммуникаций в процессе управления, принципы принятия и реализации управленческих решений, основные функции менеджмента, преимущества и недостатки основных видов организационных структур, принципы их построения, принципы взаимодействия человека и организации, основы группового поведения и управления конфликтами,факторы эффективности управленческой деятельности; - основные разделы учебной дисциплины; - системные факторы (вызовы и угрозы) и проблемы развития сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности; - базовые положения административной реформы государственного управления, международных рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли ВТО, концепции развития таможенных органов России, административных регламентов государственных таможенных услуг в их взаимосвязи; - основные положения теории систем, институциализации, таможенного менеджмента, управления рисками, управления государственными услугами; - традиционную модель управления в таможенных органах России, современные тенденции и практические решения по внедрению в практику государственного управления принципов, методов и технологий современного менеджмента; б) уметь: - определять и описывать характеристики основных элементов системы управления; - выявлять управленческие проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; - выбирать и формулировать цели, стоящие перед организацией; - обнаруживать многофакторное воздействие внешнего и внутреннего окружения на определение целей и стратегии организации в ее взаимодействии с этим окружением; - ориентироваться в современном теоретико-методологическом инструментарии анализа, подготовки и принятия решений по управлению таможенными органами; - формулировать проблемы, управленческие задачи и инструментально разрабатывать их решения с учетом факторов риска и неопределенности для таможенных объектов различной сложности (отдел, таможенный пост, таможня и т.п.); - осуществлять инструментальную разработку практических решений (индивидуальных и групповых) по совершенствованию таможенного органа по различным направлениям его деятельности; - применять на практике инструментальные средства по формированию программ модернизации и развития таможенных объектов; в) владеть навыками: - самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; - профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности в области управления; - технологиями совершенствования организации и управления; - по применению положений современных теорий менеджмента (институциализации, управления государственными услугами, ситуационного управления и др.) в процессе управления в таможенном деле; - по выбору инструментальных средств для решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений в таможенном деле; - по позиционированию и анализу существующего таможенного органа (отдела, функционального направления деятельности, кадрового обеспечения и т.п.); - по инструментальному экспертному анализу практических управленческих решений; - по анализу и разработке программ модернизации и развития таможенных органов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма обучения)
|