Общая характеристика методов и приемов воспитания. Классификация методов воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика методов и приемов воспитания. Классификация методов воспитания.



Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания: методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы стимулирования. Приемы воспитания, взаимосвязь методов и приемов. Проблема выбора метода воспитания. Продуктивное и непродуктивное взаимодействие педагога и воспитанника в различных педагогических ситуациях.

12. Воспитательная система: сущность и особенности. Общая характеристика воспитательных систем в практике начального образования.

Понятие «воспитательная система». Признаки воспитательной системы: целостность, структурность, иерархичность, самоорганизация, саморазвитие. Зависимость воспитательной системы от общества. Педагогическое творчество как условие развития воспитательной системы. Система воспитания В.А.Сухомлинского.

13. Воспитательная работа классного руководителя с детским коллективом. Общие требования к организации детского коллектива. Особенности работы с детским коллективом в начальной школе.

Понятие «коллектив», структура, закономерности формирования ученического коллектива. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива. Роль актива на различных этапах формирования детского коллектива. Проблемы взаимоотношения коллектива и личности. Педагогические требования к формированию детского коллектива.Формы работы классного руководителя с детским коллективом в начальном звене.

14.Нравственное воспитание личности: сущность, задачи, содержание. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Классики педагогики о сущности нравственного воспитания. Задачи, пути и средства нравственного воспитания. Основные идеи «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». Особенности нравственного воспитания младших школьников. Взаимосвязь эстетического, трудового и нравственного воспитания. Опыт нравственного воспитания в отечественной школе (на примере одной из воспитательных систем).

15. Школа как педагогическая система и объект управления. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.

Понятие педагогическая система, структурные и функциональные компоненты педагогической системы. Понятие управления и педагогического менеджмента. Принципы управления педагогическими системами. Основные функции педагогического менеджмента: целеполагание, планирова­ние, организация, регулирование и контроль в школьном образовательном процессе. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

ПСИХОЛОГИЯ

1. Проблема возраста и периодизация психического развития.

Понятие возраста, его виды. Основные подходы к описанию психического развития человека. Структура возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования. Периодизация психического развития детей (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Кризисы возрастного развития.

2. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Мотивы и мотивация деятельности. Мотивы учения, динамика мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Понятие деятельности. Основные виды деятельности. Потребности человека и мотивация деятельности. Структура деятельности. Действия, операции, движения и деятельность. Управление действием и контроль за его выполнением.

Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Психологическая характеристика потребностей и мотивов деятельности. Освоение способов выполнения деятельности. Знания, умения, навыки.

3. Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога.

Содержание и задачи социально-психологического обучения. Направления групп социально-психологического обучения. Тренинг, его виды в работе с младшими школьниками. Методы социально-психологического обучения: игротерапия, библиотерапия, драмотерапия, арттерапия.

4. Тестирование как исследовательский метод.

Психологические измерения и измерительные шкалы. Тестирование как исследовательский метод. Требования к психологическому тесту. Разновидности тестов, способы фиксации эмпирических данных и их обработки. Тестовые нормы. Области применения тестов. Этические требования к тестированию.

5. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребёнка младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребёнка. Развития личности ребёнка в образовательном процессе. Показатели сформированности социальной активности школьника. Тесты диагностики психического развития детей. Понятия «психологический запрос» и «психологический диагноз». Коррекционно-развивающее воздействие на младших школьников в образовательном процессе.

6. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность дошкольника. Сюжетно-ролевая игра, её компоненты. Развитие познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер. Психологические новообразования в дошкольном возрасте.

7. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Проблемы адаптации первоклассника к школе.

Сущность понятия «психологическая готовность к обучению в школе». Виды психологической готовности детей к обучению в школе, их характеристика. Трудности начального этапа учёбы в школе. Сложности адаптации первоклассника к условиям обучения в школе. Становление ученика как субъекта учения (учебной деятельности). Деятельность педагога по преодолению трудностей в учёбе и адаптации ребёнка к условиям обучения в школе.

8. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Особенности начального периода школьной жизни ребенка. Учение (учебная деятельность) как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте. Психологические новообразования младшего школьника и их учёт в образовательном процессе.

9. Мышление и воображение, их роль в образовательном процессе.

Общая характеристика мышления, его виды. Мыслительные операции. Общая характеристика воображения, его виды. Мечта как вид творческого воображения. Пути создания образов воображения. Мышление и воображение. Учение и воображение.

10. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе.

Общая характеристика памяти. Виды памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Формирование памяти в образовательном процессе. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Характеристика свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объём, распределение, переключение. Внимательность и рассеянность. Развитие внимательности в ходе обучения.

11. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры.

Общение как реализация общественных и межличностных отношений, опосредованное совместной деятельностью. Характеристика основных сторон общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Педагогическое общение, его функции. Стили и модели общения. Барьеры в педагогическом общении.

12. Эмоции и чувства. Психические состояния. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

Эмоции и чувства. Виды чувств. Эмоциональные психические состояния. Управление эмоциями, способы снятия психического напряжения. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

13. Характеристика свойств личности.

Темперамент: основные свойства, характеристика типов темперамента у школьников (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Характер: индивидуальные и типичные проявления. Роль темперамента и характера в учении. Способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющиеся в успешности и качестве выполнения деятельности. Влияние среды и генотипических особенностей в способностях. Общие и специальные способности. Задатки и способности. Понятие одаренности.

14. Психологические причины неуспеваемости младших школьников.

Усвоение знаний и учебная деятельность. Учебный предмет, содержание обучения, субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, их сотрудничество. Психологические причины неуспеваемости: не сформированность учебной мотивации, низкий уровень организации учебной деятельности, неблагоприятная психологическая обстановка в классе.

15. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, мотивы.

Образование и профессиональная педагогическая деятельность. Психологическая структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Педагогические способности и умения. Личность педагога. Имидж педагога. Профессионально значимые качества личности педагога. Профессиональная компетентность учителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.012 с.)